И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

ЕВРЕЙСКИЕ ПАРТИЗАНЫ - или "Из Гои"
Известный журналист Александр СТУПНИКОВ снял документальный фильм о Второй мировой войне. Автор обратился к теме, которая НИ РАЗУ не звучала. О еврейском партизанском движении в Европе; о том, как оно зародилось и как выживало; как не только нацисты, но и местные жители расправлялись с евреями. О событиях тех дней рассказывают очевидцы, которых Ступников разыскал в Беларуси, Литве, Польше, Словении.
 

 

                ЕВРЕЙСКИЕ ПАРТИЗАНЫ - или "Из Гои"                                          

                  

 

Из интервью АЛЕКСАНДРА Ступникова:
Я и раньше слышал о еврейских партизанских отрядах. И вдруг эта тема всплыла. Оказалось, что она совершенно не изучена, более того всегда замалчивалась. Даже на Западе более чем за полвека о еврейских партизанах никто ничего не снял. И написано очень мало. Все только вселенский плач о Холокосте! В коммунистических странах тема тем более не звучала. Более того, оказалось, что и еврейский истеблишмент почему-то "предпочитает" говорить только о жертвах и только вскользь о героизме и борьбе. У меня возник вопрос: "Почему?"
Со временем этих "почему" становилось все больше, и я начал работать. Сначала только в Беларуси.
Но потом понял, что еврейские партизаны здесь это часть общего Сопротивления, еврейского Сопротивления всей Европы. И всплыла тема даже не Холокоста, без которой невозможно говорить о еврейском Сопротивлении, а коллаборационистов. Так и пошло-поехало...
Во время войны евреи на самом деле неожиданно для себя оказались одни один на один со смертью и несправедливостью.
Пришла война и нацисты. И одни соседи начали убивать евреев, как в Балтии. Другие смотрели и отворачивались. А чтобы оправдаться перед собой, обвиняли евреев в коммунизме и во всех смертных грехах. Третьи спокойно забирали их имущество и вселялись в их дома. Четвертые сами не убивали, но собирали евреев в эшелоны и депортировали. Или поступали как болгары, которые своих евреев пятьдесят тысяч человек Гитлеру не отдали, но, будучи его союзником, оккупировали Македонию и Северную Грецию и всех тамошних евреев "преподнесли" немцам. И так далее...
В итоге миллионов людей как будто не было на этой земле. Только в Беларуси погибли 800 тысяч евреев. В Польше до войны их проживало более трех миллионов. А сегодня где-то шесть тысяч.
Те евреи, кому повезло выжить, кто был в подполье или ушел в партизаны, там тоже нередко оказывались одиноки. И в партизанах встречался антисемитизм, и не хотели принимать еврейских беженцев, и верили слухам немцев, что беженцы из гетто это засланные агенты. Всякое бывало. Но то, что было в Украине, Польше, странах Балтии просто кошмар. Я, например, и раньше встречал информацию о то, что, скажем, в Польше евреев не любили. Это не новость. Но то, что в Литве и Белоруссии еврейские партизаны погибали не только от рук немцев или полицаев, но и от рук польских партизан, меня удивило. И это были не единичные случаи. Иначе я бы на такие факты не клюнул.
Или, например, я впервые узнал, что из всех стран Восточной Европы, только в Белоруссии немцы не смогли поднять местное население на еврейские погромы и потому начали уничтожение сами. При помощи завезенных сюда карателей из соседних стран. То есть Холокост, который обычно валят только на немцев, "заслуга" не отдельных выродков, а, в сущности, та же коллективная вина (за исключением Белоруссии). Поэтому об этом стараются не говорить, поэтому антисемитизм жив и тлеет. До своего нового часа.
  Но почему сами евреи столько лет молчат об этом?
  Те, кого в годы войны убивали тысячами, тоже думали (и об этом говорится в фильме), что " такого" не может быть. Оказалось, все может быть.
Всю вину за геноцид свалили на немцев. Но посмотрите: даже в западных цивилизованных странах, когда евреев увозили "на переселение", в лагеря уничтожения, абсолютное большинство их соседей вздохнули спокойно. Имущество и дома-то остались. Есть где жить и спать! И можно повесить свою вывеску над лавочкой или мастерской.
Сегодня у грамотного человека нацистская пропаганда, списанная у русских черносотенцев, вызывает почти смех. Мне в фильме молодой нацист говорит, что большевизм это интернациональный жидизм. И ведь не он один так считает! И когда пришли сильные, когда казалось, что они победили, что это и есть новые хозяева новой Европы, очень многие тоже стали так же считать. И уничтожать, хапать, делать вид, что ничего не происходит. Я оставил этого парня в фильме только потому, что он сегодня вслух говорит то, что не так уж редко другие думают или говорят дома.
А вообще я просто влюбился в тех, с кем работал. За их открытость. За их мужество. За их волю к жизни. Мне было по-человечески здорово познакомиться и с этими людьми, и с честными историками. Я знаю, что ничего не могу изменить. Ну и что? Это не аргумент, чтобы молчать и смотреть, как старая зараза под разными другими соусами ползает снова.
  С какими трудностями пришлось сталкиваться в процессе работы? Возникали ли какие-то препятствия?
  Препятствий никаких и нигде не было. Ни в Беларуси, ни в странах Балтии, ни в Центральной Европе. Возникала чисто техническая проблема, когда я понял, что надо снимать в разных странах: я уже не мог обойтись только своими силами. Гостиницы, бензин, текущие расходы на поездку. Это стало давить. ТВ-съемки это прежде всего деньги и затраты. И немалые. Тогда я аккуратно обратился в три солидные еврейские конторы. Например, в не бедный Евроазиатский еврейский конгресс или, поддавшись советам друзей, к совладельцу крупного латышского "Парекс Банка". Даже не за финансированием, чтобы не напрягать, а за "содействием" просил "прикрыть" хотя бы несколько поездок в Литву, Латвию, Украину, Польшу. В ту же Словакию, где я нашел последнего еще живого командира еврейского партизанского отряда. Просто проект тянул из моего кармана больше, чем я предполагал. И я не успевал "пахать" на гонорары, чтобы вкладывать их в него. Великолепно ответил третий "корреспондент" по этому поводу председатель совета директоров одного балтийского банка и тоже большой еврейский активист.
  А где я буду в этом фильме? спросил он.
  А вы что, тоже были в партизанах? спросил я.
  Но если меня там не будет, то какой мне смысл? логично объяснил он и отказался.
И тогда мне стало легче. Я понял, что так же, как и мои герои (живые и погибшие), просто должен сделать то, что задумал. Как и они вопреки. Вопреки деньгам, равнодушию "баблового быдла", обывателю, мечущемуся между кухней, магазином и туалетом. Вопреки тому, что кому-то что-то не понравится. Вопреки растерянности, которую я видел у зрителей после нескольких просмотров.
  Какой эпизод, на ваш взгляд, стал самым ярким в фильме?
  Таких эпизодов много.
Люди почему-то были искренни перед камерой. Кто-то из интервьюируемых вспомнил, что среди десантников партизан, засылаемых их Москвы, особо примечал сибиряков. Очень светлые, исконно русские люди были напрочь лишены даже намека на антисемитизм. Или чистокровный еврей- разведчик в немецком вермахте, когда он говорил, что был близок к самоубийству, потому что ему казалось, что он мало делает для Родины. Или командир словацкого еврейского отряда почти в триста человек рассказывал о Словацком восстании, как это было, как они дружили, как там была рота из евреев-ортодоксов.
В фильме есть то, что не понравится кому-то в странах Балтии, в Польше, в Украине. Многое о чем не принято говорить. Я сознательно не стал нагнетать скандальность каких-то фактов или моментов. Что-то пришлось разжевать, потому что на Западе на самом деле не так много знают о той войне. И в этом нет ничего удивительного. У людей короткая память. Иначе бы веками не повторялось одно и то же. В Израиле очень мало или почти не знают даже о самом факте существования еврейских партизан.
Я сделал этот фильм, как увидел. Сделал так, как хотел показать своим детям. Сделал как подарок тем замечательным людям, с которыми встретился, пока над ним работал. Я ничего никому не доказываю этим фильмом, кроме себя самого. Есть древняя еврейская истина: "Если не ты за себя, то кто же? Но если ты только для себя, то зачем ты?" Значит, мне это было нужно. Разве может быть более серьезный стимул, чтобы жить и уважать себя?
См. также:
ТРИ ГОРОДА - ДВЕ СУДЬБЫ: ВАРШАВА - ЕДВАБНЕ - ЗИХРОН-ЯАКОВ
(Варшавское гетто)
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=768
"Борьба за "мир" - ЗА МИР БЕЗ ЕВРЕЕВ !!!" Пять историй про "Шалом Акбар"
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=718

=============================================
"Всякий, кто может удержать членов своей семьи, своих сограждан или весь мир от дурного поступка, но не делает этого, считается соучастником их греха. Даже при образцовом и безупречном собственном поведении ему первому вынесут приговор, если он не исполнит своего долга помощи современникам в исправлении их путей". (Талмуд, трактат Шабат 54б,55а)

 

Комментарии (0)

Оставить комментарий