::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Чтобы год был хорошим и сладким! ЗАКОНЫ, СИМВОЛЫ И ТРАДИЦИИ РОШ-А-ШАНА."

1-09-2010, 21:39 Разместил: jude Просмотров: 12429

 

alt


***


ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

Ключевой момент подготовки к Рош а-Шана - просьба о прощении, с которой человек обращается ко всем, кого он мог обидеть в течение заканчивающегося года. По мере возможности мы должны начать новый год с «чистого листа», так, чтобы никто из окружающих не таил на нас злобу. Кроме того, человек должен быть готов с легким сердцем прощать тех, кто в свою очередь попросит извинения у него.

Многие после полудня накануне Рош а-Шана идут в микву. Миква, обладающая силой смывать с человека некоторые виды духовной нечистоты, может стать важной частью процесса тшувы.

Существует обычай утром в Рош а-Шана посещать кладбище и молиться на могилах праведников (разумеется, мы молимся не усопшим праведникам, а Всевышнему, Который внимает нашим просьбам в честь этих праведников).

1.Освобождение от обетов
Утром, накануне Рош-а-Шана, проводится специальная церемония «Атарат недарим» - освобождение от обетов.
Здесь не имеются в виду, конечно, обязательства по отношению к другим людям; мы просим освобождения от обетов по отношению к Богу.
Тора чрезвычайно строго относится к обетам, которые человек на себя берет, и говорит:
"Если дашь обет Господу твоему Богу, не замедли исполнить его, ибо Господь твой Бог взыщет его с тебя и будет на тебе грех"(Дварим. 23:22):
Поэтому Мудрецы предостерегают нас
от принятия обетов. По законам Торы, даже обычная фраза - «Не буду больше есть сладкое» считается полноценной клятвой. Поэтому перед Рош а-Шана мы отменяем все без исключения обещания - данные намеренно и случайно, без умысла.
В крайнем случае суд может (в данном случае суд могут составить любые три соблюдающих Закон еврея) освободить человека от взятого на себя обета.
И поскольку Рош-а-Шана — день нашего отчета перед Богом за прошедший год, то перед наступлением этого дня принято проводить процедуру "освобождения от обетов", взятых на себя по ошибке.
Для этого нужно предстать перед тремя взрослыми мужчинами, среди которых хотя бы один знает правила проведения это процедуры, и попросить их освободить вас от данных обетов.
Приводим полный текст «Атарат недарим» (тому, кто затрудняется прочесть текст на святом языке, разрешается прочесть его на русском):
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЕТОВ
Во время снятия обетов «судьи» должны сидеть, а просящий снять обеты, стоя произносит:
"Слушайте же, господа мои! Все обеты, или клятвы, или заверения, или обещания, которыми я связал себя или других в каких бы то ни было словах, вышедших из моих уст, или если даже если в сердце своем я решил исполнить некоторую заповедь или совершить другой благой поступок и не обусловил это решение тем, что оно не является обетом, касаются ли они меня или других, помню ли я о них или нет — во всех них я раскаиваюсь и прошу вас освободить меня от них. Я не сожалею, не дай Бог, о тех добрых делах, которые совершил, но раскаиваюсь в том, что не произнес однозначно: "мое обещание не есть клятва или обет".
Поэтому я обращаюсь к вашему авторитету и прошу освободить меня от всех этих обетов,
касаются они тела, души или достояния. И хотя тот, кто раскаивается, должен подробно рассказать суду об обете, но знайте же, господа, что множество обетов дал я, и есть такие, которые я дал и забыл о них, и невозможно подробно рассказать обо всех.Я не прошу освобождения от тех обетов, от которых по закону нельзя освободить, но от всех, от которых можно, — прошу освободить, как будто бы я рассказал о них".
 
А судьи отвечают ему 3 раза:
 
От всех обетов ты освобождаешься, все нарушения обетов тебе проща¬ются, все, что ты себе запретил, разрешается тебе. Нет здесь ни обета, ни клятвы, ни зарока, ни принятия в сердце. Однако есть здесь освобождение от обетов, отпущение, прощение, и искупление. Подобно тому, как освобождаем мы тебя от обетов в низшем суде, так будут отпущены твои обеты в Высшем суде.

Человек, просящий освобождения от обетов, заявляет:
 
Вот я делаю заявление перед вами, и отменяю я с настоящего времени и
впредь все обеты, и все клятвы, и зароки, и согласия, и принятия в сердце, которые в будущем приму на себя, кроме обетов поста, которые я приму во время молитвы "Минха". И если забуду я это заявление и дам еще обеты, то я наперед раскаиваюсь в них и ставлю условие, что да будут все они полностью упразднены, и необязательны и недействительны, и не будут они иметь совершенно никакой силы; во всех  них я заранее раскаиваюсь с настоящего времени и навеки.


Примечание. Атарат недарим можно сделать как на кануне, так и за несколько дней до Рош-а-Шана.
В этот день, накануне праздника, надо как можно больше времени уделять изучению Торы и совершать как можно больше добрых дел. Принято, начиная с кануна Рош а-Шана и в течение обоих дней праздника как можно больше читать книгу Теилим, используя для этого буквально каждую свободную минуту.В канун Рош а-Шана стирают белье и стригутся в честь наступающего праздника (стричься следует до полудня). Как уже упоминалось, чтобы достичь более высокого уровня духовной чистоты - мужчины посещают микву (это могут сделать также женщины не детородного возраста). И, естественно, как в любой праздник, надевают праздничные одежды.
 
2.ЗАЖИГАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ.
Перед заходом солнца (за 18 минут до захода, а в Иерусалиме – за 40 минут) все женщины - даже девочки от 3 лет, зажигают праздничные свечи. Прежде, чем зажечь праздничные свечи, зажигают специальную долгогорящую (суточную) свечу - чтобы впоследствии от огня этой суточной свечи зажечь свечи на второй день праздника (т.к. в праздник можно зажигать свечи только от уже имеющегося огня) Для зажигания от огня суточной свечи лучше использовать специальные длинные палочки или обратную сторону уже спаленной спички).
После зажигания свечей произносят:
Барух Ата А-донай Эло-hэйну Мэлех аолам, ашер кидшану бемицвотав вецивану леадлик нер шель Шабат вэ-шель Йом Тов ( в некоторых общинах говорят «шель Шабат вэ-шель Йом а-Зикарон»)
 
Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, выделивший нас заповедями Своими повелевший нам зажигать свечи Субботы и Праздника
Сразу после этого добавляют:
Барух Ата Адо-най Эло-хэйну мэлех хаолам ше-эхияну вэ-кийману вэ-игиану лизман а-зэ
Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас , и дал нам дожить до этого времени!

На вечернюю молитву в синагогу принято приходить раньше обычного и читать Теилим.
Если Рош-Гашана совпадает с субботой (как в этом году), то «Кабалат Шабат» сокращают: прочитывают только Псалом 29, сокращенный вариант гимна «Леха , доди...» , затем Псалмы 92 и 93 .
«Амида» в Рош-Гашана состоит из семи благословений – как и в субботу, – однако третье благословение на этот раз намного длиннее, и заканчивается оно не словами: «а-Эль а-Кадош» («Б-г святой»), как обычно, а словами «а-Мелех а-Кадош» ( «Царь святой»). Тот, кто забыл это и сказал «Б-г святой», должен начать «Амиду» сначала.
Также в 1, 2 , 11, 18 и в последнем благословениях есть дополнительные вставки или изменения (и поэтому лучше молится по специальному Махзору на Рош-а-Шана, где текст напечатан с необходимыми дополнениями и изменениями).
Т.к. Рош-а-Шана в этот раз совпадает с Шабатом, то после «Амиды» говорят то, что всегда говорят в Шабат, - " Ва-йхулю..."
(«И завершены были...» и) т. д. – и лишь после этого Псалом 24 – «Песнь Давида».
После «Полного Кадиша», «Алейну» и «Кадиш ятом» мы завершаем вечернюю праздничную молитву и поздравляем друг друга традиционным благословением:
мужчине говорят:
"Лешана това тикатев ве-тихатем ("Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!"),
а женщине -
"Ле-шана това тикатви ве-тихатми".
Кидуш, совершаемый вечером в Рош-а-Шана
 

Наполняют бокал вина до краев и произносят стоя:
 
«День шестой и завершены были небо и земля и всё воинство их. И завершил Б-г в день седьмой работу, которой Он занимался, и покоился в день седьмой от всей работы Своей. И благословил Б-г день седьмой, и выделил его, ибо это был день покоя от всей работы при Сотворении мира!"

Над вином:
 
Внемлите, господа мои!

"Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!
Барух, Ата, А-донай Элоейну борэ при а-гафэн"
 
И продолжают:
(в Шабат добавляют слова в скобках)
 
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми племенами, и освятивший нас Своими заповедями!
И даровал Ты нам, Господь, Бог наш, с любовью (: этот субботний день и) этот день памяти, этот день, (когда мы вспоминаем о трепетных звуках шофара, ( по любви своей) дал Ты этот святой праздник - в память о выходе из Египта. Ибо нас избрал Ты и освятил среди всех народов, и сказанное Тобой, царь наш - истина и незыблемо вовек. Благословен Ты, Господь, Владыка всей земли, освящающий ( Шабат, и) Израиль, и день памяти!

 

«Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлех а-олам, ашэр бахар лану миколь ам, вэ-ромеману миколь лашон, вэ-кидшану бэ-мицвотав, вэ-титэн лану, А-донай Эло-эйну, бэ-аава (эт йом а-Шабат а-зэ, вэ) эт Йом а-Зикарон а-зэ, Йом Зикарон Труа (бэ-аава), микра кодеш, зехер ле-ицийят мицраим. Ки ванну бахарта, вэ-отану кидашта ми-коль а-амим, у-дварэха эмэт вэ-каям ле-ад. Барух Ата А-донай, Мелех аль коль а-арэц, мекадэш а-Шабат вэ-Исраэль вэ-Йом а-Зикарон!»
В первый вечер Рош ха-Шана здесь произносят благословение "Ше-эхияну" («…дал нам дожить до этого времени!»):

  

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлех а-олам ше-эхияну вэ-кийману вэ-игиану лизман азэ 


Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас , и дал нам дожить до этого времени!

 

(женщины, сказавшие благословение «ше-эхияну…», при зажигании свечей, здесь его не повторяют).

 

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
 

Во время первой трапезы Рош а-Шана соблюдают ряд обычаев, цель которых - начать новый год с добрых примет:

Во время праздников принято использовать круглые халы - олицетворение полноты и завершенности.

После благословения на хлеб:


«Барух Ата Адо-най Эло-эйну мэлех а-олам а-моци а-лехем мин а-арэц"

("Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Дающий хлебу вырасти из земли".

 

ломтик халы макают в мед, а не в соль и это символизирует надежду, что новый год будет сладким (и так делают во время всех трапез Рош а-Шана, а некоторые и до завершения всех осенних праздников).

Затем берут кусок яблока и тоже обмакивают его в мед, Перед тем как съесть этот кусок яблока, следует сказать благословение:


«Барух Ата Адо-най Эло-эйну мэлех а-олам борэ при а-эц»

"Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий плод дерева".

А после того надо произнести:

 

«Йеи рацон милфанеха ше-тэхадеш алейну шана това уметука!

«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы новый год был для нас добрым и сладким».

 

Зачем нужен этот «повтор»? Разве слово «добрый» не подразумевает - «сладкий»?

Еврейская традиция учит нас, что все происходит к лучшему. Все - часть Замысла Всевышнего. Даже то, что может показаться нам «плохим», на самом деле несет в себе добро. Мы знаем: все, что случится в новом году, пойдет нам на благо. Однако в дополнение к этому мы просим Творца даровать нам «сладкий» новый год - чтобы добро, ожидающее нас впереди, было «явным» и «сладким» на вкус.
 

 
СИМВОЛЫ ПРАЗДНИЧНОЙ ТРАПЕЗЫ 

 

Во время праздничной трапезы в Рош а-Шана полагается съесть определенные продукты, символизирующие то хорошее, которое мы надеемся обрести в новом году. Размышляя над тем, что олицетворяют собой эти продукты, мы как бы соединяемся с самим Источником добра.
Символика этих продуктов основана на игре их ивритских названий, которая связана с определенной надеждой, которую нам хочется осуществить в новом году.
Приведем взятый из Талмуда и сокращенный список таких продуктов-символов:

1. Лук порей (карти) Съев это, надо произнести:

«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы недруги наши были отсечены»

«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-ихрэту сойнейну»
2. Свекла (сэлек) Съев немного свеклы, мы произносим:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не стало у нас противников».

«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим ше-истальку ойвейну вэ-сонейну вэ-холь мевакшей раатейну».

3. Финики (тмарим) Съев финик, произносят:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы враги наши исчезли с лица земли».

«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-йитаму ойвейну вэ-сонейну»

4. Морковь (гезер) Съев немного моркови, произносим:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не было приговора против нас и чтоб заслуги наши были зачитаны пред Тобою»

«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-тигзор алейну гзерот товот»).

5. Гранат (римон) Съев зернышки граната, произносим:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы умножились наши заслуги как зерна граната»

"Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-тарбэ зхутейну ка-римон»)
Установился обычай во время трапезы есть голову барана или овцы - в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака, или голову рыбы - чтобы в наступающем году "быть при главе, а не в хвосте".

6. Голова рыбы (или барана). Съев кусочек, произнесите:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы были мы были во главе, а не в хвосте»

"Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-нийе ле-рош, вэ-ло ле-занав»

7. Любая (кашерная) рыба. Сьев кусочек, произносим: :
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтоб мы множились и умножались, как рыбы»

"Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-нифрэ, вэ-нирбэ, кА-дагим»)

К празднику готовят, конечно же, и другие блюда. Главное, чтобы трапеза была вкусной и разнообразной.

Важно заметить, что не подают к праздничной трапезе ничего кислого или горького.

В конце праздничной трапезы читаем Биркат а-Мазон (благословение после еды), добавляя вставку - Яале ве-яво.


Второй день Рош а-Шана отличается от вторых дней других праздников тем, что он во всех отношениях считается равным первому дню. Более того, в Талмуде сказано, что оба дня Рош а-Шана - это "один длинный день".
Поэтому существует сомнение, надо ли с наступлением второго дня Рош а-Шана произносить благословение "Шеэхеяну" ("...за то, что удостоились дожить").

Чтобы избавиться от этого сомнения, принято создавать какой-либо другой повод для этих слов. Так, женщина, которая зажигает свечи, старается надеть новое платье или положить на стол перед собой плод нового урожая. Тем самым она создает повод для произнесения "Шеэхеяну", которое будет относиться также и к зажиганию свечей (произнося благословение «…дал нам дожить до этого времени!» следует посмотреть на этот плод).

То же касается и мужчины во время произнесения "Кидуша".
Однако если такой повод создать нет возможности, "Шеэхеяну" все равно произносят.

Плод нового урожая едят сразу же после праздничного "Кидуша", до омовения рук на хлеб, предварительно произнеся благословение:

 

"Барух Ата А-доный Эло-эйну борэ при а-эц".

Благословен Ты , Б-г Всесильный наш, Царь Вселенной, сотворивший плод дерева"

На второй день праздника зажигают свечи только после выхода звезд ( или после окончании Шабата, если первый день праздника приходится на сам Шабат)

Важно отметить, что нельзя в Шабат совершать приготовления ко второму дню Рош-а-Шана
( разогревать пищу даже на плато, застилать стол скатертью , расставлять приборы и т. д.), так как нельзя в субботу приготавливаться к тому, что будет делаться в будний день.

Поэтому, после окончания Шабата мы поступаем так:

 

Произносим слова Авдалы:

«Разделяющий между святым и святым»

"А-мавдиль бейн Кодеш ле-Кодеш».

 

И после этого можно делать все разрешенные приготовления к празднику - варить (зажигая огонь от суточной свечи) или разогревать пищу, и заканчивать остальную подготовку к празднику.
Когда подготовка к празднику полностью завершена, мы зажигаем (от горящей суточной свечи) праздничные свечи и делаем Кидуш, в который входит и Авдала.

Кидуш в этом случае проходит в порядке, называемом « ЙоКНАЗ» (аббревиатура на иврите):
1. Йяин (вино)
2. Кидуш (освящение)
3. Нер (свечи).
4. Авдала (разделение).
5. Зман (время).

1. Вино.
Наливаем в кидушный бокал вино и произносим

2. Кидуш:

Внемлите, господа мои!

"Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!"

"Барух, Ата, А-донай Эло-эйну борэ при а-гафэн"

(и продолжаем):
"Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми племенами, и освятивший нас Своими заповедями! И даровал Ты нам, Господь, Бог наш, с любовью этот день Памяти, день, когда мы вспоминаем о трепетных звуках шофара.Ты дал этот день священного собрания - в память о выходе из Египта. Ибо нас избрал Ты и освятил (выделил) среди всех народов, и сказанное Тобой, царь наш - истина и незыблемо вовек. Благословен Ты, Господь, Владыка всей земли, освящающий Израиль, и день памяти!

«Барух Ата Адо-най Эло-эйну мэлех а-олам, ашэр бахар лану миколь ам, вэ-ромеману миколь лашон, вэ-кидшану бэ-мицвотав, вэ-титэн лану, А-донай Эло-эйну, бэ-аава эт Йом а-Зикарон а-зэ, Йом Зикарон Труа бэ-аава, микра кодеш, зехер ле-ицийят мицраим. Ки ванну бахарта, вэ-отану кидашта ми-коль а-амим, у-дварэха эмэт вэ-каям ле-ад. Барух Ата А-донай, Мелех аль коль а-арэц, мекадэш Исраэль вэ-Йом а-Зикарон!»


3. Свечи.
(затем, глядя на свечи, произносят):

 

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший свет огня!»

«Барух Ата Адо-най Эло-хэйну мэлех хаолам, борэ меорэй а-эш»

 

4.Авдала
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от (других) народов, седьмой день от шести дней работы, Ты разделил святость Шабата от святости Йом тов, и выделил седьмой день от шести дней работы. Ты выделил и отличил народ свой - Израиль святостью Своею. Благословен Ты, Господь, отделивший святое от святого!»


(авдала, транслит):
«Барух Ата Адо-най Эло-хэйну мэлех аолам а-мавдиль бейн кодеш ле-холь, бейн ор ле-хошех, бейн Исраэль ле-амим, у-вейн Йом Швии ле-шешет йямей а-маасэ, бейн Кдушат Шабат ле-кдушат Йом Тов ивдальтавэ эт йом а-швии ми-шешет яамей а-маасэ икдашта, вэ-ивдальта, вэ-кидашта амха Исраэль би-кдушатеха. Барух Ата А-донай а-мавдиль бейн кодегш ле-кодеш!»

5. Время (ше-эхияну – что дожили…)

 

"Барух Ата Адо-най Эло-хэйну мэлех хаолам ше-эхияну вэ-кийману вэ-игиану лизман а-зэ"

Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас , и дал нам дожить до этого времени!

 

(женщины, сказавшие это благословение, при зажигании свечей, здесь его не повторяют это благословение «ше-эхияну…»).


Важно отметить, что приведенный здесь порядок разделения между Кодеш и Кодеш (и дающий возможность приготовить все необходимое для второго дня праздника без нарушения Шабата) - один из вариантов такого разделения, т.к. есть люди предпочитающие делать Авдалу до Кидуша, а также зажечь специальную свечу Авдалы или сделать Разделение на несколько сложенных вместе и зажженых спичек.

Здесь предлагается, как мне кажется, наиболее простой и приемлемый для многих вариант Авдалы и Кидуша (ЙоКНАЗ).


После Кидуша проводится праздничная трапеза, как и в первый вечер Рош-а-Шана, но уже без "симаним"

В этом году мы слушаем звуки шофара только на второй день Рош-а-Шана, т.к. первый день приходится на Шабат (и в этом случае в шофар не слушаем).
В шофар трубят в синагоге после чтения Торы. Достаточным считается услышать тридцать звуков, однако принято трубить в конце каждой службы 40 раз. Таким образом, количество услышанных звуков шофара достигают 100. До трубления произносятся два благословения:

 

«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам слушать звук шофара».

"Барух Ата, А-донай Эло-эйну, Мелех а-олям, ашер кидшану бе-мицвотав вэ-цивану лишмоа коль шофар" 


Затем произносят другое благословение:


«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени».

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлех а-олам ше-эхияну вэ-кийману вэ-игиану лизман а-зэ

После произнесения этих благословений и до конца трубления в шофар запрещается отвлекаться и разговаривать.


В канун Рош а-Шана встают до наступления утра для чтения Слихот и покаянных молитв, стараясь завершить тшуву, ибо это последний находящийся в нашем распоряжении день перед Днем Суда, когда все создания проходят перед Творцом как скот перед хозяином. В этот день мы более, чем когда-либо, остерегаемся обидеть другого человека или иначе согрешить перед ним, и стараемся, чтобы ничто не отвлекало нас от процесса тшувы.

Вдумаемся: ведь человек, который должен предстать перед судом земного, смертного царя, непременно испытывает смятение и страх, и ему не придет в голову заниматься посторонними делами — он всецело поглощен подготовкой к суду и думает о том, как ему снискать царскую милость и умолить царя о прощении. Насколько же серьезнее должно быть его поведение, когда он предстает перед Царем царей. Всевышним, которому известны все тайны сердца.

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Чтобы год был хорошим и сладким! ЗАКОНЫ, СИМВОЛЫ И ТРАДИЦИИ РОШ-А-ШАНА." все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Статистика