::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Балак (часть 1)

5-07-2012, 12:47 Разместил: jude Просмотров: 2113

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Балак

часть 1
Главы 22:2-25:9
“И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями”.

Рав Лев Кацин
Это должен был услышать мой муж!
– Это должен был услышать мой муж! - пожаловалась одна женщина в открытом эфире во время передачи, посвященной вопросам семейного счастья. Я хотел ей ответить, что услышать это должна была она, а не только ее муж, но промолчал. Для того чтобы достучаться до сердца слушателя, нам зачастую необходимо искать не прямой, а более деликатный и уважительный путь…
Рав Меир Пам был духовным руководителем (машгиахом) иешивы «Хаим Берлин» и раввином общины в Бруклине. «Однажды после его выступления к нему подошел человек и сказал: «Вы так хорошо их всех упрекнули!» - «Я упрекал не «их всех», а тебя!» - хотел было сказать, но не сказал рав Меир Пам», - вспоминал его сын рав Авраам Пам, глава иешивы «Тора ве-Даат»…
«Всем нам следует обращать внимание на события окружающего мира и извлекать из них для себя уроки», - повторял Хофец Хаим, приводя в качестве иллюстрации этой мысли историю великого ученика Виленского Гаона рабби Хаима Воложинера. Однажды этот известный мудрец Торы встретил на ярмарке знакомого, который с удивлением спросил: «Что ты здесь делаешь?» Рав Хаим ответил, что приехал купить товар, ибо зарабатывает на жизнь торговлей. Однако этот вопрос продолжал звучать в его душе: «Что ты здесь делаешь? Занимаешься торговлей, забывая о том, во имя чего ты пришел в этот мир?» Тогда рав Хаим решил изменить свою жизнь и открыл учебное заведение нового типа - иешиву в Воложине, которая стала прототипом иешив будущих поколений…
Впрочем, зачастую мы слышим не то, что нам говорят, а лишь то, что мы хотим услышать. Например, Билам отказывался услышать слова Вс-вышнего, который сказал ему не идти проклинать евреев. Билам хотел обрести богатство, но вместо этого потерял жизнь.
Когда посланники царя Балака пришли к Биламу и попросили его проклясть еврейский народ, то он не ответил отказом, а попросил их дождаться утра, объяснив, что ночью спросит Вс-вышнего. Неужели Билам не понимал, что Вс-вышнему неугодно проклятие и уничтожение невинного народа? Возможность обогатиться затмила Биламу глаза. Вс-вышний сказал ему, чтобы он не шел с этими людьми и не проклинал народ, потому что благословен он. Однако Билам сообщил посланникам, что Вс-вышний сказал ему «не идти с ними», забыв упомянуть, что Вс-вышний запретил ему проклинать евреев. Из этих слов царь Балак сделал вывод, что Билам торгуется: он не пойдет с «этими людьми», но пойдет с другими - более важными. И когда пришли важные посланцы Балака, то Билам сказал им, что не пойдет проклинать евреев, даже если ему дадут полную комнату золота. Балак же понял, что если Биламу дадут больше комнаты драгоценностей, то он согласится. Билам пригласил посланников остаться до утра, показав, что хочет пойти. Тогда и Вс-вышний направил его по дорогое, по которой он хотел идти. Однако дорога эта привела Билама не к богатству, а к гибели, от которой его пыталась спасти ослица - она отказывалась идти, увидев ангела с мечом. Однако Билам не видел ангела и в ярости бил животное. «И открыл Вс-вышний уста ослицы, и сказала она Биламу: что сделала я тебе, за что ты бил меня уже три раза? И открыл Вс-вышний глаза Биламу, и увидел он ангела Вс-вышнего, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился он и пал на лицо свое» (Бемидбар, 22:23–30).
В чем смысл рассказа о том, что ослица упрекала Билама?
«Как нам устоять в день Суда и в день упрека? - писал мудрец Талмуда Абба Коэн (Берешит Рабба, 93:10). - Билам не смог ответить на упрек своей ослицы. Что же ответим мы в день Суда, когда Вс-вышний упрекнет каждого из нас?»
Ослица Билама преподнесла нам важный урок. Человек может быть упрямее осла, отказываясь принимать слова критики. Тот же, кто прислушивается к словам мудрецов, может спасти себе жизнь и достигнуть успеха.

 

Арье Юдасин
Как работал Интернет 45 веков назад?
Поскольку, согласно мудрейшему царю Шломо, «нет нового под солнцем», и в древности должна была существовать всемирная система оповещения. Ею воспользовался пророк Билам, когда «произнес притчу свою», благословляя Израиль. Согласно Туру, он «возвысил голос, чтобы услышали все народы и позавидовали Израилю. И каждый, кто громогласно восхваляет ближнего, (на деле) проклинает его».
Не позабыл пророк, конечно, и себя, но по-умненькому. Фраза «Да умрет душа моя смертью прямодушных» намекает на праотцов, а «…и будет конец мой как у них» подтверждает это хитрой шифровкой. Последние буквы имен Авраам, Ицхак, Яаков в сумме составят гематрию Билам. Поживу, мол, как случится, а конец - как у праведников! Ежели б народы это пронюхали, рассвирепели бы еще больше. Израиль - он хоть достоин! Некто и прислушался, дурным глазом глянул… ничего у мидьянитянина не вышло. К завистнику - зависть цепляется, злопыхателю - дурной глаз.
Но, как ни пыжься, до Китая не докричишься. У них и на теперешний Интернет цензура… Как же работал древний «Интернет»? Иначе говоря, что имеет в виду мидраш, утверждая, что «Билам возвысил голос, чтобы услыхали 70 народов»? Или другой мидраш: «В день дарования Торы собрались у Билама все цари мира и вскричали: “Что это?!”».
Говорят они вот о чем. Если в материальном мире расстояние - это метры, то в духовном - это сходство или различие качеств. Конечно, Билам не надеялся, что всяк туземный царек взберется на постамент и с гневом и возмущением зачитает гражданам текст его благословений. Но он желал, чтобы его услышали ангелы народов. Или, на модном наукообразном жаргоне, «чтобы это знание вошло в часть ноосферы, сопряженную с данным народом». Билам, будучи величайшим пророком народов мира, подчеркнуто отделил от них Израиль. «Этот народ живет отдельно и среди народов не значится». Те, будучи ему ближе народа-посланника, духовно «стояли рядом» и вполне могли проникнуться завистью и ненавистью к «народу Б-га».
Коварный план удался на славу. «Эсав ненавидит Яакова», агрессивный и самоуверенный фанатик - уравновешенного мудреца. Об уникальности еврейского народа мы можем судить хотя бы по уникальности, невероятной распространенности и живучести антисемитизма. Сама идея особого и «для чего-то там избранного» народа вызывает у «патриотов» жгучую зависть и ненависть. Путин может демонстрировать дружбу с равом Берл Лазаром. Сергей Трофимов спеть свою знаменитую «Тетю Соню»: «Ах, тетя Соня,/ При всем своем фасоне/ Без вас (евреев) Россия стала сиротой!» Америка - менять еврея-госсекретаря на министра и генерала…
Но когда в начале Второй интифады рав Бельский остудил энтузиастов, мечтавших в ответ на цунами юдофобства засыпать мир протестами: «Успокойтесь, все антисемиты» - он говорил не про Трофима. И не о матери Марии, Рауле Валленберге, Бердяеве или консуле Сугихара… Он говорил о «семидесяти народах мира», внимательно слушавших Билама. О массовой духовной атмосфере. Или евреи - носители Святого Закона и посланники от Творца к человечеству, или они - бессовестные выскочки, эгоистичные узурпаторы и лжецы.
Нацисты - современные амалекитяне, враги Б-га, не случайно шумно разыгрывали карту «арийской избранности». Выгорит - лично всех подомнем, нет - хотя бы оскверним, ошельмуем саму идею духовного избранничества. Открыто себя противопоставив евреям, они ясно показали, кто есть кто.
А теперь взгляните на те символы и эмоции, что чаще других тиражирует Интернет. Отметьте число посмотревших на YouTube те или иные клипы. Не суетитесь, евреи, этот Интернет - лишь по уголочкам наша сфера. Зато у нас есть «прямая линия» с Тем, Кто держал Билама за шиворот…

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Чего боялся Балак?
"И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Исраэль эморею, - И убоялся Моав народа сего чрезвычайно, ибо велик он числом..." (Бемидбар, 22: 2-3)
Чего убоялся Балак? На первый взгляд кажется, что он боялся нападения многочисленных сынов Израиля на земли Моава. Однако простое чтение текста доказывает, что такого развития событий просто не могло быть.
К этому времени сыны Израиля уже победили Сихона и Ога, царей эморейских. Теперь они стоят на берегу реки Иордан и ждут сигнала, чтобы перейти через реку и завоевать Ханаан. Поэтому Балак должен был понимать, что сыны Израиля не намерены завоевывать Моав.
Далее, в книге Дварим, Моше говорит:
"И сказал Г-сподь мне: Не враждуй с Моавом и не вступи с ним в ратный спор, ибо Я не дам тебе от его земли во владение; ибо сынам Лота дал Я Ар в наследие." (Дварим, 2:9)
Израилю было запрещено нападать на Моав. Моавитяне могли ничего не знать об этом запрете, но вряд ли они упустили из виду, что Израиль обошел их земли стороной. Если бы сыны Израиля намеревались затеять войну с Моавом, их намерения не укрылись бы от моавитян.
И вот Биламу не удается проклясть сынов Израиля, и Балак понимает, что они непобедимы. Тем не менее, израильтяне не нападают на Моав. Билам и Балак расходятся по домам, и военные действия так и не начинаются.
Похоже, что Балак хотел напасть на Израиль, а не наоборот. Почему же в таком случае он боялся? Чего он желал от войны с Израилем?
Ответ на этот вопрос мы находим в истории Ифтаха из книги Судей. Ифтах пытается договориться мирным путем с аммонитянами (братьями моавитян). Ифтах спрашивает, почему они напали на Израиль. Аммонитяне отвечают:
"Ибо Израиль отобрал мою землю, когда он поднялся из Египта, от реки Арнон и до самого потока Яббок, и до реки Иордан. Давай же вернем эти города миром" (Шофтим, 11:13)
Выходит, у Моава территориальный спор с израильтянами. Но как такое могло быть? Ведь Израиль не воевал с Аммоном и Моавом. Он лишь завоевал города Ога и Сихона на воточном берегу Иордана. Что здесь происходит?
Ответ мы находим в предыдущем разделе. После рассказа о победе над Огом и Сихоном Тора говорит:
"Ибо Хешбон - город Сихона, царя Эмори. И он воевал с прежним царем Моава, и отнял всю его землю из рук его до Арнона. " (Бемидбар, 21:26)
Земли, которые Израиль отнял у эмореев, ранее были захвачены ими у Ара, царя Моава. Моавитяне так и не примирились с потерей этой земли, и надеялись отвоевать ее у израильтян. Историческая память заставила их вступить в переговоры с Ифтахом триста лет спустя. Но Тора подчеркивает: "...ибо Арнон - рубеж Моава между Моавом и Эмори" ( Бемидбар, 21:13). Моав утверждает, что восточный берег Иордана принадлежит ему, но исторически это не так. Земля к северу от Арнона не принадлежит моавитянам, хотя они раньше и жили там. Исторически эта земля эмореев.
Все же Балак претендует на эту землю и хочет отвоевать ее. Он напуган тем, что израильтяне - многочисленный народ. Он боится, что потеряет города на восточном берегу Иордана навсегда. Поэтому он попросил Билама проклясть сынов Израиля. Ему кажется, что теперь он может напасть на Израиль и победить его. Мы видим, что у него ничего не вышло: Израиль забрал себе города Ога и Сихона. Но моавитяне не смирились. Через триста лет они снова потребовали эморейские земли назад, и снова проиграли.

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Судебный прецедент Пинхаса
В конце нашей недельной главы Тора рассказывает, что евреи начали поклоняться Баал Пеору : “И ПРИЛЕПИЛСЯ ИЗРАИЛЬ К БААЛЬ-ПЕОРУ, И РАЗГНЕВАЛСЯ Б-Г НА ИЗРАИЛЬ” (Бемидбар, 25:3).
Моше и его сторонники все видели, однако ничего не предпринимали - даже тогда, когда “ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПРИШЕЛ И ПОДВЕЛ К БРАТЬЯМ СВОИМ МИДЬЯНИТЯНКУ НА ГЛАЗАХ МОШЕ И НА ГЛАЗАХ У ВСЕГО ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, А ОНИ ПЛАКАЛИ У ВХОДА В ШАТЕР (Бемидбар, 25:6). И лишь один человек не смотрел, а действовал: “УВИДЕЛ это ПИНХАС, СЫН ЭЛЬАЗАРА, СЫНА ААРОНА-КОhЕНА, И ВСТАЛ ОН ИЗ СРЕДЫ ОБЩЕСТВА, И ВЗЯЛ КОПЬЕ В РУКУ СВОЮ, И ПОШЕЛ ЗА ИЗРАИЛЬТЯНИНОМ В ШАТЕР, И ПРОНЗИЛ ИХ ОБОИХ, ИЗРАИЛЬТЯНИНА И ЖЕНЩИНУ ТУ, В ЧРЕВО ЕЕ” (Бемидбар, 25:7-8). После этого ситуация изменилась в пользу Израиля.
Мудрецы Талмуда спорят о том, законно или нет действовал Пинхас. По мнению Раши, его действия были законными. Комментируя слова “УВИДЕЛ это ПИНХАС”, Раши пишет: "Увидел происходящее и вспомнил предписание. Сказал он Моше: "От тебя я усвоил (закон): Того, кто совокупляется с арамит (язычницей), поражают ревнители".
Исходя из этого закона, Пинхас взял копье и пронзил обоих любовников разом.
Однако этого закона нет ни в Библии, ни в Мишне или каком-либо другом своде еврейских законов. На каком же легальном основании действовал Пинхас, убивая любовников без суда и следствия?
Возможно, что Раши вынес свой вердикт, использовав в качестве прецедента историю с золотым тельцом. Тогда Моше тоже призвал ревнителей расправиться с отступниками, обратившись к ним со следущими словами: “ТАК СКАЗАЛ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗРАИЛЯ: ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОПОЯШЕТСЯ СВОИМ МЕЧОМ, ПРОЙДИТЕ ВЕСЬ СТАН ТУДА И ОБРАТНО, ОТ ВОРОТ И ДО ВОРОТ - И ПУСТЬ КАЖДЫЙ УБЬЕТ БРАТА СВОЕГО, И ДРУГА СВОЕГО, И БЛИЗКОГО СВОЕГО!“ (Шмот, 32:27).
Поклонение Баал Пеору было во многом подобно поклонению Тельцу. Во-первых, в обоих случаях евреи поклонялись идолу. А во-вторых, и в том, и в другом случае имел место разврат (см. Раши на Шмот, 32:6: "И УСЕЛСЯ НАРОД ЕСТЬ И ПИТЬ, И ПОДНЯЛИСЬ ЗАБАВЛЯТЬСЯ" - Это понятие включает в себя (кроме идолопоклонства также и кровосмешение). Кроме того, Моше поступил с евреями так же, как поступали с женщинами, заподозренными в супружеской измене: “И ВЗЯЛ ОН ТЕЛЬЦА, КОТОРОГО ОНИ СДЕЛАЛИ, И ПЕРЕЖЕГ ЕГО В ОГНЕ, И РАСТЕР ЕГО В ПРАХ, И РАССЕЯЛ ПРАХ ПО ВОДЕ, И ЗАСТАВИЛ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПИТЬ ЭТУ ВОДУ” (Шмот, 32:20).
Библия вообще нередко сравнивает поклонение евреев другим богам с супружеской неверностью. Кроме того, многие комментаторы полагают, что Десять заповедей были даны на двух скрижалях, дабы указать на параллели между первыми пятья заповедями и вторыми пятью. Так вот, вторая заповедь первой скрижали - запрет идолопоклонства, а вторая заповедь второй - запрет прелюбодеяния.
Таким образом, любовная связь еврея с амонитянкой можно было считать "аналогом" поклонения Тельцу. Тогда Моше приказал убивать отступников на месте. Это решение и послужило Пинхасу легальным прецедентом, сделав его действия из полузаконных законными.

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Билам и его говорящая ослица
В нашей недельной главе есть эпизод, не имеющий аналогов в Писании  - рассказ о Биламе и его говорящей ослице.
Сюжет этой истории очень прост. Билам, нанятый царем Балаком, чтобы проклясть Израиль, едет на ослице к месту назначения. Ангел с обнаженным мечом, которого Билам не видит, преграждает ему путь. Увидев ангела, ослица сворачивает с дороги в поле, и тогда Билам начинает ее бить. Путешествие продолжается, и вновь ангел встает на пути. В этот раз дорога идет не около поля, но вдоль ограды виноградника (Бемидбар, 22:24), поэтому, чтобы его обогнуть, ослица "ПРИЖАЛАСЬ К СТЕНЕ, И ПРИЖАЛА НОГУ БИЛАМА К СТЕНЕ" (Бемидбар, 22:25). Разозлившийся  Бильам снова побил ослицу, и последовал дальше.
Ангел вновь преграждает путь, на этот раз - в очень узком месте. Обойти его невозможно, поэтому "УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА Б-ГА, И ЛЕГЛА ОНА ПОД БИЛАМОМ" (Бемидбар, 22:27). Бильам вновь хватается за палку, однако на этот раз происходит нечто невиданное: "ОТВЕРЗ Б-Г УСТА ОСЛИЦЫ, И СКАЗАЛА ОНА БИЛАМУ: "ЧТО СДЕЛАЛА Я ТЕБЕ, ЧТО ТЫ БИЛ МЕНЯ ТРИ РАЗА?".( Бемидбар, 22:28).
После этого ослица спросила:"РАЗВЕ БЫЛО У МЕНЯ ОБЫКНОВЕНИЕ ТАК ПОСТУПАТЬ С ТОБОЮ? И СКАЗАЛ ОН: НЕТ". И  лишь затем Билам смог увидеть ангела.
Что все это должно означать? Чему учит нас эта история?
Билам был пророком Вс-вышнего, обладавшим сверхъестественными способностями. Он служил посланцем Б-га для своего народа. Осел, напротив, считается самым тупым животным, обладающим минимальными интеллектуальными способностями. Тем не менее, ослица в этот раз оказалась прозорливей своего хозяина.
- Билам направляется, чтобы своим словом поразить Израиль - и оказывается неспособен поразить даже осла
- Билам - пророк, способный видеть невидимое - однако в этот раз не может увидеть то, что видит и понимает даже осел.
- Билам считает себя мудрым - и не может понять даже поведение своей ослицы.
-Билам несет людям "слово Б-га живого" - и не может уговорить даже ослицу.
- Билам говорит, что, будь у него меч, он убил бы ослицу - и не замечает меча, который ангел держит в руке.
Таким образом, Б-г дал понять Биламу, что тот следует неверным путем. Если бы он следовал путям  Вс-вышнего, то остался бы пророком, способным творить чудеса. Однако в тот момент, когда он "пошел другим путем", даже осел оказался мудрее и прозорливей, чем он.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Все события истории еврейского народа, описанные в Торе, произошли либо с его участием, либо у него на глазах. Даже те события, что произошли ещё до появления еврейского народа, произошли на глазах его предков, и через них и их потомков память о них была передана нам. Таким образом, летопись всей истории, описанной Торой, могла бы дойти до нас вполне независимо от Письменной Торы, усилиями участников или свидетелей событий и их потомков. Конечно, в таком случае существовал бы определённый риск искажения истории в результате многочисленных пересказов. Только Тора, точность повествования которой предохраняется Халахой, управляющей ее верной передачей из поколения в поколение, полностью освобождена от всяких изъянов, которым подвержены все передающиеся во времени традиции. Но какую-то информацию о тех давних событиях мы бы получили, даже если бы они не были записаны Торой. Но есть два исключения. Первое касается всего человечества: это Сотворение мира. Его не видел ни один человек. Если бы ХаШем не включил в Тору его описание, то о нем не сохранилось бы никакой определённой информации. Но ХаШем хотел, чтобы всем стало известно, как появился мир: так люди лучше усвоят, что Он - Создатель мира и Отец всего человечества. Второе исключение касается еврейского народа: это эпизод Бильама и Балака в этой главе. Если бы ХаШем не осведомил нас об этом эпизоде в Торе, ни один еврей не обладал бы о нем достоверной информацией. Он произошел полностью за кулисами: еврейскому народу ничего не было известно об отчаянных попытках злобных Бильама и Балака навредить нам. Хотя, к сожалению, мы очень даже ощутили мор, о котором говорится в конце главы, мы никогда бы не узнали, что он был результатом совета Бильама, и никогда не узнали бы о его злостных попытках проклясть еврейский народ – попытки, которые ХаШем подавил столь чудесным образом. События этой главы записаны в Торе, чтобы все – и в особенности мы сами – были осведомлены не только о явной и очевидной защите, которую предоставляет нам ХаШем, но и о том, что Он нас защищает постоянно – во многих случаях совершенно незаметно для нас.
2. В конце предыдущей главы Тора повествует о том, как Эмореи и их царь, а затем и Ог, царь Башана, вызвали нас на бой, и как ХаШем помог нам победить эти два воинственных народа и занять их земли. Именно в результате этих завоеваний Балак, который недавно стал царем Моава, а также жители Мидьяна были напуганы сверхъестественными победами еврейского народа. Мидьян и Моав полагались на Сихона и Ога в защите от внешних врагов, и теперь, после того, как эти два грозных воина и их дружины были наголову разбиты в сражении, Моав и Мидьян были охвачены паническим страхом. Что теперь с ними будет, после поражения их могущественных защитников? Каким-то образом им необходимо остановить наступление еврейского народа. (В действительности им нечего было бояться, ибо ХаШем запретил евреям захватывать любую часть земли Амона или Моава, а жителям Мидьяна вообще ничего не грозило. Волнение Моава было, таким образом, основано больше на зависти к превосходству еврейского народа.)
3. Балак осознавал, что сила еврейского народа была неестественной. Он предположил, что эта сила исходила от их вождя. А он знал, что вождь еврейского народа – Моше Рабейну – вырос в Мидьяне. От страха перед евреями Моав и Мидьян наскоро помирились между собой (они были старыми врагами, но теперь почувствовали, что им угрожает общая опасность). И в ответ на справку, наведенную Балаком о Моше, мидьянитяне поведали ему, что сила Моше в его устах: он молится Всемогущему Б-гу, ХаШему, и Он выполняет его просьбы. И Балак послал за Бильамом, сыном Беора, который, как ему было известно по
собственному опыту, тоже обладал силой уст, ибо его предсказания сбывались. Балак попросил Бильама помочь ему своими сверхъестественными силами. В конце концов, они же земляки. Пусть Бильам проклянет еврейский народ, чтобы Моаву удалось его победить. Балак ему щедро заплатит.
4. ХаШем даровал Бильаму, нееврею из Арама, (регион реки Евфрат), пророческий дар затем, чтобы другие народы потом не могли заявлять, что, если бы у них тоже были пророки, как у еврейского народа, то они бы тоже вели себя хорошо и заслужили бы близости к Б-гу. Поэтому ХаШем дал нееврейскому миру всесторонне одаренного человека, в числе талантов которого было и пророчество. Его совета жаждали цари и правители по всей округе, и Бильам стал весьма влиятельным человеком. Но в то же время он стал злодеем и мерзавцем. Вместо того, чтобы использовать свои силы в добро, Бильам, с поощрения нееврейских народов, сочетал данный ему Б-гом пророческий дар с искусством колдовства, и, пользуясь этими силами, привел многие народы к беспрецедентному моральному падению.
5. Посланники Балака прибывают со своей просьбой. Бильам велит им остановиться на ночь, пока он будет добиваться разрешения у Б-га отправиться с ними. (Он прекрасно знал, Кому обязан своими силами, но его понятия о Б-ге были весьма причудливы, как, впрочем, у большинства людей того времени.) В ту ночь ХаШем говорит Бильаму, что ему не следует идти с этими посланниками. И вообще он не должен проклинать еврейский народ. И благословлять его тоже не надо, ибо они уже благословлены Б-гом, и не нуждаются в его благословениях.
6. Когда Балаку сообщили, что Бильам отказался прийти, он послал делегацию более высокого уровня, с обещаниями больших богатств и почестей в случае прихода. Мудрецы отмечают, что в целом ряде случаев Тора демонстрирует принцип: בְּדֶרֶךְ שֶׁאָדָם רֹוצֶה לֵילֵךְ בָּהּ מֹולִיכִין אֹותוֹ - то есть, «человека направляют по тому пути, по которому он сам хочет идти». Бильам и сам хотел навредить еврейскому народу. И, хотя ХаШем ему это запретил, когда Бильам продолжил нагло выпрашивать позволения, ХаШем дал ему разрешение. Ибо раз он выбрал себе этот путь, по нему его и направят – и он сам заплатит за свой выбор. Итак, ХаШем говорит Бильаму, что он может идти, но в то же время предупреждает его, что ему удастся изречь лишь те слова, что Он, ХаШем, вложит ему в уста.
7. Бильам с радостью отправляется в дорогу с вельможами Моава, и ХаШем демонстрирует свое неудовольствие его выбором: Он посылает ангела, который снова и снова ставит препятствия у него на пути – и вновь предостерегает его. Сначала ослица Бильама сворачивает с тропы в поле, чтобы миновать ангела.
Затем, проходя через виноградник с каменными стенами по обе стороны тропы, ослица прижимается к стене, чтобы протиснуться мимо ангела, и нога Бильама придавливается к древним каменным глыбам. В обоих случаях Бильам, не понимая причину необычного поведения ослицы, ударяет ее. В третий раз ослица просто останавливается перед ангелом и пригибается к земле, так как тропа настолько узка, что обогнуть его невозможно. Когда Бильам ударяет ослицу в третий раз, она оборачивает голову к нему, и ХаШем открывает ее уста. В присутствии эскорта вельмож и офицеров ослица спрашивает у Бильама о причине такого жестокого обращения с ней. Что же ей еще оставалось делать, чтобы избежать ангела с обнаженным мечом? Бильаму нечего ответить на упреки ослицы.
8. Тогда ХаШем открывает глаза Бильама, и тот, наконец, и сам видит ангела. Теперь он понимает причину поведения ослицы. Он извиняется за свои действия и говорит, что, хотя Сам ХаШем дал ему разрешение на эту поездку, если ангелу неугодно, он вернется домой. Но ангел лишь предупреждает его, что ХаШем
разрешил ему идти, но он сможет изречь лишь те слова, которые ХаШем вложит ему в уста. И Бильам продолжает путь.
9. По его приезду Балак ведет его на наблюдательный пункт, откуда открывается вид на лагерь еврейского народа, и, построив алтари и принеся жертвы, Бильам раскрывает уста. Но вместо злобных проклятий он произносит благословения и поэтичную хвалу в адрес народа Израиля. Такое повторяется три раза – и каждый раз Балак вне себя от гнева и отчаяния. В конечном итоге Балак отсылает Бильама обратно в свою страну со стыдом и позором. (См. отдельные страницы.)
10. Но перед тем, как уйти, Бильам даёт свой зловещий совет Балаку: «Б-г евреев ненавидит всякое безнравственное поведение. Если тебе удастся совратить их с пути Торы и замешать в аморальном деле, тогда гнев Г-сподний обернется против них, и ты сможешь их преодолеть». Следуя этому совету, моавитяне и мидьянитяне путем дружелюбного притворства действительно совращают еврейский народ. ХаШем немедленно подвергает народ мору, и в лагере воцаряется великое замешательство: никто не знает, что делать. Тогда из народа встает Пинхас, сын Элазара, сына Аарона Кохена. В ревности за честь Б-га он дает всем кровавый урок на примере одного из вождей колен, который вступил в связь с мидьянитской принцессой – и мор немедленно прекращается. Но к этому времени успело умереть двадцать четыре тысячи евреев.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Балак
Ѓафтара этой недели взята из Книги Михи (5:6 – 6:8), одной из более коротких книг Пророков, составляющих группу «Двенадцати»

1. В очередной раз Ѓафтара не очень тесно связана с недельной главой. Просто в своей речи пророк Миха упоминает события этой недельной главы в качестве примера того, как ХаШем всегда защищал Свой народ от недругов. Другое связующее звено – это обещание, что ХаШем искоренит из еврейского народа магию и колдовство, что напоминает о том злом колдуне, Бильаме, главном действующем лице этой главы.
2. Пророк Миха, современник Ишаи, жил в эпоху изгнания северного царства Израиля. Эти события начались с нападения на это царство ассирийского царя Тиглат-Пил’эсера и завершились депортацией Десяти Колен в изгнание царем Шальман’эсером. Миха был борцом за права бедных и часто резко критиковал богатых горожан, владельцев недвижимости за бессердечность. Он осуждал их за эксплуатацию бедных и беззащитных работников, которые тяжко трудились на земле, зарабатывая на жизнь. Он передавал богатым жителям Иерусалима и южного царства Иудеи предупреждение от Б-га, что если не улучшат свое поведение, то с их царством произойдет то же, что и с северным. Они тоже будут изгнаны, как народ и царь северного царства.
3. Но это послание Михи, представленное в нашей Ѓафтаре, адресовано не только еврейскому народу того времени, но и охватывает события далекого будущего. Придет время, говорит Миха, когда ХаШем вновь соберет вместе рассеянный по всему миру еврейский народ. Это будет. Но пока что цель нашего изгнания
заключается не только в наказании. Наше рассеяние среди народов мира также помогает осуществить план Б-га, а именно, распространить по всему миру знание о Нем и научить семью народов морали и социальной справедливости, миру и братству, духовно возвысить ее. Еврейский народ, потомки Авраама и носители
его высоких идеалов, теперь рассеянные среди разных народов, принесут им эти великие учения и «будут как освежающая роса и как омолаживающий дождь», падающий на засохшую землю.
4. Даже в изгнании еврейский народ, вопреки всем законам истории, не исчезнет. А когда придет время нашего освобождения из изгнания, тогда не будут нужны боевые колесницы или крепости, или оборонные укрепления. Не будет нужды прибегать к каким-либо сверхъестественным силам или волшебству, или колдовству, чтобы защититься, ибо нас защищает Сам Б-г. А мы со своей стороны откажемся от всякого идолопоклонства и не будем полагаться на собственную силу, а только на Б-га. Он наградит те народы, которые хорошо с нами обращались, а тех, кто причинял нам страдания, накажет.
5. Миха предлагает взглянуть на нашу историю, и тогда увидим, как ХаШем нас защищал, воистину на всех этапах истории. Миха поэтически обращается к древним холмам и вечным горам: да услышат они, как ХаШем вопрошает этот оставивший Его еврейский народ: «Посмотрите, сколько Я для вас сделал, и в то
же время столь немного с вас потребовал! Я вывел вас из Египта, из рабства. Я послал Моше, чтобы вел вас и обучал Торе, и Аарона, чтобы благословлял вас и помогал получать искупление своей службой в Святилище, и Мирьям, чтобы обучала женщин, и Я защитил вас тогда от злого колдуна Бильама. (Как уже
говорилось, в этом связующее звено между Ѓафтарой и недельной главой.) И так, в каждом поколении на протяжении всей истории Я всегда давал вам великих духовных лидеров и защищал вас (часто больше, чем вы того заслуживали) от тех, кто желал навредить вам».
6. И ведь Б-г не требует больших и дорогих жертв, говорит Миха. Напротив, Он презрительно возглашает: «Желаю ли ваших тысяч баранов, или обильных возлияний масла и вина? Желаю ли в жертву ваших первенцев в искупление ваших грехов или заклания детей ради прощения вашей неверности?» Отнюдь нет!
Напротив, если сердце и помыслы человека не чисты, то приношения хуже, чем ничего, ибо они становятся частью общего фарса и лицемерия. ХаШем давно нам сказал, что от нас желает – это в любом случае ради нашего блага – и это то же, что Он говорил нам всегда, с тех пор, как мы стали Его народом и получили Его
Тору.
7. Здесь, фразой «Он давно нам сказал», Миха имеет в виду самое начало нашей истории, эпизод, в котором ХаШем Сам провозгласил в Своей Торе, четко и недвусмысленно, почему он избрал нашего праотца Авраама. Он выразил это так: «Люблю Авраама, ибо знаю, что обучит он и воспитает своих детей и
последователей так, чтобы шли по пути Б-га…» А в чем заключается этот «путь Б-га»? «Быть религиозным»? (А это что такое?) Может, приносить много жертв? Или, может быть, отойти от мира сего, стать отшельником и «созерцать Б-жественное»?
8. Нет, говорит Миха, все это не то. И не надо трудиться, гадать. ХаШем Сам говорит нам, что значит «следовать путям Б-га»: «…чтобы шли по пути Б-га, а именно, вершили добро и справедливость». И эту идею провозглашает сам Миха (и ею завершается Ѓафтара): «ХаШем давно сказал тебе, человек, что от тебя желает! Чтобы вершил ты правосудие и любил добро, и вел себя скромно, то есть, без бравады и показухи, и всегда оставлял место для своего Б-га в уме и в сердце.
 
Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Балак, царь Моава, обратился к чародею и пророку Биламу (Валааму) с просьбой проклясть евреев, приблизившихся к границам его страны. Б-г явился в ночном видении к Биламу и запретил ему произносить проклятия, но Билам после некоторых колебаний все-таки отправился к царю. По дороге ангел с огненным мечом трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. Билам не видел ангела, не понимал вынужденных маневров ослицы и нещадно бил ее за “упрямство”. После третьей задержки “Б-г отверз уста ослицы”. Ослица стала укорять хозяина: ведь, избегая столкновения с ангелом, она спасла ему жизнь. Прозревший Билам увидел, наконец, ангела, и тот сообщил ему, что можно и чего нельзя говорить о сынах Израиля. Наконец, Билам прибыл к Балаку, и царь Моава провел тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что знатный гость уничтожит словами ненавистных пришельцев. Однако результат получился обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия, находясь в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста изрекали только благословения. Раздосадованный Балак прогнал Билама. Тем временем евреи начали распутничать с женщинами Моава и Мидьяна и поклоняться их идолам. Б-г разгневался и наслал мор на грешников. Лидер колена Шимона совершил публичный акт разврата с мидьянской принцессой, и внук Аарона коэн Пинхас убил их обоих копьем, после чего прекратился мор, унесший 24 тысячи жизней.

Малое и большое
«…Не смогу я преступить повеления Б-га, Господа моего, ни в малом, ни в большом» (22:18).
У Б-га не может быть имени. Ведь имя выделяет объект, отличает его от других объектов. Имя как будто говорит: «Вот эта вещь, она - и ничто другое».
Мы говорим, что Б-г Един. Это значит не только то, что на свете нет других богов, кроме Единого Б-га. На самом деле, существует только Он, а все прочее - часть Его или мираж. Поэтому Б-г не может иметь имени по определению, ведь имя отделило бы Его от всего сущего.
И все-таки у Б-га есть имя, да не одно, а несколько. Чаще всего Б-га зовут в оби¬ходе самим словом «Имя» - Ха-Шем.
Мы называем Б-га различными именами только в контексте Его связи с созданным Им миром. Имена Творца соотносятся с нашим восприятием Его влияния на мир.
Иногда Его действия кажутся нам милосердными, а иногда - строгими, подчиненными букве Закона. Короче, имена Б-га существуют лишь в той плоскости, в которой мы воспринимаем Его действия.
Ведь, в конечном счете, Он не милосердный и не справедливый, не грозный и не требовательный. Его невозможно охарактеризовать ни одним из существующих эпитетов или качеств. Все эти прилагательные определяют лишь наше понимание Б-га, наше восприятие Его бесстрастных действий.
В приведенном стихе из сегодняшнего раздела Билам говорит посланникам царя Балака, что он не может «преступить повеления Б-га (Ха-Шем), Господа моего (Элокай), ни в малом, ни в большом».
Конструкция этой фразы кажется на первый взгляд нелогичной. Если Билам не может нарушить слово Б-га «в малом», то тем более он не сможет допустить «большое» нарушение. Почему же Тора пишет «ни в малом, ни в большом»? Скажи мне «в малом», и я автоматически продолжу - «и в большом».
Все дело в том, как Билам намеревался проклясть евреев. Его метод был отработан до совершенства и крайне редко давал сбой. В своих проклятиях он призывал на помощь Имена Б-га, которые выражали меру строгого и непреклонного суда: «Элоким» и «Ка» (йуд-хей).
Но в сегодняшнем разделе с опытнейшим чародеем произошла осечка. Когда он попытался произнести имя Элоким, его уста сомкнулись раньше времени, и у него получилось другое, более короткое Имя - «Кэль», выражающее милосердие. А когда он хотел сказать «Ка» (йуд-хэй), язык не послушался его, и он вымолвил более длинное четырехбуквенное Имя, символизирующее милосердие Вс-вышнего.
Вот почему Билам сказал людям Балака: «Не могу я преступить слово Б-га (Ха-Шем), Господа моего (Элокай) ни в малом, ни в большом». Библейский экстрасенс имел в виду нечто весьма конкретное: «Я не в состоянии изменить эти два Имени: ни сократить Ха-Шем до Ка, ни удлинить Кэль до Элоким».

Месть дочерей Моава
«Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!» (24:5).
Шесть лет назад мне довелось побывать в Лондоне. Город меня удивил и разочаровал. Никакой английской чопорности и строгости я в нем не обнаружил. Наоборот, он поразил меня своей развязностью. Идя по улице, я все время отводил взор от непристойной рекламы, облепившей стены домов, станции лондонской подземки и красные борта двухэтажных автобусов, от броских и пошлых вывесок, громоздившихся вдоль тротуаров шикарных улиц.
Оказывается, жизнь в Иерусалиме обострила мою чувствительность к неприличной одежде и развязным манерам. Я просто не мог смотреть по сторонам и вместо того, чтобы любоваться достопримечательностями одного из красивейших европейских городов, тупо смотрел себе под ноги или задирал голову к верхним этажам зданий.
В Лондоне совершенно отсутствовал «цниют».
Еврейское слово «цниют» не поддается адекватному переводу. Чаще всего его переводят как «скромность», но этот дежурный лексический аналог отражает лишь одну из многочисленных смысловых граней цниюта.
Цниют - это чисто еврейское понятие. Поэтому его трудно перевести одним словом. Так бывает со словами, в которых содержатся какая-то национальная изюминка. Например, чтобы правильно и полно выразить французское слово «шик», нужно выдать целую цепочку прилагательных: изящный, хорошо скроенный, модный, стильный, элегантный, подтянутый, ладный и т.д. Испытывая постоянные трудности с переводом этого слова, лингвисты махнули рукой и просто ввели в русский язык определение «шикарный», смысл которого, правда, со временем заметно поблек, отойдя от первоначального «шик».
Еврейское «цниют» тоже требует целого набора дефиниций для отражения всей глубины его значения: скромность, смирение, целомудренность, застенчивость, стремление держаться в тени, не выпячиваться. Лучше всего это слово объясняет еврейское крылатое выражение: «Все достоинство царской дочери - внутри».
Цниют глубоко укоренился в еврейском национальном характере, в стремлении не лезть на рожон, не хвастаться, не выставлять напоказ свои достоинства и приобретения, а также в экономной архитектуре и скромном убранстве наших синагог.
В конце сегодняшнего раздела евреи начинают развратничать с дочерьми Моава. Моавитянки сумели завлечь еврейских мужчин в ловушку идолопоклонства, обещая им свои ласки в обмен на служение своему божеству Пеору.
Поклонение Пеору выглядело отвратительно: идолопоклонники испражнялись перед истуканом. Но это был не просто мерзкий обычай. За ним скрывалась идейная позиция: человек - это всего лишь машина, производящая отходы своей жизнедеятельности, ничем не лучше животного.
Подтолкнув евреев к служению Пеору, моавитянки как будто низвергли их с пьедестала нравственности и святости, вынудив признать «медицинский факт»: «В евреях нет ничего особенного. Они такие же прямоходящие скоты, как и все. О каких претензиях на «цниют», о каком «высшем призвании» можно говорить, если у них такая же пищеварительная система, как и у других людей? Так зачем же строить из себя святош? Будьте проще, будьте, как мы!»
Дочери Моава живы и здравствуют поныне. Их можно встретить в Лондоне и Нью-Йорке, Париже и Риме, Афинах и Берлине.
Мудрецы Талмуда объясняют, что все благословения, произнесенные Биламом в этом разделе, обратились в проклятия, за исключением одного: «Как прекрасны шатры твои, Яаков!»
Шатры Яакова - это шатры Торы. Защитить наших детей от влияния внешнего мира с его примитивным культом тела можно лишь в еврейском доме, где господствует атмосфера любви и цниюта, где сильны еврейские традиции и вечные ценности Торы. Лишь в таком доме можно воспитывать поколение, верное своему призванию «светоча для народов».
Ну а как же все-таки быть с переводом на русский язык слова «цниют»? Может быть, стоит образовать прилагательное «цниютный» - как было образовано слово «шикарный».

Рав Яков Доктор
Однажды днём, в Шабат недельной главы "Балак", один из учеников Аризаля зашёл к своему учителю домой. Ари спал.  Лицо его было пунцово красным, а губы что-то шептали. И понял ученик, что сейчас душа Аризаля поднялась наверх, и он  в небесной  ешиве учит Тору. Позже, воспользовавшись возможностью, спросил его ученик, что Ари учил во сне, и попросил открыть и ему. "Мне открыли тайны, скрытые в этой недельной главе Торы, - ответил Аризаль, - но боюсь, что передать тебе я их не смогу, у меня просто не хватит времени. В этом мире мне потребуется восемьдесят лет, чтобы пересказать то, что мне открыли во сне".
Мы  знаем, что Балак был большим  колдуном, чем Билам. Именно он находил "слабые" места в нашем народе, там, где стоит произнести проклятия, и они могут подействовать. Тора называет его сыном Ципора, то есть сыном птицы. Зоар объясняет, что у Балака была особая птица, которая с помощью колдовства открывала ему тайны и предсказывала будущее.  Обладание этой птицей  давало ему особую силу.
Для чего же ему был нужен Билам? Талмуд говорит, что Билам обладал уникальной в мире способностью проклинать. Только он интуитивно чувствовал времена, когда в мире в полную силу действует Мера Суда, его проклятия, произнесённые в эти мгновения, обладали убийственной силой. Можно задать закономерный вопрос.
Почему  проклятьям этого человека Тора уделяет  столько внимания? В мире существует один Хозяин, и только Он решает, что  должно произойти с человеком, какое  же значение имеют слова, со злостью  произнесённые кем-либо? Этот вопрос актуален и для нас с вами. Сегодня существует целый ряд средств, призванных помочь человеку, пострадавшему от заклятий и сглаза.
Но  прежде всего, почему человек вообще может от них пострадать? Ор Ахаим объясняет нам важный принцип. Мы живём в мире Вс-вышнего, и Его требования по отношению к нам хорошо известны. Если человек их выполняет и может с честью выдержать беспристрастный и справедливый экзамен Творца, никакое зло его не коснется. К сожалению, нередко мы не выдерживаем этот экзамен и нуждаемся в Милосердии, снисходительном отношении Б-га к нам. Несмотря на то, что человек заслуживает наказания, призванного исправить последствия зла, которое он совершил, Вс-вышний прощает, даёт ещё шанс, откладывает наказание, разбивает его на части. Существует тринадцать принципов, по которым действует Милосердие Вс-вышнего. На это снисходительное отношение к человеку может подействовать проклятие. Подобно тому, как "санегория", заступничество праведника может оказать влияние на Небесный Суд и защитить человека, точно так же обвинение, проклятие, сглаз способны навредить ему, убедить Небесный Суд, что проявлять снисхождение к этому человеку, который и так виновен, больше не следует, спаси нас от этого Б-г.  Таким образом, чем праведнее человек, чем увереннее он стоит на своих ногах, тем больше он защищён от всего дурного. А праведники, такие как рабби Ханина бен Доса, могут даже позволить себе засунуть ногу в нору змеи. Змея укусила ногу рабби Ханины и умерла. Поднял её рабби Ханина и сказал: "Видите, не змея убивает, а грех". Я желаю всем нам заслужить такую возможность. Праведность – это сила!
"И  сказал ему ангел Г-спода: за  что бил ты ослицу твою уже три раза?.. Если бы она не свернула от меня, я даже убил бы тебя, а её оставил бы живою". Почему ангел недоволен именно тем, что Билам бьёт свою ослицу, ведь он действительно не видел ангела? Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל זי''ע объясняет, что человек, претендующий на роль пророка Вс-вышнего, обязан проявлять внимание к тому, что он видит вокруг себя. И если рядом происходит явление необычное, которое никогда не происходило, он обязан понять, что это знак ему Свыше не идти такой дорогой. Ослица всегда слушалась Билама, как  он сам признает. Поэтому, увидев первый раз в жизни, что она отказывается идти, он должен был понять, что Свыше не хотят, чтобы он шёл. Вместо этого, он бьёт её, чем показывает, что его совершенно не интересует, чего хочет Вс-вышний. Он упрямо стремится к своей цели погубить наш народ, а Именем Б-га просто прикрывается. Поэтому и разгорелся на него гнев Вс-вышнего.
Этот  отрывок может научить нас  отношению к жизни. Б-г отвечает нам событиями нашей жизни. Если мы будем разговаривать с Ним и рассказывать Ему то, что нас волнует, просить Его совета и поддержки, Он ответит нам тем, что произойдёт с нами после этого -- различными встречами и происшествиями. Разумеется, человек должен быть реалистом и трезво воспринимать происходящее вокруг него. Но тем не менее, если мы не забудем, что живём в мире Б-га, всё происходящее приобретет и  другой смысл. Мы увидим, что Он отвечает нам, разговаривает с нами и идёт с нами по жизни.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
В их самоуничтожении – наша браха
«Итак пойди прошу прокляни мне народ этот… и мы его поразим и прогоню я его из этой земли… И сказал Бильам Вс-вышнему… прокляни мне его…смогу сразиться с ним и выгнать его» Бемидбар, 22: 6,11
Наш вопрос будет связан с явным непониманием ситуации как Балаком, так и Бильамом. Проклясть детей Израиля??! Им избранный народ?! Допустим, Балак «расписался в полном неумении», но величайший пророк Бильам??! Раши объясняет, что своим вопросом: «кто эти люди?» создал Вс-вышний для Бильама ситуацию со свободой выбора – а вдруг Творец достаточно далёк от реалий мира сего? Но окончательную ясность вносит комментарий «Кли Якар», в очередной раз подчёркивая «убийственность» перевода.
Бильам очевидно (для знающих иврит Торы) смягчает слова Балака, пересказывая их Вс-вышнему. Он использует вместо «аре ли» - прокляни для меня, - «кава ли» - удали для меня, - сходно с «некев» - дырка. Вместо «поразим» Бильам говорит «сразимся», но самое главное отличие «перевода» Бильама в словах «и выгнать его». «В оригинале» Балака сказано «и прогоню его с земли этой», что означает стереть с лица земли и уничтожить. Бильам же передаёт просьбу Балака, превращая её в желание локально избавиться от Израиля подобно Эдому, и вынудить их пойти окружным путём.
Тем самым, как и всегда, создаёт Вс-вышний ситуацию, где мерзавцы с полным правом уничтожают сами себя, а Израиль ими благословляется.

 

Ури Линец
Вот народ, живущий отдельно
Центральный сюжет раздела - история о том, как Балак, царь Моава, пригласил Билама, выдающегося пророка того времени, чтобы проклясть Израиль, так как понимал, что прямое военное столкновение приведёт к поражению Моава. Билам имел контакт со Вс-вышним и мог сказать только те слова, которые вкладывал в него Творец, поэтому вместо проклятий он благословил Израиль: “Что прокляну - не проклинал его Эль! И что буду гневаться - не гневался Ашем! Потому что с вершины скал увижу его и с холмов посмотрю на него: вот, народ отдельно поселится и среди народов не посчитается. Кто сосчитал прах Яакова и счёл семя Исраэля? Умрёт душа моя смертью прямых, и будет конец мой как их! И сказал Балак Биламу: что сделал ты мне - проклять врагов моих взял я тебя - и вот: благословил ты, благословляя” (Бемидбар 23:8-11). Удивительна формула этого благословения: не богатство, покой и безопасность, а обособленность проживания: “вот, народ отдельно поселится и среди народов не посчитается”. Это величайшее благословение в наши дни превратилось в глазах многих в досадное проклятие. В лучшем случае - в красивую метафору, лишенную практического смысла. Поколение основателей государства Израиля исповедовали прямо противоположный принцип: “стать народом, как все”. Но заповеди-мицвот даны нам не в качестве культа, лишенного смысла, для которого важны лишь внешние атрибуты. Заповеди дают нам конкретный индикатор путей Вс-вышнего в этом мире, из них должны следовать те духовные ценности, мысли и действия, которые Он желает видеть у нас. Посмотрим, как идея “народ отдельно поселится” реализуется в практической Галахе.
Главная заповедь в этой области - заповедь заселения Эрец Исраэль. Вс-вышний поместил народ Израиля в одной стране и велел каждому конкретному еврею жить только в ней и стараться её не покидать. Вторая заповедь - иметь суверенитет над страной Израиля. Третья заповедь - изгнать все другие народы из Эрец Исраэль. Отдельные неевреи могут жить в Израиле, если они соблюдают семь законов Ноаха и признают еврейскую власть. Иными словами Творец решил, что оптимальное функционирование избранного Им народа Израиля возможно в условиях национальной изолированности. Последняя, и, может быть, самая важная Галаха - запрет заключать союз с нееврейскими народами. Об этом постоянно предупреждали пророки: “не заключай союза с ними и с их идолами” и это полностью противоречит нашей сегодняшней внешней политике. Ведь когда представитель Израиля в ООН слышит, как с трибуны Генеральной Ассамблеи нас обвиняют во всех смертных грехах, то самим фактом своего присутствия он легитимирует эти обвинения! Особенно опасно считать те или иные народы среди “наших друзей” - это путь для проникновения чужого влияния. Любые связи с другими народами должны быть основаны исключительно на принципе взаимности (“дай и возьми”) и ни на чем ином. Причем взаимность может быть материальна: деньги (товар) меняем на товар (деньги), или нематериальна: мир на мир. Мир нельзя купить за территории или за деньги.
При этом мы поднимемся в глазах неевреев, ибо они ждут именно такого поведения от еврейского народа! Исключением не являются и наши “особые” отношения с Америкой, которые на самом деле не представляют ничего ценного. Мы должны свести эти отношения исключительно к принципу взаимности, без каких либо “одолжений” и “благодеяний”. Одновременно надо дать понять нашим внешним партнерам, что любое вмешательство в наши дела может привести к разрыву отношений с нашей стороны. Это охладит их миротворческий пыл и они оценят это. А благодеяния надо просить у Того, кто извечно помогал нам и спасал нас.
Интересно, что наша история показывает нам, что бывает, когда евреи поступают в этом вопросе наоборот. События Пурима, едва не обернувшиеся Катастрофой, начались с того, что “сказал Аман царю Ахашверошу: “Есть один народ, рассеянный и разбросанный среди народов, во всех областях твоего царства, и законы его отличны от тех, что у всех народов, а законы царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их у себя” (Мегилат Эстер 3:8). Слушайте антисемитов! Они обычно предельно откровенны. Как говорят наши мудрецы, в Книге Эстер если написано царь без имени, то это - Вс-вышний. Поэтому фраза Амана констатирует, что евреи живут не обособлено, а рассеяно между народами и, тем самым, не выполняют законы Творца, а, следовательно, Творец может от них и отказаться. Нелишне заметить, что за несколько лет до событий Пурима был издан указ, разрешавший евреям вернуться в Эрец Исраэль, только вот сделать это они не поторопились…

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Балак (часть 1) все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика