И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Рав Бенцион Меламед
  בראשון בארבעה עשר יום לחדש בערב תאכלו מצות עד יום האחד ועשרים לחודש בערב. (יב:יח) שמות פרשת בא
В первом (месяце), в четырнадцатый день месяца, вечером, ешьте мацот; до двадцать первого дня месяца вечером. Шмот (12:18)
Мидраш спрашивает (מכילתא כאן). Почему Тора повторяет нам «до двадцать первого дня» разве уже не сказано до того «Семь дней мацот ешьте» (יב:יד) - уже отсюда ясно что мы должны есть мацу с ночи 15 нисана семь дней, то есть мы должны есть мацу с 15  по 21 нисана включительно. Тогда почему Тора повторяет мне это в этом посуке.   И отвечает Мехильта, если бу у меня был бы только посук «семь дней ешьте мацу» тогда мы могли бы учить что речь идет только о дне. Эту ошибку исправляет второй посук «до двадцать первого дня» включить сюда еще и ночи.
Непонятно, пишет Хезкуни. (раби Хизкияу бен Маноах жил примерно 1250 - 1310 в Провансе, в предисловии к своей книге на Пятикнижие - Хезкуни, пишет о том как создал свой труд. Для того чтобы написать эти объяснения к Пятикнижию он избороздил много стран, и собрал толкования из более чем 20 трудов предыдущих поколений и мудрецов своего периода). Так вот пишет Хезкуни, выше в Торе уже было написано . «Семь дней мацот ешьте; но в тот первый день (т. е. накануне) устраните закваску из ваших домов; ибо всякий, кто ест квасное, истреблена будет та душа из Исраэля, (кто ест квасное) с первого дня до седьмого дня». Таким образом если мы хотим услышать из 18 посука запрет (если Тора разрешила есть только мацу, следовательно квасное нельзя) кушать квасное все семь дней - днем и ночью то это излишне, мы это прескасно можему выучить из 16 посука - «истреблена будет та душа из Израиля, (кто ест хамец) с первого дня до седьмого дня».
Хезкуни дает следующий ответ. По Торе есть действия за которые мы не получим награду как за мицву или наказание как за преступление. Например кушать мацу после пасхального седера. Именно об этом говорит нам этот посук и тогда драша из Мехильты будет выглядеть так. Если вы будете есть мацу семь дней, то исполните заповедь кушать мацу, мы бы сказали только днем, для этого добавляет нам посук 18 «до двадцать первого дня» - и тот кто есть ночью тоже исполнит заповедь.
Из этих слов Хезкуни мы можем выучить для себя, важное правило. Тот кто будет есть мацу все семь дней каждый раз когда ест исполняет заповедь кушать мацу, однако плата за нее  вы получите как человек который исполняет то что не обязан был делать.
Такой же вывод мы можем сделать  из вопроса Бааль аМаора (בעה"מ פסחים קי"ח).  Почему нет благославения на поедание мацы в течении семи дней Песаха, как любая заповедь которую исполняет тот кто не заповедан.
Так же считает Виленский Гаон (מעשה רב) и Хатам Сойфер (חת"ס סי' קצ"א).
[Посмотрите в пируш Мойшав Зкейним (тосафот на Пятикнижие). Они дают другой ответ на вопрос Мехильты. Зачем надо было повторять что Песах до 21 нисана, если он начинается 15 и написано что он длиться 7 дней, то само собой что он закончиться 21. Отвечают Тосафот - тогда мы могли бы подумать что можно исполнить его в разброс, не обязательно семь дней подряд, для этого нам нужен второй посук чтобы подчеркнуть нам что необходимо провести Песах 7 дней подряд].

(На рассылку рава Бенциона Меламеда можно подписаться по адресу bzmelamed@gmail.com)

 

Рав Реувен Пятигорский
Пасхальная посуда
В Песах запрещено есть хамец (квасное) даже в самых ничтожных дозах. Поскольку стенки и дно посуды (кухонной и столовой) «впитывают» вкус продуктов, которые в них содержатся или варятся, а потом «отдают» этот вкус другим продуктам, то пользоваться в Песах посудой, которую использовали в другие дни года, нельзя. Лучше всего обзавестись специальным набором посуды на Песах. После пасхальной недели его надо тщательно упаковать и убрать в защищенное от хамеца место. Тот, у кого такой посуды нет и ему приходится пользоваться на Песах посудой, в которой он готовил еду в остальные дни, должен ее специальным образом очень тщательно обработать. Вот несколько правил относительно подготовки металлической посуды к Песах.
1. Посуда, в которой варили пищу в течение года, необходимо окунуть в кипящую воду. Перед этим ее надо хорошо очистить. При погружении в кипяток следите, чтобы вода касалась всех внутренних и наружных стенок посуды.
2. Посуду для горячей пищи, которую не ставят на огонь (тарелки, миски и пр.) поливают крутым кипятком. Общее правило: как посудой пользуются, так ее и готовят к Песаху. Посуду для готовки на открытом огне (шампуры, противни) прокаливают на открытом огне.
3. Разборную посуду (мясорубки и пр.) перед обработкой надо разобрать.
4. Посудой не пользуются в течение 24 часов перед обработкой.
5. Посуда с недоступными частями (внутренние стенки чайника), с дырками (терка и пр.) не годится для предпасхальной обработки. Это касается и посуды с трещинами.
6. Обрабатывают посуду до пятого дневного часа накануне Песаха, но не позже.
Посуду из глины, фарфора и пластмасс, в которой держался хамец, пасхальной сделать нельзя. Бывшую в употреблении стеклянную посуду советуем заменить на новую. Пользуйтесь также одноразовой посудой из пластика. О законах относительно плиты, раковины и духовок можно узнать у знающих людей и раввинов.

 

Рав Реувен Пятигорский
Чудо исхода - на все времена
Относительно чудес, совершенных при Исходе евреев из Египта, Тора пишет, что все они сделаны с единственной целью: «Чтобы ты знал, что Я - Всемогущий среди земли» (Шмот 8:18). Рамбан так объясняет этот стих: «Творец не совершает чудес просто так. Не каждому поколению дано их увидеть. Тем более не происходят они перед людьми недостойными или теми, кто отрицают Тору. Нам заповедано (отмечать праздник Песах), чтобы мы всегда вспоминали о том, что видели наши глаза (во время Исхода), - мы, наши дети и дети наших детей до последнего поколения».
Тора повелевает (Шмот 13:8): «И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером. Из слов Рамбана мы понимаем всю важность этой заповеди. Других доказательств - явных, очевидных, видимых всеми людьми - может больше не быть! Вс-вышний не устраивает ежедневно вечер чудес, подобный последнему дню нашего пребывания в Египте. То исключительное чудо было дано на все поколения. Рассказывая об Исходе, мы укрепляем себя и своих детей в той огромной вере, которую проявили евреи при Исходе.
Слова Рамбана о том, «что Творец не совершает чудес на глазах у недостойных людей», любопытным образом прокомментированы раби Исраэлем Салантером (см. книгу «Тнуат амусар», стр. 318).
Однажды раби Исраэль возвращался домой из поездки и по дороге завернул на постоялый двор, с хозяином которого был знаком. Выяснилось, что за время, прошедшее со дня их последней встречи, в жизни хозяина многое изменилось. Главное изменение можно выразить двумя словами: он разуверился в Торе. «Раби, со мной случилось непоправимое, - пожаловался он. - Несколько недель назад остановился у меня ассимилированный еврей. Злодей, конечно, каких свет не видывал. То есть, культурный, воспитанный человек, но не соблюдает ни одной мицвы и ест свинину, как мацу. Я, понятное дело, удивился - как такое возможно? И что он мне ответил? Он ответил: не верю ни в награду, ни в наказание за содеянное! В доказательство он послал купить в лавке напротив, которую держит один нееврей, свиной колбасы. И сказал: сейчас я ее съем, и если есть наказание - пусть она застрянет у меня в горле! Никогда не слыхал, чтобы еврей произносил таких слов. И что вы думаете? Он нарезал ее своим некашерным ножом - и съел на глазах у всех. Даже не поперхнулся… Я до сих пор не могу понять, почему он не умер на месте. Выходит, какая-то правда в его словах есть. Одним словом, с тех пор не покидают меня сомнения».
Раби Исраэль ничего не ответил. А через некоторое время вернулась из школы дочка владельца постоялого двора и сообщила, что сегодня она получила табель, в котором выставлены отметки за полгода. И с гордостью показала, что самые высокие оценки она получила по арифметике и за пение. Довольный отец поведал об этом своим постояльцам, в том числе раби Исраэлю Салантеру. И уже вечером раби пригласил девочку к себе. «Спой что-нибудь, - попросил он ее. - Я слышал, ты лучшая певунья класса. Докажи, что это правда». Девочка удивилась: «Доказать, что я умею петь?» - и наотрез отказалась. Тогда раби послал за отцом и, когда тот явился, сказал, что девочка не кажется ему воспитанной, поскольку не хочет уважить его просьбу ¬спеть что-нибудь, чтобы доказать, что табель не подделан. Отец спросил дочь: «Трудно спеть для уважаемого раввина?» - «Вот так, без всяких причин взять и запеть? - возмутилась девочка. - По-моему, не к месту и не ко времени. Да и что за причина - доказывать, что табель не подделан. Получается, что любой, кто хочет доказательств, может попросить меня все бросить, чтобы петь тут для него изо всех сил?»
«Извините, ребе, - вздохнул хозяин, - я думаю, девочка немного права». Попросил рав Салантер девочку выйти и так сказал ее отцу: «Она права на сто процентов. Но ее ответ можно привести как возражение на те слова, которые ты сам произнес несколько часов назад. Вс-вышний один раз уже показал - открыто и недвусмысленно, - что Он участвует во всех явлениях мира, что Он один наказывает и награждает за все, что совершается людьми. Ты хотел, чтобы тот человек умер на месте за то, что поел некашерную колбасу? Это значит, что ты просил чудо. Чудо моментального наказания. Но ведь то же самое я попросил у твоей дочери: докажи, что в табели написана правда. О делах Вс-вышнего свидетельствует Тора. Ты хочешь доказательств для Торы? Но чудеса уже случались в прошлом. Во многих событиях нашей истории с легкостью усматривается рука Вс-вышнего. Ты хочешь, чтобы Он повторил их специально для тебя? Но разве логично - вдруг, без всяких причин все бросить и начать что-то доказывать тебе одному?»
«Кто готов верить во Вс-вышнего, - закончил рав Салантер, - верит Его документу, нашей святой Торе. И нет нужды ни в повторении чудес, ни в новых документах».

 

Рав Лев Кацин
Можно ли в Песах мяукать?
- В пасхальную ночь я превращаю песню о козленке «Хад Гадья» в целое представление, - рассказывал рав Довид Лопьян, глава иешивы «Микдаш Мелех» в Нью-Йорке. - Специально для моих внуков я блею как козленок, мяукаю как кошка, лаю как собака, мычу как бык.
- Отец должен не мяукать, а рассказывать детям об Исходе! - возразил один русскоязычный еврей во время обсуждения слов рава.
- Важно, чтобы отец рассказывал так, чтобы его слушали! - ответил я. - Для этого родители должны, прежде всего, понимать своих детей. Отец может наполнить свой рассказ об Исходе глубинным смыслом, если дети будут слушать его с интересом. Но если они еще до этого не созрели, то лучше руководствоваться словами моего учителя рава Боруха Эрахи, который говорил: «Искусство учителя заключается не только в том, чтобы знать, что сказать, но и в том, чтобы знать, что не сказать!» Попытка заставить детей слушать то, что кажется им скучным, может испортить праздник. Однажды в пасхальную ночь я выставил моего сына из-за стола, потому что он мешал мне вести праздник, и это никак не способствовало укреплению наших отношений. Я помнил эту свою пасхальную ошибку десять лет и перед его свадьбой попросил у него прощения. О, если б я только знал о том, что, развлекая детей, можно мяукать, то мы бы провели тот пасхальный вечер с радостью.
- Нельзя во время праздничной трапезы выгонять детей из-за стола, ставить их в угол, отчитывать ребенка, особенно подростка, в присутствии гостей, - подтвердил другой участник обсуждения, вспомнив свои пасхальные ошибки. - Такие «воспитательные меры» не только угрожают еврейскому будущему этого ребенка, но и портят атмосферу праздника всей семье, и никакие слова Торы не компенсируют этих отрицательных эмоций. Конечно же, все родители руководствуются добрыми намерениями, однако прежде всего они должны помнить о важном принципе «не навреди».
«Расскажи сыну своему!» - заповедует нам Тора рассказать детям об Исходе, а мудрецы Талмуда постановили, что прежде всего родители должны вызвать в своих детях любопытство. В пасхальную ночь меняется обычный порядок ведения трапезы для того, чтобы дети удивились и задали свои четыре вопроса. Отвечая на их вопросы, удовлетворяя их любопытство, можно рассказать им об Исходе. Пасхальная ночь называется «седер» - «порядок», подчеркивая особый порядок проведения праздника. Неслучайно в начале трапезы мацу ломают и прячут половину, чтобы к концу вечера дети нашли этот называемый афикоманом кусок мацы, за который по обычаю родители награждают детей подарком. Это тоже важный урок - не наказания, а награды способствуют хорошему восприятию учения и духовному росту детей...
«Соблюдайте законы... по которым человек будет жить!» - призывает нас Тора (Ваикра, 18:5). Однако для того чтобы жить по законам Торы, человек должен обладать здравым смыслом, утверждал рабби Исраэль Салантер, который писал, что нашим первым и неписаным законом должно быть правило «Не будь глупцом!»...
- Нужно ли читать всю Агаду? - спросил я рава Лопьяна.
- Иногда, заставляя своих детей слушать всю Агаду, отцы не приближают, а отталкивают этим своих детей от Торы, - ответил он. - В зависимости от аудитории я выбираю отдельные части Агады и обсуждаю их за столом, а все стальное тихонько читаю себе.
- Как долго должен продолжаться седер?
- Однажды мой дедушка рав Элиягу Лопьян, возглавлявший
иешиву «Кфар Хасидим», вел пасхальный седер и увидел, что его племянница засыпала за столом. Она не спала всю ночь, убирая квартиру и готовя еду. Тогда дедушка провел пасхальный седер за 15 минут. После окончания трапезы племянница пошла спать, а дедушка продолжил обсуждать со мной историю Исхода...
Конечно же, вы можете объяснить собравшимся, что песня «Хад Гадья» рассказывает о чудесах еврейской истории, что козленок - это символ еврейского народа, Отец - Вс-вышний, в то время как кошка, собака, бык, палка - символы врагов нашего народа. Однако если, посмотрев на ваших детей, вы увидите, что они устали и не смогут этого воспринять, то лучше в качестве сладкого десерта промяукайте им эту песню.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Хад Гадья
Хад гадья, Хад гадья!
(Отец купил его за два зуза, Козленок, козленок)
И пришел кот
и съел козленка
Припев:
Один козленок, один козленок.
Пришел пес
и загрыз кота,
который козленка съел.
Припев.
Пришла палка
И забила пса,
который загрыз кота,
который козленка съел.
Припев.
Пришел огонь
И сжег палку,
Которая забила пса,
который загрыз кота,
который козленка съел.
Припев.
Пришла вода
И залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Припев.
Пришел бык
И выпил воду,
Которая залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Припев.
Пришел резник,
И зарезал быка,
Который выпил воду,
Которая залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Припев.

Пришел ангел смерти,
И убил резника,
Который зарезал быка,
Который выпил воду,
Которая залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Припев.
И пришел Творец,
И поразил ангела смерти,
Который убил резника,
Который зарезал быка,
Который выпил воду,
Которая залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Припев:
Один козленок, один козленок.
Отец купил его за два зуза.  

Как вы помните, нýтра – она же «кошка», поедает козлёнка, которого папа купил за два зýза (он же – зевс, он – же зуз, не суть) – ходячая мелкая монета, цена – мизерная. Дальше, как вы помните, приходит собака, которая задирает кошку, которую убивает палка, которую сжигает огонь, который гасится водой, которую выпивает бык, которого режет шойхер, которого убивает ангел смерти, которого убивает Вс-вышний. Точка.
А теперь маленький вопрос: «Простите, а о чём это?» -  О том, что на всякого найдётся управа, но самое интересное, что комментарий на этот «Хаг Гадья» дал мне кто-то из моих маленьких детей, я подчёркиваю – маленьких, который сказал, что здесь есть кушия – то есть непонятность, трудность. Какая? То есть можно, как «любит – не любит», «хорошо – плохо». Ну, например, что папа мне принёс козлёнка – хорошо, что кошка его задрала – плохо, что собака – хорошо, что палка бездушная – плохо, что огонь – хорошо, ну, наказал палку… Ещё раз: папа принёс – это хорошо, кошка задрала – плохо, наказали кошку – хорошо… а получается, когда наказывают наказывающего, то это – плохо. Его-то за что? Собака задрала кошку на дело, а собаку за что? Итого: палка, получается, – плохо. Огонь, соответственно, – хорошо, вода – плохо. И это уже напрягает, потому что вода – родная Тора, ну… как это вода – плохо? Но дальше – ещё хуже. Бык, получается, – хорошо, он только бык, а шохет – плохо… Сейчас у нас получится гениальная вещь! Бык – хорошо, а щойхет – плохо? Ангел смерти – хорошо, это ещё куда не шло, но чтобы Вс-вышний – плохо (?!), это уже, вообще, ни в какие рамки не лезет!!!
Ну, здесь, очевидно, нет смысла. Теперь, понимаете, в чём ужас? – В том, что это – символ, символично. Вот там, где мудрецы дают мудрость, они дают как-то как бы простенько, и вы должным за этим простенько увидеть образы, и за образами – уже смысл. Здесь же нам сразу даются образы, мудрецы так никогда не делают. Но за этими образами, простите, что здесь находится? И я не хочу перечислять комментарии, чтобы не обижать их авторов в сравнении с комментарием, который сейчас последует.
Этот комментарий называется «Зехер Йеґосеф» – זכר יהוסף – יוסף זכריה ב"ר נתן שטערן.  Передан мне комментарий через раввина, который сейчас возглавляет «Бнот Элишева». В любом случае, от имени этого гаона – «Зехер Йеґосеф», он объясняет совсем простые вещи.
Как известно, говорить об Израиле плохие вещи, себе дороже, а, следовательно, весь этот камуфляж существует единственно для того, чтобы сказать плохое, которое, к сожалению, надо знать и помнить, но так, чтобы это было максимально завуалировано. И речь здесь идёт о бывшем некогда государстве Израиль и о его династиях. И сами посудите, что здесь получается. Здесь изложена история Израильского царства, и главная проблема этого царства, как мы с вами знаем, господа, в его основе.  Его основатель –  Йеровам бен Нават в самый первый праздник поставил мишмарот – поставил заставы и не пустил наших евреев из десяти северных ветвей в Йерушалайим. Понятно, что с самыми лучшими намерениями, как мы с вами учили. И с этого всё начинается.
И как объясняет «Зехер Йеґосеф», всё здесь – в центре внимания оказывается пасхальный агнец, то есть Хад Гадья – вот этот гди – он и есть главный герой происходящего. Папа – Вс-вышний даёт ребёнку – еврейскому народу гди. Пишет «Зехер Йеґосеф», что, действительно, цена такого маленького «барашек» или козлёнка была два зуза. Может быть, здесь есть более глубокие комментарии, подозреваю, что есть, но они нам сейчас не нужны, мы попробуем сейчас разобраться с палками, шохетами и прочим. В любом случае то, что здесь написано, вот именно тут не нужно искать каббалистических и прочих других смыслов, здесь – жёстко и чётко объясняется, сколь ужасной была судьба вот этого царства, и почему она была столь ужасной. Заодно мы поймём, почему Вс-вышний – получается «плохо»…
Мы, естественно, начинаем с того, и снова повторяю, что гди (Комментарий о детеныше мелкого рогатого скота дает рав Шимшон Рафаэль Ґирш. См. Учеба, Второй Год, часть третья «Вкус еврейских законов», «Басар и халав») – это Корбан Песах. И он будет и будет здесь повторяться в каждом и каждом месте, потому что каждая династия, кроме самого последнего царя, как вы помните, Ґошеа бен Эла, (вы немножко готовы к тому, благодаря «Новому курсу», услышать про него, и то, что прозвучит – плохо). Помните, Ґошеа бен Эла отменил мишмарот – убрал заставы, и тогда пришёл Санхерив из Ассирии. И мы сейчас увидим это по-другому, то есть дадим тот же комментарий, но совершенно с другой стороны, и увидим, почему это было «плохо», нет, не отмена – было плохо, а вообще было плохо.
И мы начинаем, конечно же, с того, что Реховам сын Шломо вызывает раскол своей политикой, и десять израильских колен, которые не могут вытерпеть претензии Реховама… То есть давайте в двух словах прокомментируем… не могут, не хотят… – вещи взаимозаменяемые… просто: причина и следствие – раз не хотят, значит не могут.  Вспомним, что Шломо сын Давида давил всех налогами. Смысл? Тот же самый, что и во всей его жизни. Как вы понимаете, царь Шломо – несостоявшийся первенец царя Давида, то есть несостоявшийся Машиах, и все его действия надо рассматривать как раз под этим углом. То есть на его пирах все учили, что даже роскошные яства можно и нужно употреблять ради Творца. На его богатстве учились, что и богатство само по себе ничего не стоит. И эта идея налогов, которыми зажимает царь Шломо, это, конечно же, образ уничтожения ценности всего материального, с одной стороны, и символ мобилизации всего материального на службу духовному – с другой. 
И когда приходят северные колена к Реховаму и говорят: ослабь гнёт твоего отца, то он им отвечает: ребята, вы с моим отцом не дошли, давайте нажмём, последнее усилие, и придёт Машиах; я увеличу гнёт, потому что нужно, ещё чуть-чуть… и мы будем. В итоге происходит раскол, и десять израильских колен выбирают левый путь. Левый путь – это путь большей разумности и меньшего напряга, это путь – больше галут, чем геула, это как правая и левая рука – хесед и гвура. И Реховам в этом смысле, и Йеровам оба правы. Но Йеровам совершает свою последнюю ужасающую ошибку, ставя мишмарот и запрещая подъем в Йерушалайим. Это было или в Песах, или в Сукот, или в Шавуот.
Кстати, пару слов надо сказать, почему запрещал и не пускал и в Шавуот и в Сукот, и почему мы из всего выбираем только пасхальный корбан – только гди. Ответ элементарный: потому что это единственная повелевающая мицва, неисполнение которой – карет; подниматься в Храм – конечно же, мицва – Шалош Регалим, но единственный неприход, который был смерти подобен – это Песах. Потому что Корбан Песах – это мицват асе, за невыполнение которой полагается карет. И потому это поставлено в центр сюжета, и потому смысл и центр повествования – это некие усилия израильского царства жить без Корбан Песах. Йеровам пытался заменить всю систему трёх Регелей, и потому то, что говорит Саша – он систему всю поменял, систему работы на Вс-вышнего.
Итак, Йеровам – это, конечно же, та самая кошка, которая… Почему кошка? Объясняет «Зехер Йеґосеф» потому, что написано в Талмуде, что кошка – неблагодарное животное, не знающее благодарности. Не путать с собакой. И Йеровам забыл, что сделал до него царь Шломо, сын Давида, и потому его называют здесь кошкой. Он – неблагодарный. Царь Шломо его возвысил,  а потом он его отправил, но сначала – возвысил; мы же – евреи: мы же помним хорошее и не помним плохое. И потому он – кошка, он  плохой, он не помнит хорошее, и потому он попадает на «плохо».
Дальше: его сына убивает Баша. Баша убивает Надава, сына Иеровама, и происходит это во время войны. Совершенно ужасающая обстановка – во время битвы с палестинцами. С одной стороны, конечно, кошке полагается смерть, то есть Йероваму полагается смерть: то царство, которое он создал, было неугодно Вс-вышнему.  Отметим, что погибает не он, а – его сын, потому что миссия Йеровама через пророка Ахию по решению Вс-вышнего. И раскол происходит – по решению Вс-вышнего. Но именно вследствие его выбора погибает его сын, то есть гибнет не он, а его сын, то есть последствие… то есть намерения у него были хорошие, но вследствие его ошибки в результате гибнет его сын, которого убивает основатель следующей династии Баша. Собака. Но происходит это во время битвы с филистимлянами. Он его убивает за дело. Династия не имеет право на существование.  И собака, действительно, убивает кошку за дело. Но при этом она названа «собака». Почему? Потому, что она – совершеннейшая бессердечность, господа, по отношению к еврейскому народу, мы сейчас говорим. Вы себе представляете, что значит убить еврейского предводителя во время битвы? Вы себе только на секундочку представьте!
Есть совершенно не отсюда про царя Ахава. Ахав – гадкий, мерзкий, ужасающий. Вспомните хотя бы его благоверную Иезавель. А кто-нибудь помнит, господа, как он умирает? Идёт война, в него попадает стрела, и написано, что кровь хлыщет. А он, пронзённый стрелой, стоит – царь в Израиле, чтобы воины не дрогнули, он стоит в своей колеснице, пронзённый стрелой и истекая кровью. Вы только вдумайтесь: это – наши мерзавцы, чтобы вы только поняли, о чём речь идёт. Потому так многое готовы ему простить, что он за наш народ стоял. И он достоял, крови там вытекло чуть ли не по колено, вытекла вся, и он умер к концу битвы. Но всю битву он стоял.
И теперь оцените весь этот ужас, который делает Баша. То есть всё правильно, но что за момент он выбрал? Посреди битвы с филистимлянами убивать еврейского предводителя! И потому он – собака, то есть существо совершенно жесткое. Что он здесь пищет про кальба?  «И потому назвали его собакой, как сказано в «Псахим»: «ве-леґарог эт мелех Исраэль бе-эмца милхемет Исраэль ле-плиштим усин’ат мино». О! Сказано так, что собака ненавидит других собак, то есть собака может грызться с другими собаками. Кошка обычно с кошкой не грызётся, а собака с собакой грызётся, и вот она как бы ненавидит своих, то есть только «ненавидящий евреев» (в кавычках), вот только собака могла загрызть  подобного себе, и поэтому он назван собакой. Мог волк загрызть, могла пантера загрызть, но почему он назван собакой?
Собака грызётся с себе подобными, и потому он – собака. «Де-келев сонэ мино» – собака ненавидит себе подобных, сказано в трактате «Псахим» (113 б). И потому он назван собакой. К сожалению, он продолжает заставы на дорогах, Баша, его сын и внук продолжают не пускать, и поэтому он, это рефрен и идёт: «Хад гадья, хад гадья…» – не разрешают ветвям приносить Песах. А почему это «хорошо» в таком случае?  «Хорошо» – потому что Надаву сыну Йеровама полагается смерть за то, что он не пускал, но «плохо» – потому что Баша это делает во время битвы с филистимлянами…

 

О. И. Баддиль
Перевод Шмуэля Кантермана и Рава Меира Мучника
1. Одной из первых заповедей, которые мы получили как народ, было празднование Песаха. Называется он так потому, что ХаШем «перешагнул» (на иврите פָּסַח) через наши дома, когда мы находились в Египте, и пощадил нас, в то время как во всех остальных египетских домах погиб по крайней мере один человек. Это
произошло ровно в полночь с 14 на 15 Нисана 2448 года от Сотворения Мира во время страшной десятой казни, Убиения первенцев ( מַכַּת בְּכֹורֹות ), которой ХаШем поразил египтян, отказавшихся подчиниться Его повелению освободить нас. С тех пор и на все времена эта ночь стала для нас символом Б-жьего покровительства – в течение истории с нами произошло много чудес в эту ночь месяца Нисан, которую сама Тора называет « לֵיל שִׁימוּרִים » - «ночь покровительства».
2. Но помимо наказания египтянам эта казнь была также и уроком веры во Вс-вышнего для нас, так как нам было заповедано оставаться в домах и есть קְָרְבַּן פֶּסַח  (Пасхального ягненка), невзирая на ужасные предсмертные крики египтян.
3. На следующий день, открыто и средь бела дня, мы вышли из Египта. Египтяне и их фараон торопили нас еще ночью, когда их постигла страшная Казнь первенцев, и настаивали на том, чтобы мы немедленно покинули Египет. Но, как ответил Моше Рабейну фараону: «Что мы, воры, чтобы красться ночью?» - мы вышли из Египта средь бела дня и у всех на глазах.
4. Египтяне так сильно нас торопили, что даже не дали нам возможности дождаться, пока не поднимется тесто, заготовленное нами для путешествия. Со всеми нашими пожитками мы вышли из Египта свободными людьми. Именно в Песах мы стали независимым народом. «Итак, в полдень того самого дня, вывел ХаШем легионы Сынов Израиля из земли Египетской.»
5. Праздник Песах – первый из трех Праздников Паломничества ( שָׁלֹשׁ רְגָלִים ), и его законы и обычаи весьма многочисленны и сложны. Каждый закон и заповедь, каждая символика несет свою великую и вдохновенную идею; все они дополняют к значению и уроку Песаха, который для нас всегда остается ясным: ХаШем вызволил нас из рабства и страданий, и в своей доброте взял навсегда к Себе, чтобы были для Него «драгоценностью среди народов, царством князей и святым народом». Наше освобождение из Египта знаменует тот момент в нашей истории, когда нам было назначено стать носителями Послания Б-га миру, когда мы стали Народом Божьим, 'עַם ה . И поскольку еврейский народ родился благодаря освобождению из Египта, то с наступлением каждого Шаббата и праздника (которые представляют поступательные шаги нашей национальной духовной истории), мы делаем особое упоминание о нашем великом и чудесном начале словами: זֵכֶר לִיצִיאַת מִצְרַיִם - то есть, этот Шаббат или Йом Тов - «напоминание о нашем Исходе из Египта».

 

МЕСЯЦ НИСАН
6 В течении всего Нисана не произносят Таханун, а в молитве Минха в Шаббат не говорят צִדְקָתְךָ. Некоторые придерживаются традиции каждый день, начиная с רֹאשׁ חֹודֶשׁ נִיסַן (начала месяца Нисан) до 13 Нисана, читать после молитвы Шахарит отрывок Торы, повествующий о совершенной в этот день службе по Посвящению Мишкана, ибо Мишкан был воздвигнут именно в месяце Нисан, в следующем году
после Исхода из Египта. (В некоторых общинах соблюдают обычай читать эти отрывки из свитка Торы, но к этому чтению никого не вызывают). В Минху в הַגָדֹול שַׁבָּת («Великого Шаббата»), названного так потому, что он стал рубежом, с которого началось наше фактическое освобождение из Египта, преобладает
обычай вместо « בָּרְכִי נַפְשִׁי » произносить отрывок из Пасхальной Агады, а именно от « עֲבָדִים הָיִינוּ » («Мы были рабами») до « לְכַפֵּר עַל כָּל עֲוֹונֹותֵינוּ » («искупить все наши грехи»).

 

ЭРЕВ ПЕСАХ (ДЕНЬ ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ ПЕСАХА)
7. Утром в Эрев Песах не произносится « מִזְמֹור לְתֹודָה » и « לַמְנַצֵחַ », а с середины дня запрещено совершать какую-либо работу, не имеющую отношения к празднику, как в Холь ХаМоэд. Если возможно, следует постричься до середины дня. Утром запрещено есть Хамец со времени афсака («Прекращения» - то есть, времени, когда следует прекратить есть Хамец, около 10 часов утра – точное время указано в хороших
еврейских календарях). В Эрев Песах также запрещено есть мацу. (В наших странах существует обычай не есть мацу, начиная с Пурима; другие воздерживаются от нее с начала месяца Нисан.) Даже детям считается
неправильным давать мацу в Эрев Песах, если они только не настолько малы, что ничего не знают о Песахе. Однако вплоть до трех часов до наступления темноты можно есть блюда, приготовленные с использованием мацы. Но после этого времени запрещено даже это, и разрешены только фрукты, овощи и т.п., и только
чтобы не слишком голодать.
8. В Эрев Песах проводится תַּעֲנִית בְּכֹורִים – Пост первенцев, когда постятся все первенцы-мужчины. В наших странах преобладает традиция, что им разрешается прервать этот пост после молитвы Шахарит для того, чтобы принять участие в סְעוּדַת מִצְוָה – Заповеданной трапезе, обычно по поводу סִיוּם מַסֶכְתָּא – завершения
одного из трактатов Талмуда.
9. В Эрев Песах, как, впрочем, и в каждый Эрев Йом Тов (в канун каждого праздника), мы ходим в Микву (ритуальный бассейн), чтобы очиститься в порядке подготовки к святости наступающего праздника.
10. Относительно кашерования посуды (в случае, если это необходимо) важно проконсультироваться с раввином задолго до Песаха, так как в некоторых случаях процесс кашерования необходимо начать за несколько дней до наступления праздника. (В этом контексте под «кашерованием» имеется в виду процесс, с помощью которого посуда приводится в годность для использования в Песах.)
11. Поскольку в Песах запрещено извлекать какую-либо пользу из Хамеца, то не разрешается даже отдавать домашних животных под присмотр нееврею, если известно, что их будут кормить Хамецом. Обычно в зоомагазине могут посоветовать альтернативную еду для домашних животных, например, муравьиные яйца для золотых рыбок, шпроты и консервированные сардины для кошек, семена для попугайчиков и т.д., но необходимо проследить, чтобы еда для домашних животных не содержала Хамец.

 

ПОИСК ХАМЕЦА
12. Вечером накануне Эрев Песах, в ночь с 13 на 14 Нисана, мы совершаем поиск Хамеца. (До этого весь дом уже тщательно очищен, чтобы облегчить этот поиск.) Поиск необходимо начать сразу же с наступлением темноты: до его завершения запрещено заниматься чем-либо другим (даже ужинать); нельзя даже начинать никакую работу или занятие за полчаса до потемнения, ибо так можно погрузиться в работу и забыть о поиске, когда стемнеет. Поиск совершается при свете одной свечи. И поскольку этот поиск проводится с целью удостовериться в полном отсутствии Хамеца во всем доме (и уничтожить любой найденный Хамец), то необходимо произвести осмотр везде, во всех углах и щелях, где может быть хоть малейший шанс нахождения Хамеца.
13. В случае если все-таки был найден Хамец, то его следует с осторожностью сохранить до следующего утра, чтобы тогда сжечь. У некоторых существует традиция, что хозяйка прячет в доме несколько кусочков хлеба для того, чтобы муж нашел их в ходе поисков – но нужно проследить, чтобы они все были найдены, и ни один не затерялся. Эти найденные кусочки тоже следует отложить до утра, когда они будут сожжены. Аналогичным образом, Хамец, который планируется есть за завтраком в Эрев Песах, должен быть как следует накрыт и содержаться в отдельном месте.
14. Перед началом поисков произносится следующее благословение:
בָּרוּךְ אַתָּה יי, אֱ-לֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעֹולָם, אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְֹותָיו, וְצִוָּנוּ עַל בִּיעוּר חָמֵץ.
Барух ата Адо-ной, Эло-хFейну, Мелех хFаолам, ашер кидшану бемицвосав, вецивану аль биур Хамец.
Между этим благословением и завершением поисков не должно быть перерывов. Одно благословение действует для любого количества домов, дворов, офисов или других рабочих мест (которые, если они принадлежат еврею, должны быть проверены все), если во время произнесения благословения имеется в виду включить эти места в процесс поиска. Но главным в поиске является намерение избавиться от всякого Хамеца, находящегося в собственности человека, и уничтожить его, и это намерение должно быть высказано после поисков следующим образом: «Хамец любого типа, находящийся в моем владении, который я не увидел и о котором я не знаю, пусть считается ничем и ничейным, как пыль земли».
15. Хотя намерение и желание отказаться от Хамеца было высказано еще накануне вечером, тем не менее, на следующий день после сжигания оставшегося Хамеца необходимо громко повторить это намерение, включая в декларацию уже абсолютно весь Хамец: «Хамец любого типа, находящийся в моем владении, и тот, который я видел, и тот, который я не видел, о котором я знаю и о котором я не знаю, который я уничтожил и который я не уничтожил: от него я отказываюсь, он аннулируется и считается ничьим, как пыль земли.»
16. Если, не дай Б-г, кто-нибудь нашел Хамец в своем владении в Холь ХаМоэд Песаха, то его необходимо немедленно вынести и сжечь. Если Хамец найден в Йом Тов (праздник), в Шаббат Холь ХаМоэд или поздно днем в Эрев Песах, выпавший в Шаббат (в этих трех случаях Хамец является מוּקְצָה – мукце, и его нельзя передвигать), то нужно накрыть его тарелкой и т. п. до окончания праздника или Шаббата и после этого как можно скорее сжечь (или выкинуть).

 

ПРОДАЖА ХАМЕЦА
17. Из всего вышесказанного должно быть ясно, что каждому еврею запрещено владеть Хамецом во время Песаха. Этот запрет является מִדְּאֹורַייתָא (т.е., наложен самой Торой, а не мудрецами последующих поколений). Из Хамеца, находившегося во владении еврея в Песах, нельзя извлекать никакой выгоды -
даже после Песаха. Поэтому после Песаха нельзя покупать Хамец или содержащие его продукты у еврейского торговца, если есть хотя бы малейшее подозрение, что они находились в его владении во время Песаха. В этом случае следует подождать некоторое время для того, чтобы кончились более ранние его запасы этих продуктов. То же относится к супермаркетам и большим магазинам, которые хотя бы частично находятся в еврейской собственности (или где евреи-акционеры имеют контрольный пакет).
18. Бывают случаи, когда нет возможности или желания закончить весь Хамец до Песаха, или очень сложно его уничтожить (например, если человек владеет булочной, магазином, спиртовым производством и др.). Мудрецы разрешили избавляться от такого Хамеца путем законного заключения контракта продажи или
сдачи внаем нееврею комнаты или специального места, где он хранится. Поскольку в таком контракте очень много условий, и они юридически очень сложны, то лучше всего попросить провести продажу вашего Хамеца квалифицированного раввина. Для этого нужно указать точное местоположение, тип и количество продаваемого Хамеца. Тщательно вымытая посуда и кухонные принадлежности, которыми пользовались в течении года, также должны быть помещены в комнате c Хамецем и проданы, так, чтобы любой содержащийся в них Хамец был включен в сделку. Процедура продажи Хамеца непременно должна быть завершена до одиннадцати часов утра Эрев Песах, так как после этого времени запрещается иметь Хамец в своем владении. Нужно помнить, что должны быть вычищены и карманы одежды, которую мы носили в течении года. То же касается отворотов на брюках и т.п., сумок, ранцев, чемоданов и т.д.
19. Чернилами, красками, клеем и т. п. можно пользоваться (в случаях, когда разрешает алаха - еврейский закон) в Холь ХаМоэд Песаха, даже если в их производстве и приготовлении (до Песаха) был использован Хамец, если они являются настолько несъедобными, что даже собака не стала бы их есть.
20. В отношении скатертей необходимо проследить, чтобы используемый в них крахмал не содержал Хамец. Нужно также быть предельно внимательным в отношении всего, что вступает в контакт с едой в Песах, и удостовериться в том, что нет опасности попадания в нее Хамеца. Полки в шкафу с продуктами должны
быть заново накрыты бумагой, печи и кухонные плиты тщательно очищены и покрыты фольгой. Столы и рабочие поверхности на кухне и в столовой должны во время Песаха быть постоянно накрыты. Микроволновые печи, современные плиты и прочее современное кухонное оборудование требует особой обработки, и указания об этом содержатся в более полных руководствах по Кашруту.
21. Во время Песаха запрещено употреблять любые искуственно высушенные фрукты, сухофрукты, специи, если они не имеют экшер, то есть, раввинский сертификат, что они годны для использования в Песах. Даже бобы, рис и арахисы не разрешены в Песах (хотя сефардская традиция разрешает рис). Умный и сознательный человек пользуется в Песах золотым правилом: «Не уверен – не пользуйся».

 

ПОДГОТОВКА СЕДЕРА И ПАСХАЛЬНОЙ ЕДЫ
22. Необходимо заметить, что помимо нижеописанного существуют и другие обычаи расположения компонентов Пасхального блюда, и, как и во всех подобных случаях, каждая семья должна с верностью следовать принятой у нее традиции. Блюдо на Седер состоит из следующих частей:
זְרֹועַ  - ЗРОА - обычно зажаренная ножка с небольшим количеством мяса: в память о קָרְבַּן פֶּסַח (Пасхальном
ягненке), который тоже зажаривался. Название " זְרֹועַ " напоминает о том, что ХаШем вызволил нас из Египта - " בִּזְרֹועַ נְטוּיָה " – «распростертой рукой» - то есть, демонстративно, на глазах у всего мира. Эта ножка
съедается в Йом Тов, но только в течение дня.
БЕЙЦА - сваренное вкрутую яйцо (некоторые придерживаются обычая зажаривать его в скорлупе): в качестве напоминания о עָשָׂר קָרְבַּן חֲגִיגַת אַרְבָּעָה (особом приношении Корбан Хагига 14 Нисана), который люди
приносили вместе с Кобран Песах в эпоху Храма. Используется именно сваренное вкрутую яйцо, а не кусок мяса или что-нибудь другое, поскольку его обычно дают человеку в трауре по возвращению с кладбища. В этом контексте оно символизирует нашу скорбь по до сих пор еще не отстроенному Храму. Это яйцо на нашем Пасхальном блюде также напоминает о том, что вечер наступления Тиш’а беАв (9 Ава) придется на вечер того же дня недели, что и этот первый вечер Песаха (לֵיל תִּשְׁעָה בְּאָב חַל בְא' שֶׁל פֶּסַח). В общем, этот компонент Пасхального блюда напоминает нам о том, что даже в самые счастливые моменты жизни мы должны помнить о разрушении нашего Храма, и стараться улучшать наше поведение, чтобы он был восстановлен.
МАРОР - горькие травы (натертый хрен): напоминание о горькой жизни в Египте, о том, как египтяне поработили нас и отравили нашу жизнь.
ХАРОСЕТ - смесь помолотых орехов и миндаля, натертого яблока, помолотой корицы и несного красного вина: напоминает строительный раствор, которым мы пользовались в Египте.
КАРПАС - редиска, сельдерей, петрушка, сваренный картофель или другой овощ. На определенном этапе Седера Карпас съедают, обмакнув перед этим в соленую воду, в качестве возбудителя аппетита - символ
богатства и свободы. (На Песах каждый еврей уподобляется царю.) Соленая вода (напоминающая о слезах, которые мы проливали в Египте), если ее приготовляют непосредственно в Йом-Тов (или в Шаббат), то это
должно быть проделано несколько отличным образом от того, как она обычно приготовляется в будни.
ХАЗЕРЕТ - салат. Используется как Марор для бутерброда из мацы и марора, который делал Хиллель. Чем дольше его жуют, тем более и более горькими становятся зеленые листья салата. И наше рабство в Египте
тоже началось с хорошо оплачиваемой работы, затем зарплата была уменьшена, а объем работы увеличен, и в конце концов нас заставили работать еще больше и задаром. (Необходимо тщательнейшим образом
промыть, а затем исследовать листья салата, чтобы убедиться, что в них и в их складках нет насекомых или мух. То же относится к петрушке, которую некоторые используют для Карпаса.)
23. Помимо самого Блюда Седера стол на праздник должен быть сервирован самой лучшей и дорогой посудой.
24. Перед главой семьи кладутся три целые мацы, одна на другую (традиционно – под Блюдо Седера). Каждому присутствующему дают свой бокал, чтобы выпивать из него во время Седера Четыре бокала вина (символизирующих четыре уровня освобождения, обещанные нам Б-гом). Пятый бокал, כֹּוס שֶׁל אֵלִיָּהוּ הַנָּבִיא (Бокал пророка Элияху), ставится в центре стола и наполняется в назначенное время. Для этих бокалов следует использовать красное вино, так как оно считается более подходящим для исполнения заповеди, но тот, кто не в состоянии выпить четыре бокала вина, может заменить его виноградным соком или смесью виноградного сока и вина.
25. Преобладает обычай, что бокал для каждого участника Седера наполняется не им самим, а кем-нибудь другим (а он в свою очередь тоже наполняет кому-нибудь бокал). Ибо, как уже упоминалось, на Пасхальном Седере каждый человек уподобляется царю, а царю должны прислуживать другие.
26. Для выполнения заповеди мацы необходимо в течение четырех минут съесть количество мацы, эквивалентное размеру оливки («кезаит»). То же относится к Марору (сделанному из салата и натертого хрена): нужно съесть такое же количество в такой же промежуток времени. Иначе эти заповеди считаются
невыполненными.
27. В течение всей трапезы (кроме Марора) участники едят, удобно облокотившись на левую сторону, поскольку так принято у свободных людей. Даже сын за столом отца имеет право так сидеть, и не спрашивая разрешения. Но ученик в присутствии своего учителя Торы не имеет права располагаться подобным образом, пока не получит от него разрешение.
28. Заповеди ночи Седера таковы: (1) есть мацу; (2) есть Марор; (3) выпить Четыре бокала вина и (4) рассказывать и обсуждать историю нашего освобождении из Египта. Эти заповеди возлагаются как на мужчин, так и на женщин. Поэтому до начала праздника необходимо позаботиться о том, чтобы имелось достаточное количество вина и мацы для всех участников Седера. Каждый участник должен
иметь свою Хагаду. И если кто-то из участников не понимает иврит, то те части Хагады, где описывается наше рабство в Египте и наше освобождение, должны быть прочитаны вслух и на языке, который он понимает. (Однако благословения должны быть произнесены на иврите.) Настоятельно рекомендуется, чтобы на Седере использовались Хагадот с правильным и надежным переводом, и чтобы имеющиеся в них указания и пояснения о различных действиях и процедурах во время Седера были точными и доступными для понимания.

Комментарии (0)

Оставить комментарий