::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Балак (часть 2)

5-07-2012, 12:47 Разместил: jude Просмотров: 1447

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Балак

Главы 22:2-25:9
“И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями”.

часть 2

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Балак

Глава 22
3. ויגר מואב - МОАВ ОЧЕНЬ ИСПУГАЛСЯ. В предыдущем стихе Балак описывается просто как человек, а не как царь Моава. Поэтому «Моав» в этом стихе не может быть идентифицирован со своим царем Балаком. Скорее, слова «Моав очень испугался» продолжают описание того, что увидел Балак. Он увидел поражение Сихона и Ога, а также воздействие этих событий на Моав, а именно, что «Моав очень испугался» и «опостылела Моаву жизнь». Моавитян охватил такой ужас, что они пошатнулись, словно землю выбили у них из-под ног (см. Берешит 37:1). Как удачно сказано в мидраше, моавитяне уже видели себя גרים (чужеземцами) в своей собственной стране. Они чувствовали, будто земля уже больше не принадлежит им; они уже представляли себе, что она находится в руках Израиля. Их охватил ужас перед «народом, который был силен», они испугались Израиля как народа, который проявил ошеломляющую мощь…
4. И МОАВ ОТПРАВИЛ ПОСЛАНИЕ СТАРЕЙШИНАМ МИДЬЯНА. Этот страх подтолкнул их к действию. Моав, народ Моава, игнорируя своего царя, отправил послание к старейшинам народа Мидьяна, а не мидьянским царям (счетом пять) (Бемидбар 31:8), в котором говорилось об их опасениях. Так как Сихон и Ог, самые могущественные цари того времени, оказались совершенно бессильны перед лицом Израиля, вера народа в силу царей как защитников независимости их народа, была жестоко поколеблена, и посланники ездили от народа к народу, игнорируя царей, и народы приглашали друг друга держать совет и действовать вместе. В послании говорилось: «…Как бык естественно и безо всяких усилий слизывает языком траву, так с той же простотой все мы станем жертвой этой общины (קהל)». Они намеренно не называли Израиль עם (народом) или גוי (нацией). Они все еще не считали Израиль должным образом сформировавшейся нацией, так как у Израиля все еще не было собственной земли, что в народном сознании было неотъемлемым признаком государственности. Они считали Израиль קהל, общиной, объединенной неким неизвестным им фактором.
ВСЮ НАШУ ОКРУГУ. Они слижут не только нас, против кого они ныне стоят лагерем и кому они самым непосредственным образом угрожают, но и все территории вокруг нас…
А ЦАРЕМ МОАВА В ТО ВРЕМЯ БЫЛ БАЛАК, СЫН ЦИПОРА. Термин, которым называется в Писании «царь Моава», это всегда מלך מואב , и никогда מלך למואב, как в этом стихе. Следовательно, термин מלך למואב может обозначать положение царя, которое некто занимает или может занимать, поскольку страна и народ Моава в этом заинтересованы. Таким образом, слова «а царем моава в то время был Балак» означают: Балак занимал пост царя с согласия Моава. Вместе с предшествующими словами фраза «А царем Моава в то время был Балак, сын Ципора» означает, что моавитяне, должно быть, говорили с ним, царем, о своих опасениях, прежде чем сообщили о них кому-либо еще. В конце концов, именно в такие времена от царя ожидают, что он будет действовать как царь. Когда охваченный ужасом народ стал совершенно игнорировать своего царя, когда тот увидел, что он лишь «Балак, сын Ципора» (как он назван в стихе 2), а не «царь Моава», он сполна осознал всю серьезность ситуации, и это понимание определило все его последующие действия. Одно лишь присутствие Израиля и одержанные к тому времени евреями чудесные победы настолько зачаровали его народ, что моавитяне утратили всю свою веру в обычные силы народов и их правителей и не ждали, что воинские доблести их царя произведут какое-то впечатление на Израиль. Не имеет значения, разделял ли сам Балак эту веру в магические силы или, как станет ясно (стих 7), он был сам посвящен в секреты этого искусства; эти чары, или представление о них в народном сознании необходимо было разрушить какой-нибудь более высокой или равной таинственной силой, до того как Балак смог бы отважиться повести свой народ на битву против Израиля или до того как он мог бы надеяться добиться в этой битве успеха.
5. ОН ОТПРАВИЛ ПОСЛАНЦЕВ. Поэтому он отправил посланцев в Арам в районе Евфрата, на родину предков этого устрашающего, творящего чудеса народа, в то место, где была колыбель их предков…
ВОТ НАРОД. Повторение слова הנה (вот) указывает на то, что слова «народ вышел из Египта» представляют собой отдельную мысль, которую предлагалось обдумать Биламу. Тот факт, что «народ вышел из Египта», что множество человеческих существ, ранее полностью порабощенных политически и социально государством и народом Египта, смогли выйти оттуда к свободе и независимости в качестве народа, спаянного в единый социум, выделяет этот народ как явление уникальное. Следовательно, именно по причине этой уникальности ты, Билам, должен уделить этому делу все свое внимание, если хочешь помочь мне достичь моих целей…
7. СТАРЕЙШИНЫ МОАВА И СТАРЕЙШИНЫ МИДЬЯНА. В соответствии с целью миссии Балак избирает в качестве своих эмиссаров не далеких от народа придворных высокого ранга, но людей, которые были близки народу и пользовались его доверием, людей, которых народ почитал как своих советников. В конце концов, ему должно было быть важно, чтобы это посольство стало как можно более известным в народе. «Старейшины Мидьяна», с которыми народ уже держал совет до того (стих 4), присоединились к этой миссии.
С МАГИЧЕСКИМИ АМУЛЕТАМИ В РУКАХ. Возможно, пожертвование некоторой части своего имущества было элементом магического обряда вопрошения оракула.
12. НЕ ПРОКЛИНАЙ. «Не ходи с ними, ибо ты окажешься не в состоянии достичь цели своей миссии. Ты не проклянешь этот народ. Даже если бы ты захотел сделать это, Я не допущу, ибо этот народ благословен. То, что делает этих людей нацией, как раз и есть та цель, которой Я решил способствовать Своей властью…». Если бы Билам был истинным пророком, он честно передал бы это изречение Б-га эмиссарам Балака, и цель Б-жественного вмешательства осуществилась бы без всех тех событий, о которых рассказывается в следующем эпизоде. И в этом случае Балак, Моав и Мидьян вместо того, чтобы бояться побеждающей мощи Израиля, получили бы возможность ознакомиться с нравственной составляющей характера этого народа, которому Б-г обещал Свое благословение, и они смогли бы примириться с Израилем себе на благо. Однако…
13. ПОДНЯЛСЯ БИЛАМ. Билам ничего не говорит им о второй части Б-жественного изречения, об основном элементе Б-жественного предостережения. Он лишь в общем говорит об отказе со стороны Б-га, «ибо Б-г отказал», подразумевая, что он, Билам, хотел бы проклясть этот народ. Однако «Б-г отказался разрешить мне идти с вами». Б-г считает неподходящим, чтобы человек моего ранга пошел с такими людьми, как вы. В конце концов, они были лишь «старейшинами Моава», а не «князьями Моава», они были людьми из простого народа, не настоящей знатью.
18. …Он обращался с истинными вельможами высочайшего ранга, как с рабами. Так проявлялся подлинный характер человека: он опускался до уровня простонародья и вел себя надменно по отношению к знатным и могущественным.
ДАЖЕ ЕСЛИ БАЛАК ОТДАСТ МНЕ СВОЙ ДОМ. И это предположение также выявляет характер Билама. Как ни стремится он к почестям, еще больше он ценит деньги. В послании Балака ничего не говорилось о денежном вознаграждении, в нем упоминались лишь чрезвычайные почести и готовность царя исполнить все желания Билама. Но Билам мгновенно переводит почет в звонкую монету. Он говорит, что даже если бы ему предстояло получить высочайшее из возможных денежное вознаграждение…. И наши Мудрецы (Авот 5:22), описывая характер Билама, ставят его жадность, бок о бок с его надменным духом.
22. …Не видимый им ангел уже стоял на дороге, преграждая ему путь, но Билам продолжал гордо ехать на «своем» вьючном животном с двумя «своими» сопровождающими в подмогу. Безусловно, посланная за ним царская делегация, должно быть, привела для него подобающую лошадь под седлом наряду с достаточным количеством сопровождающих. И тем не менее в своем высокомерии Билам позволил себе роскошь ехать на собственном животном, которого он, как благородный человек, каковым он себя считал, искусно оседлал в то утро (См. стих 21), и позволил лишь своим людям - двум из них, если быть точным, - сопровождать его. Все это чванство и высокомерие по отношению к Б-гу и человеку требовалось сокрушить за время путешествия Билама, так чтобы он мог предложить себя Балаку в качестве послушного орудия слов Б-га. Билам отправляется в путь, чтобы изменить собственный Б-жественный план для мира, но он еще более слеп, чем его вьючное животное. Он стремится преодолеть сопротивление Б-га, но обнаруживает, что должен подчиниться желаниям своего вьючного животного. Он хочет погубить своими словами целый народ, но оказывается вынужденным признать, что его гнев бессилен даже тогда, когда направлен всего лишь против животного. Он бывал заносчив с властителями и князьями, но обнаруживает, что стал посмешищем в глазах своих же собственных сопровождающих.
28. И РАСКРЫЛ Б-Г. Когда сознание человека, которому была дарована способность изрекать слова высшего интеллекта, мутится от страсти или низменной алчности, он становится недостойным данных ему умственных способностей. В такой момент Б-г сделает возможным даже для животного под давлением несправедливых оскорблений произносить слова подобно человеку. Поступая так, Б-г готовит человека, наделенного высшим ораторским мастерством - не имеет значения, насколько он сам может быть недостоин этого таланта и насколько он им злоупотребляет, - к тому моменту, когда ему придется употребить свой дар речи в качестве инструмента Б-жественного слова и когда - хотя и неохотно - он будет вынужден употребить свои уста для провозглашения Б-жественных истин. Тот, кто может заставить заговорить животное, может использовать уста даже такого человека, как Билам, в качестве инструмента провозглашения Своего слова…
34. А ТЕПЕРЬ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО НЕУГОДНО ТЕБЕ. Итак, наконец, Билам достиг той степени кротости и смирения по отношению к Б-гу, которые он должен был испытывать с самого начала и которые были необходимы для осуществляемой им ныне миссии.

Глава 23
9. ИБО Я ВИЖУ С ВЕРШИНЫ СКАЛ. Когда я смотрю с высоты, это кажется мне близким. С низкой точки наблюдения это кажется все еще далеким. Как расстояния словно сокращаются, когда смотришь с высоты, так происходит и со временем. События, которые кажутся далекими, когда смотришь на них из сегодняшнего дня, представляются спрессованными вместе, будучи обозреваемыми в целом, с высокой точки, позволяющей охватить столетия мировой истории. Глагол רוa (видеть, замечать) обозначает широкое поле зрения, которое позволяет человеку видеть то, что еще скрыто от других. Билам говорит: Я вижу этот народ в терминах его будущего, которое, хотя и не близко, вовсе не кажется таким уж далеким, когда смотришь на него в перспективе времени. В этом будущем этот народ достигнет идеала, ради которого он был создан. (Ср. Бемидбар 24:17).
ВОТ НАРОД, ЧТО БУДЕТ ОБИТАТЬ ОБОСОБЛЕННО. Он будет жить на ограниченной территории, где, не будучи особенно вовлеченным в контакты с другими народами, он будет жить для осуществления своей собственной «внутренней» национальной миссии, как םg, как народ, который образует общину: он не будет стремиться к величию (лишь) как еще один יוג (народ) среди םיוג (народов). Он не будет стремиться наложить отпечаток на другие национальные общности одной (лишь) своей мощью как нация.
10. КТО СМОЖЕТ СОСЧИТАТЬ ПРАХ ЯАКОВА. Ты, Балак, рассматриваешь этот народ с точки зрения его численности, с точки зрения количества воинов, которых он может собрать. По твоей оценке этот народ слишком велик для тебя, и ты думаешь, что если ты сумеешь ослабить эту сторону его бытия, то сможешь победить его. Короче говоря, ты полагаешь, что сможешь поразить его глубочайшую сущность, если произнесешь проклятие его физической силе. Однако «Кто сможет сосчитать прах Яакова?» Кто пересчитает создания этого Б-жественного народа? Строение других народов можно определить количеством «тел»; поэтому другие народы могут видеть в увеличении численности потенциального врага причину для тревоги, а в его численном уменьшении повод для надежды. Не так с народом Яакова-Израиля. Появляются ли они, как «Яаков», в малом числе, или, как «Израиль», многочисленными, это не меняет их значимости. Их важность, их счастье и горе не определяются тем аспектом их бытия, который есть עפר (прах) и который может физически увеличиваться или уменьшаться на манер животных… Им не нужно бояться даже физической смерти, ибо даже смерть не может повлиять на их подлинную сущность. «Хотел бы я умереть…». Мне хотелось бы умереть так, как умрут они. Мне хотелось бы знать, что моя собственная смерть будет подобна их смерти. Их смерть благословеннее наших жизней, потому что эти люди честны), потому что они соответствуют цели, ради которой люди были сотворены людьми, и потому что они стремятся к этому идеалу «прямым», неколебимым путем.
13 и 14. Сначала Балак привел Билама к высотам Баала. Сейчас он взял его к полю Провидцев. И когда и там он обнаружил, что его замыслы разрушены и все свершается вопреки его намерениям, он сделал еще одну попытку на вершине Пеора (стих 28). Если мы сравним названия трех упомянутых в повествовании мест и те речения, которые Балак в каждом месте был принужден выслушивать в ответ на свою просьбу, то у нас возникнет мысль, что Балак водил Билама из одного места в другое, чтобы тот проверил различные точки наблюдения или перспективы, с которых можно было бы проклясть народ. Каждый раз, когда его попытка оказывалась неудачной, Балак менял точку наблюдения, с которой Билам должен был обозревать сынов Израиля.
Баал, ясновидцы и Пеор: они, как кажется, символизируют могущественнейшие силы, которые, по мнению такого человека, как Балак, могли определять горе или благо народов.
Баал выступает как самое почитаемое божество Ханаана, высшая «сила природы», влияющая на физический рост и материальное благополучие… В глазах Балака первой предпосылкой выживания народа является завоевание расположения «Баала», природной силы, которая могла воздействовать на рост и увядание. Приведя Билама на высоты Баала, он тем самым поставил перед ним вопрос: насколько этот народ пользуется благосклонностью Б-жественной силы, способной даровать материальное благополучие или лишать его? Нельзя ли помешать росту его численности с этой перспективы? Билам ответил на этот вопрос отрицательно, так как значимость понятий עפר (прах) и רביעה (копуляция), которые предположительно расцветают под влиянием Баала, никоим образом не является предпосылкой выживания еврейского народа.
Балак отреагировал на ответ Билама тем, что привел его на поле Провидцев и Караульных, на самую верхнюю его точку. Балаку казалось, что другим условием выживания народа является его интеллект, демонстрируемый наличием в его среде интеллектуальной элиты с ее способностью проникать в замыслы богов; наличием людей, которые могут заглядывать в будущее и которые в качестве «провидцев и караульных» могут предсказывать будущее, управлять грядущими событиями и формировать их. Приведя Билама в это место, Балак тем самым задал ему вопрос: обладает ли эта нация интеллектуальными способностями, которые могут решать судьбы народов и управлять ими при помощи интуиции, предусмотрительности, предвидения и волшебных сил? Нет ли у этого народа, если рассматривать его в перспективе «провидцев и караульных», слабого места, которое можно было бы использовать, чтобы подорвать его будущее? И вновь Балак построил семь алтарей и при помощи принесения быков и баранов в жертву восхождения он символически обратился с тем же вопросом к Одному единственному невидимому Б-жеству в вышине, которое управляет поступками и судьбами смертных.
18. ОН НАЧАЛ ГОВОРИТЬ СВОЮ ПРИТЧУ. Балак попросил Билама найти у этого народа уязвимое место в том, что касается «провидцев и караульных». Затем Билам произносит свои «повелительные слова» (корень לaמ означает одновременно и «говорить притчами», и «править, владычествовать»), говоря: «Восстань, о, Балак…». Ты спросил, есть ли у этого народа интеллектуальная элита, которая может приближаться к богам…
21. С НИМ И ПРЕДАННОСТЬ ЦАРЮ. תרועה, - это возбуждающий звук (трубы или шофара); это слово также означает глубокое внутреннее чувство, настроение «трепетного благоговения», которое пробуждает этот звук в сердцах людей… Используемое по отношению к Б-гу оно означает настроение нижайшего почтения и подчинения, порожденное всеохватным осознанием Б-жественного величия. Следовательно, здесь нам говорят: Б-г - с Израилем, и внутри Израиля нет места ни для чего, кроме настроения «почтения к Царю». Израиль платит дань уважения Б-гу как Царю; все его внутреннее существование проникнуто этим настроением. Этот оборот фразы может также предполагать причинно-следственные отношения: Б-г - с Израилем, поскольку настроение «почтения к Царю» - внутри Израиля.
22. Б-Г, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ИХ. В Египте они были слабо объединенной угнетенной толпой, и именно в качестве такой толпы, неспособной постоять за себя, Б-г вывел их из Египта и превратил в сплоченную нацию. Б-г, Который, таким образом, принес им освобождение безо всякого содействия с их стороны, это тот же самый Б-г, Который, вновь без их содействия, поведет их к полной расцвету мощи и независимости. Осознание этого факта направляет их к обладанию мощью такой же страшной, как (рога) реэма (дикого быка). Но Израиль не должен стремиться к этой мощи, полагаясь на свои силы, ему нет необходимости применять свою собственную физическую и духовную силу, чтобы достичь этой цели, поскольку Б-г вручит ему эту мощь в законченном виде. Такова воля Б-га, чтобы эта нация была великой и могущественной. Все, чего Он требует от этой нации, это «почтение к Царю», которое должно проявляться в воздержании от любого злоупотребления дарованной ей Б-гом силой…
23. ИБО НЕ НУЖДАЕТСЯ В ВОРОЖБЕ. Яаков-Израиль не нуждается в мудрости ясновидцев, которых ты ищешь среди этого народа и на наличии которых, как ты предполагаешь, может основываться твое собственное предсказание будущего этой нации. Яаков-Израиль не нуждается в мудрости, которая продвигается ощупью в темноте с помощью оккультных «гаданий» и которая претендует на способность управлять судьбами при помощи магии и в соответствии с собственными желаниями. Яаков-Израиль не нуждается в методах, которые эксплуатируют ощущения человеческой беспомощности и бессилия. Не к «гаданиям» прислушивается Яаков в горе, не «магическим искусствам» обязан Израиль своим величием. В этот самый момент, когда мы беседуем и осознаем, что перед Б-гом мы совершенно бессильны предпринять хоть что-нибудь против этого Б-жественного народа, этот народ уже получает откровение о том, что Б-г сделал здесь с нами. Им сообщают об этом так, чтобы они поняли это не только, когда находятся в положении «Яакова», но и так, чтобы никогда не забывали об этом во (всесильном) положении «Израиля». Вместо жалких приемов гадания и колдовства, которые использует невразумительная мудрость наших ясновидцев, Яаков-Израиль получает яркое, чистое слово Б-га без того, чтобы он просил об этом.
28. Балаку стало ясно, что Израиль неуязвим ни с физической, материальной стороны, как символизировали высоты Баала, ни с духовной стороны, как символизировало поле Провидцев. Однако народ может быть благословен всеми мыслимыми материальными и духовными благами и тем не менее нестись, очертя голову, к своей погибели. Провидение может осыпать его всеми сокровищами, всеми физическими и духовными богатствами, которые только в состоянии дать небеса, и, несмотря на это, эта нация может нести в себе червя, пожирающего ее изнутри, так что все ее благополучие обратится в несчастье, и она, в конце концов, станет не только недостойна, но и неспособна получать и сохранять Б-жественные благословения. Имя этому червю безнравственность - бесстыдное подчинение распущенному сластолюбию.
Поэтому, после того как Балак тщетно принуждал Билама искать с высот Баала и поля Провидцев слабости в народе Израиля, он говорит ему: «Пожалуйста, идем…», я попытаюсь еще раз; пожалуйста, идем со мной, и позволь мне показать тебе этот народ еще с одной стороны. Возможно, если ты увидишь их с этой новой точки, Сам Б-г позволит тебе проклясть их. И с этими словами он отвел его на вершину «Обожествленного бесстыдства», взирающую на безлюдье. Пеор обозначает культ, который представляет самые звериные аспекты физической природы человека как акт поклонения богам, говоря тем самым человеку: «Зачем ты болтаешь о скромности и нравственном высшем призвании, в то время как твое тело говорит тебе, что ты не лучше любого зверя и что на самом деле у тебя нет причины стыдиться этого перед богами?» Таким образом, приведя Билама ни вершину Пеора, Балак поставил перед ним вопрос: каково отношение этого народа к скромности и сексуальной чистоплотности, от которых в итоге зависит сила и процветание всех наций?

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Темный взгляд со стороны
(МаГаРаЛь на недельную главу Балак)

В нашей недельной главе мы узнаем о благословениях, которые Вс-вышний вложил в уста злодея Билъама, которого нанял царь Моава Балак с целью проклясть народ Израиля, близкое соседство с которым угрожало, по мнению Балака, благосостоянию и безопасности Моава и соседнего Мидьяна. Провидческая сила Билъама была широко известна – не так давно перед описываемыми событиями Билъам проклял Моав, и они потерпели поражение в войне с эморейским царём Сихоном. Сила Билъама заключалась в том, что своим "чёрным глазом" он видел даже самый малый негатив, и, концентрируясь на нём, ловил момент проявления гнева Вс-вышнего на данного человека или целый народ, и тогда его проклятие становилось той самой соломинкой, которая ломала  хребет верблюду . Билъам принял приглашение, однако его, к нашему с вами счастью, поджидала неудача – Вс-вышний сдерживал свой гнев на народ Израиля всё то время, пока Билъам выискивал у евреев "ахилесову пяту", и злодею ничего не оставалось делать, как превратить по воле Творца свои проклятия в благословения.
В Пятикнижии есть ещё два места, где народ Израиля получает в концентрированной форме балгословения от отдельно взятых личностей – в главе Ваехи (конец книги Берейшит) от праотца Яакова, благословляющего своих сыновей перед кончиной, и в главе Зот га-Браха (конец книги Дварим) от Моше Рабейну при подобных же обстоятельствах. Рассматривая и сравнивая эти три "набора" благословений, МаГаРаЛь из Праги отмечает два основных различия, о которых он пишет в своём философском труде "Вечность Израиля":
- Во-первых, благословения праотца Яакова и Моше Рабейну узконаправленны – львиная доля их обращена к каждому колену в отдельности, в то время как благословения Билъама говорят обо всём народе в целом, как например, сакраментальное "Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!" (Бемидбар, 24:5).
- Во-вторых, в благословениях "отечественного производства" (т.е. Яакова и Моше) наличествует элемент критики. Благословения Яакова, адресованые Шимону и Леви (и в меньшей степени – Реувену), более похожи на выговор: "ШИМОН И ЛЕВИ - БРАТЬЯ, ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ" (Берейшит 49:5), и далее по тексту. Также и в благословении Моше присутствует критическая нотка: "А О ЛЕВИ сказал он: "ТУМИМ И УРИМ ТВОИ - БЛАГОЧЕСТИВОМУ МУЖУ ТВОЕМУ, КОТОРОГО ТЫ ИСПЫТАЛ В МАСЕ, КОТОРОГО УКОРЯЛ ТЫ ПРИ ВОДАХ РАСПРИ, КОТОРЫЙ СКАЗАЛ ОБ ОТЦЕ СВОЕМ И О МАТЕРИ СВОЕЙ: НЕ ВИДЕЛ Я ИХ, И БРАТЬЕВ СВОИХ НЕ УЗНАВАЛ, И ДЕТЕЙ СВОИХ НЕ ПРИЗНАВАЛ…." (Дварим, 33:8-9). В этих словах содержится намёк на грехи народа, включая грех золотого тельца. В тоже время пророчества Билъама целиком позитивны, лишены критики, и скорее напоминают оду (замечу, что это русское слово присходит от ивритского "одаа" – "благодарность", "признание" и "восхваление"). Почему это так?
Ответ, который даёт МаГаРаЛь, логичен и парадоксален одновременно: увидеть цельную картину совершенства можно только со стороны, т.е., не будучи частью народа. В еврейских законах, касающихся свидетельства на суде, есть такой момент: свидетель не должен иметь кровного родства ни с истцом, ни с ответчиком, ни с другим свиделем. Почему? Можно было бы подумать, что Тора подозревает такого свидетеля в возможности сознательно исказить факты в пользу (или во вред) одной из сторон, но МаГаРаЛь отметает такое подозрение и говорит, что необъективность свидетеля, имеющего непосредственное отношение и близость к одной из сторон тяжбы, проистекает из того факта, что он является частью динамического процесса, происходящего в данной семье. Его близкие отношения делают для него невозможным объективный взгляд на всю проблему в целом, со стороны. Такой подход позволяет нам объяснить первую проблему – фрагментарность "домашних" благословений. Билъам, как чужак, не являющийся частью внутренних процессов, происходящих в народе Израиля, именно в силу своей чужеродности мог увидеть полную картину.
Ответ на второй вопрос – отсутствие критики в его благословениях – также коренится в его чуждости. Билъам, как посторонний, не думает о перспективах развития, для него момент наблюдения является статичным. В этом его сила, и в этом же его слабость. Кроме того, на критику имеет право только тот, кто активно участвует в процессе, как сказано: "Не суди человека, пока не окажешся на его месте". Т.е. критика должна быть конструктивной, направленной на улучшение и исправление ситуации. Билъам был лишён этой позитивности. Для него критика была лишь средством разрушения, поэтому Вс-вышний не дал ему возможности "зацепиться" за негатив. Осюда – "гладкость" его благословений.
В заключение хотелось бы сделать проекцию данной концепции на текущий момент нашей жизни. Сегодня все кому не лень критикуют Израиль, но реальное право на это есть лишь у тех, кто активно борется за исправление ситуации на Святой Земле. Критика всех остальных – аморальна по своей сути.
Да будет на Израиле благословение Творца!


Рав Лейб Горбачевский
Новый Ближний Восток
(уроки главы Балак)

Поскольку перспектива нового Ближнего Востока померкла уже почти как шесть лет тому назад (написано в 2006 году), то многие уже могли про это понятие забыть. А вот этого-то, по моему убеждению, делать и не стоит. Но сначала напомним, о чем идёт речь. Впервые, наиболее полно, проект был изложен в книге нобелевского лауреата Ш. Переса в книге с одноименным названием (Издательство "Прогресс", Москва 1994). В ней ветеран израильской политики излагает своё видение процесса, который он начал по приходу к власти правительства Рабина, за что со временем и разделил с Арафатом Нобелевскую. Короче, говорит Перес, так жить нельзя. Войны ни к чему не приводят. Арабы Израиль победить не могут, особенно если учесть израильский ядерный потенциал. Израиль арабов тоже, учитывая их потенциал демографический. Так почему же не жить в мире и спокойствии? Что сулит всем небывалые экономические перспективы. И вообще соответствует тому, как, по мнению автора, должен выглядеть наступающий двадцать первый век. Однако книга Переса немного суховата, в ней нет настоящего полета фантазии. Соратники Ш. Переса по левому лагерю пошли намного дальше, нарисовав по-настоящему заманчивую картину будущей жизни. (Для того чтобы с ними познакомиться, нужно пролистать подшивки газеты "А-Арец"). По их мнению, для того, чтобы по-настоящему, до конца, решить ближневосточный конфликт, одних мирных договоров не достаточно. Нужно покончить с самой причиной конфликта: взаимной ненавистью. Поскольку вопрос ненависти евреев к арабам решить довольно просто, а счет небольших изменений в школьных программах, то главный вопрос - что делать с ненавистью арабов к нам, евреям. И тут школьными программами дело не поправить (да и потом менять придется их в 22 арабских странах, а по-хорошему, ещё и в странах ислама - вообще около миллиарда человек). Ну а почему, собственно, арабы нас ненавидят? Потому что мы чужие, вот почему. Значит, нужно стать своими. В наиболее радикальных сценариях так прямо и говорилось: мы должны воспринять арабскую культуру, стать органической частью Ближнего Востока. А что? Нам, евреям, космополитам безродным - к таким поворотам не привыкать. И не надо для этого ничего такого предпринимать. Откроем двери для торговли, бизнеса и туризма братьям-арабам (кстати, заодно перестанем называть их двоюродными - просто братья и всё). Далее пойдут смешанные браки. Немного придется модифицировать еврейский закон, чтобы бракам не мешал - и в этом у нас большой опыт. А дальше все пойдёт само. Да что там пойдет - поедет, полетит... Так вот, проект этот, я хочу сказать, не совсем новый. Был уже такой исторический прецедент. По правде сказать, прецедент, о котором я хочу рассказать, не единственный и не самый впечатляющий. Зато - первый. В предыдущей недельной главе Хукат начинается новый виток еврейской истории. Эпоха пустыни подходит к концу. Сорок лет полной изоляции от внешнего мира. Манна с неба, облака славы, Мишкан, Моше, Аарон, Мирьям. Все это стремительно подходит к концу. Начинается новая эпоха. Умирают Мирьям и Аарон. Моше получает окончательный приговор. Начинается и прояснение отношений с ближними и дальними соседями. В главе Хукат трижды пытаются народы хоть и древнего, но всё того же Ближнего Востока вырвать "инородное тело сионистского образования". Хотя бы остановить столь неумолимое продвижение Народа к Земле, ему заповеданной. Три войны - один и тот же результат. Об убитых не сообщается, амалекитяне, правда, взяли пленных - но потом были наголову разбиты. Та же участь постигла эморейцев и Ога, царя Башана. Блицкриг. Вся глава Балак посвящена той же теме выяснения отношений. Причем тут Тора использует прием, который в современной литературе называется "а в это время в лагере противника". И пред нами вместо привычных персонажей, вместо Моше, Аарона, глав колен, появляются Балак, Бильам и иже с ним, в смысле, конечно, его знаменитая ослица. И увидел Балак, сын Циппора, все, что сделал Исраэль Эмореям. И весьма боялся Моав народа сего, потому что тот был многочислен; и опротивела (жизнь) Моаву из-за сынов Исраэля. И сказал Моав старейшинам Мидьянским: теперь объест народ этот все, что вокруг нас, как поедает бык зелень полевую. А Балак, сын Циппора, был царем Моавитским в то время. И послал он послов к Бильаму, сыну Беора, в Птор, что у реки, в земле сынов народа его, чтобы позвать его, сказав: вот, народ вышел из Египта; уже покрыл он лик земли и живет он против меня. Итак, пойди, прошу, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня: может, мне удастся, и мы его поразим, и прогоню я его из этой земли. Но мы не об этом. Мы о еврейском вопросе. Его зорко замечает Балак (не путать с Бараком) и выносит на повестку дня на конференции между Моавским и Мидьянским руководством. За такую прозорливость Балак удостаивается встать у руля Моавского царства в столь опасное время . Балак подходит к решению еврейского вопроса нестандартно. Впрочем, он, как и было сказано, был научен горьким опытом трех царей, которые действовали более традиционно. Вопрос, который остается после чтения этой увлекательной истории, в общем-то, предсказуем: ну и что из всей этой попытки получилось? Не спешите, не спешите говорить, что все написано, что ничего у врагов Израиля не получилось и не получится. Потому что с нами Б-г и т.д. Не так всё просто. Во-первых, потому, что Вс-вышнему лично пришлось вмешаться, чтобы вместо проклятий Бильам сказал благословения. А чтобы не было сомнений в масштабе чуда, перед этим приводится история с ослицей. Она тоже хотела было сказать обычное "иа", а получилась человеческая речь. Так вот, когда Вс-вышнему приходится так глубоко вмешиваться в мироздание - это уже говорит о том, что вред, который Бильам мог причинить - очень серьёзный. Но, что самое-то главное: ведь хотя Бильам и сказал вместо проклятий благословения, но история, которая следует за этими благословениями, наводит на мысль, что где-то этот Бильам что-то нехорошее протащил. И оно сработало. Речь идет про историю, из-за которой мы весь рассказ про новый ближний восток и начали. И жил Исраэль в Шиттим, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава, И приглашали они народ к жертвам божеств своих; и ел народ, и поклонялся божествам их. И прилепился Исраэль к Баал-Пеору. И возгорелся гнев Г-сподень на Исраэля. Там полегло двадцать четыре тысячи евреев. Вот как. Но что поражает в этой истории, что заставляет искать в ней подводные камни? Тот факт, что все это произошло ни с того ни с сего. Когда евреи делают золотого тельца - это можно понять: Моше задержался, одним страшно - ну и:. С разведчиками - тоже по-человечески можно понять: великаны, земля, поедающая своих сыновей - у страха глаза велики. Но здесь:Можно, конечно предположить, что произошедшее - издержки того процесса перехода от жизни в пустыни к нормальному естественному существованию. Но чтобы так вдруг, и в таких масштабах... Да и причем в таком случае тут идолопоклонство, какой-то мерзкий Баал-Пеор, к которому Исраэль “прилепился”? Понятно поэтому, почему комментаторы связывают произошедшее в Шиттим с якобы благословениями Бильама. Да, говорят они, Бильам, конечно, сказал то, что Всесильный вложил в его уста. Так ведь его же запугали - ангела с мечом на дороге поставили, и вообще видно, что Бильам с начальством (именно так он относится к Г-споду) не спорит. Сказал-то сказал, но что при этом подумал! Когда плохой человек, с плохими намерениями, обращает внимание на что-то хорошее - то этому хорошему может стать плохо. Бильам в своих благословениях много о чем говорит. Но давайте попробуем отметить, на что особенно он обращает внимание. Как хороши шатры твои, Яаков. Шатры ему понравились? О чем это он? Мудрецы говорят: об особой скромности и чистоте еврейского народа: шатры в лагере Израиля были расположены так, чтобы вход в один шатер не был напротив входа в другой. Чтобы что-нибудь нескромное случайно не увидеть. Так ведь именно по этой "статье" евреи в Шиттим и проходят: разврат. Похвалил! А где копьё Пинхаса находит самого главного развратника Зимри с его зазнобой? А в том же шатре, который так хвалил Бильам: И ПОШЕЛ ЗА ИЗРАИЛЬТЯНИНОМ В ШАТЕР, И ПРОНЗИЛ ИХ ОБОИХ, ИЗРАИЛЬТЯНИНА И ЖЕНЩИНУ ТУ, В ЧРЕВО ЕЕ. Но в благословениях Бильама есть ещё один запоминающийся момент: ВОТ, НАРОД ЭТОТ ОТДЕЛЬНО ЖИВЕТ И МЕЖДУ НАРОДАМИ НЕ ЧИСЛИТСЯ Именно изоляция евреев от других народов спасает их от растворения среди мира идолопоклонства, древнего или современного. Более того: именно изоляция евреев, отделенность их, позволяет евреям оказывать на народы мира своё позитивное воздействие. А что мы видим в Шиттим? Есть известный Мидраш, который описывает в подробностях, как развивались события. Для того, чтобы понять, на какой почве этот Мидраш вырастает, нужно задать ещё один вопрос по тексту: а откуда там, в еврейском лагере берутся эти самые моавитянки "с крепким телом"? “И приглашали народ к жертвам божеств своих” - последовали они совету Бильама, как сказано: “Ведь они по слову Бильама [искушали] сынов Израиля изменить Г-споду ради Пеора:” (“Бемидбар”, 31:16), - и построили шатры, и посадили в них блудниц, торговавших красивыми вещами. Старая [сидела снаружи] и должна была кликнуть молодую, которая находилась внутри. Когда евреи выходили пройтись по рынку, старая зазывала каждого: “Выбери себе товар по вкусу. Может быть, хочешь льняную одежду из Бейт-Шеана?” - и показывала ему. Старая назначала высокую цену [за товар], а молодая - низкую. Слово за слово - и говорит ему молодая блудница: “Чувствуй себя как дома, присядь, выбери себе, что хочешь”, - и кувшин с амонским вином перед ней. (А тогда еще не было у сынов Израиля запрета пить вино, изготовленное неевреями.) И выходит к нему молодая блудница, украшенная, источающая запах благовоний, и соблазняет его, говоря: “Почему мы вас любим, а вы нас ненавидите? Возьми себе это даром, ведь все мы потомки одного человека, Тераха, отца Авраама. Если не хотите вы кушанье, приготовленное из животного, принесенного нами в жертву, то вот тебе телятина и птица, забитые, как у вас положено”. И съедал он предложенное, и сразу же наливала она ему вино, и возгоралось в нем желание, и увлекался он ею. А некоторые говорят, что Бильам посоветовал [моавитянам] не поить евреев вином, чтобы не было им оправдания и были они осуждены как поступившие осознанно. И, [согласно этому объяснению], когда начинал он домогаться ее, говорила она ему: “Зарежь эту курицу, и приготовим ее, и поедим вместе, и буду я твоей”. Когда же заносил он над курицей нож, то говорила [блудница]: “Ничего не хочу слушать, пока не посвятишь ее в жертву Пеору”. А он настолько был увлечен ею, что резал курицу в жертву Пеору, и ели они вместе, и соединялся (ницмад) он с ней. Так и написано: “И приглашали народ к жертвам божеств своих: И прилепился (ва-ицмад) Израиль к Бааль-Пеору”. Прилепился - [прочно], как сцепляются звенья (цмидим) браслета (“Мидраш Танхума”, раздел “Балак” 18) Вот такой вот новый Ближний Восток. Пресса того времени, видимо, писала что-нибудь в духе: Впервые в истории еврейского народа разрушен железный занавес между народом Израиля и его соседями. Покончено с войнами и ненавистью. Устанавливаются новые братские и даже более того отношения с братьями и, в основном, с сестрами из Моава и Мидьяна:. Как можно легко убедиться, мирные инициативы и благословения действуют гораздо эффективнее, чем войны и проклятия. В той ситуации потребовалось самопожертвование Пинхаса, чтобы остановить стремительное падение. Так далеко завели евреев мирные моавские инициативы. Вот чему можем научиться из первого опыта "нового ближнего востока".

 

Рав Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Символика "рыжей коровы"

По моему мнению, рыжая корова представляла собой жертву за всю общину сыновей Израиля, которая очищала их от нечистоты мертвого тела. Без этого очищения они ведь могли осквернить Мишкан и святыни!
Когда Б-г пожелал обучить Моше и Аарона законам исполнения этой заповеди, Он предварил их словами «Таково правило Торы…», и лишь затем раскрыл смысл этой заповеди. Тем самым Б-г подчеркнул, что заповеди, которые Он намеревается дать относительно рыжей коровы, то есть, правильный способ обращения с ней, - это одновременно и правильный способ обращения с Б-жественной Торой в целом. Не имеется в виду, что суть Торы станет основой, из которой будут выводиться законы и принципы заповеди рыжей коровы, - в этом нет необходимости, поскольку все законы, связанные с рыжей коровой, известны и явно определены. Наоборот: то, как следует поступать с рыжей коровой, - это и есть то правило, в соответствии с которым следует подходить к Торе. Именно поэтому фраза «Это - правило Торы…» предшествует фразе «Скажи сыновьям Израиля, и пусть возьмут для тебя…» Таким образом, у нас теперь нет необходимости менять части стихов местами и говорить, что на самом деле следует читать: «Скажи сыновьям Израиля: это правило Торы…», - как поступает Рамбан.
Понимать эти стихи следует вот каким образом.
Как Б-жественная Тора совершенна и не имеет изъянов, так и рыжая крова должна быть совершенной и не иметь изъянов. Как изучение Торы приносит человеку награду и в этом мире, и в Будущем, так как «плоды ее притягательнее червонного золота», так и эта жертва (а действия с рыжей коровой в определенном смысле напоминают жертвоприношение) приносит людям искупление, то есть, приносит прекрасные плоды. Как человек, принявший на себя ярмо Торы, освобождается от ярма работы ради пропитания, поскольку «на Тору ига не накладывают», так и о рыжей корове сказано: «…на которую не накладывали ярма». Как Тора требует для своего изучения прямой помощи Свыше, а совершенным знанием ее обладает только коэн, в силу сказанного: «Ибо уста коэна хранят знание, и Тору ищут из уст его», - так нужно обращаться и с рыжей коровой: «…И передайте ее Элазару-коэну». Настоящее изучение Торы требует уединения, отдаленности от общества, и о рыжей корове сказано: «…И выведет ее за пределы лагеря». Как изучающий Тору и стремящийся к ней не может удовольствоваться внешним постижением и пониманием, а должен обратить внимание и на внутренние, тайные ее разделы, так и рыжую корову следует зарезать и вывести наружу ее кровь, которая раньше пребывала скрытой у нее внутри. Человек, изучающий Тору, не имеет права предлагать слушателям в качестве слов Торы то, что не соответствует истине, а обязан трактовать ее лишь в соответствии с полученной им подлинной традицией; и кровь красной коровы тоже должна быть вылита «напротив Шатра Собрания», то есть, в направлении Ковчега Свидетельства, в котором лежит Тора. (То есть, здесь выливание крови соответствует традиции, служащей истинной основой Торы). При изучении Торы «сжигающие взмывают ввысь». Под сожжением здесь подразумевается упорное повторение слов Торы, постижение ее тайн с опорой на помощь мудреца, объясняющего ее. Писание называет разум «сжигающим», говоря, например, о духовных сущностях, природа которых - чистый разум: «Сжигающие стоят превыше него». И с рыжей коровой следует поступить так же: коэн должен повелеть, чтобы ее сожгли на его глазах. При «сжигании», то есть, при углубленном изучении Торы, необходимо самым тщательным образом изучить буквы и слова, чтобы раскрыть их явный и тайный смыслы. Так происходит и с рыжей коровой: Тора повелела сжечь ее кровь и мясо «вместе с отбросами», то есть, в этом сожжении должны быть объединены и самые лучшие, и самые малоценные части. А чтобы это уподобление еще более бросалось в глаза, Б-г повелел сжечь вместе с тушей рыжей коровы кедровое дерево, взятое от самого высокого дерева на свете, траву эзов - самую низкую и презренную из всех трав, и нитку шелка, более ценную, чем презренный эзов. При изучении Торы необходимо, чтобы все участники: и раввин, преподающий ее, и ученик, который ее постигает, и слуга, прислуживающий им, - обладали достойными чертами характера и были избавлены от всего отвратительного; так и в случае с рыжей коровой Б-г повелел, чтобы все участники действий с нею: и коэн, и слуга, сжигающий ее по указанию коэна, и тот, кто собирает затем ее пепел, - выстирали свои одежды, что соответствует исправлению черт характера, и вымыли водой свои тела, и лишь затем вошли бы в святой еврейский лагерь. Тора очищает оскверненных и является истинной «водой жизни»; и пепел рыжей коровы требуется смешать с «водой жизни» (в материальном мире так называется вода из источника), и тогда он получит способность очищать оскверненных. При занятиях святой Торой мудрецы должны очень внимательно относиться к своим словам, чтобы не допустить ошибки, поскольку «ошибка при изучении Торы засчитывается за сознательное преступление»; и в случае рыжей коровы тот, кто касается ее самой или ее пепла, становится нечистым и обязан совершить погружение в микве и очистить одежду.
Итак, стало ясно, что заповеди рыжей коровы представляют собой «правило Торы». Именно поэтому Б-г благословенный, пожелав дать евреям эту заповедь, сказал: «Вот правило Торы…» Это означает: «Не подумайте отнестись к заповеди рыжей коровы и к ее смыслу небрежно! Знайте, что эта заповедь соответствует правилу Торы, то есть, тем правилам, которым необходимо следовать при изучении Торы!»

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Кагал народов

«И увидел Балак, сын Ципора, все что сделал Исраэль эморейцу. И очень испугался Моав народа,так как многочисленен он. И нетерпимо стало Моаву из-за сыновей Израиля. И сказал Моав старейшинам Мидьяна: теперь обгложет кагал все вокруг» Бемидбар 22:2-4
Рав Шломо Эфраим Лунчиц обращает внимание на четырехкратное поименование Израиля: Исраэль, народ, сыновья Израиля, Кагал, и предлагает следующее объяснение.
Массы, как известно, не извлекают уроков из истории, но Балак был царем и потому обладал исторической перспективой и знал, что сделал один наш праотец Исраэль при поддержке лишь своей семьи могучему народу – эморейцам. Как сказано: «А я дам тебе Шхем один {надел} более чем у братьев твоих, который я отобрал из рук эморейца мечом моим и луком моим».
Исторические хроники, которые «и увидел Балак», вселили в него ужас – если немногочисленная семья, то тем более целый народ, молитву которого слышит Вс-вышний. (Мудрецы трактуют «меч и лук Яакова» как молитву Трактат «Бава Батра 123:1).
Второе наименование «народ» - это многочисленная смесь – «эрев рав», говорит автор «Кли Якар». Их количества испугался Моав. Ведь Израиль никогда не поражал массовостью. И потому речь идет о народе Моава, который испугался их многочисленности в настоящем времени.
А нетерпимым показалось будущее Моаву из-за понимания, что они не более чем сорняки на поле Израиля. Именно на это указывает стоящее в оригинале слово «ва якац», которое мы перевели как «нетерпимо», а буквально «и будут как шипы». Рав Лунчиц со ссылкой на Шмот (1:10) и Шмуэль 2 (23:6) говорит об уподоблении Израиля виноградной лозе, а ненавистников наших – шипам и сорнякам на земле виноградников.
Последнее из имен Израиля – кагал, связано с Йосефом и Машиахом. Вс-вышний объявляет Яакову, ставшему Исраэлем, что станет он «кагалом народов» (Бе-рейшит 35:11) и РаШИ поясняет, что это – Йосеф, которому предстоит в качестве Машиаха подчинить себе народы. Потому, объясняет автор «Драгоценного сосуда», и происходит «интернационализация» конфликта: «И сказал Моав старейшинам Мидьяна». А мидьятяне – старые должники Йосефа: «а мидьятяне продали его в Египет Потифару» (Бе-рейшит37:36).
Отметим, что все сказанное равом Лунчицем прекрасно укладывается в нашу излюбленную схему «Три плюс Один». Четыре сына из Пасхальной Агады – умный, мерзавец, наив и неумеющий задавать вопросы – это прошлое, настоящее и будущее. В рамках нашего комментария: наш праотец Исраэль – прошлое, в настоящем эрев рав, а в будущем ¬– дети Израиля. Плюс Один, это, конечно же, синтез всего - кагал народов!

 


Рав Нахум Пурер
Содержание раздела

Балак, царь Моава, обратился к чародею и пророку Биламу (Валааму) с просьбой проклясть евреев, приблизившихся к границам его страны. Б-г явился в ночном видении к Биламу и запретил ему произносить проклятия, но Билам после некоторых колебаний все-таки отправился к царю. По дороге ангел с огненным мечом трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. Билам не видел ангела, не понимал вынужденных маневров ослицы и нещадно бил ее за “упрямство”. После третьей задержки “Б-г отверз уста ослицы”. Ослица стала укорять хозяина: ведь, избегая столкновения с ангелом, она спасла ему жизнь. Прозревший Билам увидел, наконец, ангела, и тот сообщил ему, что можно и чего нельзя говорить о сынах Израиля. Наконец, Билам прибыл к Балаку, и царь Моава провел тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что знатный гость уничтожит словами ненавистных пришельцев. Однако результат получился обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия, находясь в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста изрекали только благословения. Раздосадованный Балак прогнал Билама. Тем временем евреи начали распутничать с женщинами Моава и Мидьяна и поклоняться их идолам. Б-г разгневался и наслал мор на грешников. Лидер колена Шимона совершил публичный акт разврата с мидьянской принцессой, и внук Аарона коэн Пинхас убил их обоих копьем, после чего прекратился мор, унесший 24 тысячи жизней.

В шаге от пропасти
Вся эта история с Биламом выглядит странно. Если бы Тора не рассказала ее, мы бы никогда не узнали, что некий языческий прорицатель еще за тридцать три столетия до Гитлера пытался осуществить «окончательное решение» еврейского вопроса с помощью неконвенционального средства - разящих проклятий. Другие события из жизни евреев, зафиксированные в Торе, упоминаются и в иных источниках, известны нам из традиции, но то, что описано в сегодняшнем разделе, стоит особняком. Когда Балак и Билам плели сети заговора, евреи находились от них далеко, за пушечный выстрел, и не подозревали, какая страшная опасность им грозит.
Читая раздел «Балак», мы как будто оказываемся по другую сторону фронта, в тылу врага; вместе с ним смотрим издали на себя, повторяя за Биламом: «Вот, с вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него». Мы как будто исполняем роль статистов в кинофильме, который сами сочинили и сами поставили. Если бы этот раздел не вошел в Пятикнижие, мы бы так и не узнали, как близка была катастрофа и каким чудом мы ее избежали.
Евреи прошли в шаге от пропасти, так ее и не заметив, пребывая в блаженном неведении относительно коварных замыслов моавитянского царя и языческого «экстрасенса».
Такие ситуации не раз повторялись в нашей дальнейшей истории. В конце шестого века византийцы полностью очистили Эрец Исраэль от еврейского присутствия. Они готовились идти дальше на восток, захватить Вавилон, где тогда процветала талмудическая ученость, и превратить его в «зону, свободную от евреев», юденрайн.
Вавилонские евреи не подозревали об этих зловещих планах, но вскоре грянуло исламское восстание, и Византия была разгромлена, а евреи - спасены.
Евреи, как известно, сыграли важную роль в свержении царской деспотии в России и установлении Советской власти. В «благодарность» за эту услугу Сталин намеревался провести свой вариант «окончательного решения». В 1953 году он инспирировал «дело врачей-отравителей», и есть свидетельства, что он хотел увенчать его массовой депортацией евреев на Дальний Восток. Но Сталин неожиданно умер, и сыны Израиля, запуганные и сильно ассимилированные, снова уцелели - не ведая об этом.
Сегодня в Израиле на каждый удавшийся арабский теракт приходится несколько неудавшихся. О некоторых таких осечках (бомба взорвалась в руках террориста; боевик был схвачен в тот момент, когда шел на «задание») мы узнаем из прессы, о других не узнаем никогда.
В псалме 117, самом коротком в Книге Теилим, мы читаем о том, как встретят люди эпоху Мошиаха: «Хвалите Б-га, все народы, славьте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам…»
Более ста лет назад один русский аристократ, видимо, знаток Библии, спросил ребе Ицеле из Воложина, почему именно неевреи будут хвалить Вс-вышнего за Его милость к еврейскому народу.
Ребе Ицеле ответил: «Народы мира и их правители постоянно замышляют уничтожить нас, тайно плетут сети заговоров, но Творец, да будет Он благословен, срывает их планы, о которых мы часто и не подозреваем. В отличие от нас, вы, неевреи, знаете обо всех своих неосуществленных замыслах; вам открыта вся глубина Его милосердия к нам. Поэтому именно вы, а не мы, можете воздать Вс-вышнему подобающую хвалу».

Билет в «высший свет»
«Кто исчислит прах Яакова и пересчитает пыль Израиля?» (23:10).
Согласно комментарию РАШИ, в этом невольном благословении Билама речь идет о многочисленных заповедях, которые евреи выполняют, используя прах и пыль. Назовем лишь некоторые из них: нельзя пахать землю одновременно на быке и осле; нельзя сеять «келаим», смесь виноградных семян с семенами пшеницы и ячменя; пепел красной коровы используется для ритуального очищения после контакта с мертвым телом; жену, заподозренную в неверности, проверяют напитком с землей, взятой возле храмового жертвенника и т.д.
Но почему Билам обращает внимание именно на эту категорию мицвот? Можно предположить, что он восхищается способностью евреев поставить на службу Б-гу даже самые будничные и малозначительные предметы, их умением придать святость кирпичам, дереву, тканям и даже земному праху.
Ибо только евреи знают, что единственная цель Творения заключается в освящении Имени Творца и что этой цели может служить любой сотворенный Им предмет, любая мелочь.
Царь Шломо говорил: «Во всех путях твоих познавай Его» (Мишлей, 3:6). Другими словами, мы обязаны служить Б-гу, даже когда занимаемся самыми будничными делами: пьем, едим, спим, любим, - все эти действия, если совершать их правильно, по законам Торы, становятся актами святости. А Билам сообщает нам, что святостью могут обладать не только действия, но и предметы.
Комментируя вторую часть приведенного стиха, РАШИ говорит, что «пыль» («рова») - это семя, которое выделяется во время близости еврейских супругов. Билам, по-видимому, имел в виду стремление евреев придать святость даже таким действиям, которые у других народов, в других религиях считаются постыдными, воплощением грубого физического естества, антиподом святости.
В самом деле, кому придет в голову освящать половой акт, возводить его на такой высокий уровень, при котором мужчина стремится к близости не для собственного удовольствия, а для выполнения сразу двух заповедей: продолжения рода и чтобы удовлетворить жену (даже если она бесплодна или стара).
Теперь нам будут понятнее следующие слова Билама из того же десятого стиха: «Да умрет душа моя смертью праведников, и пусть мой конец будет, как его».
Хафец-Хаим отмечает, что Билам мечтал умереть «по-еврейски» и, как еврей, унаследовать Мир грядущий. Но он не хотел жить еврейской жизнью. Ясно, почему. Ведь евреи ведут праведный образ жизни. Этот мир для них - лишь коридор, ведущий в Мир вечного, духовного блаженства, и они спешат использовать физические возможности и радости материального мира не для мимолетных наслаждений, а для получения гарантированного входного билета в «высший свет».
Такая философия чужда закоренелому материалисту, который и слышать не хочет ни о каком Мире грядущем и спешит впихнуть в отведенные ему на этом свете 70–80 лет как можно больше удовольствий, «чтоб было что вспомнить».
Жадный и тщеславный Билам был достаточно прозорлив, чтобы признавать Мир грядущий и видеть преимущества еврейского образа жизни, строгого, в чем-то аскетичного, но наиболее перспективного. Однако понимать еще не значит подражать. Короче, Билам, как и многие другие злодеи, хотел получить награду, но не хотел ее честно зарабатывать.
В результате Билам лишился жизни в обоих мирах. В разделе «Матот» (31:8) мы узнаем, что он погиб во время сражения от еврейского меча, а мудрецы Талмуда сообщают в трактате «Сангедрин» (90а), что Билам был одним из четырех людей нецарского звания, лишившихся своей доли в Мире грядущем.

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Балак (часть 2) все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика