::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Хукат (часть 1)

29-06-2012, 10:40 Разместил: jude Просмотров: 2066

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Хукат
Главы 19:1-22:1
«Вот закон Торы, о котором заповедал Вс-вышний…». Закон Торы на иврите - хукат а-Тора.

 Часть 1

Рав Лев Кацин
Буря в стакане
Недавно в Ашдоде произошла трагедия: одна соседка прогневалась на другую из-за пролитого на белье кофе и ударила ее ножом. 34-летняя мать двоих детей была на восьмом месяце беременности. Врачи сделали ей кесарево сечение и продолжают бороться за жизнь младенца. Однако мать спасти не удалось.
Во время защиты на предстоящем суде, скорее всего, женщина будет утверждать, что не хотела убить соседку, но не смогла сдержать гнева. И действительно, факт, что преступление совершено в состоянии вспышки гнева, будет считаться облегчающим обстоятельством и может повлиять на приговор. Законодательства многих стран предусматривают наиболее строгие наказания за преднамеренное убийство, запланированное и совершенное с холодным рассудком, в то время как убийство, совершенное в приступе ярости, считается меньшим злом. Получается, что законодатели проявляют некое понимание того, как трудно контролировать вспышку гнева, что понижает уровень ответственности человека, совершившего преступление.
Еврейская традиция соглашается с тем, что человеку может быть трудно справиться с импульсами агрессии. Трудно, но возможно. То есть это находится в рамках свободного выбора человека, за который он несет полную ответственность. «Адам муад леолам» - «человек несет ответственность за свои поступки», утверждает Талмуд.
Разгневанным человеком начинают управлять силы ада, утверждает Талмуд (Недарим, 27). Если он теряет контроль над собой, то таким образом передает контроль над собой силам, способным нанести ему и другим разрушительный ущерб. Речь идет не о чувстве гнева, а о том, как человек проявляет гнев в словах и поступках, подчеркивает рав Авраам Тверский в своей книге «Living each day» (с. 335). Мы не виноваты в том, что испытываем неприятные чувства, переживая обиду, унижение, материальные потери. Конечно, осознание того, что Вс-вышний правит миром и что «все, что ни делается - к лучшему», может помочь человеку смириться с реальностью. Однако отнюдь не всегда мы можем управлять нашими чувствами, в то время как проявления этих чувств в наших руках. Слишком часто мы срываемся в минуту гнева, «поднимаем руки» перед лицом испытания. Но мы можем добиться гораздо большего контроля над собой, чем думаем. Не случайно Тора предъявляет нам высокие требования, запрещая «мстить и помнить зло»…
Моисей боролся за Исход евреев из Египта и вел народ по пустыне в Страну Обетованную на протяжении сорока лет скитаний. Однако он не смог реализовать свою мечту и войти в Святую Землю. Вс-вышний наказал его за, казалось бы, незначительный проступок.
Когда после смерти Мирьям исчезли источники воды в Синайской пустыни, евреи «собрались против Моисея и Аарона». Народ начал спорить с Моисеем: «Зачем вы вывели нас из Египта, чтобы привести в это гиблое место?» («Бамидбар», 21:27). Тогда Моисей назвал их «бунтарями» и в сердцах ударил посохом по скале, из которой в конце концов пошла вода. И Вс-вышний объявил, что в наказание за это Моисей не сможет войти в Страну Израиля.
Почему Моисей был так строго наказан? Маймонид объясняет, что Моисей был наказан не столько за то, что сказал и сделал, как за то, что сделал это в гневе. Гнев явился не облегчающим обстоятельством, а главной причиной строгого наказания! Конечно же, этим рассказом Тора преподносит урок каждому из нас: гнев недопустим. Мы можем, а потому должны научиться брать свой гнев под контроль!

 

Рав Лев Кацин
Дети за отцов (НЕ) отвечают?
«Дети за отцов не отвечают», - утверждали каратели во время сталинских репрессий, расстреливая отцов, бросая матерей в лагеря и отправляя детей «врагов народа» в интернаты…Каждый человек - отдельный мир, и каждый в ответе лишь за свои поступки. Почему же после греха золотого тельца в Торе говорится, что дети могут быть наказаны за грехи отцов: «Вс-вышний милосердный… помнящий добрые дела отцов тысячам поколений их потомков… припоминающий грех отцов их детям и внукам, третьему и четвертому поколению» (Шмот, 34:7–8)? Это место часто упоминается как иллюстрация того, что милосердие Вс-вышнего преобладает над Его стремлением к справедливости так же, как «тысячи» преобладают над «тремя-четырьмя». Потому и сотворенный по образу и подобию Творца человек должен стремиться, чтобы доброта стала главной, преобладающей чертой его характера.
Однако сама идея о том, чтобы дети отвечали за грехи отцов, кажется нам несправедливой…
Недавно я присутствовал на радостном событии - выпускном вечере иешивы «Мир» в Бруклине. Мой сын сидел там среди выпускников, а я - среди родителей, и оба мы с удовольствием слушали слова главы иешивы рава Гершеля Золтого, обладающего искусством удивительно доступно объяснять тонкие темы Торы.
«Главное, что мы стремились воспитать в наших учениках, это «Ахават Исраэль» - любовь к своему народу, Торе и Земле Израиля, - обратился к нам рав Золтый. - Наш народ был изгнан из Земли Израиля из-за греха злословия и удостоился возвращения на землю отцов, лишь преодолев этот грех. Описывая многочисленные законы чистоты речи, рабби Исраэль Меир Коган пишет, в частности, в своей книге «Хофец Хаим», что, для того чтобы преодолеть желание сказать дурное о другом человеке, нужно укрепить в себе любовь к людям - «Ахават Исраэль». Любящий человек не замечает недостатков в любимом и, даже видя в нем что-то негативное, все равно оправдает его, интерпретируя увиденное положительно, в благожелательном свете…»
После Исхода из Египта евреи совершили два главных проступка: грех золотого тельца и грех разведчиков. И дважды Моисей молил Вс-вышнего о прощении, заступаясь за свой народ. И если после греха золотого тельца Моисей просил Вс-вышнего вспомнить о заслугах отцов, то почему после греха разведчиков он даже не упоминает об этом?
«Из-за греха разведчиков евреи потеряли заслуги отцов! - объясняет Рамбан. - Авраам шел в страну Израиля по слову Вс-вышнего, и отцы народа любили эту землю, не видя в ней недостатков. Однако разведчики увидели в земле Израиля недостатки и оклеветали эту землю. Заплакав в ту ночь, евреи выразили свое согласие с разведчиками и показали, что потеряли любовь к Земле Израиля, свернули с дороги отцов и потому потеряли их заслуги».
– Но ведь заслуги отцов никуда не исчезли, почему же Моисей не мог просить Вс-вышнего простить евреев во имя этих заслуг? - спросил я друзей во время субботнего обсуждения этой темы. - Представьте себе богача-бизнесмена, внук которого нуждается в деньгах. Разве не может он, даже не участвуя в бизнесе своего деда, получить деньги с его счета?
– Заслуги отцов - это не что-то внешнее, - ответила уважаемый автор газеты «Еврейский Мир» София Гандлер. - Добрые качества отцов продолжают жить в душах детей. Потому все то время, что дети идут по дороге отцов, они обладают заслугами отцов. И если сворачивают с дороги отцов, то теряют и заслуги.
Очевидно, что верно и обратное. Преступник является примером для подражания для своих детей, которые, впрочем, обладают свободой выбора. Если пойдут по пути отцов-преступников, то наказание постигнет их за укоренившееся на протяжении поколений в их душах зло. Если же, несмотря на воспитание отцов, они найдут в себе силы свернуть с пути преступлений, то отделят себя от зла предыдущих поколений.
Итак, дети отвечают за грехи отцов лишь в том случае, если продолжают грешить подобно отцам. И, конечно же, дети, идущие по пути своих праведных отцов, удостоятся их заслуг - добрые качества отцов помогут детям совершать добрые дела и удостаиваться награды за свои поступки…


Арье Юдасин
И возвращается всё на круги своя...
«Что было, то и будет...». Этот принцип, поэтически выраженный царём Шломо в «Коэлет» («Экклезиаст»), широко использует Устная Тора. Например: «дела отцов – знак для сыновей» (им предстоит подобное). Машиах, потомок Давида, порой именуется «Давидом» - его душа и даже действия будут связаны с царём-псалмопевцем. Об этом говорит Каббала – к примеру, описывая связь личностей и перевоплощение душ. Повторяемость годового цикла, единая биологическая и психологическая «матрицы» человеческой жизни имеют не только «природные» корни.
За что пострадали Моше и Аарон, лишившись права войти в Землю Израиля? «За то, что не освятили вы Имя Моё у вод Меривы» («Мерива» означает «ссора»). Шах приводит от имени десятка авторов целый ворох объяснений. Возможно, потому, что Моше, желая напоить страждущих евреев, ударил по скале посохом, а должен был обратиться к ней словами, вода бы и потекла. За то, что ударил посохом дважды, словно одного раза недостаточно? Что сказал «не из этой ли скалы добыть мне вам воду?» - будто воду даёт он, а не Создатель! За слова «из скалы», из плотного предмета. Неужто Б-г не может сотворить воду из чего угодно, хоть из воздуха? За то, что воскликнул в гневе (реальном? наигранно-воспитательном?): «Слушайте, непокорные!». За то, что Моше и Аарон пошли перед народом к Шатру собрания. Словно у Создателя есть особое место, откуда Он «лучше слышит просьбы»?..
Есть ещё несколько версий. Строго говоря, мы не точно знаем причину наказания величайшего в истории пророка и его святого брата. Слишком тонка она, слишком интимно завязана на их отношения с Создателем. Многое из того, что говорят по этому поводу учителя, есть просто проекция духовной тайны на привычные нам вещи. Уроки нравственности. Кстати, пытаясь оценивать раввина, подход, направление в нашей Традиции, об этом полезно помнить. Сие, конечно, не предполагает, что человеку опасно иметь своё мнение, и он обязан принимать за чистую монету всё, что попадает в зубки. Просто недурно осознавать, что, говоря, например, о спорах первых «хасидов» с современными им «митнагим», мы в лучшем случае питаемся чьими-то «проекциями». И даже изучение первоисточников, трудов «идеологов» спорящих сторон, даёт лишь частичное представление о предмете и сути спора.
Но это, так сказать, вступление. Творец объявил Моше и Аарону: «За то... не введёте вы это общество в Землю». А Шах, всматриваясь в определённый артикль перед словом «общество», читает: «именно это общество вы не введёте, зато вы введёте другое общество». Какое? «Последнее сообщество, во времена царя Машиаха». И поясняет гематриями.
Оказывается, первые буквы знаменитой фразы царя Шломо «Что было, то и будет» на иврите составляют имя Моше! Поясняет книга «Зогар»: Моше будет пастухом каждого поколения. Шах привлекает ещё одну сентенцию «Экклезиаста»: «поколение приходит, поколение уходит». Слово «дор» (поколение») имеет гематрию 210, символизирующую поколение пустыни. Евреи вышли из Египта после 210-летнего изгнания. Общеизвестно, что Моше, Аарон и Мирьям были пастырями того поколения. И фраза «вот первенец Циона» (о возвращении народа в Израиль), словно в игре-перевёртыше, последними буквами слов соответствует последним буквам имён Моше, Аарон и Мирьям. «Как было при первом Спасении, так будет и в последнем – нас возглавят Моше, Аарон и Мирьям!» Это утверждает мудрец Талмуда рабби Хама бар Ханина.
Говорится ли здесь от том, что Машиах соберёт в себе качества детей Амрама? Или их души воплотятся в трёх лидеров? Или лидеры будут подобны им по своему величию? Или?..
Известно из Традиции, что приход Машиаха – величайшая тайна. И одновременно – одно из наиболее «вариабельных», трудно предсказуемых событий мировой истории. Мы знаем о неизбежности этого, кое-что о предназначении раскрытия Б-жественности в мире. Но имя, время, порядок событий, детали... Как минимум они зависят от нас. Об этом несколько раз уверенно говорят мудрецы Талмуда. И всё-таки кое-что о будущем известно. Для этого мы, «народ Книги», изучаем историю.
«И возвращается всё на круги своя». Идею спирали, нарастающего циклического процесса, изобрёл не Гегель. Она подробно разбирается в Талмуде. И раньше, в том же «Экклезиасте»... «Скажут тебе – вот новое! Но оно уже случалось в веках, которые были прежде нас». «Всё суета». И всё-таки – движение жизни... Приход Машиаха – последняя точка на этой спирали. Завершение «повторов».

 

Арье Юдасин
Как поделить дерево?
Пожаловался как-то рав, что его «русские» ученики только о водке и гутарят. Пришла ко мне в связи с этим шкодная мысль. Некогда праотец Авраам посадил в Беэр-Шеве «эшель». С одной стороны, это порода дерева, с другой - аббревиатура, одна из расшифровок которой -  «ахила, штия, лина». «Еда, питье, ночлег» - гостиница для путников, одним словом. Позже три народа распилили древо между собой. Американцам, конечно, достался «алеф» от «ахила» (еда). Мало того, что буквочка в алфавите первая, первая по мощи ныне эта держава. Послушайте, о чем тут беседуют - кто, где и сколько слопал! Русские, естественно, увели «шин» - и в букваре она есть, причем почти как в Торе написанная, да и многие граждане одной «штией» (водка) и превращением в «шикурим» (пьяница) озабочены. «Ламед» же попал к евреям, буква самая высокая, ею Тора кончается. У одних она откроет «лимуд», изучение мудрости, у других - «лину», постоянную спячку в чепухе…
Ладно, подурачились и будет. А если серьезно, слово «хахам», мудрец, имеет ту же гематрию, что и «хаим», жизнь. Какая связь?
Тур цитирует мидраш, поясняющий, почему в Торе соседствуют главка о мане, «манне небесной», и слова «Вот закон Торы». «Тора дана лишь тем, кто ест ман» - волшебную духовную пищу. Ман насыщал энергией, одухотворял все органы тела человека.
И поясняет Тур, что аналогом выпадавшего в пустыне «мана» позже стала «трума» - доля злаков и плодов, выделяемых евреями от своего урожая коэнам. «Трума» - пища освященная, есть ее позволено лишь в состоянии ритуальной чистоты. Потому сегодня ее коэнам не отдают - все мы нечисты. Без «пепла рыжей коровы», приготовление которого наша глава подробно описывает, человек не может избавиться от той особой формы нечистоты, которая связана с прикосновением к мертвому телу. Иначе говоря, ман и смерть - «две вещи несовместные».
Еще добавляет Тур, что коэну-неучу трума не полагалась - только знатоку Торы. Неуч законы духовной чистоты не соблюдает, святую пищу осквернит. Подобно тому, пишет Тур, «как сошедший с ума мудрец оскверняет Имя Б-га».
Ничего себе сравненьице?! Если я лекции прогуливал, так что, я уже псих?!
Да, псих. Человек, безразличный к своей душе, к своей вечной жизни и потому к духовному аспекту жизни земной - подобен сумасшедшему. Традиция это многократно подчеркивает. Предупреждает, в частности, что к человеку нормальному перед приходом Машиаха будут относиться как к чокнутому. Но помешательство «материализма» уже настолько распространилось, что мы притерпелись, воспринимаем его чуть ли не как «равноправный взгляд на мир».
Чушь! Допустимый, пусть и ошибочный, взгляд на мир - материализм философский, по-своему ищущий истину. Хотя и он - результат нашей нечистоты, из-за чего духовная реальность человеку просто не видна, кажется «идеей», «гипотезой»… Но «материализм» бытовой, когда человек просто принимает за «очевидное» некие пошлые догматы, даже не пытаясь их проверить и осмыслить… Сведший для себя «гостиницу этого мира» к «еде, питью и ночлегу», тот, кто просто «отбывает номер» от рождения до могилы - он нормален?
Скажите, если вам объявят, что в вашем огороде зарыт сундук с брильянтами - вы станете подравнивать травку и подметать дорожки? Если вы, конечно, немножко не «ку-ку». А вечность, близость к Абсолютному - не дороже ли ящика с брильянтами? Хотя бы для тех, у кого есть минимум интеллекта или воображения.
Тур говорит, что гематрии «мудрец» и «жизнь» равны не случайно. «Смерть праведника очищает, подобно пеплу рыжей коровы». Даже смерть! Тем более жизнь. Правда, для самого праведника «во многой мудрости много гнева (печали)». Тур расшифровывает фразу «и ослабела (уменьшилась) душа народа»: «Оттого, что увидели они в будущем долгий (нынешний) галут Эдома». И до чего люди в нем дойдут. Слепцу легко вилять хвостиком. Собачке и того легче.
Тора скажет в нашей главе одну безобидную фразу, на которой мудрецы Талмуда выстроят целую идеологию. «Как говорят сказители (мошалим)». «Это те, кто «мошлим» (властвуют) над дурным началом». Только они могут объяснить войны, постичь причины и цели событий. Они «очищают (сознание людей) подобно пеплу рыжей коровы». Потому что «едят ман», смотрят на небеса и землю одним ясным взглядом.
Именно это имеет в виду мидраш: «Как птица не может летать (над землей) без крыльев, так и народ Израиля не может летать (над материальностью) без мудрецов». Иначе уж очень легко схватиться не за ту букву из Авраамова дерева.

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Рыжая Телица и книга Бемидбар
Книга Бемидбар рассказывает о странствиях сынов Израиля по пустыне и о духовной подготовке к завоеванию Земли Ханаан. Однако эта недельная глава посвящена Рыжей Телице (Пара Адума - дословно "красная корова") и законам очищения от нечистоты, вызванной соприкосновением с мертвым телом. Законы очищения от нечистоты появляются в книге Ваикра. Почему глава о Рыжей Телице, в виде исключения, попала в книгу Бемидбар?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны исследовать эпизоды, появляющиеся непосредственно перед и после рассказа о Рыжей Телице.
Перед рассказом о Телице мы читаем о бунте Кораха и его последствиях. После - о смерти Мирьям. Бунт Кораха пришелся на первый или второй год после Исхода, а Мирьям умерла в конце сорокалетнего пребывания сынов Израиля в пустыне.
Что происходило в эти тридцать восемь лет между гибелью Кораха и смертью Мирьям? Тора ничего не рассказывает об этом. Временной разрыв заполнен рассказом о Рыжей Телице и законых очищения от нечистоты смерти.
Тора не сообщает подробно обо всех событиях этих 38 лет, но одно, по крайней мере, мы знаем: все эти годы умирали люди. То есть, умерли 600 тысяч взрослых мужчин, и не менее шестисот тысяч женщин. В каждой семье умерло хотя бы двое ее членов. То есть, все были нечисты от соприкосновения с мертвыми.
Поэтому глава о Рыжей Телице и заполняет пробел между гибелью Кораха в начале странствия по пустыне, и смертью Мирьям в конце. По этой причине данная глава находится в книге Бемидбар, а не в книге Ваикра: в течение 38 лет странствия по пустыне весь народ Израиля был занят проблемой очищения от скверны, вызванной смертью.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Насколько красной была красная корова?
Человеку, бывшему в контакте с мертвым телом, для ритуального очищения необходим пепел “КОРОВЫ КРАСНОЙ, БЕЗ ПОРОКА” (Бемидбар, 19:2). Мишна "Пара" разъясняет, что корова должна быть полностью красной (рыжей) - даже два черных волоска делают ее непригодной. Существует также ряд других требований, в силу которых найти "кошерную" красную корову практически невозможно.
Иерусалимский "Институт Храма" дважды предпринимал попытку вывести красную корову, и оба раза неудачно. Так что несмотря на все возможности, предоставляемые современной биотехнологией, мы не видели ни одной "кошерной" краснoй коровы со времен разрушения II Храма.
Согласно Талмуду, на всем протяжении истории было всего 9 красных коров. Их пепел хранился самым тщательным образом, чтобы его хватало на несколько поколений.
Для некоторых отсутствие красной коровы является свидетельством того, что мы все еще не достойны Избавления, и что когда Б-г сочтет нужным восстановить Храм, Он найдет нам и необходимое животное. Как бы то ни было, красная корова является своего рода галахической аномалией, появление которой крайне маловероятно.
Некоторые современные ученые полагают, что в Торе речь идет не о рыжей, а о бурой корове. Они приводят следующие аргументы. Во-первых, красный является одним из трех основных цветов, бурый же является оттенком красного. А во-вторых, в Писании нет слова для обозначения бурого или коричневого цвета. Поэтому, по их мнению, коричневое также называлось в древнем иврите "красным".
Что касается меня, то я плохо различаю цвета. Если на столе лежат 15 красных шаров и 1 коричневый, я никогда не могу его распознать. Поэтому данное объяснение кажется мне разумным, и дающим нам пищу для дальнейших размышлений.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Нашествие ядовитых змей
Во время  обхода  Эдома евреи вновь возмутились:
"И РОПТАЛ НАРОД НА ВСЕСИЛЬНОГО И НА МОШЕ: "ЗАЧЕМ ВЫВЕЛИ ВЫ НАС ИЗ ЕГИПТА? ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ В ПУСТЫНЕ? ВЕДЬ ХЛЕБА НЕТ, И ВОДЫ НЕТ, И ДУШЕ НАШЕЙ ОПРОТИВЕЛА ЭТА НЕГОДНАЯ ПИЩА!". " (Бемидбар 21:5).
Удивляться этому не приходится: до Земли Обетованной было уже рукой подать, когда внезапно евреи подверглись нападению царя Арада, чье царство располагалось в пустыне Негев: "И УСЛЫШАЛ КНААНЕЙ, ЦАРЬ АРАДА, ЖИТЕЛЬ ЮГА, ЧТО ИЗРАИЛЬ ИДЕТ ДОРОГОЙ ОТ АТАРИМА, И ВСТУПИЛ В СРАЖЕНИЕ С ИЗРАИЛЕМ, И ЗАХВАТИЛ ПЛЕННЫХ" (Бемидбар 21:1). После этого поражения евреи были вынуждены пойти в обход:"И ДВИНУЛИСЬ ОНИ ОТ ГОРЫ ГОР ПО ДОРОГЕ К МОРЮ СУФ, ЧТОБЫ ОБОЙТИ СТРАНУ ЭДОМ" (Бемидбар 21:4). После этого народ пришел в нетерпение - неужели завоевание и в этот раз не удастся, и придется еще сорок лет блуждать по пустыне? Вполне естественно, что в этот момент "ТЕРПЕНИЕ НАРОДА ИСТОЩИЛОСЬ ОТ ПУТИ" (Бемидбар 21:4).
Это возмущение было проблематичным по двум причинам. Во-первых, евреи в очередной раз возмутились против Б-га. а во-вторых, вместо того, чтобы честно назвать причину недовольства, они заявили, что Б-г плохо о них заботятся. При этом, ничуть не смущаясь, они высказали две взаимоисключающие жалобы - на отсутствие еды и ее плохое качество: " ВЕДЬ ХЛЕБА НЕТ, И ДУШЕ НАШЕЙ ОПРОТИВЕЛА ЭТА НЕГОДНАЯ ПИЩА" (Бемидбар 21:5).
Б-г покарал евреев, наслав на них ядовитых змей. Почему было выбрано именно это наказание? Чему оно должно было научить народ?
Первое упоминание о змее мы находим в книге Берешит, когда он соблазнил Еву вкусить от древа познания, заверив ее, что в этом случае она "НИКАК НЕ УМРЕТ" (Берешит 3:4). При этом "УВИДЕЛА ЖЕНА, ЧТО ДЕРЕВО ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ЕДЫ И ЧТО УСЛАДА ОНО ДЛЯ ГЛАЗ, И ВОЖДЕЛЕННО" (Берешит 3:6).
За соблазнение Евы Б-г сурово покарал змея: "ЗА ТО, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ЭТО, ПРОКЛЯТ ТЫ БОЛЕЕ ВСЯКОГО СКОТА И ВСЯКОГО ЗВЕРЯ ПОЛЕВОГО! НА ЧРЕВЕ ТВОЕМ ХОДИТЬ БУДЕШЬ И ПРАХ БУДЕШЬ ЕСТЬ ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ" (Берешит 3:14).
Во время странствий по пустыне Б-г кормил евреев манной, которая была "НА ВКУС - КАК МЕДОВЫЙ ПИРОГ" (Шмот 16:31). И вот, об этой изысканной пище евреи заявили - "НЕГОДНАЯ ПИЩА". После этого Б-г наслал на евреев змей, которые действительно питались "негодной пищей" - прахом. Это должно было напомнить Израилю, сколь премного он должен был быть благодарен манну небесную,  пищу, которой он питался сорок лет.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Глава начинается с закона Рыжей коровы (Пара Адума). Тора представляет его нам как воплощение заповеди типа « חק » («Хок» – заповедь, смысл которой не разъяснен). И, наряду со всеми законы Тум’ы (ритуальной нечистоты) и Таѓары (ритуальной чистоты), мы выполняем его только потому, что так повелел ХаШем. Это не значит, что у этого закона нет смысла: напротив, причин дается много. Но он, более, чем любой другой, является ярким примером закона, требующего нашего безусловного исполнения, ибо, как бы его ни толковать рационально или символически, все равно останутся неразрешенные парадоксы, неподвластные обычной человеческой логике и пониманию.
2. Как и все законы Тум’ы и Таѓары, ХаШем дал Закон Рыжей коровы только нам, Своему Избранному народу. Только мы можем быть в состоянии Тум’ы и Таѓары; Тум’а может исходить либо извне (например, вследствие прикосновения к предмету, являющемуся «Таме»), либо, в определенных условиях, от нас самих (то есть, как следствие состояния самого тела). Распространенный перевод слова «Тум’а» как «нечистота» весьма неудачен. Это слово производит впечатление физической или гигиенической нечистоты, а это
совершенно неправильно. Строго говоря, его также не всегда можно толковать как «духовную нечистоту», потому что таким образом подразумевается вина или осуждение, будто бы человек достоин порицания за то, что он «Таме», а это, естественно, часто не так. (А иногда человеку даже следует принять на себя Тум’у.) Лучше всего объяснить Тум’у как духовное состояние, в котором действуют определенные законы, и из которого Тора предписывает выход путем особого процесса «Таѓары», очищения. В более тяжелых случаях Тум’ы этот процесс Таѓары вовлекает в себя использование пепла Рыжей коровы, и в первом разделе этой главы представлены сложные законы подготовки этого пепла. Все заповеди Торы, но в особенности «Хуким» (законы, смысл которых не указан), мы, люди, можем выполнять правильным образом и с получением всех вытекающих из этого благ только следуя тому, что ХаШем установил в Своей
Торе, и в точности исполняя учения наших мудрецов. Только ХаШем, в Его бесконечной мудрости, знает природу Своей Б-жественной сущности, и Он создал нас, чтобы были Его народом и приблизились к Нему в святости, путем жизни в соответствии с Его Торой. В этой Торе ХаШем поведал нам, какие условия способствуют нашему духовному успеху и нашей цели в жизни, а какие препятствуют. И хотя Тора не винит и не критикует человека за состояние Тум’ы само по себе, тем не менее, это состояние не позволяет человеку достичь близости к Б-гу. (Разумеется, человек невиновен за это состояние только в том случае, если попал в него нечаянно или естественным путем, а не вследствие умышленного неповиновения закону Б-га.) Так или иначе, в Своей бесконечной мудрости, ХаШем предписал, что состояния Тум’ы следует избегать и стремиться к Таѓаре.
3. После почти сорокалетних скитаний в пустыне, пока не вымерло все недостойное поколение, в соответствии с постановлением Б-га (см. главу Шлах Леха) еврейский народ теперь состоял только из тех, кто заслуживал входа в Землю Израиля. На этом этапе умерла Мирьям, сестра Аарона и Моше, и внезапно иссох чудесный колодец, который путешествовал с нами по пустыне все эти сорок лет, ибо ХаШем дал его нам в заслугу Мирьям. Перед людьми замаячил призрак смерти от жажды, и они стали умолять Моше снова дать воду, как дал он её вскоре после Исхода из Египта. Но когда люди стали все больше возбуждаться и
проявлять нетерпение, Моше – вместе с Аароном – разгневался на них. Вследствие этого, когда чудо колодца-путешественника возобновилось (в заслугу Моше), его воздействие было в определенной мере уменьшено: урок Б-жественного Провидения, преподанный народу, оказался не таким великим, каким мог бы стать. Что приводит к немедленным последствиям: ХаШем сообщает Моше и Аарону, что из-за этой их ошибки им не будет разрешено ввести еврейский народ в Землю Израиля.
4. Мы стояли лагерем к югу от Земли Израиля и были почти готовы, наконец-то, войти в нее. Моше Рабейну послал гонцов к царю Эдома Хадару с просьбой дать нам разрешение пройти через его страну на пути в Землю Израиля. Несмотря на наше дружеское послание брату, Эдом отказал нам в этой разрешении – и угрожал встретить нас мечом в случае попытки пройти. И нам пришлось отвернуть от Эдома.
5. Следуя за колонной облака, мы вновь отправились в путешествие, на этот раз в сторону горы Хор (возможно, современной Джебель Неби Харун или, согласно другим источникам, Джебель Аккар.) И здесь ХаШем постановил, что Аарон должен умереть. Моше было приказано взять Аарона на гору Хор вместе с его сыном Элазаром, которому предстояло унаследовать у отца мантию Первосвященника (Кохен Гадоль). И Аарон умер, таким же образом, как и его сестра Мирьям, блаженно и без мучений, чего удостаиваются немногие смертные.
6. С кончиной Аарона исчезли Облака славы, которые окружали наш лагерь, ибо этот особый знак
Б-жественного покровительства был пожалован нам в его заслугу. Думая, что теперь еврейский народ беззащитен, на нас напали кнаанеи, жители юга. В ответ на наши молитвы ХаШем помог нам, и мы победили их в сражении.
7. Утомленные скитаниями и разочарованные враждебностью нашего брата Эдома – Земля Израиля была так близко, и в то же время, по-прежнему, так далеко – мы опять поддались искушению жаловаться на руководство Моше Рабейну. ХаШем немедленно послал наказание в виде чудовищных ядовитых змей –
символизирующих злые языки. Признав свою вину, мы раскаялись, и ХаШем повелел Моше сделать медного змея и установить его на высоком шесте, всем напоказ, чтобы люди, получившие укусы, вспомнили, что это ХаШем их вылечивает и защищает, и больше не высказывались против Его указаний, которые Он передает через Своего слугу Моше Рабейну.
8. Затем мы опять двинулись вперед (вновь окруженные Облаками славы, которые вернулись к нам в заслугу Моше), и пошли в обход земли Эдома (ибо ХаШем не разрешил нам брать его землю), пока не дошли до территории, которая в прошлом принадлежала народу Моава, но с тех пор была завоевана Сихоном, царем эмореев. И здесь отпала надобность в чудесном колодце-путешественнике, ибо тут
была уже не безводная пустыня. И колодец слился с водой местных ручьев, а Моше и старейшины вместе со всем народом воспели его в Песни колодца, хвалебной Б-гу за это чудо воды и за все чудеса, которые Он для нас совершил.
9. Моше вновь отправил послов, на этот раз к Сихону, царю эмореев, с просьбой разрешить нам пройти через его владения. Но в ответ Сихон – без всякого повода – вызвал нас на бой у Яхаца (возможно, современный Джалул в горном массиве Хрибет эль-Тейм), и мы его разбили и заняли всю территорию, которую он прежде завоевал у Моава. Об этих сражениях говорят сказатели: о том, как эти могучие
эмореи, которые нанесли такое поражение Моаву, были разгромлены сами. Таким образом, территорию Моава (которую, как и территорию Эдома, ХаШем не разрешил нам брать у них напрямую), удалось
легальным образом включить в наши владения.
10. Мы продолжили путь вверх по восточной стороне Земли Израиля. И на бой с нами вышел со всем своим народом Ог, грозный царь региона Башана (общепринято считать, что это современные Голанские высоты). ХаШем уверил Моше, что и его нам не следует бояться, и мы победили и его, и завладели его территорией. Разбив лагерь на Моавской равнине, на берегу реки Иордан, напротив города Йерихо, мы ожидали дальнейших указаний от Б-га. Наконец-то мы были готовы войти в основную часть Земли Израиля, Земли
Обетованной.

 

Перевод - О. И. Баддиль
Перевод с английского Рава Меира Мучника
Песнь о колодце - שִׁירַת הַבְּאֵר
21:10. И двинулись Сыны Израиля от горы Хор, и направились к Цалмоне, а оттуда к Пунону, а оттуда пошли дальше, продолжая огибать землю Эдома и остановились лагерем к северо-востоку от земли Эдом,
в Овоте.
11. И двинулись из Овота и остановились лагерем в Ией, в горных проходах, в пустыне, что простилается перед землей Моава, к юго-востоку, со стороны, где встает солнце.
12. Оттуда двинулись вперед и направились к месту, известному позднее как Дивон Гад, и остановились лагерем в Дивон Гаде, там, в долине Зереда, по которой тогда пролегала граница между землями Моава и Эдома.
13. Оттуда двинулись дальше – в тридцать восьмой год – и пошли на север в сторону Альмон Дивлатаймы, огибая юго-восток земли Моава, и остановились там, на другой стороне Арнона, то есть, на стороне пустыни, что лежит на северо-восточной стороне Арнона; в той пустыне, на полоске земли, что выступает
от края земли эмореев. Но сам поток Арнон был новой границей Моава, между землями Моава и эмореев,
а еврейскому народу нельзя было занимать территорию Моава.
14. Об этих путешествиях и завоеваниях еврейского народа говорится в древней Книге Войн Б-га, как Вахев – город Дивон Гад (который изначально принадлежал Моаву), был взят Сихоном, царем эмореев в яростной битве между Сихоном и  Моавом, и таким образом был отдан Б-гом еврейскому народу, как позже и район ущелий региона Арнона, под названием Альмон Дивлатайма, который тоже был захвачен в тех сражениях
Сихоном у Моава и так перешел во владения еврейского народа.
15. А также склоны Арнона к востоку гор Аворим, что спускаются к этим ущельям, то есть, склоны, спускающиеся к Шевет-Ору, что был захвачен Сихоном у Моава и был затем отдан Б-гом во владение еврейскому народу: вся та земля, до потока Арнон, который продолжает течь оттуда, к границе Моава с эмореями.
16. Оттуда направились к месту, позже названному Альмон Дивлатайма, где на короткое время скрылся колодец, но вновь вернул его ХаШем, чтоб с ними шел; это тот самый чудесный колодец, о котором ХаШем сказал Моше столько лет назад: «Собери народ, и дам им воду» - и этот колодец шел с ними до сих пор во всех путешествиях.
17. Тогда, в благодарность за это великое чудо путешествующего колодца, воспели старейшины и народ Израиля эту песнь – старейшины возглашали куплеты, а народ отвечал припевом: «Бей ключом, колодец!» :
18. Это колодец, что вырыли князья и сказали: «Бей ключом, колодец!» что вычерпали благородные, моля:
«Бей ключом, колодец!» Не лопатами, а скипетром божественным и посохом руководящим вырыли они его, взывая: «Бей ключом, колодец!» Этот колодец, подарок от засушливой пустыни, произвели они, возглашая:
«Бей ключом, колодец!»
19. Прошел он с народом, этот подарок, до потоков Арнона, где постановили они: «Бей ключом, колодец!»
И смешался с потоками земли той, и огласил чудеса Его для Своего народа, ибо повелел Он: «Бей ключом, колодец!» А оттуда дошел с ними вплоть до высот завоеванной у Моава земли, где указали они: «Бей ключом, колодец!»
20. И с тех высот сошел за ними в долины на просторах Моава, ибо сказано ему: «Бей ключом, колодец!»
Прошел он с ними без остановки и до вершин высот, ибо сказали: «Бей ключом, колодец!» И взирает оттуда на ту дикую пустыню, откуда появился, когда велели: «Бей ключом, колодец!»
21. И направил Израиль послов к Сихону, царю эморейскому, передавая ему:
22. «Дай нам пройти через землю твою. Не свернем мы в поле или в виноградник, и не будем пить воды колодца. Пройдем мы по царской дороге, пока не пройдем до края земли твоей».
23. Но не дал Сихон Израилю пройти через свою территорию, а собрал Сихон весь народ свой и вышел навстречу Израилю в пустыню, и пришел в Яхац и дал сражение Израилю.
24. И поразил его Израиль мечом, и занял его землю от реки Арнон на юге до реки Ябок на севере, вплоть до земли народа Амона; таким образом, занял Израиль всю землю на западе, что в прошлом принадлежала Моаву, но не далее. Ибо сильна была граница аммонитян, и их земля не была взята Сихоном, когда завоевал он Моав, поэтому нельзя было Израилю забирать ее у Амона.
25. И взял Израиль все эти города, и зажил во всех городах, что взяли у эмореев, и в Хешбоне, и во всех его пригородах.
26. Ибо Хешбон, хотя и был изначально моавитянским городом, был тогда городом Сихона, царя эмореев,
а он воевал с предыдущим царем Моава и захватил у него все земли - до потока Арнон, так делая эти земли разрешенными для овладения Израилем, ибо Израилю нельзя было захватывать земли непосредственно у Амона или Моава.
27. О той битве говорят сказатели: «Приходите в Хешбон, в тот город, что в прошлом принадлежал Моаву!
Его теперь отстроили и установили как город Сихона!
28. Но потом, когда изошел огонь сражения от Хешбона, когда пламя разрушения вырвалось из этой новой крепости Сихона, пожрало оно город Ор в Моаве и те, что на высотах Арнона.
29. Горе тебе, Моав! Запутался ты, народ Кмоша, бога своего! Превратил бог твой сыновей своих в беженцев, а дочерей в пленниц царя эмореев Сихона!»
30. И говорят сказатели далее «Власть самого Сихона была свергнута, и опустел Хешбон! И вся та земля, до Дивона, все опустошено до Нофаха и вплоть до Мейдвы!»
31. Итак, поселился Израиль в земле той, после того, как завоевали ее у Сихона, царя эмореев.
32. И послал Моше людей разведать землю Яазера, и захватили они ее пригороды, и изгнали эмореев, что были там.
33. И повернули они на север, по направлению к Башану, и вышел тогда Ог, царь Башана, навстречу Сынам Израиля, он и весь его народ на битву у Эдреи.
34. И сказал ХаШем Моше: «Не бойся его, ибо в твои руки отдал я его и весь его народ, и его землю, и сделаешь с ним то же, что сделал с Сихоном, царем эморейским, что правил в Хешбоне».
35. И разбили они его и его сыновей и весь его народ, пока никого у него не осталось, и взяли во владение всю его землю.
22:1 Затем отправились Сыны Израиля дальше и остановились лагерем в равнинах Моава, на восточной стороне реки Иордан, напротив города Йерихо.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Хукат
Ѓафтара этой недели взята из Книги Шофтим (14:1-33)

1. Связь между недельной главой и Ѓафтарой очевидна. В недельной главе повествуется о том, как еврейский народ на последней стадии своего пути в Землю Обетованную направил мирные послания к народам на восточном берегу реки Иордан и попросил у них разрешение пройти по занимаемой ими территории (которую они сами захватили у народов Аммона и Моава в предыдущей войне). Они не только отвергли нашу просьбу с демонстративным презрением, но даже провоцировали нас на войну, сначала Сихон, царя эмореев, а затем Ог, царь региона Башана. С Б-жьей помощью мы одолели этих царей и их дружинников. Народы Аммона и Моава могли по крайней мере утешиться тем, что отторгнутые у них земли не остались во владениях захватчиков надолго. Ибо в результате войны с нами вся территория, удерживаемая Сихоном и Огом, перешла к нам.
2. Ѓафтара этой недели повествует об эпизоде нашей истории, произошедшем почти ровно триста лет после нашего освобождения из Египта. В ту эпоху еврейский народ был занят заселением и застройкой своей новой земли. Однако, к сожалению, многие стали пренебрегать соблюдением Торы и заповедей. За этим
последовало падение в идолопоклонство и общее увлечение языческими культами народов того региона. Это в свою очередь вызвало гнев Б-га, и еврейскому народу много досталось от его воинственных соседей.
3. Аммонитяне и моавитяне никогда не вели себя мирно по отношению у еврейскому народу, с которым у них были общие границы. Аммонитяне часто посылали в еврейскую страну разбойничьи банды, которые совершали налеты, убивали или уводили в плен жителей и уничтожали поселения. Эти постоянно повторяющиеся рейды аммонитян (и моавитян), временами весьма глубоко внутрь страны, приводили к большим разрушениям.
4. На том этапе истории у нас не было царя (первый еврейский царь, Шаул, был коронован почти сто лет после описываемых событий). И теперь возникла необходимость назначить вождя, который объединил бы еврейский народ в мощную силу, способную противостоять агрессии аммонитян. Аммонитяне собрали большую армию в Гильаде (современный Хирбет Джельад), а евреи собрались в Мицпе (возможно, то же место, что и Рамот Гильад в регионе Гильада, современный Тель Рамит). В качестве вождя народ вознамерился избрать Ифтаха из города Гильад, храброго воина, который, хотя и вовсе не обладал ученостью в Торе, тем не менее, был лидером, за которым шли люди.
5. Братья Ифтаха считали его чужаком (его родила другая жена их отца) и практически изгнали его из дома. И он ушел жить в другом месте, где собрал вокруг себя группу себе подобных недовольных людей. Когда старейшины пришли просить его возглавить армию и повести ее в сражение с аммонитянами, он укорил их за то, как обращались с ним в прошлом. Он настоял на том, что если сейчас он должен повести их в бой, то они сперва должны признать его свом вождем, ибо он должен иметь право говорить и действовать от имени всего народа. С этим они согласились, и Ифтах обратился к Б-гу с молитвой о помощи, ибо народ находился в большой опасности и раскаялся в грехах.
6. Затем Ифтах направил послов в Аммон с мирной инициативой. «Что вы имеете против нас, почему идете на нас с войной?» - спросил он. В ответ царь Аммона потребовал, чтобы евреи вернули земли к востоку от реки Иордан, которые заняли на пути из Египта в Землю Израиля. Ифтах ответил, что еврейский народ не
захватил ничего у Аммона (да и у Моава тоже). Напротив, мы обогнули земли Эдома, Моава и Аммона потому, что у нас не было разрешения Б-га захватывать земли этих семитских народов. Однако, продолжил Ифтах, когда на битву с нами вышел Сихон, царь эмореев, без всякой провокации с нашей стороны, мы его
победили и взяли все земли, которые занимал он, включая те, что он до этого захватил у Аммона. «ХаШем дал нам земли, которые занимали эмореи, - по какому праву вы требуете, чтобы мы их вам вернули? Ваша земля – та, что вам дал ваш бог Кмош, а мы оставим за собой землю, которую дал нам ХаШем, наш Б-г. И
почему вы не возражали все эти триста лет, почему не пытались вернуть себе эти земли? Ваши претензии безосновательны и являются лишь поводом для вторжения в нашу страну. Остановитесь!»
7. Но царь Аммона не остановился, и Ифтах повел своих людей вперед и сразился с аммонитянами на их территории. ХаШем даровал ему победу над ними, и они на какое-то время смирились с еврейским народом.
8. Перед сражением, однако, Ифтах неосторожно дал обет Б-гу, что если Он даст ему победу, то первый, кто выйдет встречать его по возвращению домой, будет отдан Ему. Когда он вернулся с победой, его вышла встречать его единственная дочь. Не будучи сведущим в законах Торы, которые категорически запрещают
человеческие жертвоприношения, да и вообще не дают обету одного человека силу над жизнью другого, а будучи более знакомым с языческими культами того времени, Ифтах подумал, что исполнение этого обета было обязательным для него и для дочери. Кроме того, из упрямства и гордыни («Это я вождь еврейского
народа!») Ифтах отказался пойти за советом к духовному лидеру того времени – Пинхасу Кохену, сыну Элазара, сына Аарона, который еще был жив. И его дочь была изгнана и вынуждена прожить всю жизнь в изоляции. (Пинхас тоже был виноват в этой напрасной жертве молодой жизни – он посчитал, что «Ифтах
нуждается во мне больше, чем я в нем – пусть он ко мне придет!» - и вскоре после этого утерял свой пророческий дух.) Позже крутой нрав Ифтаха послужил причиной гражданской войны в Колене Эфраима и напрасной гибели 42000 людей.
9. Когда Ифтах был вождем, он был формальным главой Санхедрина (он и его суд считаются десятым звеном в Цепочке традиции, которую начал Моше Рабейну на горе Синай) и занимал этот пост семь лет, в течение которых сохранялся мир с Аммоном. (Следующим, одиннадцатым звеном в этой цепочке был суд,
возглавляемый Боазом, который был общепризнанным мудрецом Торы и праведником. В старости Боаз женился на Рут, и от их сына произошел царь Давид. Рут была благословлена долгожительством и удостоилась увидеть на троне не только Давида, но даже и его сына Шломо, рядом с троном которого был
установлен и другой, для этой праведной прозелитки из Моава, «матери царства». Но перед тем, как воцарилась династия Давида, пророком Шмуэлем был помазан на царство в 2880 году от сотворения мира благородный и праведный Шаул, который правил два года.)
10. Ифтах умер в 2788 году и был похоронен в городе Гильад. Хотя он был храбрым воином, он считается примером вождя, несведущего в Торе. Его лидерство служит иллюстрацией учения мудрецов, что каждое поколение получает такого вождя, какого заслуживает. И тем не менее, мудрецы также учат, что если на то Воля Б-га, что таким должен быть вождь народа, то нам следует почитать его и относиться к нему с уважением (даже если ему не всегда можно подчиняться). Ибо «כִּשְׁמוּאֵל בְּדֹורֹו וְצָרִיךְ לִנְהֹוג בֹּו כָּבֹוד יִפְתַּח בְּדֹורֹו»
- «Ифтах в своем поколении – как Шмуэль в своем, и следует выказывать ему уважение».

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Тора сообщает закон об использовании пепла красной коровы (пара адума) для ритуального очищения людей, находившихся в контакте с мертвым телом. В сороковой год после Исхода умирает сестра Моше, пророчица Мирьям, благодаря которой евреев сопровождал в странствиях неиссякающий колодец с питьевой водой. Народ в панике: где взять воду? Отвечая на молитву Моше и Аарона, Б-г велит им собрать людей у водоносной скалы и “попросить” у нее воды. Однако Моше не говорит, а дважды ударяет скалу посохом. Из нее бьет мощный фонтан. Водная проблема решена, но Б-г лишает Моше и его брата права на вступление в Эрец-Исраэль за то, что они “не ознаменовали святость Мою на глазах у сынов Израиля”. Евреи вынуждены идти в Эрец-Исраэль кружным путем, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешил им пройти через свою страну, угрожая войной. На горе Гор умирает Аарон, передав свои обязанности и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает своего первосвященника и миротворца. Царь эмореев Сихон тоже не желает пропустить евреев; тогда Моше приказывает начать войну с эмореями. Евреи побеждают и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моавитян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и занимают его страну, расположенную в районе Голанских высот.

 

Самая опасная зараза
 «Говори сынам Израиля, чтобы привели к тебе корову рыжую, без порока, у которой нет увечья, на которую не надевали ярмо» (19:2).
Что может быть страшнее чумы? Чума - это невидимый жестокий убийца. Страшная эпидемия чумы способна затмить яркое полуденное солнце, превратить светлый день в глухую ночь. Несколько лет назад, уже после чудовищной террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке, западный мир захлестнула эпидемия паники, когда разнесся слух, что террористы рассылают письма, зараженные возбудителями бубонной чумы.
Однако самая опасная инфекция - это не чума и не сибирская язва. Это нечто гораздо более привычное и, на первый взгляд, совершенно безобидное.
В сегодняшнем разделе Торы мы учим заповедь «пара адума» - приготовление и использование пепла рыжей коровы. Для выполнения этой мицвы требуется корова чистейшей рыжей масти в возрасте не моложе трех лет. Если на всем ее теле будут найдены хотя два волоса другого цвета, животное считается непригодным для выполнения заповеди. Кроме того, как видно из приведенного стиха, «пара адума» не годилась, если она ходила под ярмом. Нет нужды говорить, что такие коровы были великой редкостью в библейские времена. Сейчас их вообще не сыщешь.
Мидраш рассказывает: много лет назад, еще в эпоху Храма, мудрецы Синедриона долго не могли найти подходящую рыжую корову. Пепел предыдущей коровы был на исходе, а замена все не находилась, хотя гонцы обыскали всю страну вдоль и поперек.
Но вот однажды мудрецам сообщили, что у одного нееврея есть корова чистейшей рыжей масти, без всяких примесей. К этому человеку отправили депутацию, чтобы проверить сообщение и, если оно подтвердится, договориться с ним о покупке животного.
Корова оказалась подходящей, и ее хозяин запросил за нее четыреста золотых монет. Посланцы Синедриона тут же приняли его условие и сказали, что вернутся на следующий день с деньгами. Когда покупатели удалились, владелец коровы побежал к друзьям, чтобы рассказать им о нежданно свалившейся удаче.
«Вот видите, какая редкая и ценная корова оказалась в моем стаде», - сказал он гордо друзьям. Но те цинично рассмеялись: «Продешевил ты, старина, - сказали они. - Мог бы запросить и больше. Раз евреям потребовалась эта корова для их ритуала, они не постоят за ценой».
На следующий день, когда посланцы Синедриона явились с деньгами, владелец нагло заявил им: «Я передумал. Корова не продается». Посланцы сразу сообразили, в чем дело, и тут же предложили ему надбавку к цене. Хозяин гордо отверг ее. Покупатели добавили еще. Торговля продолжалась больше часа. Наконец евреи сломили сопротивление вымогателя, предложив в виде дополнительной платы сотню золотых монет (по другой версии - тысячу).
Хозяин коровы «нехотя» согласился, и посланцы Синедриона отправились обратно в Иерусалим за недостающими деньгами.
Проводив гостей, владелец бесценной коровы заглянул к соседу и, самодовольно смеясь, сказал ему: «Ты знаешь, почему они предложили мне такие сумасшедшие деньги? Не знаешь? Так вот, их религия велит им использовать корову рыжей масти, на которую не надевали ярма. Я сыграю с ними шутку».
Тем же вечером он вывел в поле свою рыжую корову, запряг ее и пропахал небольшой участок земли.
Наутро посланцы Синедриона вернулись с золотыми монетами, но прежде чем заплатить, они попросили разрешения вновь осмотреть животное. Через полминуты покупатели вернулись к сгоравшему от нетерпения хозяину. На их лицах застыло выражение глубокого разочарования. «Можете оставить корову у себя, - сказали они. - Нам она не нужна».
Потрясенный хозяин не мог взять в толк, как эти люди узнали о его тайной «шутке». Неужели ярмо оставило след на корове?
Часа через два, когда иерусалимских посланцев уже и след простыл, к нему вернулся дар речи. «Благословен Вс-вышний, избравший этот народ!» - воскликнул неудачник, потерявший целое состояние из-за собственной глупости, потом вошел в амбар и повесился.
Но, в самом деле, откуда посланцы Синедриона узнали, что на рыжей корове пахали?
Традиция сообщает, что у коровы, не ходившей под ярмом, есть два особых волоса на шее, которые растут прямо. Стоит надеть на нее ярмо, как эти волосы сгибаются, и распрямить их уже невозможно. Есть и еще один признак: корова, не ходившая под ярмом, смотрит прямо, у нее не мигают глаза. Но если провести ее под ярмом, она начинает косить, как будто пытаясь увидеть ярмо.
Но главный вопрос другой: почему владелец коровы так опрометчиво «пошутил», без всякой разумной причины поставив на кон гигантское состояние? Зачем он вообще рисковал? Ведь он знал, должен был знать, что евреи не станут полагаться на его честное слово в столь важной и дорогой сделке, что они обязательно проверят корову.
Всему виной самая заразная инфекция под названием злокозненный нрав или, если хотите, тяга к подлости. Жадность к деньгам побудила хозяина коровы отказаться от ранее достигнутой договоренности. Он поступил вероломно, но, по крайней мере, логично. Однако, сделав первый шаг, он уже не мог остановиться.
Один порок сбросил покровы приличия с других пороков, заложенных в его характере. Владелец бесценной коровы лишился способности здраво мыслить. Жадность проявила в нем страсть к обману, зависть и злобу.
Если человек не пытается улучшить свой характер в какой-то одной области, дефекты его личности обязательно проявятся и в других областях. Ибо нет ничего заразнее человеческих пороков.

 

Палка для собаки
«И послал Б-г на народ ядовитых змей, и жалили они народ…» (21:6).
Собака далеко не самое умное животное. Если вы бросите в нее палку, она с рычанием бросится на нее, начнет кусать и терзать бездушную деревяшку, как будто это самый лютый враг всего псиного рода.
В ее убогом мозгу даже не промелькнет элементарная мысль: а кто бросил палку? Ведь палка сама не летает и не бегает. Нет, собака не задаст себе этот вопрос - она слишком занята наказанием «агрессора».
Характеризуя людей, которые будут жить в предмессианскую эпоху, мудрецы Талмуда писали, что «лицо поколения будет похоже на собачью морду».
Когда нас осаждает враждебный мир, когда нам угрожают Иран, «Хизбалла», ХАМАС, когда нам объявляют всевозможные бойкоты и санкции, а антисемитизм снова входит в моду, вместо того чтобы возмущаться и вопрошать: «За что?!» и «Как они смеют?!» - не лучше ли перестать кусать брошенную в нас палку и задуматься, попытаться понять, кто бросил ее? Чья рука наказывает нас и почему? Ведь человек умнее собаки…

 

Рав Яков Доктор
К моменту знакомства с Аризалем рабби  Хаим Виталь זצק''ל זי''ע был уже выдающимся кабалистом. Несмотря на молодой возраст, менее тридцати, он возглавлял ешиву кабалистов в Дамаске. Тем не менее, по его собственному признанию, начав учиться у святого Ари, он ничего не понимал, а то немногое, что понимал, быстро забывал. Так продолжалось до тех пор, пока Аризаль не повез его на озеро Кинерет. Взяв лодку, они приплыли на определённое место, где Ари велел рабби Хаиму зачерпнуть воды, произнести браху и выпить. От этой воды, по словам рабби Хаима Виталя, просветлился его разум и открылось сердце, и он начал понимать и запоминать то, что Ари ему раскрывал. Все известные нам сегодня книги Аризаля дошли до нас через его ученика рабби Хаима Виталя. Вода, которую он выпил из Кинерета, была водой колодца Мирьям, который находился в тот момент в том месте озера Кинерет.
Мишна в Пиркей Авот говорит, что мир стоит на трёх основах: на Торе, на служении и на благотворительности. Для поколения пустыни Моше Рабейну был основой Торы, благодаря его заслугам у евреев был манн, Аарон - основа истинного служения, благодаря ему евреев окружали и защищали особые облака Славы. Мирьям была основой благотворительности, в её заслугу евреев всегда сопровождал особый колодец с водой. Наша недельная глава сообщает, что когда Мирьям умерла, основа благотворительности, на которой стоит мир, пошатнулась. В результате исчезла вода. Моше и Аарон по повелению Вс-вышнего укрепили эту основу и вернули нам воду. С тех пор колодец Мирьям сопровождает нас повсюду, переходя от одного источника воды к другому. Тот, кто удостоится отведать его воды, получит особый заряд святости, как это и произошло с рабби Хаимом Виталем.
Мицва красной коровы, с которой начинается наша глава, это тайна тайн. Одна из них в том, что раствор пепла красной коровы предназначен для очищения от нечистоты, но все те, кто занимаются его приготовлением, становятся от этого нечистыми. То есть она очищает нечистых, но делает нечистыми чистых. Порадокс. Книга "Ешар диврей эмес" говорит, что в этом принципе есть намёк на отношение к важнейшему человеческому качеству – скромность. Если правильно применять это свойство, оно очищает и возвышает. Но если использовать его не там, где надо, скромность портит и разрушает. Человек не бывает всегда скромным или, наоборот, всегда гордым. В некоторых вопросах он проявляет скромность, а в некоторых гордость. Весь вопрос, когда и куда направлены эти его это качества. Скромность делится на две группы: в поведении и в отношении к себе. Есть люди, которые не имеют права вести себя скромно, они обязаны вести себя так, чтобы другие оказывали им почёт и уважение. Например, родители и учителя по отношению к своим детям и ученикам, несущие общественные должности, мудрецы Торы.
Мы  сейчас поговорим о скромности по отношению к самому себе.  "Ешар диврей эмес" формулирует здесь важный принцип. Когда человек борется с собой и с внешними препятствиями, стремясь освоить новую ступень духовного развития, выполняет мицву новую, непривычную, он обязан внушать себе, что это чрезвычайно важно, он делает важнейшее дело, ради него сейчас создан весь мир. От его способности это осознать,  действительно зависит успех. И объективно, подняться на новую ступень развития – это самое важное дело в мире, ради каждой победы над злом создан мир, благословение и удача посылаются в мир только благодаря таким победам. Но когда еврей уверенно стоит на определённой духовной ступени, изо дня в день делает привычное дело, ему ни в коем случае нельзя чувствовать от этого самодовольство. Это оскверняет и разрушает его связь с Б-гом. Наоборот, он обязан понимать и чувствовать своё несовершенство и свои недостатки, видеть, насколько он ещё далёк от настоящего служения, мудрости и праведности. Таким образом, нормальное состояние – это скромность. Необходимость важности и значимости самого себя зависит от того, насколько часто мы решаемся на штурм новых вершин духовности в нашей жизни, на новую мицву. Нередко можно видеть, как люди проявляют ложную скромность там, где надо бы проявить упорство и характер, и в то же время, находясь в довольно жалком состоянии, проявляют удивительное самодовольство и гордыню. Дай нам Б-г пользоваться правильно этими качествами.
Мы  говорим в молитве, что Вс-вышний "на небесах наверху и на земле  внизу". Рабби Леви Ицхак из Бердичева  זצק''ל זי''ע говорил, что в этой фразе есть намёк на правило. В делах материальных, земных нужно смотреть на тех, кто "внизу", кому хуже и быть довольным тем, что у нас есть. В делах духовных, небесных, необходимо, наоборот, смотреть "наверх" - на тех, кто достиг большего. Только так возможно приблизиться к Вс-вышнему.

 

 Ури Линец
Всем законам - закон…
“И говорил Ашем Моше и Аарону, сказав: Это закон Торы, который приказал Ашем, сказав: говори сынам Исраэля, и возьмут к тебе корову красную, цельную, в которой нет изъяна, на которую не поднималось ярмо” (Бемидбар 19:1-2).
Об этом законе, давшем название разделу, мудрецами написаны тома и тома. Сам великий царь Шломо, познавший многие тайны мироздания, перед этим законом остановился в недоумении. Да собственно об этом говорит Тора открытым текстом: “Это закон Торы” - “вот основополагающий закон всей Торы”! Не шабат, не кашрут, не законы функционирования Мишкана, не “не убий”, наконец, а закон о ритуальной нечистоте, который даже хочется отнести к “техническим” подробностям, а не признать основой Торы. Обычно, признавая разумность многих еврейских законов (принципы “не убий” и “не укради” вошли во все уголовные кодексы мира и в катахезисы христианства и ислама), неевреи используют именно закон “о красной корове” чтобы обвинить евреев в приверженности древней магии и колдовству. Да еще и защитники животных тут как тут: корову ведь надо зарезать и целиком сжечь.
Раши, концентрируя это внешнее неприятие и недоумение неевреев, говорит: “Гоим (народы) пересчитывают законы Израиля и говорят: “Что эта мицва вам?” Наши мудрецы поясняют: Раши показывает рациональный подход обитателей этого мира. Они признают разумность законов кашрута (медицина подтверждает), шабата (социология оправдывает), чистоты семейных отношений и обрезания (сегодня все “за”, от медиков до семейных психологов) и т.д. Но, наткнувшись на непонятный и нелогичный закон, они останавливаются в недоумении и спрашивают: “Что эта мицва вам?”
Самый простой ответ: Божественное начинается там, где человеческое уже закончилось. Если бы законы Торы укладывались в рамки человеческих представлений, научных теорий и доказательств, то Пятикнижие было бы “от мира сего” (не дай Б-г!). Неуспех гойских попыток понять смысл тех или иных мицвот в том, что у всех мицвот один смысл - это приказы Вс-вышнего.
Центральность закона “о красной корове” заключается в его очевидной надмирности, невозможности подвести под него рациональную базу, как например, под Десять Заповедей. И поэтому, в частности, мудрецы запрещают выделять Десять Заповедей, как более важные по сравнению с остальными.
Единственный смысл всех законов Торы - их Богоданность. Отсюда их “безвкусица” в глазах нежелающих принимать на себя “ярмо Торы и мицвот”. Их подход: “вкусное” (то, что мне нравится, то, что я понимаю) - ем, а “невкусное” (странное, непонятное, не дающее немедленного удовольствия) - не беру! Когда вкус - Один, и все законы имеют тот же самый вкус - они безвкусны (нет сравнения!) и не притягивают ищущих лишь удовлетворения. Поэтому “красная корова” - основополагающий закон всей Торы. Основной смысл приказов-мицвот в том, что они - приказы и их обязательность проистекает не из их понятности и разумности, полезности и красоты, а из их приказного порядка.
Если солдаты выполняют приказы, исходя из собственных желаний, то это не армия, а они, по сути, не солдаты. Оттого Тора и мудрецы подчеркивают обязательность мицвот именно в силу их Богоданности, а не в силу иных, сколь угодно важных причин. Следует отметить, что даже исполняющий (все, или многие) мицвот в силу их полезности и важности в собственных глазах, работает не на Вс-вышнего, а на его единственного конкурента - собственный эгоизм.
И тем более противоречит Торе любая попытка выделить какие-то мицвот и выполнять их, объявив иные - устаревшими, маловажными, неудобными для жизни. Попытка реформизма два века назад отбросить мицвот Эрец Исраэль (“мы немцы закона Моисеева”), попытка просветителей отбросить мицвот выделенности (“быть евреем в доме и человеком (!!!) на улице”), попытка сегодняшних левых объявить ненужными Храмовые жертвоприношения и Храмовую гору для еврейского народа - это не что иное, как полный отказ от своего еврейства, отказ шаблоны для dleскачать фильмы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Хукат (часть 1) все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика