::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Хукат (часть 2)

29-06-2012, 11:04 Разместил: jude Просмотров: 1338

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Хукат
Главы 19:1-22:1
«Вот закон Торы, о котором заповедал Вс-вышний…». Закон Торы на иврите - хукат а-Тора.

Часть 2

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Хукат

Концепция чистоты в иудаизме несет метафизическую важность. Поэтому заповедь о рыжей корове столь многогранна.

Глава 19
1. …Такое обращение к Моше и Аарону указывает на крайнюю важность последующего предмета разговора, как для понимания Закона в теории, так и для обучения людей соблюдению Закона на практике.
2. ВОТ ОСНОВНОЙ ЗАКОН УЧЕНИЯ. Этот оборот встречается лишь еще в одном месте в Писании: в Бемидбар 31:21 в качестве введения к обсуждению очищения и окунания утвари, захваченной у мидьянитян. Эти законодательные установления и установление о פרה אדומה - рыжей корове, описанное в последующих стихах, занимаются, говоря общо, восстановлением чистоты; первые относятся к очищению еды, приготовлению пищи и посуды для хранения продуктов ради чистоты тела человека; функция рыжей коровы состоит в очищении человека с целью сохранения чистоты святынь. Эти институты образуют элементный базис всего Закона; относящиеся к ним положения существенны для соблюдения Закона как такового. Если бы мы не имели средств восстановить ритуальную чистоту своих сосудов или утвари, или способа восстановить свою личную чистоту после осквернения контактом с мертвым телом, чего нельзя в жизни избежать, тогда мы не имели бы возможности соблюдать Закон как таковой. В результате, оба эти законодательные установления классифицируются как «основные законы Учения», то есть как основные указания для соблюдения Закона.
И теперь если, как мы увидим, и как можно было понять уже с первого взгляда, институт פרה אדומה есть чистейшее публичное провозглашение טהרה (ритуальной чистоты), тогда он и в самом деле является одним из оснований нравственной свободы воли, на которой базируется весь Закон. Сейчас читатель может с еще большей ясностью понять причину категоричного тона тех слов, которыми начинаются эти законы: «Вот основной закон Учения». В Талмуде (Менахот 19а) в связи с термином הקוח сказано, что каждая часть установлений о рыжей корове, которые сейчас будут перечислены, является основой обязывающей силы всего Закона. «Всякий раз, когда Писание говорит הקוח (в связи с любыми нормами), это делается для того, чтобы показать не допускающую исключений обязательность (этих норм)»…
9. ЭТО БУДЕТ ХРАНИТЬСЯ… ДЛЯ ВОДЫ ОТДЕЛЕНИЯ. В книге Ваикра термин נידה обозначает условие, которое делает необходимым временное разделение и которое через семь дней завершается ритуальным погружением. И в данном стихе, точно так же, термин נידה употребляется для обозначения отделения от всех святых объектов, необходимого из-за осквернения контактом с мертвым телом. Исключительность этого случая в том, что здесь погружению предшествует кропление מים חיים (живой водой), смешанной с пеплом коровы. Эта смесь пепла коровы и מים חיים называется מי נידה (вода разделения)…
10….Установление рыжей коровы можно поделить на две отличительные части: приготовление праха коровы и использование этого праха для очищения человека, ставшего нечистым вследствие контакта с мертвым телом. Изложение процедуры приготовления праха завершается словами: «А тот, кто собирает пепел коровы, прополощет…». Использование праха описано в следующих стихах. Обе части, стих 10 и стих 21, соответственно, завершаются утверждениями, что «это будет для сынов Израиля… вечным законом» и что «это будет для них вечным законом». Подобное высказывание встречается еще только в трех других местах Писания: в связи с соблюдением Йом кипура (Ваикра 16:19 и 34) и в связи с законами о трубах, в которые должны трубить коэны (Бемидбар 10:8). В этих отрывках, в таком случае, изречение «и будет это для вас вечным законом» провозглашает принцип כפרה (искупления) и фундаментальное положение, что вся власть основана на Законе и что все надежды на спасение Израиля зависят от признания Израилем Закона как вечной нормы для Израиля. Точно так же понятие рыжей коровы заключает в себе основной принцип еврейской жизни, которому повторение изречения «это будет для вас и т.д.» придает вневременное значение.
17….Под термином מים חיים (живая вода) понимается вода из редко пересыхающих источников, не подвергшаяся каким бы то ни было химическим изменениям. Это определение исключает теплые источники и источники соленой воды (Пара 8:9)…
21. И БУДЕТ ЭТО ДЛЯ НИХ ВЕЧНЫМ ЗАКОНОМ. Этот закон остается в силе и по сей день. Поскольку мы все, так или иначе, осквернены контактом с мертвым телом и не можем очиститься, так как не имеем праха рыжей коровы, то всякий, кто ступает на территорию Храма на горе Мория, подлежит наказанию «отрезания», отсечения от своего народа. Даже после разрушения Храма место, на котором он находился, не лишилось своей святости. «Первичное освящение освятило его на время его собственного существования и на грядущие времена» (Рамбам, Законы Храма 6:14; однако см. Раавад там же).
22…. Если мы рассмотрим изложенные здесь законы о рыжей корове и осквернении контактом с мертвым телом и попытаемся установить те идеи, которые они выражают, мы полагаем себя обязанными, прежде всего, прояснить концепцию в тех терминах, которыми Закон сам предписывает нам осмыслить институт рыжей коровы. Закон делает это посредством концепции חטאת, которая формирует основу его детальных разработок.
חטאת, дословно, очищение от греха, аннулирование греха и греховности в целом - это понятие, которое принадлежит исключительно сфере морали. Институт рыжей коровы, основной закон Учения, образует фундамент всего учения об осквернении контактом с мертвым телом, который, в свою очередь, представляет собой главную категорию всего учения о (ритуальной) нечистоте. Поэтому, если Закон говорит об институте рыжей коровы как о אטח, он, таким образом, указывает нам в самой категоричной форме, что мы должны рассматривать мораль в качестве той концептуальной сферы, где мы обнаружим смысл законов о чистом и нечистом (טומא וטהרה) в общем и института рыжей коровы в частности. В то же время, изложенное выше в предельно ясных терминах должно подтвердить для нас ту перспективу, с которой мы уже пытались понять ранее законы о чистом и нечистом. Мы высказали мнение, что свобода воли в вопросах нравственности - это первое неотъемлемое условие того освящения нашей жизни, к которому повелел нам стремиться Б-жественный Закон. Нам кажется, что этой первой и фундаментальнейшей из всех истин, в соответствии с которыми мы должны строить свою жизнь, угрожает факт смертности всех людей и сам вид трупа человека. Ибо эти факты реальности говорят поверхностному, ограниченному человеческому сознанию, что все объекты во вселенной, включая человека, управляются силами природы. Итак, если бы смерть должна была означать, что человек умер целиком, если бы лежащее перед нами мертвое тело, сокрушенное неодолимыми силами природы, представляло собой все, чем человек является, тогда человек даже в пору своей жизни не отличался бы от любого другого живого существа. Он был бы заворожен неодолимой всеобщей необходимостью. Если бы все это было действительно так, тогда это физическое «должен» не оставило бы места ни для какого нравственного «ты способен». Тогда нравственная свобода воли оказалась бы иллюзией, а весь данный Б-гом нравственный закон с его требованиями добровольного посвящения всего нашего бытия и стремлений огню Святилища, дарующему свет, тепло, жизнь и счастье посредством очищения и формирования человеческого существования, был бы невероятен…
Против этого у нас есть законы о чистом и нечистом, представленные в книге Ваикра. Эти законы противопоставляют деморализующему заблуждению о физической несвободе Б-жественную гарантию того, что человек все-таки обладает свободой воли в вопросах нравственности. На протяжении всей нашей жизни, когда бы энергии нравственного сознания не угрожали напоминания о порабощении физическими силами, Закон стремится исполнить свое назначение, напоминая нам концепцией чистоты (טהרה) о том, что в вопросах нравственности человек не испытывает недостатка свободы, как мы уже отмечали, говоря подробнее о соответствующих законах чистоты и нечистоты. Здесь же само это законодательство о чистом и нечистом стремится провозгласить великую идею אטח публично, в присутствии всего народа, через коэнов - представителей нации, перед Святилищем Его Закона. Оно делает это посредством акта невероятной значимости: излагая в качестве нравственной основы всей национальной жизни истину о том, что человек может стать и оставаться свободным от греха.
Таково значение этого особенного חטאת , этого символического «очищения от греха», которое необходимо совершить за пределами Святилища. Его не следует равнять с искупительными жертвоприношениями, которые совершаются в Святилище для того, чтобы очистить какого-либо конкретного человека от конкретного греха посредством акта, символизирующего его клятву оставаться преданным отныне своему долгу. Скорее, это - публичная демонстрация того, что от греха действительно возможно освободиться, что человек действительно способен управлять собой перед лицом любого физического искушения. Это - общая декларация того, что человек наделен нравственной силой воли. Однако, когда Закон провозглашает эту свободу для человека, он не игнорирует и те области, в которых человек не обладает свободой. Он демонстрирует ему его свободу в вопросах нравственности внутри контекста тех физических аспектов жизни, в которых всякая свобода отсутствует. Он не учит его оставаться слепым к тому аспекту человеческой природы, который связан с физическими элементами. Он показывает человека со всеми контрастными сторонами его натуры: смертным и вечным, закрепощенным и свободным, физическим и нравственным. Ставя его, во всей этой двойственности его натуры, перед одним единственным Святилищем Закона Одного единственного Б-га, единственного абсолютно свободного Существа, Закон возносит человека со всей его природой, физически преходящего и нравственно бессмертного, в свободное, вечное царство этого Одного единственного Существа и говорит ему: «Пусть не вводит тебя в заблуждение образ смерти и вид трупов; стань свободным, стань бессмертным, не вопреки, но в согласии со всеми теми аспектами твоего существования, которые смертны и физически несвободны. Оставайся бессмертным хозяином твоего смертного тела; оставайся чистым, и среди нечистоты сохрани свою собственную чистоту…».
«И окропит… на третий день и на седьмой день» (стих 19). Термин מי חטאת (дословно, «вода, которая очищает от греха») символизирует преходящую, но тем не менее тесную связь между органическим материальным элементом и бессмертным Б-жественным элементом. Таким образом, он выражает концепцию «человека». Точно так же, кропление, акт, имеющий целью поднять это чистое представление о человеческой природе из мрака обратно к ясному осознанию, является двойственным актом, посвященным обоим этим элементам человеческой природы. Осознание обладания свободой воли в вопросах нравственности и, таким образом, способность добровольно подчинять себя, все свое существо, Б-жественному Закону должны составлять постоянную основу для органического и физического аспекта в не меньшей степени, чем для Б-жественного и духовного аспекта жизни. Удовлетворение физических потребностей в еде и сексе, являющихся частью органической жизни, должно добровольно подчиниться водительству Б-жественного Закона не меньше, чем мысли, стремления и достижения, в которых раскрывается духовный и Б-жественный аспект человека. Оба аспекта требуют добровольной преданности указаниям Учения и Б-жественного Закона. Следовательно, до того как оскверненный контактом с мертвым телом сможет вернуться к чистоте посредством акта טבילה (погружения), следующего за периодом нечистоты, фундаментальное учение о том, что человек наделен свободой воли, должно быть прочувствованно не только духовным, Б-жественным аспектом, но и органическим, физическим аспектом человеческой природы. Этой цели и служит акт кропления, который должен выполняться на третий день, а затем вновь на седьмой день.
В нашем комментарии к Берешит 1:11-13 мы уже отмечали, что возникший на третий день Творения физико-органический мир несет на себе печать Б-жественного закона видов (למינו). Поэтому третий день как бы выражает идею подчинения физической, органической жизни Б-жественному Закону, в то время как седьмой день представляет собой день, когда человек с его Б-гоподобной способностью управлять материальным миром ставит использование этой своей способности в зависимость от Б-га. По этой причине акт кропления на третий день был дан человеку как созданию физическому, органическому, тогда как кропление на седьмой день было дано ему как существу духовному, уподобленному Б-гу. Освящения духа и ума нельзя достигнуть без освящения тела. Поэтому, в какой бы день ни совершалось первое кропление, даже если прошло более трех дней, этот день всегда считается третьим днем, и после него необходимо ждать еще четыре дня, прежде чем можно будет совершить второе кропление, кропление седьмого дня. Мысль о том, что кропление מי חטאת указывает на Творение, наделяющая, таким образом, дни кропления своим особым характером, покажется еще менее надуманной, когда мы осознаем, что прах и живая вода в сосуде замечательно символизируют человека в его происхождении в момент Творения. Резюме: первое кропление, совершаемое на третий день, прокладывает путь для физического, телесного очищения человека. Второе кропление, совершаемое на седьмой день, готовит человека к очищению его духовного, Б-жественного аспекта. Следовательно, для того чтобы человек как целое или человеческая природа в своей целостности смогли вновь подняться до полной чистоты, необходимо совершить кропление и погружение (в очищающие воды) человека и его утвари.

 


Рав Лев Кацин
Не нужно кричать!

 

Сразу оговорюсь, сегодня мы не будем говорить о гневе на фашизм и ненависти к злу, а лишь об отношениях между людьми. Впрочем, зачастую чем ближе и роднее люди, тем чаще в их отношениях проявляется гнев…
Однажды в преддверии праздника Песах ребе из Вижниц услышал, что хозяин пекарни закричал на одного из своих работников.
– Не нужно кричать! - сказал ему ребе.
– Я призываю криком моих работников к проворности, чтобы они быстрее пекли мацу, - ответил он. - Ведь квасное (хамец) запрещено в Песах даже в самых малых количествах.
– Верно, но даже самый малый гнев все равно является большим грехом, чем квасное в Песах!..
Великий мудрец Маймонид писал, что во всем человек должен стремиться к золотой середине. Например, не быть слишком расточительным или слишком скупым, и лишь говоря о гневе, утверждал, что необходимо его в себе полностью искоренить.
Не случайно, по мнению Маймонида, Моисей не удостоился войти в страну Израиля за то, что проявил гнев на евреев, когда они потребовали у него воды в пустыне. Казалось бы, гнев Моисея был тогда справедливым. Однако в том-то и состоял урок: справедливого гнева не бывает, ибо слишком серьезны его последствия. Разгневавшись на свой народ, потеряв терпение, Моисей просто не мог больше быть его учителем. Какой бы нестерпимой ни казалась нам ситуация, все равно не следует терять самообладания и, как говорил ребе из Вижниц, «никогда не нужно кричать!», ведь мудрецы Талмуда писали: тот, кто теряет контроль над собой и гневается, попадает под контроль всех сил ада (Недарим, 22). Кто знает, что может сделать, какое преступление совершить человек, потерявший от ярости контроль над собой?
Однажды во время эпидемии холеры в Вильнюсе рабби Исроель Салантер сказал своим ученикам нарушать законы шаббата и ухаживать за больными людьми, что в полной мере соответствовало еврейскому закону, утверждающему, что для спасения жизни человека можно и нужно нарушать все законы Торы, кроме трех грехов: убийство, разврат и идолопоклонство. Тем не менее нашелся человек, который публично высказал слова критики в адрес рабби Исроеля. Тогда тот, также публично, закричал на него: «Я раввин Вильнюса и несу ответственность за то, что можно и что нельзя делать!» Позже рабби Исроель объяснил, что повысил голос, для того чтобы все ученики слышали его мнение и продолжали спасать жизни людей. Казалось бы, рабби Исроель был прав, и его гнев справедлив. Тем не менее всю свою жизнь он с горечью вспоминал этот случай, сожалея о том, что не сдержал себя…
Но как сдержаться в минуту, когда тебя охватывает ярость?
Конечно же, на этот вопрос не может быть одного ответа, однако следующая история может научить нас, что мы должны не осуждать людей, а стремиться видеть каждого человека в хорошем свете, находя в нем достоинства.
Однажды молодой человек попросил рабби Хаима Озера Гродзинского, главного раввина Вильнюса, дать хорошую рекомендацию его отцу, который хотел получить должность раввина в одной общине. Рабби Гродзинский ответил, что не хочет вмешиваться в решение этой общины, хотя в действительности считал, этот человек не подходит для того, чтобы быть раввином. Тогда его сын начал кричать на рабби Гродзинского, обижая и оскорбляя его публично. Несмотря ни на что, рабби Гродзинский не ответил на оскорбления, а, извинившись, ушел.
– Почему вы не ответили ему ничего? - спросили раввина ученики. - Почему не рассердились на него?
– Как я могу сердиться на человека, который защищал интересы своего отца?..
«Однажды еврей пришел к ребе и пожаловался на своего соседа, который нанес ему большой материальный ущерб, - рассказывает рав Авраам Тверский в своей книге «Not Just Stories» (c. 362).
– Он должен быть наказан за свои действия, - сказал еврей. - Пусть ребе направит на него гнев Вс-вышнего.
– Видел ли ты когда-нибудь играющих братьев? - ответил ребе. - Бывает, что один ребенок ломает игрушку другого, и тот плача бежит к отцу и требует, чтобы тот наказал или даже побил брата.
Пройдут годы, дети повзрослеют и будут рады, что отец не прислушался к их требованиям наказания. Ведь теперь, набравшись мудрости и жизненного опыта, они смотрят на детские шалости совершенно иначе. Пройдет время, и ты убедишься: то, что гневило тебя, больше тебя не волнует».

 

 

 

Рав Зеев Мешков
Ещё раз о красной корове

 

Иногда не стоит вступать в спор
Закон о снятии ритуальной нечистоты водой, в которой растворен пепел красной коровы, вызывает у людей, не признающих дарование Торы с Небес, насмешку. Мол, в этом законе нашли отражение языческие обычаи и примитивные верования дикарей, которым повсюду мерещились духи умерших, и они прикладывали много усилий, чтобы изгнать их.
Не стоит вступать в спор с теми, кто не видит красоты и той бесконечной глубины, которая раскрывается в каждом стихе Торы. А лучше открыть ее и соприкоснуться с мудростью вечного учения.
 
Закон Торы
«Всякий, кто в поле прикоснется к убитому мечом, или к мертвому, или к кости человека, или к месту погребения, нечист будет семь дней. И возьмут… из пепла сожженной грехоочистительной жертвы, и нальют… воды из источника в сосуд. И человек чистый возьмет эзов, и обмокнет его в воду, и побрызгает… на того, кто прикоснулся к кости, или к убитому, или к умершему, или к погребению. И побрызгает чистый человек на нечистого в третий день и в седьмой день… и будет он чист к вечеру» (Бемидбар, 19:16-19).
 
Связь с началом времен
Этот закон связан с историей творения, с тем, что произошло в шестой день, когда Вс-вышний вдохнул душу в человека и заповедал ему не есть с дерева познания добра и зла. И в тот же день Адам подумал, что материя отделена от Б-га, и у нее есть собственный источник существования. И поверил в то, что можно оторваться от дерева жизни и черпать необходимые силы из материи.
Вс-вышний делает мир таким, каким мы хотим его видеть. И поэтому Адам оказался во вселенной, где прямая связь творения с Б-гом скрыта, и человек может черпать жизненные силы из того, что дает ему природа. Но, поскольку настоящая радость бытия в таком мире невозможна, человек стал смертен: его душа отделяется от тела. Это открыло возможность исправить последствия греха Адама и вернуть мир в идеальное состояние.
Однако вера человека в свою зависимость от материи настолько сильна, что даже после смерти нижние уровни души не могут освободиться от тела. И соприкосновение с этими силами, которые не способны возвыситься и подняться в духовный мир, оказывает отрицательное влияние на человека.
Сегодня мы не можем избавиться от ритуальной нечистоты, возникающей в результате прикосновения к мертвому, и не соблюдаем все эти сложные законы, хотя и стараемся изучать их. Но в тот период, когда стоял Храм, человек не мог зайти в его дворы не пройдя процедуру очищения. (А многие следили за тем, чтобы не утратить ритуальную чистоту даже в те дни, когда не поднимались в Йерушалаим и не посещали Храм. Если же им приходилось принять участие в похоронах – они спешили очиститься.)
 
О душе
Душа – луч света, связывающий с источником жизни. Она – путеводитель, она – совесть, она – сила познания и ясного мышления. И жаль, когда она, подвергаясь влиянию испорченных уровней другой души, теряет свой потенциал.
Нет, испортить душу и загрязнить ее невозможно. Но луч становится слабым и с трудом пробивается через толщу материи. И даже праведник отдаляется от дерева жизни – прямой и непосредственной связи с Вс-вышним.
Тора утверждает, что сильная душа изменяет окружающую действительность, давая людям знания и понимание сути вещей. Так, например, о Бецалеле говорится: «И наполню его духом Всесильного, мудростью, и пониманием, и способностью ко всякому ремеслу: ткать ткани, изготовлять (изделия) из золота, и серебра, и меди, обрабатывать камни, чтобы вставить их в гнезда, обрабатывать дерево, делать всякую работу» (Шмот, 31:2). И он – будучи наделен не только необыкновенными способностями, но и знанием того, как творился мир путем соединения разных букв, – изготовил в пустыне Мишкан, являвшийся моделью вселенной. Однако, если бы он не обладал чистотой души, позволившей ему воспринять дарованные Вс-вышним силы, это было бы невозможно.
 
Причем здесь пепел?
Но как помогает пепел красной коровы?
Человек, находясь в материальном мире, должен был есть плоды не для того, чтобы насытиться, а для того, чтобы возвысить творение: придать духовность всему, что его окружает. У него самого не было потребности восстанавливать свои силы, так как он получал жизненную энергию через дерево жизни. И поэтому ему была дана заповедь «ешь от всех деревьев сада». Адам также должен был понять, зачем сотворены силы, заложенные в каждом из живых существ, выразить их сущность в именах и научиться использовать своих «помощников» для преобразования мира. И поэтому о человеке сказано: «… да властвует он над рыбами морскими, и птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми… пресмыкающимися» (Берешит, 1:26).
Но человек, оторвавшись от дерева жизни, начал использовать все сотворенное для поддержания собственных сил и обеспечения собственных нужд.
Красный цвет – символ греха. Корова – наиболее используемое животное, «кормилица», как говорили о ней. Сожжение ярко красной коровы символизирует отказ от зависимости от материальных сил, стремление использовать их не для поддержания своего существования, а для преобразования мира. Поэтому ее пепел и помогает очистить душу от ритуальной нечистоты, возникающей в результате прикосновения к умершему. Ведь сама смерть – результат того, что человек поставил себя в зависимость от материи.
Изучение законов ритуальной чистоты имеет смысл и в наше время, хотя они и не применяются на практике. Постигая их смысл, мы пробуждаем в своей душе желание приблизиться к дереву жизни и избавиться от зависимости от материи. И это не может не повлиять на наш образ жизни, на взаимоотношения между людьми. А если хотя бы некоторые из нас будут мечтать об обретении Б-жественного духа и о восстановлении пророчества, это поднимет весь народ на новую ступень: превратит в общество сыновей Израиля, проживающих на святой земле.

 


 
Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Два лидера - два подхода

 

Глава Хукат повествует о кончине двух лидеров поколения Исхода – Агарона и Мирьям. Это происходит в конце 40-летнего периода странствия евреев по пустыне. Смерть Агарона стала настоящей трагедией для всех слоёв народа Израиля. РаШИ, комментируя стих Торы "И УВИДЕЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО, ЧТО УМЕР АГАРОН, И ОПЛАКИВАЛ АГАРОНА ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ ВЕСЬ ДОМ ИЗРАИЛЯ" (20:29), говорит: "Что означает выражение "весь дом Израиля"? То, что его оплакивали и мужчины, и женщины. Потому что Агарон стремился к миру и восстанавливал любовь и расположение между враждующими сторонами, и между мужьями и женами". РаШИ выводит свой комментарий из слова "дом", упомянутый в стихе, т.к. в еврейской традиции дом всегда ассоциируется с женщиной – хозяйкой крова.
Когда Тора же описывает траур, охвативший народ из-за кончины Моше, она использует другое выражение: "Сыны Израиля" (Дварим, 34:8), т.е. без намёка на женскую половину общества. По этому поводу Магараль говорит: "Разве женщины не оплакивали Моше?! Конечно, оплакивали! Почему же тогда по отношению к Агарону этот аспект подчёркнут сильнее? Потому, что Агарон находил особый, индивидуальный подход к каждому еврею, к мужчинам, к женщинам, к детям – к каждому он обращался на его языке, входил в детали, утешал, уговаривал, находя особые слова, проникающие в сердце именно этого человека. Таким образом, он устанавливал в обществе мир и гармонию".
Но не является ли подобное различие скрытым упрёком в сторону Моше? Ни в коей мере! Подход Моше был иным – он воспринимал народ Израиля как единую сущность, не дробящуюся на частности, как "Кнесет Исраэль" (Собрание Израиля), и осуществлял связь между этой сущностью и Вс-вышним, заботился обо всех евреях в их совокупности. Агарон же дополнял и расширял эту заботу, принимая эстафету святости и праведности от Моше, и неся её "в массы". Безусловно, Агарон был ближе к народу, чем Моше, однако эти два подхода – две стороны одной монеты, они взаимно дополняют и усиливают друг друга.

 

Прошел год (написано в 2011 г.), как нас покинул великий Учитель, один из духовных лидеров нашего поколения, раввин Мордехай Элиягу זצ"ל, который был человеком, сочетавшим в себе оба этих подхода. С одной стороны, он был известен как строгий праведник, разбирающийся в тонкостях Кабаллы, с другой стороны, он являлся безусловным авторитетом в вопросах Галахи, и прекрасно разбирался в практических вопросах. С одной стороны, он был великим педагогом, воспитавшим целую плеяду крупных раввинов религиозно-сионистского направления, все дни которого проходили в стенах Бейт-Мидраша в изучении Торы, с другой стороны – он был близок к простым людям, понимал их проблемы, мог долго беседовать с ними, находил время для каждого. По словам очевидцев, даже спеша на важную встречу или на урок Торы, он останавливался по дороге и отвечал на вопросы спрашивающего таким образом, что человек чувствовал, что этот момент раввин полностью посвящает ему, откладывая в сторону другие дела. Этот редкий дар – наследие Первосвященника Агарона. Да будет память правeдника благословенна! 

 

 

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела

 

Тора сообщает закон об использовании пепла красной коровы (пара адума) для ритуального очищения людей, находившихся в контакте с мертвым телом. В сороковой год после Исхода умирает сестра Моше, пророчица Мирьям, благодаря которой евреев сопровождал в странствиях неиссякающий колодец с питьевой водой. Народ в панике: где взять воду? Отвечая на молитву Моше и Аарона, Б-г велит им собрать людей у водоносной скалы и “попросить” у нее воды. Однако Моше не говорит, а дважды ударяет скалу посохом. Из нее бьет мощный фонтан. Водная проблема решена, но Б-г лишает Моше и его брата права на вступление в Эрец-Исраэль за то, что они “не ознаменовали святость Мою на глазах у сынов Израиля”. Евреи вынуждены идти в Эрец-Исраэль кружным путем, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешил им пройти через свою страну, угрожая войной. На горе Гор умирает Аарон, передав свои обязанности и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает своего первосвященника и миротворца. Царь эмореев Сихон тоже не желает пропустить евреев; тогда Моше приказывает начать войну с эмореями. Евреи побеждают и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моавитян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и занимают его страну, расположенную в районе Голанских высот.

 

Обреченные на вражду
“И отправил Моше послов из Кадеша к царю Эдома…” (20:14).
Наши враги не изменились за прошедшие века и тысячелетия. Мы предлагаем им мир, мы протягиваем им руку дружбы, но они отвергают ее. Они хотят воевать с нами, иногда вопреки элементарной предусмотрительности и своим национальным интересам. На сороковой год пребывания в пустыне, когда полностью сменилось поколение, виновное в грехе разведчиков, пришло время для вступления в Эрец-Исраэль. Сыны Израиля приближались к ее границам с юга. У них на пути находилась страна Эдом, где жили потомки Эсава, родного брата нашего праотца Яакова.
Моше отправил царю Эдома учтивое и обстоятельное послание с просьбой пропустить евреев через его территорию: “Так сказал брат твой Израиль: ты знаешь все невзгоды, которые постигли нас (в Египте)… И, вот мы в Кадеше, городе на краю границы твоей. Позволь нам пройти через страну твою! Не пойдем мы по полям и виноградникам и не будем пить воду из колодцев (т.е. не нанесем урона сельскохозяйственным угодьям и водным источникам); главной дорогой пойдем (в стороне от крупных населенных пунктов), не свернем ни вправо, ни влево (не станем обузой для жителей страны), пока не перейдем границы твоей”.
Но Эдом в порыве слепой ненависти к евреям, унаследованной от Эсава, у которого Яаков похитил первородство и отцовское благословение, отвечает угрозами: “Не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выступлю против тебя!”
Моше предлагает новое компромиссное решение: “По проложенной дороге пойдем, и если воду твою пить будем, я и стада мои, то дам плату за нее…”, иначе говоря, речь идет о сделке, выгодной, в первую очередь, Эдому, ведь у евреев была своя вода.
РАМБАН пишет, что коммерческое предложение Моше распространялось не только на оборудованные источники, но и на воды рек и ручьев, которые евреи могли форсировать во время похода.

 

Но антисемитам библейской эпохи не нужны компромиссы и прибыльные соглашения с евреями: “И выступил Эдом против него (Израиля) с многочисленным народом и с рукой сильной”. - “И отошел Израиль от него”. Б-г велел не провоцировать эдомитян, обойти стороной их владения.
Этот незапланированный обход дорого обошелся евреям. В дороге умер Аарон. “И истощилось терпение народа от пути”. Расстроенные, дезориентированные евреи подумали, что Вс-вышний уводит их от Земли обетованной и что они, подобно их отцам, умрут в пустыне. Вспыхнул бунт, подавленный нашествием ядовитых змей; снова были жертвы.
Наконец, сыны Израиля, сделав большой крюк, подошли к стране эмореев, за которой по ту сторону Иордана лежала Страна Израиля. Моше опять просит разрешение на переход, столь же учтиво, миролюбиво: “…Не свернем мы на поля и виноградники, не будем пить воды из колодцев; главной дорогой пойдем, пока не перейдем границы твоей”.
Вместо ответа царь эмореев Сихон объявил тотальную мобилизацию: “собрал весь народ свой и выступил против Израиля в пустыне”. На этот раз Б-г дал разрешение на отражение агрессии. Еврейские полки наголову разгромили врага и “взял Израиль все города, и поселился во всех городах эмореев, в (столице) Хешбоне и во всех пригородах его”.
Дальше на север простиралась страна Башан. Видя столь бесславный конец своих соседей эмореев, Ог, царь Башана, должен был, казалось, проявить осторожность, но он даже не подождал мирного предложения от евреев - тут же атаковал, был разгромлен и сам погиб в бою. Такова цена ненависти.
Спустя некоторое время та же ненависть, слепая и необузданная, толкнула ханаанеев на сопротивление пришедшим из-за Иордана еврейским полкам. В ответ на компромиссное предложение Иегошуа бин-Нуна, преемника Моше, только одно ханаанское племя, гиргашиты, отказались от сопротивления и бежали. Остальные тридцать племен вступили в войну, хотя было очевидно, что Израиль пользуется сверхъестественной поддержкой и все его противники обречены на поражение (чуть позже из этой коалиции вышли гивоны; они обманули Иегошуа, заключив с ним фальшивый мирный договор).
В Талмуде объясняется, почему гора, у которой евреи получили Тору и свою особую историческую миссию народа-священника, называется Синай. Потому что с момента дарования Торы народы мира ненавидят нас. Ведь Синай происходит от слова “сина”, на иврите - ненависть. На самом деле, за этой ненавистью скрывается обычная зависть, ибо другие народы, в отличие от евреев, оказались не достойны получить от самого Творца высший Закон мироздания.

 

Без крышки - нечист…
О том, насколько этот Закон глубок и многопланов, как много скрытых значений и ассоциаций скрывается в каждой его фразе, можно судить по такому примеру.
Описывая в начале этого раздела порядок очищения после контакта с мертвым телом, Тора сообщает: “Если человек умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. И всякий открытый сосуд без прикрепленной к нему крышки - нечист” (19:14-15).
Духовный лидер довоенного религиозного еврейства Хафец-Хаим приводит такую парадоксальную, на первый взгляд, аналогию из области морали. В Торе имеются в виду наши уста, говорит он. Если они не запечатаны крышкой, если не установить перед ними всевозможные преграды, препятствующие злоязычию и сплетням, то уста будут нечисты.
Крышка может символизировать и головной убор, который евреи обязаны носить в знак трепета перед Б-гом. Один раввин, живший в английском городе Манчестер, встретил однажды сына другого раввина, с которым был хорошо знаком. Юноша, видимо, отошел от религии - его голова была непокрыта. Раввин укоризненно сказал ему: “Даже у мусорных баков есть крышка”.


Рав Менахем-Михаэль Гитик
Вопрос воспитания

 

«И поднял Моше руку свою и ударил посохом своим дважды по скале и вышло много воды» Бемидбар 20:11
Двойной удар детонирует вопрос: а одного удара было мало? Очевидно, что Тора хочет преподать нам урок. И мудрецы в мидраше (Йалкут Шимони 763) объясняют, что этот урок – урок воспитания: «И говорите к скале», - сказано, а не «ударьте». «Когда юноша мал, его учитель, поучая, бьет его, когда же вырастает – увещевает его словами».
Если вспомнить незабвенного Райкина и рассуждения его героев (слова Жванецкого) о методах воспитания (от «Сидоров старший драл меня, Сидорова младшего, как сидорову козу» и до «пыть, курыть и говорыть я научился одновремённо»), то придется прийти к выводу, что вопрос, затронутый Торой, вечен, т.е. всегда актуален.
Рав Лунчиц объясняет, что выбор «умеренного физического давления» на ученика чреват.
Двойное «ударение» (простите за каламбур) подразумевает идею «короткого-длинного пути». С одной стороны, «удары» привлекут внимание слушателя, но в том-то и состоит длинность пути (два удара), что, в конце концов, все равно придется использовать слова. Иначе духовное восхождение не состоится!

 

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Хукат (часть 2) все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика