::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

НОСТАЛЬГИЯ по Торе (часть 1)

13-07-2016, 14:29 Разместил: emil Просмотров: 675

==============================================
От редакции сайта -
За четыре года до ШОА в своем знаменитом очерке "Перед приходом Машиаха" рав Эльханон Буним Вассерман написал: 
"Тора значит Учение. Каждое слово в ней учит, иначе его появление неоправданно. ...(Однако). Мы уподобляемся сейчас дуракам, получающим удары. Да не простым дуракам, а "наиглупейшим глупцам, которых учат, а они ничему не научаются". Учат нас и терзают нас, но наши уши плотно заткнуты и ничего не слышат". 
Ну, а чему мы конкретно, например научились из событий Пурима? Ведь, как известно - "Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов, основатель хасидизма, объяснял тот, кто читает свиток и считает, что то, о чем в нем рассказывается, произошло только в прошлом и не имеет отношения к настоящему, не исполняет заповедь о чтении свитка. Смысл чтения Свитка Эстер – учиться тому, как еврей должен поступать сейчас".
Следовательно, если мы делаем в отношении ТВОРЦА и ЕГО Торы: все с точностью до наоборот? То стоит ли удивляться такому "случайному" совпадению, что именно в день Пурима 1942 года - НАЦИСТЫ стали отправлять евреев в эшелонах: в лагеря нашего тотального уничтожения.
Итак, вопрос ко всем и каждому:
От редакции сайта -вопрос ко всем и каждому:
«Почему на столько Аманов - всего один Пурим»?
Особеннно, если перефразировать известные строчки:
"Ведь если в Мегилат Эстер,
Мы не похожи на баранов...
То тщетно силишся понять,
Как мы могли себя отдать,
На растерзание - аМаНоВ"?
ВКЛЮЧАЯ ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ!!!

 



-----------------------------------------------------

 

 

Грустная сказка (равГиллель Бродский)
Мы привыкли читать свиток Эстер под веселые детские крики и грохот трещоток, закусывая шоколадками и запивая вином. Праздник Пурим- праздник веселья, безграничной радости. И мало кто задумывается- а чему же мы, собственно, радуемся? Ведь во всей этой истории нет ничего веселого...
Еврейку силой забирают из родного дома, куда ей, кстати, так и не удается вернуться. Еврейку заставляют жить с неевреем, среди неевреев, по нееврейским законам. В дополнение ко всему ей приходится унижаться перед ним, вставать перед ним на колени, рисковать головой. Плакать хочется от всей этой истории. Имя Б-га во всей книге не упоминается ни разу, и хотя написано, что евреи плакали и постились, не написано в открытую, что они молились и раскаивались в грехах - очевидно, по цензурным соображениям. Уже из этого понятно, в каком положении был народ. Мордехая назначили первым министром нееврейского царя. Вот уж велика радость! Не сомневаюсь ни минуты, он бы с гораздо большим удовольствием учил Гемару или строил бы хедеры для еврейских детей, чем вел войны одних неевреев с другими неевреями. И вообще, народ в галуте от начала истории и до конца. Из-за чего же праздник?

В первую очередь, обратите внимание - в Пурим мы празднуем не годовщину дворцовой интриги, которую провернула Эстер и которая закончилась повешением Амана, и даже не пост и молитвы. Все эти события происходили в месяце нисане, а Пурим мы празднуем в месяце адаре. Что именно произошло в адаре? Антисемитский погром, который состоялся вместо планировавшегося еврейского погрома. 75810 убитых антисемитов- таковы данные, сообщаемые в свитке. Горы антисемитских трупов- вот что, оказывается, празднуем мы в Пурим!

Я когда-то слышал такое мнение: якобы в Хануку основная опасность была духовная, поэтому мы должны были воевать, а в Пурим опасность для нас была только физическая, поэтому мы должны были только молиться. Автор этой точки зрения, видимо, никогда не читал Мегилу. Но сама постановка вопроса довольно интересна - а почему, собственно, евреи пошли бить врагов сами? Никогда евреи не отличались кровожадностью. Ведь власти уже были на стороне евреев, почему Мордехай и Эстер не попросили, чтобы евреев защищали царские войска?

Прежде чем продолжить, сделаем некоторое отступление.

Не все интересные книжки включены в Танах. Вот, например, книга Иудит (Юдифь в старо-русской транслитерации). Читая ее, я получил истинное удовольствие. Роман в стиле Стивенсона - войны, осады, опасности, прекрасная женщина в стане врага, главный злодей, коварство которого превышает всякие ожидания читателя... И в конце этому злодею отрезают голову, а все неевреи либо разбегаются, либо делают гиюр. И во всей этой книжке нет ни единого слова или действия, противоречащего Галахе (по поводу Эстер в Талмуде есть дискуссия, не должна ли она была покончить с собой). И почему же такую замечательную книжку не сделали предметом обязательного изучения? А очень просто - в ней нет ничего такого, что было бы важно для изучения последующими поколениями. Есть такое правило: в Танах включено только то, что очень важно и поучительно еврейскому народу во всех поколениях. Поэтому Песнь Песней - не любовная лирика, а Мегилат Эстер - не исторический роман.

А теперь - вопросы:

· Зачем Мордехай донес на Бигтана и Тереша? Разве образ благородного праведника ассоциируется у нас с образом доносчика?

· Зачем Мордехай сознательно шел на конфликт с Аманом?

· Зачем Мордехай обратился за помощью к Эстер, попросив ее раскрыть ее секрет и тем самым сильно рискнуть? Почему он не организовал делегацию к царю и не попробовал действовать уговорами и подкупом, как всегда действуют евреи в галуте?

· Зачем Мордехай хотел, чтобы евреи убивали врагов сами? Почему Мордехай и Эстер не попросили, чтобы евреев защищали царские войска? И зачем надо было вешать сыновей Амана, уже убитых?

Был один маленький мальчик, который впоследствии стал большим хасидским ребе. Однажды в Пурим его спросили: "Зачем Мордехай донес на Бигтана и Тереша? Подумаешь, убили бы какого-то идолопоклонника?" Мальчик не растерялся: "Так убили бы только одного идолопоклонника, а так убили двух." Когда мне это рассказали, я долго смеялся над пуримской шуткой. Но прошло несколько лет, и я понял - в этой шутке очень много от глубокой правды, от подлинного понимания идеи, которой учит нас Мегилат Эстер.

Вавилонское изгнание было первым прецедентом такого рода в еврейской истории. С другими народами это уже происходило, и результат таких изгнаний был хорошо известен: одно-два поколения - и народа больше нет. Перед евреями в галуте стоит дилемма. С одной стороны, не хочется, чтобы еврейскому народу пришел конец. С другой стороны, человеку хочется просто жить - создавать семью, делать карьеру, развивать бизнес, увеличивать число клиентов и т.д. Поэтому, с одной стороны, галутный еврей не спешит отказываться от своего еврейства, с другой - пытается наладить хорошие отношения с нееврейским окружением. Поэтому типичное поведение галутного еврея как бы провозглашает - да, я еврей, но я хороший, полезный, симпатичный, зачем же меня обижать? Это, в принципе, естественно, и бессмысленно предъявлять за это претензии. Но проблема в том, что такой подход ставит еврея в заведомо униженное положение - даже если его никто не пытается унизить специально. А у еврея дети растут, и не все они вырастают одинаково преданными Торе и служению Б-гу. И в их мозгу зреет идейка - чтобы добиться успеха в жизни, нужно быть хорошим, полезным, симпатичным, а евреем быть зачем? Чтобы унижаться лишний раз? Так и до ассимиляции недалеко.

Значит, быть слишком симпатичными для народов мира нельзя. Но и ссориться с народом, который нами правит, тоже нельзя, они сильнее, и мы в его руках! Вот эту дилемму и приходится решать духовным руководителям народа.

Итак- почему донос на заговорщиков интуитивно нам не нравится? Потому что мы их подсознательно воспринимаем своими товарищами. Они подданные - и мы подданные, ими правит жестокий царь (охота на девушек, устроенная Ахашверошем - беспредел даже по меркам восточных деспотов), и нами тоже. А вот Мордехай считал, что Бигтан и Тереш никакие нам не товарищи, и что мы, евреи, должны думать о своих собственных интересах - в данном случае, например, улучшить отношения с законной властью. И все сразу поняли, что еврей идолопоклоннику - не друг, не товарищ и не брат.

Но аналогичной причине Мордехай шел на открытый конфликт с Аманом, подчеркнуто связывая свой отказ поклониться с принадлежностью к еврейскому народу. Откровенно говоря, из текста самой Мегилы мне не понятно, на что он рассчитывал. Может быть, на то, что сам Аман его просто не заметит (он и не замечал, пока доброхоты не обратили его внимание), и эта демонстрация была рассчитана не на самого Амана. Но главная идея в его поведении очевидна - мы, евреи, выше ваших идолопоклонских порядков, и на ваших временщиков можем смотреть сквозь пальцы. Естественно, Мордехай менее всего хотел, чтобы Эстер попала в царский дворец. Другие, может быть, только гордились бы - вот, смотрите, какую карьеру наш человек сделал! Еврейка-царица - не лучшее ли это доказательство равноправия еврейского народа в братской семье народов Персидской империи! А Мордехай боролся со смешанными браками, как мог, поэтому и просил Эстер скрыть свое происхождение - чтобы не афишировать "еврейское равноправие".

Кроме того, Мордехай мог надеяться, что женщину "без роду, без племени" не захотят сделать царицей и просто выгонят из дворца, чего и Мордехай, и сама Эстер очень бы хотели (это мнение я слышал от своего учителя рава И. Шелковского). Но Господь рассудил иначе, и Эстер стала царицей. "Если звезды зажигают - значит, зто кому-нибудь нужно". Пришло время, когда ее высокое положение пригодилось. Если бы просто организовали петицию к царю, какое бы у народа создалось впечатление? Нас спас добрый идолопоклонский царь. А так народ увидел, что все идолопоклонники сволочи - и временщики, и сановники, и цари тоже. Вот еврейка оказалась во дворце - она, с Б-жьей помощью, провернула интригу, заставив всех злодеев плясять под свою дудку, она нас и спасла своей ловкостью и решительностью. А идолопоклонского царя нам благодарить не за что.

По той же причине Мордехай не хотел, чтобы евреев защищали царские солдаты: евреи должны были привыкнуть к мысли, что не царь-батюшка их защищает, а сами они должны защищаться, помогая друг другу и полагаясь на Б-жью помощь, но не на милость властей. При этом автоматически решается проблема ассимиляции: какая уж там ассимиляция, если нас с нашими нееврейскими соседями разделяют горы трупов! Двое повешенных гвардейцев - и все придворные поняли, что Мордехай не из тех, с кем можно держаться запанибратски. 75 000 убитых антисемитов - и все народы поняли, что евреям можно завидовать, можно их бояться, ненавидеть, но ни в коем случае не ожидать от них заискивания.

В Талмуде, особенно в трактате Мегила, есть много мидрашей, и почти все из них служат иллюстрацией этой идеи. Но прежде нужно сказать пару слов о том, что такое мидраш - иносказательное толкование. Нашим святым Мудрецам не надо было объяснять своим ученикам смысл текста Танаха: выпускники любого хорошего "хедера" знают Танах наизусть или очень близко к этому. Также они не стремились передать историческую правду - для этого есть учебники истории. Зачем нужен мидраш? Чтобы подчеркнуть идею, которая может не броситься нам в глаза при обычном чтении. Часто эта идея предствалена в преувеличенной, гротескной, фантастической, иногда даже смешной форме. Нам, при нашей ментальности и культуре, это может показаться искажением подлинного текста, но в те времена, тем более среди людей, которых не надо было учить подлинному тексту, такой подход был очень распространен.

Например, все проблемы, говорит мидраш, начались с того, что евреи пошли на пир. Ну и что, спросите вы? А то, что соместная пирушка - самое подходящее место, где можно научиться у идолопоклонников их обычаям, или познакомить своего сына с их дочкой. Вся проблема в начавшейся ассимиляции - вот идея этого мидраша.

Еще пример - после того, как Мордехай раскрыл заговор, в тексте Мегилы сказано: "... и было записано в книгу". Кем записано? Очевидно, царскими писцами. Но мидраш говорит - нет, писцы не писали, писцы, наоборот, пытались это стереть, но это каждый раз оказывалось "записано в книгу" само собой, чудесным образом. Аналогично мидраш говорит, что эта запись в архиве была принесена и зачитана, означает - пришла сама собой, и прочиталась сама собой, без участия царских слуг. Откуда эта фантастическая история? Из общей идеи книги. Не думайте, что мы должны быть полны благодарности к царским писцам - они на нас в лучшем случае плевать хотели, мы должны быть благоданы только Б-гу.

Есть еще история о том, как у Вашти вырос хвост. Что это был за хвост? Мне трудно поверить, что этот хвост был похож на кошачий или беличий. Это был духовный хвост. Хвост - это символ: отсутствие хвоста - режущее глаз отличие между человеком и животным. Вы думаете, Вашти не пришла "в одной короне" из скромности? Вашти была просто злодейкой, чья жизнь, как и жизнь животных, была заполнена только погоней за материальными благами, отсюда и хвост. Не судите об идолопоклонниках с лучшей стороны, не ждите от них человечного поведения, говорит этот мидраш.

 

Взаимопомощь, взаимовыручка, гордость, готовность бороться, полагание на Всевышнего - вот что должно помочь нам выжить, а не хорошие отношения с неевреями. Это то, чему нас учит Мегилат Эстер. Ради этой идеи, которая важна всем евреям во всех поколениях, была включена в Танах грустная история о женщине с исковерканной судьбой.
=================
От редакция сайта
Итак - "НОСТАЛЬГИЯ ПО ТОРЕ"!!! 
Это, когда мы по сути вместо выполнения ЗАПОВЕДЕЙ, как это требует ТВОРЕЦ: превращаем их в некий древний "чисто механический" ритуал. И одновременно ничему не учимся из нашей собственной истории; включая события Пурима. То, стоит ли удивляться, что вместо - настоящей ПОБЕДЫ: мы имеем - прямо противоположное...
=======================================

Внимание:
"Если человек учит Тору, обучает других, не делает ничего запрещенного и выполняет все, что надо, и был момент, когда он мог поддержать ”слова Торы", но не сделал этого, - проклят. А если в нужный момент человек решительно настоял и добился правильного действия, к такому человеку относится: ”благословен, кто установит...”. (Талмуд, трактат Сота 7:4)

 

"Всякий, кто может удержать членов своей семьи, своих сограждан или весь мир от дурного поступка, но не делает этого, считается соучастником их греха. Даже при образцовом и безупречном собственном поведении ему первому вынесут приговор, если он не исполнит своего долга помощи современникам в исправлении их путей". (Талмуд, трактат Шабат 54б, 55а)

Итак:

"В наше драматическое время наступает момент истины, когда история вновь нас ставит перед выбором (впереди море, а позади — фараон с армией), каждый из нас должен слушать голос своей совести и своего сердца, а не указы злодеев. Каждый из нас должен решить в своем сердце, в своей душе — с кем быть: с народом или с юденратом, и кем быть: бойцом сопротивления или презренным капо, маккавеем или предателем, героем или трусом, человеком или негодяем".(Яков Розен)

См. также:


"Современная война Израиля"

 


 


шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления НОСТАЛЬГИЯ по Торе (часть 1) все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Статистика