И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Вера и доверие

Однако ковчег символизирует и еще кое-что, а именно способность Б-га управлять законами природы, которые Он Сам и установил. Вот что мы читаем в Берешит раба 5:7:«Иисус Навин сказал детям Израиля: „Подойдите сюда“» (Иис.Нав. 3:9): Р. Хуна сказал: «Он поставил [детей Израиля] между двумя шестами ковчега». Р. Аха бар Р. Ханина сказал: «Он заставил их нагнуться между двумя шестами ковчега». Рабби сказали: «Он поместил их точно между двумя шестами ковчега».Иисус сказал им: «Из того, что вы все поместились между двумя шестами ковчега, вы знаете, что Божественное присутствие среди вас».Б-г сделал ковчег символом Своей власти над законами природы, поскольку в данном случае меньшее вместило большее. Как это получилось? Израильтяне расположились «между шестами» [ בדים ] – теми шестами, на которых левиты носили ковчег. Мудрецы объясняют (Сота 35а):Как только последний израильтянин поднялся из Иордана, вода вернулась на свое место: «Когда священники, несущие ковчег завета Г-да, вышли из Иордана, как только они подняли подошвы ног над сухой землей, вода вернулась на свое место» (Иис. Нав. 4:18)… Получилось так, что ковчег, несущие его и священники были на одной стороне, а остальные израильтяне – на другой. Ковчег нес своих несущих, и так он пересек…За это был наказан Оза, как сказано: «Когда они пришли к гумну Хидона, Оза протянул свою руку, чтобы поддержать ковчег» (1 Лет.13:9). Б-г сказал ему: «Оза, если ковчег несет своих несущих, то уж конечно, он может нести сам себя!» «И гнев Г-да низошел на Озу, и Он поразил его там за его ошибку» (2 Сам. 6:7).

Здесь мы снова видим, что ковчег управляет законами природы: он несет тех, кто якобы несет его. Б-жий ковчег не нуждался в помощи людей, что служило для Израиля свидетельством силы веры и упования на Б-га. По этой же причине запрещалось перевозить ковчег в повозке. Поскольку ковчег может нести сам себя, ему просто не нужна посторонняя помощь. Однако Б-г повелел, что ковчег нужно было «нести на плечах» – символ того, что Израиль принял на себя ярмо и бремя ковчега, после чего уже ковчег носит Израиль.Как следствие, Б-г постановил, что шесты ковчега должны постоянно находиться в кольцах, и снимать их запрещалось: «Шесты должны находиться в кольцах ковчега и не должны удаляться» (Исход 25:15). В Йома 72а комментируется:«Всякий, кто разъединит нагрудник и эфод [фартук священника], получает удары». Эта заповедь должна была напоминать Израилю, что ковчег несут шесты,а не люди, и что Б-г не нуждается в чьей-либо помощи.Кто забывает об этом законе и хочет «помочь» Б-гу, наказывается. А тот, кто думает, что ковчег и его Владыка не способны помочь, и обращается к народам,совершает непростительный грех.Ковчег символизирует Б-жье присутствие в этом мире, а поддерживающие его шесты – неограниченную власть, всемогущество и величие Б-га.

Но самое главное то, что шесты представляют Его уникальность, отделенность от всего остального творения, будь-то на небе или на земле. Они символизируют то, что Израиль обязан полагаться на Б-га и верить в Его всемогущество, что только Он может помочь Своему народу. Вот почему Б-г назвал шесты ковчега словом – בדים бадим. Слово בד – общая основа для слов לבד, בדד и בדל , и шесты ковчега служат тому живым свидетельством. Они – свидетели ковчега соглашения, который, в свою очередь, является свидетелем величия и владычества Б-га.Б-г хочет, чтобы Израиль всегда имел перед глазами эти шесты, символ величия Б-га и нашего долга уповать на Него. Следовательно, он дал удивительную заповедь: Священники принесли ковчег завета Г-да на его место, в святилище Храма, в Святое святых, под крылья херувимов… Шесты ковчега были такие длинные, что концы шестов были видны из святого места, даже перед Святилищем, но снаружи они не были видны (1 Царей 8:6, 8).
Мудрецы комментируют (Менахот 98а):«Шесты ковчега были длинными»: я бы мог подумать, что они не касались перегородки. Следовательно, сказано: «Они были видны».Если они были «видны», я бы мог подумать, что они разрывали перегородку и выходили на другую сторону. Следовательно, сказано: «Снаружи они не были видны».
Как это возможно? Они выпирали, высовывались сквозь перегородку, как две груди женщины, как сказано: «Мой возлюбленный для меня как сосуд мирры, лежащий между моими грудями» (Пес. пес.Сол. 1:13).
В Талмуде имеется в виду, что каждый еврей, приходящий в Святилище,должен был видеть эти шесты и помнить, что они символизируют обязанность уповать на всемогущество Б-га. Однако поскольку Святое святых было отделено от остальной части Храма завесой, Б-г повелел, чтобы шесты доходили до завесы и слегка выпирали из нее, подобно соскам женской груди. Так их мог могли видеть все.В Шабат 88б присутствует следующий комментарий этого стиха: «Хотя Б-г причинил мне боль и горечь, „мой возлюбленный лежит между моими грудями“».

Раши объясняет это так: «Б-г сразу же повелел, что для Него должно быть построено Святилище, где Его Присутствие могло бы пребывать между двумя шестами. В Первом Храме они выглядели как две груди, примыкающие к перегородке входа». Обратите внимание на симметрию слов בד – шест и שד – груди: бет, вторая буква алфавита, и шин, предпоследняя буква, соединены друг с другом посредством фрагмента .ב״ש א״ת Вспомним, что любовь между Израилем и Б-гом сравнивается с любовью между мужчиной и женщиной – самым страстным видом любви. Б-г сравнил шесты ковчега с грудью женщины. Возможно, именно поэтому одно из имен Б-га –Шад-дай. Кроме того, как уже было сказано, херувимы обнимали друг друга, подобно влюбленным. Счастлив человек, достигший такой глубины любви к Б-гу!Скорее всего, именно символический смысл Б-жьего всемогущества, заложенный в ковчег и шесты, объясняет, почему Б-г использовал для шеста слово ,בד а не מוט – более общепринятое обозначение шеста для переноса грузов.

Например,это слово было использовано в Числах 13:23, когда разведчики принесли из Ханаана виноградную гроздь: «Они несли ее на шесте [ מוט ] между двумя». А в пустыне различные сосуды Скинии оборачивали в шкуры и «помещали на носилки [ מוט ]»(Числа 4:10).То, что Б-г назвал шесты ковчега בד , а не מוט , очень важно. Слово מוט означает не только приспособление для переноса грузов, но и часто подразумевает крах и разрушение, как в следующих стихах: «Земля дрожит и колеблется [ התמוטטה מוט ]» (Исаия 24:19); «Все основания земли колеблются [ ימוטו ]» (Псалмы 82:5). Как видно, слово מוט может означать как подъем, так и падение. В этом плане это слово связано с מטה – вниз. Более того, если человеку не хватает сил, он падает на постель [ מיטה ]. Смерть – מוות – тоже связана с מוט , поскольку смерть – это вечное падение.Итак, любой шест, созданный человеком, будь-то для переноса или подъема грузов, может сломаться. Однако тот шест, на котором Б-г повелел носить ковчег,сломаться не может, поскольку символизирует силу Б-га – Создателя Вселенной.О Нем сказано: «Б-г учредил землю на своих основах, так что она никогда не поколеблется» (Псалмы 104:5); «Мир учрежден. Он не может поколебаться» (Псалмы 93:1).Шест ковчега – это не מוט , чтобы разрушиться. Кто верит в то, что символизирует шест ковчега, – безграничную силу Б-га, – никогда не преткнется. «Он никогда не даст праведному поколебаться» (Псалмы 55:23); «Праведный никогда не поколеблется» (Притчи 10:30). בד – это не מוט , а символ Б-жьего владычества и царской власти, Его ярма, который никогда не поколеблется. С другой стороны,מוט символизирует ярмо народов, которое Б-г сломал при первом избавлении: «Я Г-дь, ваш Б-г, Который вывел вас из Египта, где вы были рабами. Я разбил оковы вашего ярма и вывел вас с высоко поднятыми головами» (Левит 26:13).Итак, разобьет ли Б-г ярмо народов и в будущем? «Они узнают, что Я Г-дь,когда Я разобью оковы их ярма и избавлю их от тех, кто поработил их» (Иез. 34:27).Кто полагается на Б-га, того никогда не постигнет неудача: «Ибо царь полагается на Г-да… Он не поколеблется» (Псалмы 21:8).

Кроме этого, он не испугается конца дней, когда Б-г в гневе отомстит народам и повергнет царей: «Итак, мы не будем бояться, хотя и земля меняется, хотя и горы падают в сердце моря…Б-г посреди него, [Иерусалим] не падет. Б-г поможет ему при наступлении утра,хотя народы суетятся, а цари повержены» (Псалмы 46:3, 6–7).Только один раз слово מוט упоминается в контексте ковчега: «Левиты несли Б-жий ковчег на своих плечах с прутьями [1) [ מוטות Летопись 15:15). Этот факт окончательно устанавливает лингвистический принцип: хотя более правильно использовать слово מוט , к ковчегу оно не применяется. К ковчегу лучше подходит слово בד , которое означает полное доверие к Б-гу и Его способности изменять законы природы. Шест [ בד ] никогда не поколеблется.(מט) Цифровое значение слова בד – шесть. За шесть дней Б-г создал небо и землю,а сегодня правит над ними и всем, что в них.

Вот почему нас не должно удивлять,что цифра шесть нашла особое отражение в устройстве Скинии и Храма, которые символизируют совершенную вселенную в миниатюре. Израиль должен был лицезреть эту модель и стараться как можно лучше воспроизвести ее.С одной стороны, Б-г назвал шест בד . С другой стороны, священникам – самым святым представителям народа – Он дал льняную [ בד ] одежду: «Священник должен надеть свою льняную одежду, и льняное нижнее платье он наденет на себя» (Левит 6:3). В Йом-кипур он «должен надеть священный льняной хитон и льняное нижнее платье. Он также должен обвязать себя льняным поясом и повязать на голову льняной тюрбан. Это священные одежды» (Левит 16:4).Те же слова мы встречаем, когда Давид пляшет перед ковчегом: «Давид был одет в льняную мантию, как и все левиты, несущие ковчег, и певцы… И на Давиде был льняной эфод» (1 Летопись 15:27). В Мецудат Давид говорится: «Льняной эфод был идентичен эфоду первосвященника, он был предназначен для тех, кто отделяет себя для служения Б-гу». То же мы читаем и о молодом Самуиле, который служил левитом: «Самуил служил перед Г-дом, будучи ребенком, облаченный в льняной эфод» (1 Самуила 2:18).

О священниках Нова сказано: «Он убил в тот день восемьдесят пять человек, носивших льняной эфод» (1 Самуила 22:18). Мы видим, что льняные одежды предназначались исключительно для тех, кто был посвящен служить в Храме, поскольку они символизируют Владыку Святилища, создавшего мир за шесть [шеш] дней. Следовательно, Б-г дал Своим священникам льняные одежды – шеш.Более того, священнические одежды назывались бигдеи шеш – тонкие льняные одежды: «Они сделали хитоны для Аарона и его сыновей, выткав их из тонкого льна [шеш]. Они сделали льняной тюрбан, тонкие льняные шапки и льняное нижнее платье, темно красные и из красного льна» (Исход 39:27–29).Слова שש и בד напоминают нам о шести [шеш] днях творения, за которые Б-г, будучи один [ לבד ] и отделен [ בדד ], создал этот мир. Предназначением Творения был исход из Египта. Иными словами, Б-г создал мир для того, чтобы люди узнали Его величие и силу, прославили и превознесли Его и стали подражать Его мыслям и делам. Исход стал тем конкретным событием, которое продемонстрировало всему миру величие и силу Б-га: Он освободил Свой народ от рабства в стране, из которой не удавалось освободиться еще никому, и основал Израиль – избранный народ, вещающий миру о силе Б-га.Таким образом, слово שש , которое также означает лен ( בד ), должно напоминать нам об Исходе и о том, что мы должны всегда полагаться на Б-га. Так, мы читаем:Когда Я проходил мимо тебя и увидел, что ты купаешься в своей крови, Я сказал тебе: «В своей крови живи»; да, Я сказал тебе: «В своей крови живи»… Тогда я омыл тебя водой; да, Я очистил твою кровь и помазал тебя маслом… Я повязал тонкий лен [ שש – шеш] на твою голову и одел тебя в шелк (Иез. 16:6, 9–10).Мудрецы комментируют (Песикта 33):Это восемь священнических одежд первосвященника, все содержащие лен: «Они сделали хитоны из тонкого льна… Они сделали льняной тюрбан» (Исход 39:27–28). «Я одел тебя в шелк [меши]» (Иез. 16:10): Б-г сказал Израилю: «Я сделал тебя известным [мамаш] здесь на земле», как сказано: «Я сказал: „Вы – важные существа“» (Псалмы 82:6).В Храме שש и בד служили вечными символами обязанности полагаться на Б-га, Кто создал вселенную и управляет ей, Кто «унижает и возвышает» (1 Самуила 2:7). Самый яркий пример этого – Иосиф, представший перед фараоном. Мы читаем: «Фараон снял кольцо со своей руки и надел его на руку Иосифа. Он одел его в самую тонкую льняную одежду» (Бытие 41:42. Раши объясняет, что льняная одежда в Египте служила символом высокого социального положения.)

Какое божественное откровение! Какое поразительное чудо! Еще какие-то минуты до этого Иосиф был рабом в темнице, и вот он уже наместник самого фараона, заведующий раздачей пищи во всем Египте! Как написал царь Давид: «Его ноги они заковали в кандалы, и он был закован в железо, пока не пришло его слово. Слово Г-да испытало его» (Псалмы 105:18–19). Да, фараон «одел его в самую тонкую льняную одежду» только потому, что увидел в нем «знак важности», однако на самом деле лен [шеш] доказывал величие Всемогущего Б-га. Шеш Иосифа напоминает нам, что мы должны верить в Хашема, Б-га Израиля, и полагаться на Него. Это чудо также стало ответом самому Иосифу, когда он понадеялся не на Б-га, а на распорядителя. Мудрецы объясняют (Ш’мот раба 7:1): «Иосиф по-настоящему заслужил только десять лет в тюрьме… однако поскольку он попросил главного надзирателя: „Вспомни, что я был с тобой… Скажи что-нибудь обо мне фараону“ (Бытие 40:14), еще два было добавлено».

Если еврей ищет помощи у нееврея из безысходности и страха, думая, что Б-г не поможет ему, он совершает серьезный грех. Если бы Иосиф потребовал у распорядителя вспомнить о нем, потому что тот должен ему услугу, это не было бы грехом. Однако Иосиф обратился к нему с просьбой, показав тем самым, что он искал благосклонности нееврея. Этим он оскорбил Б-жье имя, поскольку полагался не на Б-га, а на плоть и кровь.Мы видим здесь важный принцип о помощи неевреев: если нееврей помогает еврею в порядке взаимного обязательства, чтобы отплатить еврею за что-либо, это допускается. Однако если мы просим о чем-то нееврея или его страну, подобно нищему на паперти, – это страшный хилул Хашем, это высшая степень неумения полагаться на Б-га.Как я уже говорил, лен в Храме, будь-то בד или שש , напоминает нам о том,что Б-г создал вселенную и управляет ей. Следовательно, только на Него мы можем полагаться. Когда первосвященник проводит богослужение в Йом-кипур, он облачается в льняную одежду и встает между шестами [бадим] ковчега, символизирующими веру и доверие к Б-гу. Самый святой человек Израиля в самый святой день Израиля проводит службу, облекшись в лен и встав между шестами.Более того, главная часть этой службы – курение и окропление кровью Святого святых – должна выполняться также между шестами ковчега.

О курении в Мишне сказано следующее (Йома 52б): «Когда он дойдет ковчега, то поместит сосуд между двумя шестами ковчега». В другом источнике мудрецы учат (Шир ха-ширим раба, 1:[14]3): «„Мой возлюбленный… лежит между моими грудями“ (Пес. пес. Сол. 1:13): курение ограничивалось зоной между двумя шестами ковчега».Тора не зря предписывает использовать для курения благовония: «Возьми благовония: стакти, оних и галбан… все одного веса [бад б’вад йихйе]» (Исход 30:34). «Благовония» подразумевают два вещества, «стакти, оних и галбан» – еще три, итого пять. Фраза б’вад йихйе означает: «Пусть эти пять относятся к пяти другим». בד означает «один», как объясняет Раши (там же): « בד , как мне кажется, означает „один предмет“ – они должны быть равны друг другу, один должен быть таким же, как другой». В святых словах Раши истина. בד – это производная от ,לבד «один».В Торе десять благовоний разделены на две группы по пять в каждой. Первые пять символизируют то, что Б-г один: «Слушай, о Израиль, Г-дь – наш Б-г, Г-дь один» (Втор 6:4). Другие пять благовоний символизируют Израиль, что Израиль тоже один: «Кто как Твой народ Израиль, единственный на земле» (1 Летопись 17:21).

Б-г постановил, что один Б-г связан с одним народом, который владеет истиной и всегда отделен от других. Все это символизирует курение – символ радости,которая и необходима для доверия к Б-гу, и сама является следствием этого доверия. Что касается опрыскивания кровью, Мишна говорит (Йома 53б): «Он возьмет кровь у того, кто выдавил ее, войдет, куда нужно войти [в Святое святых],встанет, куда нужно встать [во время курения он стоит между двумя шестами], и обрызгает оттуда».Здесь мы видим, что храмовая служба Йом-кипур, самая святая служба в самый святой день, полностью проводится между двумя шестами [ בדים ] ковчега – символа исключительности и единичности Б-га, Его величия и огромной силы.Это также символ того, что Израиль должен всегда полагаться только на Б-га, а не на плоть и кровь.Теперь становится несложно понять загадочное понятие לבוד – левуд. Речь идет о сукка – законе из Сукка 16б: «Все, что меньше трех ладоней, подобно левуд». Например, согласно закону сукка, если дыра в стене меньше трех ладоней в ширину, стена считается целой и неразрывной.

Закон левуд учит нас тому, что только Б-г может изменять законы природы. Даже если какая-то часть стены не завершена, Б-г может объявить ее завершенной, так что отделенная часть стены будет считаться неразрывной. (Этот урок связан с праздником Сукот, поскольку тема сукка – доверие к Б-гу. Я объясню это ниже.)«Это народ, который будет жить один и не будет числиться среди народов» (Числа 23:9). Долг Израиля – жить одному, в изоляции, не страшась народов. Народы не могут влиять на будущее Израиля. Нееврей лишь инструмент в руках Б-га: «О Ассирия, жезл Моего гнева» (Исаия 10:5). Ассирия и другие народы не что иное, как инструмент в Б-жьих руках, чтобы поражать грешников. Ни Ассирия, ни другие страны или цари не могут править по собственному желанию ни другими, ни даже самими собой: «Как русло реки, сердце царя – в руке Б-га. Он поворачивает его, куда пожелает» (Притчи 21:1). Поэтому мы читаем: «Он выведет врага перед тобой и провозгласит: „Разрушай!“ Израиль будет жить безопасно, один»(Втор. 33:27–28). Вот о чем мы читаем в Ор ха-хаим (там же):«Израиль будет жить безопасно»: когда? Когда он один. Слова «они будут жить» следуют за «Он провозгласит: „Разрушай!“» Б-г повелел Израилю истребить всякую душу жителей земли. Сделав это,«Израиль будет жить безопасно, один».К огромному сожалению, многие сегодня стремятся уничтожить веру и доверие «народа, который должен жить один [ לבדד ]» (Числа 23:9). Они дерзко заявляют, что евреям запрещено раздражать другие народы, и что даже когда мы сильны, мы по-прежнему зависим от других народов. У таких людей просто нет веры, они извращают понятие доверия к Б-гу. Но именно те, кто искажает понятие בדים – битахон, сами образно названы בדים , что также означает «лжец»: «Он расстраивает знаки самозванцев [ בדים ] и обнаруживает безумие прорицателей»(Исаия 44:25); «Меч на гордецов [ בדים ]! Они станут глупцами» (Иер. 50:36). Мы видим, как из одного и того же корня образуются разные слова: с одной стороны,בדים – это истина и вера, с другой – это ложь. Если еврей верит в Б-га и доверяет Ему в בדים , он обретет мир, веру и покой; если он полагается на человека, он пожнет ложь и бедствие. Про того, кто полагается на Б-га, сказано: «Израиль будет жить безопасно, один» (Втор 33:28); но о том, кто высокомерно надеется только на себя или на народы, говорит другой текст: «Как одиноко сидит город!» (Плач Иер. 1:1 .)
Это очень важный принцип, который ведет к быстрому и величественному избавлению, без всяких трагедий и бедствий. Чтобы пришло такое избавление, в котором Б-г обещает «поторопиться» (Исаия 60:22), еврейский народ должен пребывать обособленно, полностью полагаясь на то, что Б-г сразит наших врагов.Благодаря доброте Б-га, а также Его рвению к освящению Своего имени,дети Израиля вернулись в свои границы. Сейчас мы находимся в величественной начальной стадии пришествия Мессии и начала Избавления. Если евреи будут уповать на Б-га и перестанут бояться смертных людей, если проявят силу и мужество, как того требует Б-г, тогда перед нами откроются врата избавления и наш праведный Мессия принесет нам великое окончательное освобождение, которое мы ждали тысячи поколений. Как первое избавление пришло только благодаря вере и упованию на Б-га, так и последнее избавление придет благодаря этим качествам, величественно и быстро.
Избавление из Египта стало возможным только благодаря тому, что Израиль поверил в Б-га и доверился Ему: «К Тебе они взывали, и спаслись. Тебе они доверились и не постыдились» (Псалмы 22:6). Наши мудрецы комментируют этот стих так (Мидраш техилим 22:20): «Почему они были вознаграждены так щедро? Потому что они „доверились Тебе и не постыдились“. Все это стало ответом на их доверие». Мехилта говорит (Бешалах, Месехта де-вайехи, 6): «Мы также находим, что Израиль был избавлен из Египта только благодаря вере, как сказано:„Народ поверил“ (Исход 4:31).Окончательное избавление, которое ждет своего часа, придет быстро, благодаря нашему упованию на Б-га. Обратимся еще раз к Мехилте (там же): Изгнанники будут собраны только благодаря вере. Сказано:«Пойдем со мной из Ливана, моя невеста, со мной из Ливана, но смотри: вера идет первой» (Пес. пес. Сол. 4:8); а также: «Я обручу тебя с Собой навсегда… Я обручу тебя с Собой через веру» (Осия 2:21). Нельзя недооценивать важность веры в Б-га и доверия к Нему. Еврейский народ должен доказать свое доверие Б-гу сложными, страшными и нередко даже опасными делами; делами, требующими храбрости; делами, которые по своей сути неприятны для нееврея, которые раздражают его и заставляют выступить против Израиля. Все такие дела нужно совершать в полной вере, не сомневаясь,что если Израиль будет делать то, что должен делать, тогда и Б-г исполнит все,что обещал Своему народу.Именно это свидетельствует об истинной вере и доверии, ибо невозможно одновременно бояться смертного человека и по-настоящему верить в Б-га.

Подлинная вера в Б-га требует от еврея полагаться на Него и отбросить всякий страх перед смертным человеком, всякую зависимость от человеческой помощи.Именно поэтому Иеремия записал такие слова: «Так говорит Г-дь: „Проклят тот,кто доверяется человеку и делает плоть своим орудием, чье сердце удаляется от Г-да… Благословен тот, кто доверяется Г-ду и чье прибежище – Г-дь“» (Иер. 17:5,7). Всякий, кто уповает на человека, автоматически перестает уповать на Б-га.Следовательно, для упования на Б-га необходимы два условия: 1) «Проклят тот,кто доверяется человеку». Еврей должен ликвидировать всякую зависимость от нееврея. Кроме того, 2) «Благословен тот, кто доверяется Г-ду». Раз мы пренебрегаем помощью неевреев, мы вынуждены полагаться на Б-га. И наоборот, пока еврей взирает с надеждой на нееврея, он никогда не сможет полностью поверить в то, что Б-г действительно всемогущ. Он не верит в существование Б-га как Всевышней Силы.В заключение отметим, что истинный битахон требует веры во всемогущество Б-га и Его способность спасать. Битахон подразумевает, что если мы подчиняемся Б-гу и Его заповедям, сколь бы трудными и опасными они ни были, ни одна земная сила не сможет победить нас как нацию. Мы не только не должны бояться плоти и крови, но нам запрещено даже просить народы о помощи.Только тот, кто безоговорочно применяет принцип битахон, по-настоящему верит в Б-га как Всемогущего Владыку неба и земли. Кто колеблется и боится нееврея, тот сомневается в Б-жьей способности помогать Своему народу. Крайне сомнительно, что такой человек действительно верит во Всемогущего Б-га.

Комментарии (0)

Оставить комментарий