::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Корах (часть 2)

29-06-2012, 10:38 Разместил: jude Просмотров: 1500

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Корах
Главы 16:1-18:32
“И отделился Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…”.

Часть 2

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Корах

За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.

Глава 16
1. Недельный раздел Шлах рассказывал о бунте против Б-га, недельный раздел Корах рассказывает о бунте против Моше… Корах присвоил себе право допрашивать Моше и Аарона относительно их положения в народе. Выражение этой мысли словом לקיחה (присвоение) указывает, что Корахом двигали эгоистические соображения; он делал это ради себя, и поза представителя интересов общества, приняв которую он экспонировал свои вопросы, была не чем иным, как притворством и обманом.
2. И ПРЕДСТАЛИ ПЕРЕД МОШЕ. Тот особый порядок, в котором участники бунта представлены в повествовании, показывает, видимо, степень их вовлеченности в события. Корах фигурирует как подстрекатель в этом инциденте, поэтому стих 1 открывается словами ויקח קורח (и осмелился Корах). Датан, Авирам и Он затем примыкают к нему в качестве дополнительных агитаторов. Эти четверо приходят к Моше, «они встали…», после того как они перетянули на свою сторону еще двести пятьдесят именитых мужей из народа, которые «собрались…», толпа бунтарей, поддерживающая четырех зачинщиков.
3. КОГДА ОНИ СОБРАЛИСЬ…ТО СКАЗАЛИ. Корах, Датан и Авирам предстали перед Моше, и после того как двести пятьдесят человек, которых они сагитировали на поддержку их попреков и притязаний, собрались толпой, Корах и его соучастники, претендуя на роль представителей всей группы, сказали: «Вы берете на себя слишком много…»
4. МОШЕ ВЫСЛУШАЛ ЭТО. Моше слышал или, точнее, понимал цель и мотивацию выдвигаемых против него требований и обвинений. Это было отрицание Б-жественного характера его миссии, мотивируемое не заблуждением, которое можно было бы исправить, а своекорыстной завистью, стремящейся, под личиной общественных интересов, лишь к удовлетворению своих эгоистичных амбиций…
Истинный, подлинный Б-жий посланник - а им был не кто иной, как Моше, - безусловно, первым и с предельной готовностью признает, что он недостоин своей миссии, и будет молить Б-га выбрать в качестве Его вестника кого-нибудь более достойного и более способного. Но если, несмотря на его протесты, Б-г послал его, и никого иного, как самого достойного и подходящего исполнителя Его миссии, то кто осмелился предстать перед ним и вопросить: «Так зачем вы возносите себя над общиной Б-га?» Использование выражения «возносите себя» представляет отрицание факта Б-жественного посылания; оно предполагает, что Моше - обманщик, а его миссия - ложь. Поэтому «Моше выслушал это и пал ниц». Истинность утверждения, представленного как факт, может быть подтверждена лишь другим фактом, а не рассуждениями. Рассуждения могут приводить к предположениям в терминах возможности или необходимости, но они никогда не смогут установить факта. Истинность посланника может подтвердить лишь тот, кто его послал; а раз так, подлинность миссии Моше может подтвердить лишь Сам Б-г. Поэтому Моше ни словом не отвечает на обвинения Кораха. Если Б-г не сочтет нужным опровергнуть слова Кораха подтверждением аутентичности миссии Моше, тогда его миссия действительно закончилась. Вот почему «он пал ниц».
5. …Поскольку вердикт о вынужденности (миссии Моше) означал бы гибель бунтарей, следовало дать им время одуматься, к чему особенно располагает покой и уединение ночи, когда человек отсылается в семейное окружение и, оставаясь наедине с самим собой, выходит из-под влияния соучастников, мешающих ему нащупать верное решение. Вместе с тем Моше хотел использовать это время для увещевания тех, кто сбился с правильного пути, как будет видно далее.
6-7. Моше видел Кораха насквозь. Его бунт был порожден единственно лишь завистью к тем коэнским почестям, которых удостоилась семья Аарона перед лицом остальных левитских семей. Чтобы стереть это отличие и, возможно, даже сделать так, чтобы его и его потомков избрали в коэны народным голосованием, Корах объяснял свой бунт верой в то, что все имеют равные права на эти прерогативы; он высказал предположение, что избрание Аарона на его пост шло не от Б-га.
Очень хорошо! Тогда, если они действительно убеждены, что их притязание оправдано, пусть Корах и его сторонники отважатся подвергнуться испытанию, выполняя перед Б-гом обязанность, дозволенную лишь первосвященнику. Отличительная обязанность первосвященника состоит в воскурении фимиама, символическом выражении полной преданности делу исполнения Б-жественной воли. Пусть, в подкрепление своих притязаний, они исполнят эту обязанность и, таким образом, представят разрешение конфликта Б-гу. Моше, однако, предупредил их, что этот дерзкий акт чреват опасностью не только для других колен, представленных двумястами пятьюдесятью мужами, но и для левитов, чье положение уже приближено к Святилищу и чьим представителем желал быть Корах. Отсюда: «Вы хотите слишком многого, сыны Леви».
8-11…. Кажется, что Датан и Авирам, с другой стороны, не особенно стремятся к коэнству и его прерогативам… Однако они, очевидно, рассматривали положение Моше в качестве препятствия своим амбициям, и, вероятно, они присоединились к Кораху, считая, что если доверие народа в Б-жественное происхождение миссии Моше будет подорвано, он потеряет и свое положение в народе…
12. ЗАТЕМ МОШЕ ПОСЛАЛ. Мы уже отметили, что Датан и Авирам, видимо, создали свою собственную фракцию внутри заговора Кораха. Бунт Кораха был направлен в первую очередь против положения Аарона как коэна и лишь косвенно против власти Моше - источника и поддержки коэнства Аарона. Датан и Авирам, с другой стороны, восстали именно против Моше; их целью было лишить Моше его положения политического лидера. Именно их общая враждебность - прямая и косвенная - по отношению к Моше объединила эти две фракции. Вот почему Моше хотел говорить с Датаном и Авирамом отдельно от остальных, но они ответили: «Мы не взойдем…». Мы не желаем идти к «хозяину»! Мы не желаем получать от него приказы. Это дерзость с его стороны призывать нас к себе, будто он возвышается над нами; он не имеет права приказывать нам.
15. ЭТО В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ЗАДЕЛО МОШЕ. Дословно: «чрезвычайно обожгло Моше». Мысль о том, что кто-то осмеливается приписать ему своевольное использование своего положения, причиняла ему сильную боль…
ДАЖЕ ОСЛА Я НЕ ВЗЯЛ НИ У ОДНОГО ИЗ НИХ. Если бы я запятнал себя хотя бы малейшим проявлением своекорыстия или деспотизма, у них бы было право не только сомневаться, но и открыто отрицать, что меня послал Б-г… Но я не заслуживаю обвинения в том, что подорвал доверие народа к своей миссии преднамеренными деспотическими актами. Я не только никогда не перекладывал свое бремя на кого-либо - даже на их вьючных животных, - но никогда и никому не причинял вреда ни сознательно, ни добровольно…
19. НО КОРАХ СОБРАЛ. Корах был столь уверен в себе, он, должно быть, настолько забыл об отношениях с Б-гом, по поводу которых и возник бунт, что даже в момент этого рокового решения он призвал весь народ принять участие в его споре и стать свидетелем его, как он был уверен, триумфа. Он, должно быть, намеревался навязать свою волю явным численным преимуществом, не дожидаясь Б-жественного вмешательства. В любом случае, это бунтующее сборище было направлено против Моше и Аарона: следовательно, все те, кто пришли, своим присутствием демонстрировали, что они на стороне Кораха.
22. О, Б-Г, Б-Г ДУШ ВСЯКОЙ ПЛОТИ. Ты знаешь, с какой легкостью может ввести массы в заблуждение красноречием и демагогией человек такого высокого интеллекта как Корах, который до сих пор пользовался полным их доверием. Как правило, когда толпа докатывается до преступления, в этом в действительности повинна лишь горстка стоящих над остальными подстрекателей. В таком случае, если в события вовлекается земная власть, часто случается так, что страдают только эти одураченные массы, тогда как те люди, которые в первую очередь и сбили их с пути и поэтому действительно виновны, остаются безнаказанными. Но Ты, «О, Б-г, Б-г душ всякой плоти», являясь Всемогущей Властью, способен добраться до тех, кто, как Ты знаешь, виновен, и как «Б-г душ всякой плоти» Ты знаешь, как определить истинного виновника.
ЕСЛИ ОДИН ЧЕЛОВЕК ГРЕШИТ. «Следовательно, Тебе должно быть известно, что виновен лишь Корах; очевидно, люди, которых он сбил с истинного пути, заслуживают Твоего снисхождения». Мы уже отмечали в нескольких предыдущих случаях, как Б-г, вызывая такое заступничество за других с его стороны, помогал Моше проникнуть в мотивы Его деяний, возвышая таким образом его сознание, если можно так выразиться, до мышления в категориях Б-жественного Провидения.

Глава 18
1. И СКАЗАЛ Б-Г. Это не новый закон. Это лишь детализация ситуации, которая уже существует, в соответствии с Б-жественной заповедью. Значение этой ситуации следует объяснить народу, чтобы успокоить его сознание. Не народ должен чувствовать угрозу со стороны Святилища из-за необдуманного поступка или легкомысленной ошибки с его стороны. Аарон, его семья и его колено - все те, кому назначено служить Святилищу и в Святилище, - вот на кого возложена ответственность за охрану; они могут быть достойны этой ответственности, лишь будучи неустанно бдительными и внимательными к своим обязанностям…
6-7. А Я, ВОТ! В заключение текст вновь провозглашает, что исключительные полномочия, возложенные на левитов и коэнов (потомков Аарона) по исполнению службы в Святилище и для Святилища, исходят единственно от Б-га. Это заявление должно устранить любую самонадеянность или самомнение со стороны тех, кто уполномочен выполнять эти функции. В то же самое время, оно вновь подтверждает абсолютную святость не только самой службы, но и тех, кто отправляет эту службу, а также Закона, которому посвящено все Святилище и с которым связана вся служба. Выбор этих людей исходит от Меня (Б-га): «А Я, вот! Я взял…». Левиты играли в нем предельно пассивную роль; они лишь подчиняются указу Самого Б-га…
23. ЧТО ДО ЛЕВИТА, - ОН ДОЛЖЕН СОВЕРШАТЬ. Левит получает компенсацию за исполняемую службу, но он не может уклоняться от этой службы, отказываясь от компенсации. Он должен исполнять ее, даже если не получает никакой десятины. Такое может случиться, потому что ни один левит не имеет прямого личного права на десятину, и распределение десятины осуществляется по желанию того, кто обязан ее дать… Левит должен исполнять эту службу даже в год шмиты и йовель, когда весь урожай считается бесхозным и, следовательно, с него не отделяется и не распределяется десятина (Сифре). Но, хотя его право на десятину условно, его обязанность служить безусловна.
И ОНИ ДОЛЖНЫ НЕСТИ СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Следует также помнить, что эта служба налагает серьезную ответственность (стих 3), «но они не получат надела среди сынов Израиля». Десятина положена им в качестве компенсации за службу, которую они совершают для общества как целого, но они должны отказаться от всяких притязаний на наследование какой бы то ни было части национальной земли. Таким образом, материальное положение левитов никоим образом не является привилегированным, и, как следствие, Писание неоднократно поручает колено Леви милосердию и доброй воле народа (Дварим 12:12 и 18:19); Писание ставит в этом отношении левитов в один ряд с чужестранцем, сиротой и вдовой (там же 26:11-12).

 

Рав Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Три причины выступления Кораха против Моше

Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?
Корах принял решение выступить против Моше-рабейну после того, как был закончен подсчет сыновей Израиля и распределение их по лагерям-«знаменам». Ведь в результате этого распределения злодеи Датан и Авирам оказались соседями Кораха, так как располагались с южной стороны, и вместе они задумали бунт. Затем был проведен подсчет мужчин колена Леви, и левиты были переданы для святого служения Аарону и его сыновьям, так что он, по словам Торы, «приобрел их». А затем, когда вернулись разведчики и стало известно, что все взрослые мужчины, вышедшие из Египта, погибнут в пустыне, не войдя в Землю Израиля, у бунтовщиков появился повод для возмущения. И тогда они обвинили Моше сразу во всех грехах, заявив, что он вовсе не намеревался привести их в Землю Израиля, а вывел из Египта лишь для того, чтобы затем умертвить в пустыне. Таким образом, получается, что главы Торы расположены в строгом порядке, соответствующем и хронологии, и логике развития событий.
Корах затеял не один бунт, а три разных: каждый со своей особой целью. Первый состоял в том, что он оспаривал пост первосвященника. Его претензия состояла вот в чем. У Леви, сына Яакова, избранного Б-гом для служения, было четыре сына: Амрам,
Ицар, Хеврон и Узиэль. Царская власть была отдана Моше, который был сыном первенца Леви, Амрама. Поэтому было бы правильно, решил Корах, чтобы власть и почет первосвященника получили потомки второго сына Леви, Ицара, а именно - первенец Ицара, то есть, сам Корах.
Вторая причина бунта Кораха была связана с проблемой первенцев сыновей Израиля. Они были лишены права служить в Мишкане и приносить жертвы: это право перешло к колену Леви. Потеря этого права была для них чрезвычайно позорной и болезненной, потому что до этого только они на глазах у всего народа приносили жертвы, а Моше лишил их этой почетной обязанности, да еще и передал ее собственной семье, то есть, потомкам Леви.
Третьей же причиной бунта, третьим поводом, вызвавшим возмущение сыновей Реувена, стало то, что Моше лишил колено Реувена почетного положения первенца Яакова и, естественно, следующей из этого положения царской власти. Царскую власть и первенство среди «знамен» он передал колену Йеуды, а права первенца, то есть, двойную долю при разделе наследства, - сыновьям Йосефа. И в этом отрывке нашли свое отражения все эти три причины бунта Кораха.
О первой из них говорит самый первый стих: «И взял Корах…» Стих подчеркивает, что причиной его выступления было именно то, что он был «сыном Ицара, сына Кеата, сына Леви», а присоединились к нему «Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета». Все это были люди важные и значительные. А что именно «взял» Корах, разъясняется в стихе дальше, в словах: «…сыновей Реувена, а также мужей из сыновей Израиля, числом двести пятьдесят». Стих следует понимать так: Корах, Датан и Авирам, а также Он, сын Пелета, смогли увлечь за собой всех сыновей Реувена, а также еще двести пятьдесят мужей из остальных колен Израиля на бунт против Моше, в котором часть выступивших требовала для себя полномочий первосвященника, часть боролась за первенство колена Реувена, а часть - за права первенцев. Таким образом, стих ясно говорит, что Корах привлек к себе всех людей, перечисленных в стихе. А если ты скажешь, что, согласно правилам грамматики Святого языка, слова «двести пятьдесят мужей» стоят здесь в именительном падеже, а не в винительном, как должно было бы быть, я отвечу, что это грамматическое правило соблюдается не всегда. Во многих местах Тора опускает предлог винительного падежа, например, во фразе «И взял шестьсот лучших колесниц…» - здесь нет сомнения, что «колесницы» должны стоять в винительном падеже, хотя необходимый по правилам грамматики предлог отсутствует.
Итак, поскольку поводов для бунта было три, стихов, раскрывающих их, тоже три. Первый, как я уже сказал, - это стих «И взял Корах…», где Корах возмущен тем, что Моше-рабейну не сделал его первосвященником. О втором поводе говорится: «…и сыновья Реувена», которые требовали возвращения их предку статуса первенца Яакова и потому «встали перед Моше». Третий же повод, касающийся всей общины в целом и состоящий в том, что право служения было отнято у первенцев и передано колену Леви, содержится в словах: «…мужей из сыновей Израиля, числом двести пятьдесят». И все они «восстали против Моше».

 

Рав Лев Кацин
Виноградную косточку в теплую землю зарою…

– Как ты понимаешь слова Баал Шем-Това? - спросил я недавно своего 15-летнего сына Аарона, указав на цитату основателя хасидизма в одной книге.
– А ты? - ответил он вопросом на вопрос, возможно, ожидая моего объяс¬нения. Если родители и учителя задают вопрос только для того, чтобы тут же на него ответить, прочитав лекцию, то детям думать не нужно. Ведь им все равно не дают выразить свои мысли. Впрочем, искусство педагога и заключается в его умении выслушать ученика и учиться у него.
– Я сам думаю…
Так у нас завязался разговор. Через некоторое время я поведал о своем вопросе на уроке Торы и вместо лекции слушал ответы учеников и учился у них мудрости…
…Отправляя разведчиков в страну Израиля, Моисей сказал им: «Наберитесь сил и возьмите плодов этой земли» (Бемидбар, 17:20).
Конечно же, разведчикам понадобятся силы, чтобы принести огромные плоды благословенной Святой Земли. Однако Баал Шем-Тов увидел в этом предложении скрытый смысл. Как набраться сил, как обрести силу духа? Взять плод земли и, задумавшись о том, как он рос, извлечь уроки своего духовного роста: «Оказавшись в земле, плод сначала разлагается, и лишь потом начинается рост».
Неужели можно сравнивать рост плода с духовным ростом человека? Можно, ведь сама Тора сравнивает человека с деревом. У дерева есть корни, у человека - традиции. Дерево пьет воду - душа жаждет слова Вс-вышнего. У дерева есть плоды, у человека - дети. Плодами человека мудрецы называют и его праведные дела…
– У плода земли, как и у ребенка, есть свои стадии развития, - сказала Юлия. - И каждая стадия важна. И в области духовного роста человек должен проявлять терпение и радоваться каждому своему достижению.
– Тот, кто сеет плоды, прилагает усилия, преодолевает трудности, - добавила Лена. - Прорастание плода в земле подобно развитию бабочки, которая превращается из гусеницы в бабочку в твердом коконе. Находясь в коконе, гусеница пытается вырваться из него. Однако если кто-то преждевременно «поможет» бабочке освободиться из кокона, то она так и не научится летать. Лишь преодолевая страдания и трудности, рожденная ползать гусеница будет летать!
Иногда мы пытаемся принимать решения за наших детей, протянуть им руку помощи. Однако каждый человек должен преодолеть свои испытания, извлечь опыт и обрести силы. Прорастая, семя сбрасывает шелуху, и кажется, что оно разрушается. Но исчезает лишь внешнее, наносное, в то время как внутренность семени сохраняется и начинает расти. Так и человек должен сбросить все наносное, всю «шелуху» и найти свою внутреннюю суть.
– Семя нужно зарыть в плодородную землю, так же и человеку нужна питательная среда, - добавил я. - Но никакая среда не поможет, если он закрыт, спрятался в панцире. Если человек считает, что он все знает, то он не сможет учиться. Обретая скромность, человек сбрасывает свой панцирь, открывает свое сердце для мудрости.
– Иногда мы говорим детям, что делать, но не показываем пример, - сказала Елена. - Надо помнить, что яблоко от яблони недалеко падает - если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие дети (яблоки), то ты сам сначала должен стать примером (цветущей яблоней)!..
Цветок - это символ весны и юности, а плод - созревания и старости.
Восстав против первосвященника Аарона, Корах утверждал, что каждый свят, и не только Аарон может служить Вс-вышнему.
Корах не знал о великом достоинстве Аарона.
Как, преодолевая ежедневную рутину, вдохновенно служить Вс-вышнему, народу и своей семье? Каждый день на протяжении сорока лет странствий в пустыне Аарон зажигал свечи Храма с тем же трепетом, с которым он зажигал свечи в первый раз.
После того как восстание Кораха провалилось, Моисей попросил глав колен принести свои посохи. На следующее утро посох Аарона расцвел и покрылся «цветами и плодами» миндаля. Почему цветы и плоды появились одновременно? Посох Аарона - это символ того, что даже тогда, когда в «наших корзинах уже много плодов», тем не менее есть еще место для «цветов» - радости, вдохновения и любви.

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
О гибельных последствиях раздоров

Любой мыслящий человек, размышляя о высоком (я имею ввиду размышления о проявлении Б-жественного в нашем мире), задавал себе и другим непростые вопросы, связанные с теодицеей, сиречь Справедливостью Вс-вышнего. Одному небольшому аспекту этого сложного явления я хотел бы посвятить сегодняшнюю статью.
Как вы уже конечно знаете, центральным моментом нашей главы является бунт Кораха и его сторонников против Моше и Аарона. Бунтовщики делились на две основные группы: "верхи", и "низы", направляемые и объединяемые Корахом. Верхи – 250 значительных людей общины – не могли смириться с тем фактом, что Аарон и его потомки избранны Вс-вышним навсегда на роль Его священников и служителей, поскольку они сами претендовали на эту почётную роль. Низы – недовольные разного рода под руководством двух извечных оппонентов Моше по любому поводу, Датана и Авирама – не хотели вообще признавать Моше и Аарона в качестве руководителей народа, обвиняя их облыжно во всех несчастьях, обрушившихся на сынов Израиля.
Не вдаваясь в детали, скажем, что каждая из этих групп получила по заслугам, в соответствии с принципом "мера за меру" – верхи, желавшие оказаться ещё выше, в итоге "вознеслись" совсем высоко при помощи огня, вышедшего от Вс-вышнего – самого "высокого" и опасного из четырёх мировых элементов (огонь, воздух, вода и земля, или, если угодно, ближе к физике – плазма, газ, жидкость и твёрдое тело). Низы же, стремившиеся к анархии и беззаконию, т.е. к увеличению энтропии в мире и понижению уровня духовности в нём – были полощены землёй, самым "низким" и тяжёлым элементом. Согласно Мудрецам, эта группа оказалась прямо в Геиноме (сложное духовно-мистическое понятие, обозначающее место, где души злодеев и грешников проходят очищение через страдания). Причём там оказались не только мужчины – зачинщики, но также все члены их семей, включая младенцев. Так об этом говорит РаШИ: "Смотри, как тяжек раздор (какие тяжкие последствия влечет он за собой). Ведь (как известно), что земной суд  не карает (человека) до появления у него признаков зрелости, а суд небесный (не карает) до двадцатилетнего возраста, здесь же погибли также и младенцы".
Возникает законный вопрос: Всё это ясно, но почему погибли несмышлёные младенцы? Они-то в чём виноваты?
МаГаРаЛь даёт два ответа на этот вопрос.
1. Действительно, Вс-вышний никогда не судит и не наказывает младенцев, не имеющих ещё своего разумения. Однако то, что описано выше, не является по сути наказанием. Согласно Мудрецам, раздор, как понятие, и Геином, были сотворены одновременно, на второй день Творения, и поэтому между ними есть большое сродство и связь. Тот, кто провоцирует раздор, сразу подпадает под власть Геинома, т.е. хаоса и уничтожения, как об этом говорится в Поучении Отцов: "Всякий спор, который ведётся не во Имя Небес (т.е. не ради установления истины, а ради самого раздора) – не может существовать". Поскольку семьи Датана, Авирама и их сподвижников поддерживали их, они попали в зону действия прямого следствия бунта против Вс-вышнего, приведшего к их исчезновению с лица земли. Подобно тому, как при дорожной аварии (не про нас будет сказано) страдает не только водитель, виновный в столкновении, но и пассажиры, едущие в машине, также и в нашем случае – младенцы оказались в неподходящем месте в неподходящее время, и их "накрыло взрывной волной" от "бомбы", которую взорвали их отцы у себя под ногами.
2. МаГаРаЛь добавляет – в том, что касается споров, все люди делятся на три категории: представители первой категории стремятся избежать споров и раздоров, и только если их "припрут к стенке", могут отстаивать своё мнение; вторые спорят всегда – но лишь в том случае, если считают, что их претензии справедливы; третьи ищут любой повод, для того, чтобы "открыть варежку" и начать спор. Это происходит по причине их крайнего эгоцентризма и неприятия чужого мнения.
Как известно, согласно еврейской философии, Вс-вышний управляет нашим миром с помощью двух категорий – категории Суда и категории Милосердия на Суде, т.е. если человек провинился, Вс-вышний может найти смягчающие обстоятельства, или отложить наказание, и т.п., что и будет проявлением Милосердия. Существует 13 качеств Милосердия Судьи, которые Вс-вышний открыл Моше после греха золотого тельца. Но вот в чём закавыка – эти качества неприменимы к людям из третьей (и отчасти из второй) категории спорщиков. Эти люди всегда ходят "под дланью Суда", в них нет места милосердию, вокруг себя они тоже распространяют "ауру" Суда, и поэтому, когда категория Суда начинает действовать вокруг них, нет спасения никому, даже невинным младенцам.
Этот момент не может не привести нас к следующему выводу – споры и раздоры крайне опасны не только для спорщиков, но и для их окружения. Если бы каждый, кто поддерживает раздор, понимал это, то наверняка в мире было бы меньше розни и распри, а значит, и меньше несчастий.
Особенно это верно сегодня по отношению к современному обществу, где зачастую люди позволяют себе, как в личных беседах, так и на страницах газет и интернета, поливать своих ближних грязью, а те, в свою очередь, тоже за словом в карман не лезут. Грех взаимной нелюбви был причиной разрушения Второго Храма и изгнания народа Израиля из своей земли. Сегодня, когда Творец позволил нам начать все заново, недопустимо наступать на эти грабли еще раз! 


Ури Линец
Равенству - нет!

"Мятеж никогда не бывает удачен, иначе его называют по другому..."
За три тысячи лет до Великой Французской революции, провозгласившей основной лозунг: “Либертэ, Эгалитэ, Фратернитэ!” - “Свобода, Равенство, Братство!”, под этим лозунгом выступили евреи против Моше-рабейну: “И собрались на Моше и на Аарона, и сказали им: довольно вам, ведь вся община - все выделенные, и в среде их Ашем, и почему вознесётесь над общиной Ашем?!” (Бемидбар 16:3). Иными словами, мы - за всеобщее равенство, против аристократических элит, передающих свои права по наследству (коэнство - от Аарона). Вроде лозунг хороший, демократический. Но жестокое наказание, которому подверглись выступавшие, заставляет задуматься. Значит это не революция, а мятеж. Почему?
Бунтующие состоят из трёх групп:
“И взял Корах, сын Иц’ара, сына Кеата, сына Леви, и Датан и Авирам сыновья Элиава, и Он сын Пэлета, сыны Рэувэна. И встали перед Моше, и Мужи из сынов Исраэля пятьдесят и двести - Нэсиим общины, призываемые в срок, Мужи имени” (Бемидбар 16:2-3).
Во главе - Корах, двоюродный брат Моше и Аарона, левит. Вторая группа: Датан, Авирам и Он - представители колена Рэувэн - первенца Яакова. Третья - двести пятьдесят Нэсиим (князей, знатных людей). Они - “призываемые в срок” - участвуют в собраниях руководителей, а поэтому - известные люди, “мужи имени”. Как всегда бывает в подобных случаях, у каждой из трёх групп имеются свои цели, ничего общего не имеющие с заявленным лозунгом.
Корах не против выделенности, но он сам претендует на коэнство и должность Главного Коэна. Он не понимает, почему из сыновей Леви выбран и выделен второй - Кеат, а из сыновей Кеата не второй - Иц’ар, а первый - Амрам (отец Моше и Аарона). Выбор второго - традиционен в Торе: Ицхак - не первенец Авраама, Яаков родился после Эсава.
Те же претензии у представителей колена Рэувен. Работа в Мишкане (походном Храме) поручена потомкам Леви - третьего сына Яакова, царская династия произойдет от его четвертого сына - Йегуды, а колено первенца - Рэувена - обошли.
Иные цели у двухсот пятидесяти нэсиим. Они - признанные руководители народа, главы колен и семейств. Но они прекрасно понимают, что источником власти в Израиле является Творец. Воля его проявляется через службу в Мишкане, через работу коэнов, и они хотят быть причастными к этой работе - также приносить воскурения, легитимируя, таки образом, свои властные полномочия. Т.е. для “масс” - двухсот пятидесяти нэсиим - выброшен лозунг “равенства”, а лидеры мятежа - Корах, Датан и Авирам - за неравенство, но в свою пользу! Как потом неоднократно повторится в мировой истории, революционные лозунги для масс - это одно, а цели лидеров - совсем другое.
Но и сам лозунг равенства порочен в той форме, как его понимают мятежники. В книге Берешит, описывается сон Яакова, который видит модель устройства мира в виде лестницы. Т.е. миру присущи иерархические отношения. Особо они проявляются среди людей. Исходно все люди - братья, они все потомки Ноаха. Но положение каждого человека - результат его собственных достижений. Если не признать наличие высокого и низкого, плохого и хорошего, праведника и злодея, то не на кого равняться, не у кого учиться, что неизбежно приводит к моральной деградации общества. А критерии этой иерархичности задает закон Торы. Народ Израиля в целом выделен, потому, что так решил Ашем, сказав: “выделенными будьте!” (Вайикра 19:2). Но каждому отдельному еврею требуется большая моральная работа, чтобы подняться на уровень общественной выделенности, а результат пропорционален усилиям. При этом личные достижения не обязательно детерминированы происхождением. Мы знаем выдающихся праведников, вождей поколений, которые не были ни коэнами, ни левитами. Выделенность Израиля не абсолютна. Любой представитель другого народа может стать великим праведником, не будучи евреем, а может при желании, присоединиться к еврейскому народу.
Иерархия в Израиле: все сыны Израиля - левиты - коэны - Главный Коэн, это, в первую очередь, иерархия обязанностей и ответственности. А должность Главного Коэна по наследству не передаётся. Но тем ни менее, именно иерархия - основа Творения и идеального равенства не существует.
Не может претендовать на некие права гость страны, если это нарушает права коренного населения. Нет, и не может быть равных и неотъемлемых прав, даже права на жизнь, у убийцы и его жертвы. Мы не будем гарантировать неприкосновенность людоеда и уважение его гастрономических привычек. Иное - безответственная демагогия.

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Вина отцов
«И открыла земля рот свой, и поглотила их, и их дома, и всех людей, принадлежащих [к общине] Кораха, и все имущество» Бемидбар16:32
В Трактате «Шабат» (32:2), опираясь на нашу главу, утверждают раби Йегуда и раби Меир, что причина гибели маленьких детей – неисполнение мицвы цицит, а, по мнению раби Меира – неисполнение мицвы о мезузе. Как и всегда, в мидрашах мудрецов, разные мнения, это разные аспекты общей причины.
Мы уже объясняли суть претензий, выраженных мидрашами о «цицит ше кула тхелет – цицит голубая нуждается в голубой нити?!» и «дом полный книг [Торы] нуждается в мезузе?!» И сейчас нам будет интересно увидеть сходство мицвот цицит и мезузы по неожиданному параметру. Обе эти мицвы, говорит рав Лунчиц, связаны с памятью. Мезуза напоминает о Вс-вышнем на входе и при выходе, а цицит – постоянное напоминание о мицвот Создателя.
Об удивительной связи между памятью отцов и жизнью детей говорит пророк Гошеа(4:6) «Если забудешь ты Тору Источника всех сил твоих, то я позабуду о детях твоих».
Прекращение традиции евреем – вещь казалось бы не смертельная. Но отсутствие памяти, духовная ассимиляция приводит к исчезновению ветви, идущей от еврея. Его дети, его продолжение – не еврейское, не его.
Отделив внешнее от внутреннего, отделив себя от общины, Корах «восообщники» отрезали свою ветвь от Древа Жизни и осудили своих детей, так же, как женящийся на гойке – осуждает собственных потомков.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Корах (часть 2) все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика