И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Доверие

Пророк Амос сказал: «В тот день Я подниму упавшую хижину [сукка] Давида» (Амос 9:11). Царь Давид тоже использовал слово сукка: «В Иуде знают Б-га. Его имя велико в Израиле. В Салиме Его хижина, и Его обиталище на Сионе» (Псалмы 76:2–3).Этот стих из Амоса говорит о полном избавлении, когда Б-г явит миру Свою славу, величие и могущество. Следовательно, «упавшая хижина Давида» означает либо «царство Давида» (комментарий Таргум Ионатан на Амоса, там же) либо «упавшее царство Давида» (Раши, Сангедрин 97а, סוכת את ת״ה ). Более того, слова «в Иуде знают Б-га» показывают, насколько Б-г свят и велик (Мехилта бешалах, Месехте де-вайехи, 1):«Я ожесточу сердце фараона» (Исход 14:4): это учит, что когда Б-г наказывает народы, Его имя возвеличено на земле.

Сказано: «[В Иуде знают Б-га]…В Салиме Его хижина». Стиху «там Он сломал огненные древки лука»… предшествуют слова «в Иуде знают Б-га. Его имя велико в Израиле» (Псалмы 76:2–3).Мы можем задать вопрос: если речь идет о величии и силе Б-га, то почему Писание называет царство Б-га и Давида «хижиной»? Слово «хижина» ассоциируется с чем-то незначительным, временным. Как сказал Исаия: «Твоя страна опустела… чужеземцы пожирают твою землю в твоем присутствии… и дочь Сиона оставлена, как хижина [сукка] в винограднике» (Исаия 1:7–8). Гораздо логичнее смотрелась бы фраза «Я восстановлю дворец Давида», «в Салиме Его крепость», или «цитадель» – то есть,метафоры силы и власти.По этой же причине сложно понять молитву царя Давида: «Он прячет меня в Своей хижине в день бедствия» (Псалмы 27:5). Ибн Эзра комментирует: «Это Иерусалим, как в словах „в Салиме Его хижина“». Или вот что пишет Раши (там же): «Он прячет меня в Своем Святом Храме». И снова мы задаемся вопросом: почему Давид называет Иерусалим и Храм,эти символы Б-жьей силы, «хижиной»?А почему наши мудрецы включили в вечернюю молитву такие слова: «Распространи над нами Твою хижину мира?» Почему мы просим чего-то слабого и мимолетного, вместо того чтобы просить Б-жьей силы, например крепости, дворца или башни? Ответ заключается в том, что Тора и мудрецы преподают важный урок веры и доверия.

Слово сукка (хижина) происходит от סכך , что означает защиту и укрытие [ לכסות ] – в корне этого слова буквы те же, но изменен их порядок. Это видно в ряде стихов: «Он укроет (יסך) тебя Своими крыльями» (Псалмы 91:4); «Ты покрыл [סכותה ] мою голову в день битвы» (Псалмы 140:8); о Скинии в пустыне:«Защити   [ יסכית ] ковчег куском ткани» (Исход 40:3).От слова סכך (защита, в том числе от врага) происходит другое слово – סוכה , означающее шаткую, временную хижину. Это символизирует силу Израиля и спасение от врагов.Урок ясен: «Кто-то полагается на колесницы, кто-то – на коней, но мы будем призывать имя Г-да, нашего Б-га» (Псалмы 20:8); «Царь спасается не множеством войска, и сильный человек избавляется не великой силой» (Псалмы 33:16).

Если Израилю угрожает множество врагов, ему нечего боятся, если он полагается на Б-га. Вот почему силу и мощь Б-га символизирует, казалось бы, шаткая хижина.Об этом Ионафан сказал своему слуге, когда Израиль воевал с филистимлянами в милхемет мицва – обязательной войне: «Пойдем в лагерь этих необрезанных. Возможно, Г-дь сделает дело ради нас, ибо ничто не мешает Ему спасать через многих или немногих» (1 Самуила 14:6). Аса сказал похожие слова: «Г-ди, для Тебя не важно, помогать ли сильным или слабым» (1 Летопись 14:10. Это было до того, как он оставил Б-жьи пути).Именно хижина [сукка], символ слабости и временности, лучше всего символизирует всемогущество Б-га, Который не нуждается ни в крепости, ни в дворце. Б-г может отомстить народам и даровать победу даже шаткой хижине. Пророк Амос пишет: «В тот день Я подниму упавшую хижину Давида… Чтобы они смогли овладеть остатком Едома и всеми народами, на которых призвано Мое имя» (Амос 9:11–12).

Израиль выйдет из «хижины», чтобы унаследовать народы.В другом источнике мы читаем такие слова: «В тот день урожай Г-да будет прекрасен и славен, и плод земли будет прекрасен и красив для тех в Израиле, кто спасется… И будет хижина, чтобы укрыть в жару дня, и для убежища и покрова от бури и дождя» (Исаия 4:2, 6).Мецудат Давид (с. 6) содержит следующий комментарий: «Это метафорически указывает на то, что Б-г защитит их, так что враг не сможет их коснуться». Б-г заповедал Израилю соблюдать праздник Суккот: «Эти семь дней вы должны жить в хижинах. Все в Израиле должны жить в таких хижинах. Будущие поколения узнают, что Я повелел детям Израиля жить в хижинах, когда Я вывел их из Египта. Я Г-дь, ваш Б-г» (Левит 23:42–43).

Весь праздник – это символ абсолютной веры в Б-га и доверия к Нему. Сукка является видимым символом великих чудес. Впрочем, это одно большое чудо, ведь Б-г сорок лет защищал Израиль от врагов и тягот пустыни: «Это Он вел вас по великой, страшной пустыне, где были змеи, гадюки, скорпионы, жажда, и не было воды» (Втор. 8:15).Да, это было одно великое чудо протяженностью в сорок лет. И то, что Б-г смог совершить такое чудо, является самой лучшей причиной, почему мы должны всегда полагаться на Него. Рамбам объяснил (Море невухим III:50), почему в Торе так подробно описываются скитания Израиля:С первого взгляда, описание Торы путешествия Израиля выглядит избыточным. Чтобы мы так не думали, Тора сказала: «Моисей записал их остановки по пути, как приказал Г-дь» (Числа 33:2). Действительно, необходимость в этой записи была большой. Чудо бывает настоящим только для тех, кто видел его.Даже если чудо позже пересказывают, оно может разочаровать слушателя. Известно, что это невозможно, и даже немыслимо, чтобы чудо пребывало всегда для всего человечества.
Среди величайших чудес Торы – выживание Израиля в пустыне в течение сорока лет и ежедневное появление манны, тогда как в пустыне, по описанию Торы, были «змеи, гадюки, скорпионы и жажда, и не было воды» (Втор. 8:15).Она была удалена от цивилизации и не была естественным местом для человека.Это было «место без растений, инжира, винограда и граната, даже без питьевой воды» (Числа 20:5), а также «землей, через которую не проходил ни один человек, и где никто не жил» (Иер. 2:6). Тора заявляет: «Ты не ел хлеба и не пил вина» (Втор. 29:5). Все это – великие и явные чудеса.Б-г знал, что в будущем можно будет оспорить эти чудеса…

Следовательно, он развеял все подобные мысли, укрепив достоверность этих чудес, описав эти путешествия, чтобы в будущем люди видели их и понимали, насколько чудесно то, что человеческий род выжил в этих местах за сорок лет.Мудрецы говорят (Танхума, Мас’еи, 3):«Таковы приключения детей Израиля» (Числа 10:28): с чем это можно сравнить? С царем, у которого был болен сын, и он привез его на лечение. Когда они вернулись, царь начал перечислять все места, где они были, говоря: «Здесь мы спали, здесь было холодно, здесь у тебя болела голова». Также и Б-г сказал Моисею: «Перечисли им места, где они прогневили Меня».Моисей должен был перечислить все места, где Б-г охранял Израиль, – части одного большого чуда, при котором Б-г хранил целый народ сорок лет, несмотря на то что они постоянно восставали против Него.Чтобы мы всегда помнили о великой силе Б-га, Он заповедал нам жить в тех же самых хижинах, в которых наши предки обитали сорок лет в пустыне (Сукка 2а): «Тора говорит:„Все семь дней оставьте свои постоянные жилища и сидите во временных жилищах“». Там же, 11б: «„Я повелел детям Израиля жить в хижинах“ (Левит 23:43): „хижины“ относятся к облакам славы, согласно Р. Элиезеру, и настоящим хижинам, согласно Р. Акиве».
Б-г в прямом смысле слова дал им хижины. Это были шатры или палатки для временного проживания: «Вы жаловались в ваших шатрах» (Втор. 1:27); «Возвращайтесь в свои шатры» (Втор. 5:27). Уже один этот факт был достаточным основанием для учреждения праздника Суккот: он напоминал бы нам о чуде, о том, что мы сорок лет жили в пустыне в палатках и выжили. Однако Р. Элиезер пошел дальше и объявил: поскольку Б-г окружил евреев облаками славы, именно они охраняли Израиль в шатких палатках. Облака символизировали силу Б-га, Его способность защитить нас даже во временных жилищах. Мудрецы говорят (Танхума, Бешалах, 3):Было семь облаков славы… Одно на одной стороне, одно сверху, одно снизу,и одно шло перед ними. Последнее сравнивало холмы и поднимало долины, сжигало змей и скорпионов, расчищало и освобождало путь перед ними.Главный урок хижин в том, что мы должны полностью полагаться на Б-га, Который может защитить слабую сукку Израиля Своими облаками, так что нам не нужно бояться народов, змей, гадюк и скорпионов. Это было первой причиной для учреждения праздника Суккот, а второй причиной стал богоданный урожай.

Суккот стал для нас «временем радости», а радуемся мы потому, что полностью полагаемся на Б-га. Тот, кто доверяется Б-гу полностью, никогда не будет беспокоиться о пропитании и защите от врагов. (Царь Давид написал: «В Салиме [Шалеме] Его хижина», а не «в Иерусалиме». Он хотел подчеркнуть, что наша вера в способность Б-га спасать должна быть полной – шалем. Именно этим именем Б-г назвал Свой святой город Иерусалим, престол полного упования на Б-га.) По этой же причине наши мудрецы определили, что в первый день Суккот, а также в Шабат, который выпадает на промежуточные дни, мы читаем хафтарот о войнах Гога и Магога (Захария 14 и Иез. 38:39). Суккот и шатры – символ слабости, мимолетности и изгнания, символ неуверенности в завтрашнем дне. Когда мы покидаем наши постоянные дома,символизирующие Землю Израиля, и «отправляемся в изгнание» во временных жилищах, мы читаем места Писания о поражении Гога и Магога и народов, напавших на шаткую хижину Израиля и уничтоженных Владыкой славы, Всемогущим Б-гом.Важность доверия к Б-гу невозможно переоценить.

Да, жить в полном уповании на Б-га сложно, очень сложно. Опасности этого мира столь реальны, что даже праведные поддаются сомнениям и страху, и даже великие лидеры нашего народа претыкались. Царь Саул потерял свое царство, потому что не прошел испытание на полноту веры. Самуил дал ему указание, которое он должен был исполнить по восшествию на престол:«Спустись ко мне в Галгал, и я спущусь к тебе, чтобы вознести всесожжения… Семь дней ты должен ждать, пока я не приду к тебе и не скажу тебе, что ты должен делать» (1 Самуил 10:8).Б-г имел в виду, что в Галгале Саул должен был готовиться к войне против филистимлян. Когда израильтяне перешли Иордан, они пришли в Галгал, где обрезались, заключив завет верности с Б-гом. Б-г решил испытать Саула, чтобы проверить, будет ли он полностью полагаться на Него перед лицом опасностей:Филистимляне собрались, чтобы воевать с Израилем, тридцать тысяч колесниц, шесть тысяч всадников и людей как песка на морском берегу…

Когда люди Израиля увидели, что они в отчаянном положении – ибо люди были в отчаянии – тогда люди спрятались в пещерах, зарослях, норах и ямах. Некоторые из евреев перешли Иордан в землю Гада и Галаада, но Саул все еще был в Галгале…Он ждал семь дней, по времени, которое назначил Самуил; но Самуил не пришел в Галгал, и люди разбежались от него. Саул сказал: «Принесите мне жертвы всесожжения и мирные жертвы», и принес жертвы всесожжения. Как только он закончил приносить жертву всесожжения, пришел Самуил…Самуил спросил: «Что ты сделал?» – и Саул ответил: «Я увидел, что народ разбежался от меня и что ты не пришел в течение назначенных дней, и что филистимляне собрались в Михмасе. Тогда я сказал: „Сейчас филистимляне спустятся ко мне в Галгал, а я еще не попросил у Б-га расположения“. Тогда я заставил себя [нарушить свои собственные желания и Твои заповеди – Редак] и принес всесожжения». Самуил ответил: «Ты поступил глупо. Ты не сохранил заповеди Г-да, твоего Б-га, которые Он заповедал тебе, ибо Г-дь установил бы твое царство над Израилем навечно. Но теперь твое царство не продлится. Г-дь выбрал Себе человека по Своему сердцу [того, кто будет творить Его волю –Таргум Ионатан]» (1 Самуила 13:5–14).Б-г решил испытать Саула самым простым вопросом, который только может быть задан правителю Израиля: будет ли он полагаться на Б-га всем сердцем?

Самуил повелел Саулу идти в Галгал и ждать его семь дней, в то время как филистимляне начали стягивать большие силы. Израильтяне в страхе разбежались, армия пребывала в растерянности и панике. Когда наконец наступил седьмой день, а Самуила все еще не было, Саул из страха и недостатка доверия не стал ждать весь день до вечера, а принес жертву самостоятельно.Конечно, когда прибыл Самуил, Саул нашел, чем объяснить свой поступок. С какой-то точки зрения в его словах даже был смысл: филистимляне стягивали огромные войска, израильтяне разбегались – не мог же Саул идти на войну, не принеся жертву и не попросив Б-га о помощи. Однако несмотря на это Самуил объявил: «Ты поступил глупо. Ты не сохранил заповеди Г-да, твоего Б-га, которые Он заповедал тебе». Иными словами, Саул не выполнил заповедь упования на Б-га, потому что поддался страху.

Редак так объясняет слова Самуила:«Ты говоришь, что испугался. Поэтому ты восстал против слова Б-га и удалил Его доверие из своего сердца, потому что ты думал, что ты и Израиль не спаслись бы, если бы ты прождал дольше».Из этого случая мы извлекаем важнейший урок: когда Б-г дает нам заповедь, какой бы сложной, нереалистичной и нелогичной она нам ни казалась, как бы нам ни хотелось изменить или «улучшить» ее ради ее же исполнения, мы не должны отступать от заповеди ни на шаг. Путь Торы – это непоколебимая вера и следование Б-жьему слову в точности так, как оно дано.Хотя недоверие к Б-гу гибельно для праведника, эта заповедь чрезвычайно сложна.Неудивительно, что так много праведных евреев на ней преткнулись. Среди них был даже наш праотец Иаков (Танхума, Вайецеи, 2):«Ему приснилась лестница…» (Бытие 28:12): это учит нас тому, что Б-г показал Иакову князей Вавилонии, Мидии, Греции и Рима, поднимающихся и спускающихся, и Он спросил Иакова: «Иаков, почему ты не поднимаешься?» В тот момент Иакову стало страшно, и он сказал: «Как и все эти спускаются,должен ли я тоже спуститься?» Б-г ответил: «Если ты поднимаешься, то не спустишься». Однако Иаков не поверил Ему и не стал подниматься.Р. Шимон бен Юсина цитировал касательно этого отрывка: «Несмотря ни на что, они по-прежнему грешили и не верили в Его чудесные дела» (Псалмы 78:32). Как Израиль согрешил в пустыне, потому что ему не хватило веры, так же согрешил и Иаков, не поверив обещанию Б-га. Страху Иакова нет оправдания. В конце концов, заповедь доверять Б-гу применима только к тем ситуациям, когда возникает опасность. Несложно доверять Б-гу, когда тебе ничего не грозит.

Мудрецы комментируют: Б-г сказал ему: «Если бы ты поднялся по лестнице и поверил, ты бы никогда не спустился. Поскольку ты не поверил, твои наследники будут покорены этими четырьмя царствами здесь на земле, с них будут взимать налог на имущество и подушный налог».[См. также Вайикра раба, 29:2.]Позже Иаков снова проявил нехватку доверия, когда вышел навстречу Исаву. Б-г пообещал Иакову: «Вернись в землю твоих отцов, на твою родину, и Я буду с тобой» (Бытие 31:3). Однако «Иаков послал вестников к своему брату Исаву… твой слуга Иаков говорит…»(Бытие 32:4–5). Мудрецы комментируют (Берешит раба 75, 2):«Как мутный фонтан и грязный родник, так и праведник, уступающий нечестивому» (Притчи 25:26): Р. Иехуда, сын Р. Симона, сказал: «Как невозможно,чтобы фонтан замутился или родник загрязнился [т. е., если этого не сделает человек], так же невозможно, чтобы праведник отступил перед злым [если он не навлечет это на себя собственными действиями – в этом смысл стиха]: «Как мутный фонтан и грязный родник, так и праведник, отступающий перед нечестивым».Б-г сказал Иакову: «Исав шел своей дорогой, и ты послал ему сообщение, говоря: „Твой слуга Иаков говорит…“ (Бытие 32:5)».Б-г пообещал Иакову быть с ним, и если бы Иаков поверил Ему и не испугался Исава,Исав и дальше шел бы своей дорогой. Однако Иаков испугался и послал к Исаву послов,причем использовал раболепное выражение «твой слуга Иаков».

В Танхума яшан (Вайишлах,4) сказано: «„Иаков послал [вайишла] послов… к своему брату Исаву“ (Бытие 32:4): Б-г сокрушается: „Увы! [Вай!] Иаков послал послов к Исаву!“» Другой стих – «скажите моему господину Исаву» (32:5) – наши мудрецы комментируют так (Берешит раба 75:11): «Б-г сказал ему: „Ты унизился и назвал Исава «своим господином» восемь раз. Я клянусь, что сделаю так, что восемь его потомков станут царями до твоих потомков“».Следующие стихи помогают еще глубже понять проблему недостатка доверия:Он выбрал минха для своего брата Исава из того, что у него было с собой… Он отдал их своим слугам… Он сказал своим слугам: «Когда мой брат Исав встретит вас, он спросит: „Кому вы служите?“… Вы должны ответить:„Это принадлежит твоему слуге Иакову. Это минха моему господину Исаву“»…Иаков сказал сам себе: «Я завоюю его расположение с помощью минха, посланной вперед»… Он отправил минха вперед (Бытие 32:14, 17–19, 21–22).Минха означает подарок, а также приношение или молитву. Приношение минха состоит из растений (обычно это пшеница или ячмень), и в этом случае оно является не только даром, но и способом показать Б-гу полное доверие и готовность идти ради Него на жертвы.Мудрецы объясняют (Менахот 104б):Почему в случае минха говорится נפש , «душа»? [Если человек  [נפש ] приносит хлебную жертву Г-ду (Левит 2:1), то об ола, жертве всесожжения, говорится: „Когда один человек [ אדם ] приносит жертву Г-ду“ (Левит 1:2).] Б-г сказал: «Кто обычно приносит минха? Бедняк.

Я отнесусь к нему так, как будто он пожертвовал жизнь ради Меня».Бедняк не может принести в жертву животное; даже когда он жертвует муку, это стоит ему больших жертв. Да, вот истинная цель корбан, жертвы – приблизиться к Б-гу путем самопожертвования. Для бедняка принести немного муки равносильно смерти – однако он все равно это делает, возлагая свои заботы на Б-га. Название этого приношения – минха –происходит от слова נח , «ушедший», как будто бедняк умер.По этой же причине и молитва перед наступлением вечера также названа минха. Мудрецы задают вопрос (Берахот 26б): «Почему наши мудрецы говорили, что минха совершается до вечера? Это потому, что приношение тамид, совершаемое с наступлением сумерек, можно приносить до вечера».В этом источнике не объясняется, почему эта молитва получила название «минха».

Но на самом деле мы знаем причину: когда солнце идет к западу, чтобы отдохнуть [лануах], наступает время минха – время довериться Б-гу. Солнце меркнет, наступает ночь, но человек по-прежнему верит, что скоро наступит утро и снова взойдет солнце. Наступление темноты это время для минха, что и объясняет ее название. Каждая «минха» говорит о доверии к Б-гу,о бедности и скромности перед Владыкой всего. Как Б-г неизменно зажжет свет и даст начало новому дню, так же Он поддержит бедного, принесшего Ему хлебное приношение. Б-г спасет Израиль от всех его врагов (см. мои комментарии об Амане и Мордехае и упоминание минха в Мегила 16а).Минха имеет огромную важность (Берахот 6б): «Нужно быть очень внимательным с минха, ибо Илия получил ответ [на горе Кармель, когда стоял перед пророками Ваала] во время этой молитвы». Когда надежды почти нет, Б-г отвечает человеку через его минха – но только при условии, что он уповает на Него.Царь Давид сказал: «Да будет моя молитва как благоухание перед Тобой, и поднятие моих рук – как вечерняя минха» (Псалмы 141:2).

Он имел в виду следующее: «Когда я поднимаю руки к Тебе в молитве и доверии, прими мою просьбу, как минха, как тамид, ежедневно приносимый в сумерках. Это символизирует наш долг доверять Тебе даже при наступлении ночи».Что сделал Иаков, так это изменил назначение минха. Если ее первоначальная цель –символизировать смирение человека перед своим Творцом, его веру и упование на Него, то Иаков перевел эти чувства с Б-га на Исава. Этим он проявил нехватку доверия. Рашбам объясняет, почему Иаков получил травму в борьбе с ангельским князем Исава (Бытие 39:29): Иаков был поражен и стал хромым, потому что Б-г дал ему обещание, когда он уходил. Точно так же и все, кто отказывается идти по Б-жьему пути или встает на противоположный путь, наказываются.
Можно спросить: но разве Иаков зря боялся Исава? Мудрецы объясняют (Мехилта, Бешалах, Месехет де-Амалик, гл. 2):Иаков проигнорировал намек [не бояться]. Хотя Б-г сказал: «Я буду с тобой и буду защищать тебя» (Бытие 28:15), Иаков все-таки «очень боялся» (Бытие 32:8). Как может человек, получивший уверение от Б-га, бояться? Иаков сказал:«Горе мне, чтобы мои грехи не привели меня к гибели». [Аналогичный вывод содержится и в Берахот 4а.]Если это так, то почему Иаков был наказан за свой страх? Мы видим важный принцип относительно доверия: человек должен постоянно исследовать свои поступки. Мудрецы учат (Берахот 60а):Ученик шел с Р. Ишмаэлем, сыном Йосси, по рынку Сиона. Р. Ишмаэль увидел, что он боится, и сказал ему: «Ты грешник, ибо сказано: „Грешники Сиона боятся“ (Исаия 33:14). Ученик ответил: «Разве не сказано: „Счастлив человек,который всегда боится“ (Притчи 28:14)?» Р. Ишмаэль ответил: «Это относится к делам Торы».«Дела Торы» – это не только изучение Торы, но и исследование собственных поступков. Раши объясняет эту мысль (Притчи, там же): «Человек должен беспокоиться от наказании, следовательно, удаляться от греха».Между тем, если Б-г приказывает человеку сделать что-либо, причем в результате ему не будет причинен никакой вред, человек должен выполнить задание без всякого страха и задних мыслей. Конечно, это не значит, что он вообще не должен бояться или что ему не нужно исследовать свои поступки. Нет, пусть он постоянно анализирует свое поведение, чтобы избежать ошибок. Но это не должно мешать ему выполнить задачу. Все это касается не только индивидуального задания от Б-га, но вообще любой заповеди. Нельзя позволять себе постоянно беспокоиться о чем-то, иначе это может привести ко греху. Чрезмерно беспокоящийся человек может запутаться, поддавшись влиянию деструктивных мыслей, например: «я недостоин», «мое поколение недостойно этого» и т. д.

Если святая Тора требует, чтобы мы выполнили какую-то заповедь или какое-то другое дело, нужно просто встать и выполнить его. Конечно, при этом нужно каждый день раскаиваться и работать над собой, но это не имеет никакого отношения к исполнению Б-жьей заповеди. Мы можем бояться чего-либо, но при этом должны это делать, с полной верой и упованием на Б-га. Человек должен исполнить свой долг, и тогда Б-г исполнит то, что посчитает нужным.Даже если человеку дано от Б-га увидеть, что какой-либо поступок приведет к плачевным результатам, его по-прежнему нужно сделать. Вспомним, как Езекия отказался жениться и выполнять заповедь родить детей, потому что предвидел, что родит Манассию.Итак, если человек боится, что грех приведет его к гибели, он должен сделать какие-то выводы из этого страха, но ни в коем случае, упаси Б-г, не нарушать Б-жьи заповеди. Вместо этого он должен приложить все усилия, чтобы очиститься от предмета своего страха и исправить свои пути.Другим светочем еврейского народа, ставшим жертвой нехватки доверия, был Амрам,отец Моисея. Причем мы снова видим, что он руководствовался мотивами,казавшимися ему логичными.

Мудрецы пишут (Мидраш Сехел Тов, Исход 2:1): «„Муж [иш] из дома Левия пошел“ (Исход 2:1): „Иш“ может означать только великих мужей Израиля и великих мужей земли… это Амрам». В Ш’мот раба 1:13 говорится: «Амрам был главой Сангедрина того времени».В Шабат 55б мы также читаем, что Амрам был великим праведником:Четверо умерли [только] из-за Первородного змея [т. е. они не заслужили смерть, но умерли потому, что смерть была приговором миру после греха Адама], и это: сын Иакова Вениамин, отец Моисея Амрам, отец Давида Иессей и сын Давида Килав.Наши мудрецы учат в Сота 12а:Мы узнали: Амрам был великим светочем того поколения. Когда нечестивый фараон постановил: «Всякий рожденный мальчик должен быть брошен в Нил» (Исход 1:22), он сказал: «Мы трудимся напрасно», и развелся с женой. Тогда все поступили так же.Его дочь [Мириам, шести лет] тогда сказал ему: «Отец, твой запрет суровее, чем фараонов, ибо запрет фараона касается только мужчин, а твой – и мужчин, и женщин. Фараон вынес запрет только об этом мире, а ты – и об этом, и о следующем.

О запрете фараона есть сомнение, будет ли он исполнен или нет, но ты – святой, и твой запрет непременно будет исполнен…» Тогда Амрам снова женился на своей жене, и все поступили так же.Чрезвычайно сложно достичь совершенной веры и доверия. Даже после явного чуда разделения моря, совершенного на глазах всех израильтян, они попрежнему не имели достаточно веры (П’сахим 118б):Израилю в том поколении не хватало веры. Как объяснил Раба бар Мери:«В чем урок стиха: „Они восстали в море, даже в Красном море“ (Псалмы 106:7)? Это учит тому, что Израиль в тот момент восстал и сказал: «„Как мы выходим из одного конца моря, так же и египтяне, должно быть, выходят из другого“». А вот что говорится о царе Соломоне: Теперь царь Соломон полюбил многих иностранных женщин, помимо фараоновой дочери… тогда как Г-дь сказал Соломону: «Поскольку у тебя на уме было это и ты не сохранил Мое соглашение и постановления, которые Я заповедал тебе, Я непременно отниму царство у тебя и отдам его твоему слуге» (1 Царей 11:1, 11).Мудрецы также говорят (Бамидбар раба, 10:4):В ту ночь, когда Соломон завершил работу над Храмом, он женился на фараоновой дочери Битьи, и была радость о Храме среди радости о фараоновой дочери, и последняя радость превзошла первую…

В тот момент Б-г решил уничтожить Иерусалим. Поэтому и сказано: «Этот город возбудил Мой гнев и Мою ярость» (Иер. 32:31). Фраза «в тот момент Б-г решил уничтожить Иерусалим» объясняется в Сангедрин 21б:«Когда Соломон женился на фараоновой дочери, Гавриил спустился и бросил тростник в море, подняв песчаный берег, на котором был построен великий город Рим». Другой стих –«если Б-г не построит дом, напрасно трудятся строящие его» (Псалмы 127:1) – объясняется в комментариях Раши:Давид спел эту песню о своем сыне Соломоне, которому Божественное вдохновение сообщило, что он построит Храм и в тот же день женится на фараоновой дочери… И потому он спел этот псалом, подразумевая: «Зачем тебе,сын мой, строить Храм и отворачиваться от Б-га? Поскольку Б-г не хочет его, его строители трудятся напрасно».Мы видим, что именно за этот грех – женитьба на дочери фараона – Б-г отнял монархию от семени Соломона и тут же подготовил почву для появления Рима, который в будущем накажет Израиль.Однако тогда были сказаны и другие слова: «Я поражу семя Давида за это, но не навсегда» (1 Царей 11:39). Это объясняется в Ялкут шимони (там же, 196), где дается ссылка на Седер олам: «Наши мудрецы сказали: „Монархия должна была вернуться [к семени Давида]в день Асы, если бы он не согрешил“». Раши интерпретирует это следующим образом:В Седер олам я нашел: «„Я поражу семя Давида за это“: это относится к тридцати шести годам Соломона, в которые он был женат на фараоновой дочери. Он женился на ней в четвертый год своего правления, и именно из-за нее был вынесен приговор, по которому царство Давида было разделено.

Оно должно было вновь объединиться в шестнадцатый год правления Асы, но Аса согрешил,послав взятку царю Араму, вместо того чтобы полагаться на Б-га».Вот что пишет Редак (там же):В день Асы ему было предначертано восстановиться, но Аса согрешил: «В тридцать шестой год, во время правления Асы, Вааса, царь Израиля, пошел против Иуды» (2 Летопись 16:1). Это был лишь шестнадцатый год правления Асы,но тридцать шестой год после правления Соломона, когда династии было предначертано восстановиться. Однако поскольку Аса согрешил и положился на царя Арама, оно не было восстановлено. Б-г наказал династию Давида, отняв царство только на тридцать шесть лет – период времени, в течение которого Соломон был женат на фараоновой дочери. Царство должно было вернуться к династии Давида спустя тридцать шесть лет, то есть на шестнадцатый год правления Асы, правнука Соломона. Однако Асе не хватило веры и упования на Б-га:Вааса, царь Израиля, пошел против Иуды… Тогда Аса взял все свое серебро и золото, что осталось в сокровищницах дома Г-да, и сокровища царского дома,и дал их своим слугам. Царь Аса послал их Венададу, сыну Тавримона, сына Хезиона, царю Арама, который жил в Дамаске, говоря… «Вот, я послал тебе в подарок серебро и золото. Пойди, разорви союз с Ваасой, царем Израиля, чтобы он ушел от меня». Венадад послушал царя Асу и послал полководцев своих армий против городов Израиля и поразил Аин, Дан и Авел-Беф-Мааху… Когда Вааса услышал об этом, он перестал строить Раму и поселился в Тирце (1 Царей 15:17–21)Мы видим, что в данном случае Аса прибег к взятке, причем он взял ее из сокровищницы Г-да. Испугавшись и забыв об уповании на Б-га, царь попросил нееврея помочь ему в войне против своих еврейских братьев, чтобы разрушить города Израиля. Может ли быть еще меньше доверия к Б-гу, еще более ужасный образец хилул Хашем?

А ведь это тот же Аса,о котором в начале его правления говорилось: «Он поступал правильно в глазах Г-да, как и его отец Давид» (1 Царей 15:11).Незадолго до этого он поверг в ужас и разбил врага только лишь за счет своей веры в Б-га:Тогда вышел против них Зарай эфиоплянин с армией в миллион человек и тремястами колесницами, и пришел в Марешу. Аса вышел встретить его, и они выстроились к битве в боевом порядке в долине Цефат в Мареше. Аса воззвал к Г-ду, своему Б-гу, и сказал: «Г-ди, нет никого, кроме Тебя, кто может помочь,между сильным и слабым. Помоги нам, о Г-ди, Б-же наш; ибо мы полагаемся на Тебя, и Твоим именем мы вышли против этого множества. Ты Г-дь, наш Б-г. Да не превозможет против Тебя никакой человек». Так Г-дь поразил эфиоплян перед Асой, и перед Иудой, и эфиопляне побежали. Аса и народ с ним преследовали их до Герара, и там пало эфиоплян столько, что никто не остался в живых, ибо они были рассеяны перед Г-дом и перед Его войском, и они собрали очень много добычи.

Они поразили все города в окрестностях Герара, ибо ужас от Г-да нашел на них, и они разграбили все города, ибо много добычи было в них (2 Летопись 14:8–13).Вот пример израильского царя, который ходит Б-жьими путями, полагается на Него и понимает, что когда народы нападают на еврейский народ в Земле Израиля, это хилул Хашем. Соответственно, он не обращается к избитым доводам об умиротворении народов или спасении жизни евреев. Нет, он знает: это милхемет мицва, обязательная война. И он идет и воюет с испуганными армиями народов.Однако мы можем спросить: как вышло, что праведный царь, привыкший полагаться на Б-га даже перед лицом могущественного врага, так скоро потерял веру и начал искать помощи у неевреев? Ведь сказал пророк Иеремия: «Проклят тот, кто полагается на человека, кто возлагает свои надежды на плоть и кровь, и чье сердце отходит от Г-да» (Иер. 17:5).Осудил царя и пророк Ананий:В то время Ананий провидец пришел к Асе, царю Иуды, и сказал: «Поскольку ты полагался на царя Арама, а не на Г-да, твоего Б-га, то воинство царя Арама спаслось из твоей руки. Разве эфиопляне и ливийцы не были многочисленны, с колесницами и всадниками не превосходили многих? Однако ты полагался на Г-да и Он предал их в твою руку. Ибо глаза Г-да обходят туда и сюда по всей земле,чтобы явить Его сильным в помощи тем, чье сердце полностью обращено на Него.

Сейчас же ты поступил глупо; таким образом, у тебя будут войны». Аса разгневался на провидца и отправил его в тюремный дом, ибо он разгневался на него из-за этого. Он притеснял некоторых из народа в то время (2 Летопись 16:7–10).Поразительно! Как мог этот царь забыть о величии Б-га, которое он видел своими собственными глазами? Как он мог забыть о своей вере в Б-га, о полном доверии к Нему, и осудить и бросить в тюрьму пророка, упрекнувшего его в этом? Как бы то ни было, произошло то, что произошло. Это величайшее предупреждение и для нас, чтобы мы не превозносили собственную праведность все дни, пока живем на земле. Вот что пишет Ралбаг (1 Царей 15:17):Я вычислил восемь лет после разделения царства…

Потому что царство уже начало возвращаться к нему до этого… Однако из-за его греха царство осталось разделенным, как и прежде. Его грех был в том, что он возлагал надежду на смертного человека, послав взятку Венададу… Он не доверился Б-гу, Который поразил эфиопский лагерь перед Собой. Я думаю, именно поэтому его ноги поразила болезнь в старости [«Только в старости он заболел ногами» (1 Царей 15:23)]. Он послал взятку Венададу, как будто у него не было ног идти на войну.Следовательно, Б-г поруководил событиями так, что его ноги стали слабы в старости.Мы видим, что царь был наказан за нехватку доверия к Б-гу и страх перед неевреем,что всегда ведет к хилул Хашем.Очень важно понять, в чем именно состоял грех царя Соломона и за что он был наказан.

Правосудие Б-га всегда соответствует совершенному греху (Сота 8б): «Как человек судит других, так и он будет осужден». Можно ли сказать, что наказание Соломона (разделение царства) соответствовало его греху – женитьбе на дочери фараона?Дело в том, что главный грех Соломона состоял не в том, что он женился на нееврейке.Вообще, у мудрецов нет единодушной оценки Соломона и его жен (Иерусалимский Талмуд,Сангедрин 2:6): «Царь Соломон любил иностранных женщин» (1 Царей 11:1): Р. Шимон бар Йохай сказал: «Он прелюбодействовал с ними» [но не женился на них, стало быть, не нарушал запрет Торы: «Не женись на них» (Втор. 7:3)]. Анания, сын брата Р. Иосси, сказал: «Он женился на них» [стало быть, нарушал запрет Торы]. Р. Иосси сказал: «Он сначала привлекал их к Торе и приводил под крылья Божественного присутствия» [т. е. сначала обращал их в веру, и затем женился на них. Следовательно, его грех был в том, что он не обращал их с полной искренностью. В конце концов, они не обращались искренно, и его главным побуждением была любовь к ним].Итак, главный грех Соломона, конечно, был не в женитьбе как таковой (даже если он действительно женился на нееврейках, разделение царства все равно кажется слишком суровым наказанием). Нет, главный грех был именно в личности его жены – это была дочь фараона. Им двигало желание не столько жениться на Битьи, сколько породниться с фараоном и заключить с ним союз через брак. Вместо того чтобы полагаться на Б-га, он прибег к грешному браку и заключил союз с фараоном, чтобы сохранить за собой царство. Б-г разгневался на него за это и наказал сообразно греху – отнял у него царство.Есть еще одна причина, почему наказание Соломона соответствует проступку. Ключевую роль в разделении царства сыграл именно тот человек, которого приютил египетский царь Сусаким, – Иеровоам, сын Навата: «Соломон хотел убить Иеровоама, но Иеровоам встал и убежал в Египет, к Сусакиму, царю Египта» (1 Царей 11:40).

Разделение царства должно было продлиться только тридцать шест лет (что тоже делает его соответствующим греху), однако Аса совершил то же самое, что и Соломон – перестал уповать на Б-га и обратился за помощью к неевреям. По этой причине наказание было продлено.Об этом мы читаем в Тосефте (Сота, гл. 12):«В тридцать шестой год правления Асы, Вааса, царь Израиля, напал на Иуду» (2 Летопись 16:1): чему мы учимся из «тридцать шестого года»? Это относится к тридцати шести годам, в течение которых Соломон был зятем царя Египта.
Мы ясно видим, что главным греховным аспектом этого брака была связь с египетским монархом с целью заключить с ним союз. Об этом же пишет Редак (1 Царей 15:33): «Вышло постановление, что царство Давида должно быть разделено тридцать шесть лет, в соответствии с тридцатью шесть годами, в течение которых Соломон был фараоновым зятем». Заметим, Редак говорит не «мужем фараоновой дочери», но «фараоновым зятем». Главной целью Соломона в этом браке было не столько жениться на дочери, сколько породниться с тестем, заручившись его поддержкой как союзника. За это Соломон и был наказан.Из этой истории ясно видно, как сурово Б-г наказывает тех, кто перестает доверять Ему и обращается за помощью к неевреям. Это может даже обернуться потерей царства! Теперь мы понимаем мысль мудрецов в комментарии на Сангедрин, где ангел бросил в море тростник, и в том месте возник песчаный берег, на котором был основан великий Рим.

Здесь имел место принцип пропорционального наказания: как только Соломон утратил доверие к Б-гу,начав праздновать и веселиться, Б-г тут же подготовил страшное наказание. Он создал государство, которое не просто отнимет монархию у Израиля, но еще и опустошит страну, разрушит Храм и отправит Израиль в Изгнание. (См. Шир ха-ширим раба, 1:[6]4, где более точная формулировка: «Это было место, где находился Рим».)Боязнь – естественное для человека чувство – это один из способов проявления злого позыва внутри нас. «Она ранила многих, да, сильное множество – все убиты ею» (Притчи 7:26). Даже такие праведные цари как Аса, Соломон, Саул и Езекия, высоко поднявшие знамя доверия перед лицом опасности, – даже они не смогли выстоять в доверии к Б-гу до конца.Исаия сокрушается о том, что Израиль утратил доверие перед угрозой ассирийского вторжения и попросил помощи у Египта:Горе восставшим детям, говорит Г-дь, которые советуются, но не со Мной; которые готовят план, но не Моим духом, прибавляя грех к греху; которые спускаются в Египет, не спросив Меня, чтобы найти убежище в фараоновой силе, укрытие в тени Египта! Поэтому эта сила станет твоим позором, и это укрытие – твоим замешательством… Все будут пристыжены, что имели дело с народом, который не может помочь им, в котором нет ни помощи, ни пользы,но лишь стыд и порицание… Ибо Египет помогает зря, без пользы. Поэтому Я назвал этот народ праздными хвастунами (Исаия 30:1–3, 5, 7). Раши пишет (там же, с. 2): «Это относится к Осии бен Але, который послал послов к Сигору, царю Египта». Здесь Раши ссылается на 2 Царей 17:4: «Царь Ассирии нашел заговор в Осии, ибо он послал послов к Сигору, царю Египта, и не предложил подарка царю Ассирии». Что касается слов «спускаются в Египет» из Исаии 30:2, Раши говорит так: «Это является понижением для них». Редак пишет (там же): «Как будто их греха им недостаточно, и они еще и ищут посторонней помощи без Моего разрешения. Ибо когда раб ищет зависимости от другого хозяина, это есть неслыханное восстание против его первого хозяина».Да, недоверие к Б-гу – это, так сказать, позор и унижение для Самого Б-га. Исаия написал об этом так: «Поэтому эта сила станет твоим позором» (Исаия 30:3).

Вся трагедия еврея в том, что недоверие к Б-гу настолько ослепляет его, так что он перестает понимать, что если бы он положился на Б-га, избавление пришло бы незамедлительно. Но поскольку он этого не понимает, его постигает трагедия, которой можно было бы избежать. Об этом и говорит Исаия:Так говорит Г-дь Б-г, Святой Израиля: «Сидя спокойно и мирно, вы будете спасены, в тишине и доверии будет ваша сила. Но вы не захотели этого. Вместо этого вы сказали: „Нет, мы убежим на конях“. Поэтому вы убежите» (Исаия 30:15–16).Раши комментирует: «Б-г сказал вам давно: „Вы не должны искать силы Египта, разрушая ваше собственное богатство, ибо сидя тихо, вы будете спасены без трудностей – если прислушаетесь ко Мне“». Как же прискорбно, что Израиль отказывается положиться на силу Б-га, единственного, Кто может помочь им!

Комментарии (0)

Оставить комментарий