::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Шлах (часть 1)

15-06-2012, 12:06 Разместил: jude Просмотров: 1528

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Шлах
Главы 13:1-15:41
«И сказал Вс-вышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».
Отправь (пошли) на иврите - шелах.

Часть 1

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Шлах

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Глава 13
2. САМЫХ ВЫДАЮЩИХСЯ СРЕДИ НИХ. Расстановка ударения показывает, что слово נשיא является частью составного сказуемого при подлежащем כל, то есть «пусть каждый человек (из тех, кого отправили) будет נשיא среди членов своего колена». Это не должны быть «князья колен своих отцов», о которых говорится в Бемидбар 1:4 и 1:16 как о «главах отеческих домов» и «князьях колен своих отцов» соответственно - люди, которые стояли во главе каждого колена и которые были ясно определены как таковые в Бемидбар 7:2. Нет, каждый из них должен быть נשיא בהם (выдающимся в своей среде). Они должны находиться בהם (в своей среде); не во главе народа, но среди него, личности, которые не занимают руководящих постов, но выделяются среди всех остальных своим характером и способностями…
16. И МОШЕ НАЗВАЛ ОШЕА, СЫНА НУНА, - ЙЕОШУА. Изменяя так имя, Моше намекал на истину, которую Йеошуа должен был постоянно помнить и которую его попутчики тоже должны были вспоминать всякий раз, когда, находясь при исполнении своей миссии, обращались к нему по его новому имени. הושע, Тот, Кто всегда помогал нам в прошлом, является также и יהושע, Тем, Кто принесет нам избавление в будущем. Поистине, יהושע: Б-г представляет все наше богатство, всю нашу силу, всю совокупность наших устремлений; без Него все это лишено смысла.
19. И ЧТО ЗА ЗЕМЛЯ, В КОТОРОЙ ОНИ ЖИВУТ. Этот вопрос относится к качеству земли как места пребывания человеческих существ. Вопрос в стихе 18 относится к «народу, который живет на ней». Обитатели страны рассматриваются отдельно от земли, то есть имеется в виду, какими они стали на той земле. В данном стихе, с другой стороны, спрашивается: «и что за земля, в которой они живут». Люди рассматриваются в контексте земли, в аспекте всех воздействий, которые оказывают на них особенности земли. Какова ценность этой земли как площадки для развития народа?
ХОРОША ОНА ИЛИ ХУДА. Хороша эта земля или плоха в этом отношении? Будет ли она служить и способствовать духовному и нравственному росту народа или будет препятствовать ему? В этой связи на память приходит изречение наших Мудрецов: «Сам воздух Земли Израиля делает людей мудрыми» (Бава батра 158б)…
26. ОНИ ПОШЛИ И ПРИШЛИ. На обратном пути они решили, что не пойдут прямо к Моше и Аарону со своим докладом, но сперва сообщат собранную информацию всему народу. Это обстоятельство указывает на их дурные намерения. Если бы они имели благие намерения, то сообщили бы сначала обо всем Моше и Аарону и спросили их совета и указаний, прежде чем предпринять что-либо. Но именно этого они не хотели делать. Они считали, что и они, и народ только выиграют, если станут в оппозицию к Моше. Их отчет поэтому принял форму обвинения Моше и Аарона в присутствии всего народа; они апеллировали к народу, чтобы спастись от гибели, которая бы несомненно постигла их, если бы планы Моше и Аарона осуществились…

Глава 14
5. ТОГДА МОШЕ И ААРОН ПАЛИ НИЦ. Сказав «Давайте назначим вождя» (см. предыдущий стих), народ официально известил Моше и Аарона, что больше не будет подчиняться их приказам. Моше и Аарон восприняли это сообщение, как знак окончания своей миссии. Они пали ниц «перед всем собранием общины…».
עד קהל - это собрание, которому вручено руководство общиной, то есть старейшины (смотри Шмот 12:6). Бросившись на землю перед этими старейшинами, Моше и Аарон показывали, что руководство народом ныне возвращается к старейшинам. Поскольку народ отказался подчиняться им, Моше и Аарон желали продемонстрировать, что их власть закончилась и что они уже больше ничего не могут сделать для народа.
9. А ЧТО ДО ВАС. Эти слова резюмируют все духовное величие, нравственное благородство, Б-гом установленное призвание и близость к завету с Б-гом, которые связаны с прошлым Израиля и с его предопределенным будущим. Даже если те люди будут самыми ужасными великанами, защищенными крепостями из гранита, вы не должны их бояться. Познав вашу духовную и нравственную силу в Б-ге и с
Б-гом, они растают как дым. Стыдитесь бояться их…
ИХ ТЕНЬ ОТСТУПИЛА ОТ НИХ. Они существуют лишь до тех пор, пока остаются в тени, пока их не замечают. Но когда мы войдем в их страну, Б-г со Своей истиной и Своей справедливостью, несущими спасение человечеству, войдет вместе с нами. Перед сиянием этой истины их тень исчезнет. Их порочность полностью обнажится, и они будут судимы и уничтожены по причине своей испорченности. Поэтому не бойтесь их.
15. …Слова «как одного человека» ясно показывают, что процесс, в результате которого отцы, ставшие недостойными этой земли, умирали бы постепенно, естественным образом, и только их дети вошли бы в землю, не оказал бы неблагоприятного воздействия на признание Б-га народами. Лишь предреченная Б-гом массовая гибель, в результате которой обещание Б-га не исполнилось бы столетия, могла породить такое неверное представление (что Б-г не в состоянии привести народ в его землю).
18. Б-Г ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ. Моше подчеркивает те качества суверенности Б-га, к которым он апеллирует именно в этот момент. Самым значительным из них является ארך אפים , несравненное терпение
Б-га в ожидании удовлетворения Его справедливых требований. Вместо мгновенного исчезновения, как люди того на самом деле заслуживают, обладающий этим свойством Б-г дает им время, очень много времени, чтобы одуматься, исправить свои пути, подняться вновь и восстановить все то, чего они лишились в своем безрассудстве.
חסד רב - это изобилие Его доброты. Он не скупится на любовь, но обладает огромным запасом доброты, которую дарит вновь и вновь и которую Он готов и дальше дарить пусть даже в тысячный раз, после того как она была отнята в предыдущие 999 раз.
נושא עון ופשע дословно означает «снять» груз ответственности за обман и бунт с того, кто, хотя и сознательно сошел с прямого пути, но сделал это единственно под влиянием страсти, или даже с того, кто вовлечен в открытое восстание против Б-жественного Закона, чтобы этот груз не раздавил его. И, наконец, в Б-жественной суверенности есть то безмерное величие любви, которое всегда рассматривает настоящее в терминах будущего, каждого человека через его детей и детей его детей и каждое поколение через его потомство. Поскольку Он стремится очистить всех людей, все поколения, все исторические эпохи, чтобы спасти их от нравственного разрушения, Он не допустит, чтобы остался безнаказанным даже самый маленький грех, в котором не раскаялись, но, тем не менее, Он распространит возможность раскаяния на много поколений и на большие отрезки времени. Прежде чем вынести человеку приговор, Он взглянет на еще неродившегося потомка этого человека, который, быть может, одумается и вновь поднимется на тот высокий нравственный уровень, с которого, по ошибке или намеренно, пал его предок. «Он, однако, не прощает ничего; Он при¬поминает нечестие родителей их потомкам до третьего и четвертого по¬коления».
20. И СКАЗАЛ Б-Г: Я ПРОСТИЛ - ПО ТВОЕМУ СЛОВУ. Именно по тем причинам, о которых говорил Моше, Б-г уже заранее решил простить их. Наказание, о котором Он объявил Моше в стихе 12, было лишь описанием наказания, которого заслуживало бы отступничество народа, если не принимать во внимание эти Б-жественные соображения. Кроме того, предполагалось помочь Моше заглянуть в природу Б-жественной власти, давая ему в то же время возможность продемонстрировать его собственную совершенную самоотверженность. Моше не испытывает ни малейшей злобы на людей, чей бунт направлен в первую очередь против него, и его нисколько не соблазняет блестящая перспектива стать вторым Авраамом, прародителем нового Б-жьего народа! Лишь такой абсолютно неэгоистичный характер удостоится привилегии столь глубоко познать суверенность Б-га, достичь столь высокого уровня человеческой проницательности, что приблизится к проницательности Б-га Самого. Лишь человек с таким характером окажется в состоянии достичь той чистой объективности, незамутненной субъективными соображениями, которую предполагает эта проницательность…
22-23. И ВСЕ ТЕ, ЧТО ПОЗОРИЛИ МЕНЯ, ЕЕ НЕ УВИДЯТ. Книга Псалмов (Теилим 106:24-27) вспоминает об этом эпизоде нашей истории такими словами: «Они презрели вожделенную землю, не поверили Его слову, роптали в своих шатрах, не слушали голоса Б-га; тогда Он поднял Свою руку (в клятве) о них, что повергнет их в пустыне. А их потомков Он разбросает среди народов и рассеет по землям». Этот отрывок указывает, что утрата Израилем своей страны и его рассеяние среди народов были предсказаны одновременно с постановлением о гибели в пустыне поколения, вышедшего из Египта. Сдается, что слова «все те, что позорили Меня, ее не увидят», провозглашают будущее изгнание Израиля из его страны (см. комментарий Рамбана на этот стих). Если дети впадут в ту же слепоту, которая лишила их праотцев права вступить в землю Б-жественного Закона, им тоже не позволят владеть этой землей. Мы можем с уверенностью сказать, что Б-жественный атрибут ארך אפים, благодаря которому еще несозревшее поколение избежало полного уничтожения, а сыновей, которых они породили и воспитали, ввели в эту страну, распространился на все последующие столетия обучения, начатого в тот момент. В этом учебном плане Б-жественное Провидение предусмотрело, что его цели будут полностью реализованы лишь в будущем, которое наступит в конце дней. Ибо поколение, воспитанное поколением пустыни и получившее право вступить в Землю Обетованную, никоим образом не достигло полной зрелости, соответствующей его призванию. Два периода государственности в своей земле и два изгнания, второе из которых продолжается и поныне, - это всего лишь процесс обучения, направляемый Б-жественным атрибутом ארך אפים и подготавливающий нас к нашему духовному и нравственному призванию. Время, когда Израиль станет чистым, совершенным и неизменно преданным соблюдению Б-жественного Закона, даже сегодня находится все еще в далеком будущем. Слова «все те, что позорили Меня, ее не увидят» намечают маршрут нашей последующей истории.

 

Рав Лев Кацин
Почему ты выглядишь печальным?

Зачастую жизнь семьи начинается с того момента, как отец приходит домой с работы. Представьте себе человека, которого унизил хозяин. Нет ничего удивительного в том, что он, может быть, даже того не желая, будет отыгрываться на своих беззащитных домочадцах. Войдя раздраженным в дом, он может сделать бестактное замечание жене, повысить голос на ребенка. Так дурное слово создает негативную напряженную атмосферу, которая в конце концов может разрушить семью.
Иногда муж может прийти домой с сердитым лицом и молча скрыться в своей комнате. Оставшиеся в недоумении жена и дети могут лишь гадать, что же они не так сделали, чем вызвали гнев мужа и отца. Мы говорим не только словами, но всем телом, особенно выражением своего лица, пишет рав Авраам Пам и приводит пример из книги пророка Нехемии. Пророк описывает, что произошло, когда однажды он подавал бокал персидскому царю.
«И было… в двадцатый год (царствования) царя Артахшасты - вино перед ним, а я взял вино и подал царю; а (обычно) не выглядел я грустным в его присутствии. И сказал мне царь: «Почему ты выглядишь печальным, ведь ты не болен. Не иначе как зло (замышляешь ты в твоем) сердце!» И сказал я царю: «Да живет царь вовеки! Как же мне не выглядеть печальным, если город [Иерусалим], где могилы предков моих, разрушен, а ворота его сожжены огнем?» (Нехемия, 2:1–3).
Сам факт, что слуга предстал перед царем с печальным выражением лица, вызвал его гнев. Тем более каждый из нас должен ощущать ответственность за то, с каким выражением лица мы предстаем перед Царем царей!
«Если человек дал бедному все богатства земли, но не улыбнулся ему, то как будто он ему ничего не дал! - утверждает Талмуд. - Но даже если человек ничего не мог дать бедняку, кроме своей улыбки, то все равно - он как будто дал ему все богатства земли».
«И стал народ роптать» (Бемидбар, 11:1). Вскоре за этим роптанием против Вс-вышнего евреи начали жаловаться на то, что им надоела манна небесная, а потом им не понравилась Земля Обетованная. Вернувшись из сорокадневного путешествия по земле Ханаанской, разведчики позволили себе рассказать о том плохом, что они там увидели. Тогда народ заплакал и потребовал сменить лидера Моисея и вернуться в Египет. Этот день стал днем плача на века, потому что в этот день, 9 Ава, произошло много трагедий в нашей истории, в частности, были разрушены первый и второй Иерусалимские Храмы.
Впрочем, все началось с того, что евреи роптали. Почему же в Торе даже не упоминается, о чем они говорили? Это неважно, отвечает рав Пам, ибо это место Торы учит нас, что роптать, жаловаться можно и молча. Это молчание может быть весьма красноречивым и разрушительным благодаря выражению лица!
Сначала человек ощущает раздражение внутри себя, затем начинает видеть лишь плохое вокруг себя и уж потом выражает свои чувства дурным разрушительным словом.
Наполненный раздражением человек находит недостатки даже в манне небесной или в Земле Обетованной…
Вс-вышний сотворил этот мир словом, и наделил человека образом и подобием Своим. Потому и человек, подобно Вс-вышнему, творит свой мир словом.
Впрочем, слово может творить, а может разрушать. Как писал царь Соломон, «жизнь и смерть во власти языка!» Например, мудрецы Талмуда учили, что Иерусалимский Храм был разрушен из-за греха злословия.
Следует помнить, что семья называется мудрецами «маленьким Храмом», который подобно Иерусалимскому Храму может быть разрушен дурным словом. Впрочем, в этой же мысли содержится и надеж¬да - если дурное слово разрушило Храм, то хорошее, доброе слово может Храм отстроить и, конечно же, укрепить наши семьи.
Приходя в свой дом, человек заходит в свой маленький Храм. Своими словами и своим выражением лица он творит или разрушает свой Храм. Ведь Вс-вышний начал творение мира со слов: «Да будет свет!» Потому и сотворенные по образу и подобию Его люди творят свой мир СВЕТОМ. Этот свет исходит из их душ, выражаясь в светлых словах и в сияющем улыбкой лице.


Рав Зеев Мешков
"Кузнечики"

Через год после исхода сыновья Израиля подошли к границе Святой земли, и Моше обратился к народу со словами: «Смотри, положил Б-г Вс-сильный твой перед тобой землю эту. Иди и овладей ею, как сказал тебе Б-г Вс-сильный отцов твоих. Не пугайся и не страшись» (Дварим, 1:21). Но сыновья Израиля перед тем, как выступить на ее завоевание, попросили Моше отправить разведчиков, которые узнают «дорогу, по которой нам следует подниматься, и города, куда мы придем» (Дварим, 1:22). Моше отобрал двенадцать праведных людей, каждый из которых занимал высокое положение в своем колене, и отправил их на разведку.
Но десять из них, увидев сильные народы и укрепленные города, испугались. И только двое, Йеошуа и Калев, поверили в то, что Б-г отдаст сыновьям Израиля эту землю, несмотря на то, что племена, проживающие в ней, представляются непобедимыми. Десять из двенадцати разведчиков, вернувшись в стан, напугали весь народ рассказами о том, что они увидели «землю, пожирающую живущих на ней», что там живут великаны, а стены крепостей достигают небес. И только Калев и Йеошуа пытались успокоить людей. Но их чуть не закидали камнями. За отказ выступить на завоевание земли все сыновья Израиля были наказаны сорока годами блуждания по пустыне.
Один из аргументов, который привели разведчики, убеждая сыновей Израиля отказаться от войны за землю, заключался в следующем: «И все люди, которых мы видели в ней (в земле этой), – люди очень большие. И там мы видели исполинов, детей великанов… И были мы в наших глазах как кузнечики. И так же мы выглядели в их глазах» (Бемидбар, 14:32-33). Грех разведчиков оставил след в душах всех поколений, и до сих пор не удалось уничтожить его последствия.
Для того, чтобы исправить грех разведчиков надо перестать смотреть на себя как на кузнечиков, а почувствовать свою силу. И не надо говорить, что мы в глазах своих недругов похожи на мелких насекомых. Еще со времен расступившегося моря, пропустившего сыновей Израиля и поглотившего египетские колесницы, все наши недруги дрожат перед нами. И в песне, котурую произнес народ на берегу моря Суф, говорится: «Задрожали тогда князья Эдома, богатырей Моава охватила дрожь, растаяло сердце всех жителей Кнаана» (Шмот, 15:15). И свидетельствовала жительница земли Кнаан того времени: «Знаю я, что отдал вам Б-г эту землю, ибо напал на нас страх перед вами, и растаяло сердце всех жителей земли перед вами. Ибо слышали мы, что осушил Б-г воды моря Суф перед вами, когда вы вышли из Египта…» (Йеошуа).
Кузнечиком видит себя только тот, кто не верит, что с нами Б-г. Можно даже сказать, что по-своему они правы: мы малы, слабы и даже смешны, если не учитывать, что нас ведет Б-жественное Проведение, наполняющее нас силой, дающее нам разум и способность побеждать врагов и преобразовывать землю. И Тора предупредила: «Не говори в сердце твоем: «Сила моя и крепость руки моей дали мне все эти победы». Вспомни Б-га Вс-сильного твоего, Который дает тебе силы побеждать, чтобы утвердить союз Его, поддерживать который он поклялся отцам твоим…» (Дварим, 8:17,18).
Так что мы, действительно, малы и слабы, но призваны помнить, что с нами Б-г, дающий нам силы.
На доводы разведчиков, утверждавших, что нельзя победить великанов и овладеть неприступными крепостями, Йеошуа и Калев сказали: «Земля, которую мы обошли, чтобы разведать ее, хороша очень-очень. Если расположен будет к нам Б-г, то приведет нас в землю эту и отдаст нам землю, которая течет молоком и медом» (Бемидбар, 14:9). На сегодняшний день евреи не только во всем мире, но и в самом Израиле разделились на тех, кто верит в то, что Б-г с нами, и на тех, кто отказывается поверить в это. На тех, кто видят себя кузнечиками и считают, что так же они выглядят в глазах врагов, перед которыми они обязаны заискивать, и на тех, кто уверен в том, что Б-г поможет нам преодолеть все трудности и победить многочисленных противников. «Кузнечики» боятся не только потерпеть поражение – еще больше они боятся, когда сыновья Израиля побеждают, так как любая победа происходит чудом и доказывает, что с нами Б-г, а принять этот факт и признаться в том, что они были изначально неправы, «кузнечикам» не хочется. Ведь тогда придется отвечать за все свои ошибки, за свое неверие, за свое безбожие. Вот «кузнечики» и упорствуют. Они объявляют победы поражением, передают завоеванные земли врагу; изгоняют собственный народ из районов, превращенных самоотверженностью сыновей Израиля, их молитвой и упорным трудом, из пустыни в цветущий край; привозят бандитов в Святую землю и вооружают их, дают им деньги и борются за их права. Когда возникает необходимость выйти на войну, они предпочитают скрыть ту силу, которую дал нам Б-г, не использовать ее, а подставлять своих солдат, как живые мишени под пули врагов. «Кузнечики» также стараются воспитать будущее поколение так, чтобы людям можно было внушить, что они такой же народ, как и все остальные народы, что не Б-г привел их в эту землю, а униженные, обездоленные и преследуемые собрались здесь, найдя убежище от катастрофы. «Кузнечики» стремятся отказаться от изучения Торы и книг пророков в школах, так как эти книги наполняют людей Б-жественным духом, превращая их из насекомых, пугающихся шелеста листа, в гордых борцов за проявление Б-жественного Присутствия во всем мире. «Кузнечиков» поддерживают не только те, кто отказался от традиции отцов. Среди тех, кто молится по утрам, налагает тфилин, соблюдает правила кашрута и законы субботы, также есть немало людей, которые отказываются увидеть свое величие и силу. Это объясняется тем, что борьба за землю Израиля – это испытание, выявляющее истинность веры. Перед этим испытанием Б-г ставит всех, но не все его выдерживают. И значительная часть населения, соблюдающая субботу и другие основные законы Торы, никак не хочет поверить в то, что Б-г с ними, и Он привел их в эту землю, чтобы отдать ее им.  Ради того, чтобы иметь возможность продолжать тот образ жизни, который привычен для галутного еврея, эта часть религиозного населения готова поддерживать «кузнечиков», укрепляющих врага и отдающих ему Святую землю. Они с пренебрежением и насмешкой относятся к тем, кто борется за каждый клочок земли Израиля, рискуя своей жизнью, подвергаясь репрессиям со стороны «кузнечиков». Многие из религиозных пособников «кузнечиков» не готовы признать заслуги тех, кто служит в армии, защищая границы Святости.
Так же и те, кто предан земле Израиля становятся перед испытанием, которое выявляет, насколько крепка их вера в то, что не «сила моя и крепость руки моей дали мне все эти победы». Речь идет о тех случаях, когда «кузнечики» вместо того, чтобы обрушить всю силу армии Израиля на ее врагов, направляют солдат на разрушение поселений. И религиозный солдат становится перед необходимостью ответить самому себе: «Кто я? Кузнечик или человек, несущий в себе Б-жественный Образ и Подобие?» Ведь если ты человек, то не имеешь права исполнять приказ, который противоречит Б-жественной воле и играет на руку тем, кто борется с проявлением Б-жественного Присутствия в мире.
Хотелось бы, чтобы слова Йоава, полководца Давида, одержавшего множество побед над многочисленными врагами стали девизом народа, борящегося за свою землю: «Укрепляйся и укрепимся ради народа нашего и городов Вс-сильного нашего, а Б-г сделает то, что хорошо в Его глазах» (Шмуэль 2, 10:12).

 

Рав Зеев Мешков
Земля Израиля

За то, что поколение, вышедшее из Египта, отвергло Землю, с которой связано Высшее желание, Вс-вышний наказал его смертью: "В пустыне этой упадут ваши трупы" (Бемидбар, 14:29). И только следующему поколению было дозволено пересечь ее границы: "Дети же ваши, о которых вы говорили: "Добычею они станут", - их введу Я, и узнают они землю, которую вы презрели" (Бемидбар, 14:31).
Если у людей нет уверенности в том, что они ведут справедливую войну, они не могут победить. А для того чтобы владеть землей Израиля, надо верить, что Вс-вышний дал нам ее на все времена. И об этом сказал Раши: «Зачем в Торе приведены рассказы о сотворении мира, праотцах, исходе из Египта? Ведь достаточно было бы перечислить заповеди, начиная с первого повеления «месяц этот будет вам началом месяцев, первый он среди месяцев года» (Шмот, 12:2). И пояснил: «Все рассказы Торы нужны только для того, чтобы разъяснить сыновьям Израиля, что Земля принадлежит им. Как сказано: «Силу деяний Своих хотел Вс-вышний сообщить народу Своему, чтобы дать ему надел (семи) народов» (Теилим, 111:6). И, если скажут сыновьям Израиля: «Грабители вы, ибо захватили земли семи племен», у них должен быть готов ответ: «Вся земля принадлежит Вс-вышнему: Он сотворил ее и дал тому, кто честен перед Ним. По Своему желанию дал им (семи народа), и по Своему желанию забрал у них и дал нам».
Но как знать, что народы, обвиняющие нас в несправедливости, согласятся с нами?
Слова, с которых Раши начал свой комментарий, являются обещанием, данным Вс-вышним Моше, что так и случится: «Только наберитесь смелости сказать правду, и вы увидите, что все примут ваш ответ».
И хотя это звучит странно, опыт доказывает, что это работает. И когда глава правительства Израиля произносит, что Йеуда и Шомрон принадлежат нам, и мы ни у кого их не захватывали, конгрессмены встают и аплодирует ему. А если бы он сказал, что Вс-вышний заповедал нам овладеть этой землей и заселить ее всю, то ему тоже аплодировали бы. Ибо все, по крайней мере, на уровне подсознания признают, что без еврейского народа, который следует традиции Торы, мир не может существовать. Как сказано: «Поставил Вс-вышний условие всему миру в шестой день творения: «Если в будущем сыновья Израиля примут Тору, то мир будет существовать, а если нет – то снова превратится в хаос» (Шабат, 88а).
Но Тору нужно не только принять, но и исполнять ее и с ее помощью преобразовать мир. А это возможно только тогда, когда народ пребывает на святой земле. И люди это могут осознать, как сказано: «И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте пойдем и взойдем на гору Б-га, к дому Всесильного Яакова. И научит Он нас путям Своим, и пойдем мы дорогами Его, ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима» (Йешаяу, 2:3).
И получается, что в данный момент мир ждет, чтобы мы дали ему ответ, который знали наши мудрецы.
Но, к сожалению, в нашей среде еще не родилась уверенность в том, что вся земля отдана нам на все времена. И ради того, чтобы мы усвоили эту простую истину, была записана вся повествовательная часть Торы. И если тот, кто овладел знаниями о сотворении мира или знаниями о том, как Вс-вышний управляет им, остается за пределами Земли Израиля или, того хуже, объявляет о том, что ее можно передать под власть других народов, – напрасно учил он Тору.
Он не осознал цели, ради которой было даровано Учение, с горы Синай: убедить сыновей Израиля, что святая земля принадлежит им, и они не имеют права оставить даже ее часть под властью других народов.
Писал Рамбан (Раби Моше бен Нахман, 1194–1270): «Заповедь, которая была дана нам Б-гом, Благословенным и Возвышенным, и которую получили наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков заключается в том, что мы обязаны овладеть Землей и не имеем права оставить ее под властью одного из народов или дать ей пребывать в запустении. И Б-г сказал им (поколению исхода): «И овладейте землей, и живите на ней, ибо вам отдал Я землю эту, чтобы вы овладели ею и поселились на земле этой» (Бемидбар, 33). Эта заповедь повторяется и в стихе: «Идите и завоюйте землю, о которой Я поклялся отцам вашим» (Дварим, 1). И все ее детали, включая границы Земли Израиля, подробно описаны в Торе: «И поднимитесь на гору (народа) эмори, и придите во все места в степи, на горах, и в низменности, и в южной пустыне, и на берегу моря» (Дварим, 1:7). И это означает только одно: что мы не имеем права оставить ни одно место незавоеванным и незаселенным. А доказательством того, что завоевание земли и ее заселение представляют собой отдельную заповедь, является слова Вс-вышнего, с которыми Он обратился к разведчикам: «Поднимайся, овладей ею, как сказал тебе Б-г Всесильный отцов твоих . Иди, не бойся и не страшись (Дварим, 1:21). И еще говорится «Когда послал вас Б-г из Кадеш Барнэа, говоря: «Поднимитесь и овладейте землей, которую Я дал вам... Но ослушались вы повеления Б-га Всесильного вашего, и не поверили Ему, и не послушали Его голоса» (Дварим, 1:26). И этот стих еще раз доказывает, что овладение землей – заповедь, и все сказанное в Торе не является только обещанием Вс-вышнего. И поэтому мудрецы Талмуда называют войну за овладение землей Израиля заповеданной войной.
И так еще говорили мудрецы: «Никто не спорит с тем, что война, которую вел Йеошуа, является обязанностью, возложенной на весь народ» (Йерушалми, Сота, 8:6). А в комментарии Сифри говорится: «И овладейте, и живите на ней» (Дварим, 11:63) – в заслугу того, что овладеете, будете жить на ней».
И не следует говорить, что заповедь распространялась только на то время, когда на земле жили семь народов, о которых сказано: «…истреби их непременно» (Дварим, 7:2). Ибо это не так. Нам не было заповедано истребить эти народы, и те из них, кто хотел принять на себя исполнение законов, обязательных для всех людей, – мог остаться. А те, кто хотел уйти – мог уйти. Но нам нельзя было оставлять землю в их власти. Так и во всех поколениях нам запрещено оставлять землю под властью других народов..
Заповедь проживания в Земле Израиля – это та заповедь, которую мудрецы Торы исполняли с большой любовью. Они не оставляли землю Израиля даже при таких обстоятельствах, когда закон позволяет это. Рассказывается: «Однажды раби Йеуда бен Бтейра, и раби Матья бен Хараш, и раби Хананья, брат раби Йеошуа, и раби Натан должны были выйти за пределы Земли Израиля (ради заповеди изучения Торы). И дошли они до города Платия, и подумали о том, что оставляют Землю Израиля. И подняли они свои глаза, полные слез к Небу, и разорвали они одежды свои, и произнесли слова Торы «И овладей ею, и живи на ней, и храните (заповеди), чтобы исполнять их...» (Дварим, 11:31,32). И сказали: «Проживание в Земле Израиля стоит всех остальных заповедей Торы» (Асагот Рамбан аль сэфер амицвот).
Нужно ли еще что-то добавлять к этому?
Можно только вспомнить, что Раши (1040–1105) жил на территории Германии, в Вормсе, и был свидетелем того, как участники первого крестового похода, уничтожили всю его общину. И начал он свой комментарий к Торе со слов «Силу деяний Своих хотел Вс-вышний сообщить народу Своему, чтобы дать ему надел (семи) народов», ибо увидел, что недостаток любви сыновей Израиля к Земле Израиля оставил вакуум в духовном мире, и его тут же заполнило стремление народов мира овладеть землей, святость которой они начали осознавать по-своему и на своем уровне.
Раши всеми силами стремился пробудить в своих учениках любовь к Земле Израиля. И в 1200 году двести из них переселились в Землю Израиля, ожидая, что за ними последуют их общины...
И сегодня тот вакуум, который остается в духовном мире из-за недостатка нашей любви к Земле Израиля, заполняется другими народами – их устремлениями и амбициями. И то, что требуется от нас – это поверить, полюбить и сказать правду.


Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Грех разведчиков – "щадящая" версия

В нашей недельной главе Торы мы читаем о событии, имевшем самые трагические последствия для нашего Народа – как в ближайшем будущем, так и  в далёком грядущем. Я имею ввиду, конечно же, так называемый "грех разведчиков", произошедший 9-го Ава, который привёл к 38-летней отсрочке входа евреев в Землю Израиля и к установлению Вс-вышним этого дня как чёрной даты еврейского календаря на многие века вперёд.
Не смотря на то, что большинство читателей известно, что имеется ввиду под термином "грех разведчиков", я, тем не менее, позволю себе вкратце напомнить канву событий.
Итак, когда Народ Израиля под предводительством Моше, Агарона, и Совета Старейшин, ведомые Вс-вышним, подошли к границам Святой Земли, Б-г приказал (или, согласно некоторым комментариям, разрешил) Моше отправить в Эрец Кнаан делегацию, состоящую из представителей 12-ти колен (племён) Израиля, с целью осмотра и разведки. После 40-дневного "турне" по Святой Земле разведчики возвратились и десять из них (кроме Йегошуа бин Нуна (колено Эфраима) и Калева бен Йифуне (колено Иегуды)) стали отговаривать народ от вхождения в Землю. Большая часть народа поддалась на демагогические и частично лживые утверждения этой десятки, и пожелали вернуться в Египет, лишив таким образом смысла и Исход, и Дарование Торы. Реакция Вс-вышнего на это была однозначной – Он, Благословенный, решил уничтожить весь народ, кроме Моше, но, принимая в расчёт горячую мольбу последнего, смягчил наказание, отсрочив исполнение смертного приговора всего того поколения на 38 лет, и лишь после смерти последних его представителей евреи получили разрешение войти в Святую Землю. Однако те десять разведчиков умерли страшной смертью сразу после этих событий.
В стихе 3 главы 13 об этих людях сказано: "И ПОСЛАЛ ИХ МОШЕ ИЗ ПУСТЫНИ ПАРАН ПО СЛОВУ
Б-ГА; ВСЕ МУЖИ ЭТИ - ГЛАВЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОНИ". 
РаШИ в комментарии на этот стих отмечает: 
"Везде в Писании слово "мужи" означает "почтенные, достойные люди". (Действительно, позднее они согрешили, однако) в тот момент были (мужами) достойными".
МаГаРаЛь, комментируя это объяснение, говорит: "Как могло получиться, что праведные люди стали грешниками? Это получилось в результате того, что они изначально являлись посланниками злодеев, и со временем злодейский умысел повлиял и на них, и они сами прониклись этой идеей и стали грешниками".
Что МаГаРаЛь имеет тут ввиду? Ведь разведчиков послал Моше! Дело в том, что Моше, согласно РаШИ, лишь согласился с желанием части народа, желающей проверить правдивость обещаний Вс-вышнего о "земле, текущей молоком и мёдом", а за подобной проверкой скрывалось нежелание этих людей переходить от жизни в "инкубаторе" (т.е. в пустыне, где нет врагов, и нет также необходимости вступать в какие-либо отношения с окружающим миром, т.к. еда и питьё – "ман" и источник Мирьям – удовлетворяли потребности Народа), к жизни в реальном мире, где нужно воевать, обрабатывать землю, строить города и создавать государство. Как об этом говорит расхожее выражение: "Кто хочет – ищет способ, а кто не хочет – причину".
Однако не это, по-моему, главная мысль комментария МаГаРаЛя. Когда хороший, правильный человек выполняет миссию, навязанную ему злодеями, и не важно, добровольно, по слепоте, повинуясь ложному чувству долга, или даже по принуждению, он сам со временем становится злодеем. Пусть это послужит предостережением тем, кто выполнял или собирается выполнять приказы о выселении евреев из их домов, или любые иные приказы в том же духе. Тем более, что эти деяния, как и грех разведчиков, задерживают слияние Народа Израиля и Земли Израиля, а значит – задерживают и конечное Избавление.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела

По настоянию евреев Б-г разрешает Моше послать в Землю Обетованную двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись через сорок дней, разведчики принесли с собой образцы необычайно крупных плодов. Десять из них заявили, что эту “хорошую страну, текущую молоком и медом”, невозможно завоевать, поскольку в ней живут люди-исполины подстать принесенным плодам. Деморализованные этой пессимистической оценкой, евреи впали в отчаяние и потребовали немедленного возвращения в Египет, хотя два других разведчика, Иегошуа и Калев, пытались убедить их, что Эрец-Исраэль можно и должно завоевать, полагаясь на помощь Вс-вышнего. Б-г разгневался на паникеров и решил уничтожить строптивый народ; лишь страстная молитва Моше спасла евреев от неминуемой гибели. Вс-вышний приговаривает их к 40-летнему блужданию по пустыне - только следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся бунтарей бросается на штурм Эрец-Исраэль вопреки предостережению Моше и терпит полный разгром при столкновении с амалекитянами и ханаанеями. В утешение Б-г сообщает евреям порядок принесения храмовых жертв на Святой земле. Они получают также заповедь отделения халы от теста, которую полагается отдавать коэнам. Тора сообщает, какие жертвы надо приносить в Храм для искупления непреднамеренного греха, как индивидуального, так и коллективного. Лишь умышленное оскорбление Имени Вс-вышнего не подлежит искуплению: душа виновного “отсекается” от его народа. Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шаббат и был за это казнен. В конце раздела дана заповедь цицит, ношения кистей из нитей на одежде. Формула этой мицвы включена в ежедневную молитву “Шма, Исраэль” как напоминание об Исходе.

Экскурсия длиною в сорок дней
«И послал их Моше из пустыни Паран по слову Б-га; все они - достойные мужи; главы сынов Израиля они» (13:3).
По жизни можно идти двумя путями: как турист или как инспектор. Турист ищет впечатлений, а инспектор ищет неприятностей.
Туристом быть, конечно, лучше, чем инспектором. Вспомним наше детство золотое. С каким нетерпением мы ждали лета, предвкушая обещанную родителями поездку к тетушке в Житомир или, наоборот, из Житомира в Москву в зимние каникулы. Или как мы рвались в двухдневный поход на лыжах с классом и ужасно огорчались, когда поход отменяли из-за 20-градусного мороза. Да, туристом быть приятно - в любом возрасте и в любое время года. Отпуск лучше командировки.
Но какая связь у этого ностальгического предис¬ловия с сегодняшним разделом Торы? Очень тесная.
Целое поколение евреев вымерло в пустыне в результате истории с разведчиками. При первом чтении испытываешь невольное удивление и даже чувство протеста. Кажется, что тяжесть наказания не соответствует вине. Да, сыны Израиля не поверили во всесилие Б-га, в Его способность благополучно привести их в Землю Обетованную. Но ведь они не виноваты: их сбили с толку разведчики. Это они посеяли панику своим негативным отчетом о пребывании в Эрец Исраэль.
И еще вызывает недоумение то, что Тора называет разведчиков «достойными мужами, главами сынов Израиля». Другими словами, речь идет не о каких-то случайных людях, а о праведниках.
Почему же тогда пострадал весь народ? За что их постигло столь тяжкое коллективное наказание? И почему так странно повели себя эти «достойные мужи»?
В принципе, Б-г не возражал против ознакомительного похода разведчиков. Он сказал, обращаясь к Моше: «Шлах леха (пошли людей, если вам так хочется) ве-ятуру эт а-арец кнаан (и пусть они осмотрят страну Ханаан)». Обратите внимание, в Торе употреблено слово «ятуру» - обойдут и осмотрят страну. От этого корня и произошло современное слово «туризм».
Само участие в походе не было грехом. В конце концов, двое из двенадцати разведчиков, Иегошуа и Калев, были не только не наказаны, а, наоборот, возвеличены. Но этот поход должен был состояться как экскурсия. Б-г рассуждал, наверное, так: пусть разведчики прогуляются по стране, подышат ее чистым воздухом, впитают в себя ее святость, проникнутся любовью к ней и затем вернутся, окрепшие и уверенные в том, что Б-г ведет их в нужном направлении.
Короче, выходя из стана, разведчики ничем не провинились. Наоборот, они отправлялись на важное задание, санкционированное самим Творцом.
Однако народ снаряжал их не в сорокадневный отпуск, не в турпоездку. Он ждал не восторженных впечатлений и не сувениров в виде гигантских плодов, включая тяжеленную гроздь винограда, которую едва могли нести четыре человека.
Народ требовал инспекции, проверки. И детального нелицеприятного отчета. Какая это земля: плодородная или бесплодная? Прокормит ли она нас и наши семьи? Желательно обосновать выводы образцами местных фруктов. И что представляют собой аборигены? Не опасны ли они?
Люди забыли, что эти вопросы - успешное покорение страны и экономическое процветание - находятся в полном ведении Вс-вышнего.
Именно жесткие требования народа сбили с толку разведчиков и привели их к тяжкому греху. Поэтому последующий гнев Б-га был направлен не только на десятерых разведчиков, принесших панический и, по существу, лживый отчет о Святой земле, но и на весь еврейский народ, спровоцировавший эту трагическую ошибку.
В результате сыны Израиля были отправлены в самую долгую экскурсию по пустыне, которая продолжалась сорок лет - по году за каждый день, бесславно проведенный разведчиками в Эрец Исраэль.

 

Рав Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
О семи преступлениях разведчиков-"мераглим"

Разведчики, которых послал Моше, многократно нарушили его указания. Вместо того, чтобы отчитаться перед лидерами еврейского народа, они огласили свои впечатления публично.

Стих говорит: «И пришли к Моше и к Аарону». Это уже само по себе показывает, что речь идет о дурных людях, специально выискивающих возможность сотворить зло. Ведь когда Моше-рабейну посылал их, он предупредил, чтобы они рассказали обо всем увиденном только ему самому. Они же, нарушив это приказание, сделали из своего возвращения громкое событие: явились всей группой открыто к шатру Моше. Поэтому послушать их собралась вся община, а не только Моше и Аарон. Этого они и хотели; им было нужно, чтобы принесенные ими вести услышал весь Израиль. В этом состоит их первый грех: они нарушили требование Моше сохранять их предприятие в тайне. Кстати, впоследствии Йеошуа поступил так же, как Моше, и послал разведчиков в Йерихо «втайне», чтобы никто не знал «об их приходе и уходе». Те разведчики послушались Йеошуа, эти же не стали хранить тайну. А ведь всем известно, что во время войны одна из самых больших ошибок - рассказывать воинам, среди которых есть и слабые духом, о тех замыслах и тех хитростях, которые придумал военачальник. И уж, конечно, недопустимо превозносить силу врага, поскольку это приводит как раз к тем последствиям, о которых говорит здесь Тора: «Наши братья размягчили наши сердца…»! Разведчики попытались затушевать это свое преступление самой первой фразой, обращенной к Моше: «Пришли мы в землю, в которую вы послали нас», - как будто они должны отчитаться перед всей общиной, а не только перед Моше.
В этом состояло их первое преступление. Второе же заключалось в том, что они в этой фразе определили Землю Израиля как «ту землю, в которую вы послали нас», а не как «землю, которую Б-г, Г-сподь наш, дает нам» или как «землю, о которой поклялся Б-г нашим отцам». Они с самого начала имели в виду, что не собираются получать этот подарок, не намереваются унаследовать Землю Израиля, и потому сказали: «Земля, в которую вы нас послали», - имея в виду, что они отправились туда и согласились осмотреть эту землю не добровольно и с воодушевлением, а по обязанности.
Третье преступление, которое они совершили, говоря о Земле Израиля, состоит в том, что они ответили вначале на последний из заданных им вопросов, а в конце - на первый. Я уже разъяснял выше, что Моше задал им два вопроса о населении этой земли, два - о ее городах, и еще два - о самой этой земле: «…Тучна она или худа, есть ли на ней деревья или нет». Они же начали свой отчет с этих двух последних вопросов и сказали так: «Г-сподь Б-г пообещал даровать нам землю, текущую молоком и медом, и поклялся в этом нашим отцам. Ты, Моше, из-за своей скромности не приказал нам проверить это, а хотел только узнать, “тучна она или худа”. Так знай, что она не только “тучна”, по твоему выражению, она “также течет молоком и медом”, поскольку в ней столько мелкого скота, что вся земля как бы затоплена молоком. А на твой вопрос, есть ли там деревья, мы ответим, что эта земля настолько переполнена фруктами, что как будто истекает медовым соком фиников, инжира и гранатов. “И вот ее плоды”, сам вид которых доказывает, насколько они хороши». В этом состоял их ответ на последний вопрос о полях и садах этой земли, и он был положительным, то есть, земля действительно оказалась тучной, а фрукты произрастали в ней во множестве.
Однако, поскольку разведчики намеревались затем пространно разъяснить, чем и как нехороша эта земля, они вначале сказали о ней несколько хороших слов, чтобы получить возможность затем сказать о ней все плохое, что задумали.
Четвертое преступление раскрывает их фраза: «Но это неважно, так как мощен народ, живущий на той земле, и города укрепленные, весьма большие…» Моше задал им вопрос о народе этой земли: «…Силен он или слаб, малочислен он или многочислен». Они ответили на оба эти вопроса словами: «…так как мощен народ». Мощный - это нечто большее, чем просто «сильный». Это понятие включает в себя и многочисленность народа, и исключительную военную силу. Поэтому о Б-ге говорится: «Б-г - мощь моя и восхваление мое», «Б-г - мощь моя и защита моя», «…И мощный в войне», «…И трепет перед мощью Твоей…», «мощный Г-сподь», «Б-г есть мощь ваша». А ведь хананеи не были такими уж мощными и умелыми воинами. Ни их поступки, ни силы их армий об этом не свидетельствуют! Почему же разведчики охарактеризовали их словами «мощный народ»? Они сказали это, восстав против Б-га и задумав предательство, для того чтобы лишить народ наступательного порыва, заставить его трепетать перед врагом.
Слова об «огромных укрепленных городах» были ответом на вопрос Моше о городах. Они описали их как удобные, благоустроенные города-крепости. Но из рассказа о завоевании Земли Израиля мы узнаем, что на самом деле это было совсем не так. Только Йерихо был по-настоящему укреплен. И это понятно: крепостные стены выстроить на скалах невозможно, для этого нужна обширная равнина. Кроме того, города, заключенные внутри крепостных стен, не могут быть ни большими по площади, ни многочисленными по населению. В этой фразе разведчики объединили две вещи, противоречащие друг другу, так как города бывают либо «огромные», либо «укрепленные», - не говоря уже том, что они просто сказали неправду. Стремились они лишь к тому, чтобы напугать и расхолодить народ сыновей Израиля.
Пятое преступление состоит в самой формулировке: «Но это неважно, так как мощен народ…» Ведь если бы они просто собирались ответить на вопрос, заданный Моше, им так и нужно было сказать: «Этот народ мощен». Зачем им было включать в отчет собственные пояснения, зачем добавлять: «Это неважно»? (Использованный ими оборот означает отсутствие, отрицание и отмену того, о чем говорится, и может применяться в самых различных контекстах, например: «При отсутствии дров погаснет огонь», «разве нет более мужа?», «когда закончится место», «когда не будет грабителя», «ибо закончились деньги», - во всех этих стихах на Святом языке употреблено то же самое слово, которое выбрали разведчики). Другими словами, они сказали так: «Эта земля действительно течет молоком и медом, и вот ее плоды, но на самом деле ничего этого как бы не существует - все эти достоинства исчезают и сходят на нет, когда видишь, как мощен живущий там народ и какие огромные и укрепленные у него города. Поэтому захватить эту землю невозможно. А раз так, что нам в том, что эта земля течет молоком и медом, какое нам дело до ее плодов, раз она все равно не станет нашим наследным уделом?!» Тем самым они ясно выразили свое мнение, согласно которому завоевание Земли Израиля невозможно как из-за ее населения, так и из-за городов-крепостей.
Шестое преступление, которое они совершили своим рассказом, заключено во фразе «…И также порождения великана мы видели там». Из этих слов создается впечатление, что этими великанами кишит вся земля! Это - явная ложь, поскольку на самом деле они не встретили и не увидели там никого из великанов, кроме одной семьи, состоящей из отца и трех сыновей - Ахимана, Шишая и Талмая, живших в Хевроне. Кроме них, никаких других великанов в Земле Израиля не было. Разведчики же, злодейски желая поселить страх в сердце народа, постарались доказать им, что завоевание Земли Израиля невозможно сразу по трем причинам. Во-первых, этому мешает сила обитающего там «мощного народа». Во-вторых, укрепленные города: если жители соберутся туда, захватить эти города будет невозможно. А в-третьих, из-за того, что у них есть исключительные бойцы, внушающие ужас своей силой, то есть, великаны, о которых разведчики говорили так, словно они встречаются в этой земле повсюду.
Седьмое их преступление было совершено фразой: «Амалек живет в южной земле». Ведь Моше-рабейну ничего об этом не спрашивал - зачем же они решили рассказать об этом? Ответ в том, что они в своем злодействе решили дать народу понять, что не только завоевание Земли Израиля невозможно, но нельзя даже приблизиться к ней, поскольку все дороги, ведущие туда, разведчики объявили перекрытыми. Ведь каким образом могли евреи из Кадеша, где они стояли лагерем, добраться до Земли Израиля? Они могли направиться прямо на север и войти в Землю Израиля с ее южной стороны, самой близкой к Кадешу, а могли двинуться к горам. Можно было также обойти ее с запада, то есть, со стороны моря, или войти с востока, со стороны Иордана - в этом отрывке как раз эта сторона, то есть, граница, проходящая по Кинерету и Мертвому морю, названа «морем». И разведчики заявили, что с южной стороны они подойти не смогут, поскольку в южных землях живет Амалек. И евреи уже познакомились с его злодейством и его ненавистью к ним и были уверены, что этот народ наверняка нападет на них по пути и не даст им пройти через свою землю. Если же они решат пройти через горы, это тоже не выйдет, из-за хитийцев, эморейцев и евусеев, которые живут в горах. Если же они попробуют подойти со стороны Иордана или со стороны моря, им не позволят и этого, потому что возле моря и Иордана живут хананеи. Получается, что не только захватить Землю Израиля невозможно, но даже приблизиться к ней не получится.
Итак, теперь ясно, сколько злодейства и сколько преступлений заключено было в рассказе разведчиков и в их ответах на вопросы Моше.

 


Рав Менахем-Михаэль Гитик
Три возможности или голова против ног

 «Пошли себе людей и обойдут страну» Бемидбар13:1
Три глагола использует Тора для описания действия разведчиков. Во-первых, это глагол лахпор – раскапывать, который был зачином всего последующего. Именно его используют евреи, выражая свое желание: «и приблизились ко мне все вы и сказали – пошлем людей перед собой и раскопают (исследуют) для нас Страну» (Дварим 1:22).
Такая постановка вопроса – «раскопают» – указывает на желание найти на поверхности не лежащее, а, по мнению рава Лунчица (автора комментария «Кли Якар» на Хумаш), – желание вернуться в обычный мир (Мицраим) и не подниматься до стандартов Эрец Исроэль – «страны, поедающей сидящих» –принуждающей к бескомпромиссному духовному подъему.
Понятно, что Создатель, а вслед за ним и Моше, используют совершенно иной глагол латур – путешествовать, подразумевающий знакомство с удивительными преимуществами (йитарон – преимущество сходно с латур!) Страны Израиля.
Но разведчики реализуют третью возможность, связанную с глаголом разведывать – лерагель. Шпионствовать в доме царя означает нивелировать его значимость, опустить дворец до уровня конторы или лаборатории (в зависимости от вида шпионажа).
Искать во дворце не Царя царей, а деньги или любой эквивалент – власть, могущество, независимость, значит – упустить исключительное преимущество Дворца – благоволение Создателя. Не случайно лерагель – разведывать, корнем своим имеет регель – ногу, обычность. А рав Лунчиц, используя аналогию Эрец Исроэль – рош – глава, а Мицраим – узость, ноги, утверждает, что разведчики попытались низвести нашу Страну до уровня ног – Египта.
Расстановка трех глаголов: латур, лахпор и лерагель по уровням – разум, желание, поступок – резюмирует вышесказанное и, в который раз, показывает, что начинающееся с желания человека, ведет только к человеку, а никак не к Вс-вышнему. И мидраш ставит последнюю точку, утверждая, что не прояви Израиль инициативу, то Творец приказал бы (Первопричина!) послать разведчиков не «себе», а ради Него.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Шлах (часть 1) все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика