::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Корах (часть 1)

29-06-2012, 10:34 Разместил: jude Просмотров: 1893

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Корах
Главы 16:1-18:32
“И отделился Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…”.

 Часть 1

Рав Лев Кацин
Почему мы обманываем себя?
“Почему я так плохо себя чувствую?” — спрашивал себя один американский врач, который пристрастился к пиву, — пишет известный специалист по борьбе с алкоголизмом, психиатр рав Авраам Тверский в своей книге «Addictive Thinking». — Этот опытный врач не пришел к выводу, что виной его плохого самочувствия является алкоголь, а решил, что потребляет слишком много жидкости. Вместо пива он начал пить вино, а когда почувствовал себя еще хуже, перешел на водку…»
Почему все попытки близких объяснить алкоголику, что его жизнь в опасности, как правило, безуспешны? Он не слышит, потому что не хочет слышать! Желание пить оказывается сильнее всех доводов разума. Алкоголик постоянно обманывает — и не только всех вокруг, но и, прежде всего, самого себя. Трагедия в том, что разум играет с ним злую шутку, убеждая его верить собственной лжи. Подспудное желание пить не только ослепляет его, но и манипулирует его интеллектом. И чем умнее человек, тем в большей степени он может попасть в ловушку разума, ставшего слепым орудием его желаний. «Я пью потому, что меня бросили жена и друзья, я потерял работу, и у меня нет денег, — убеждает он всех вокруг и себя самого. — Дайте мне деньги, и мне не нужно будет пить!» Но стоит ему получить деньги, как он их тут же пропьет.
Алкоголик должен посмотреть правде в глаза и признать, что виной всех его бед является алкоголь. Но как это сделать, когда его собственные глаза отказываются видеть правду?
Лишь столкнувшись с реальностью, испытав боль, он способен на короткое время увидеть, что потерял контроль над собой и нуждается в профессиональной помощи…
Впрочем, подспудные желания ослепляют на только алкоголиков, но, в той или иной степени, каждого из нас, пишет рав Тверский. Нам следует анализировать причины своих поступков, отделяя действительные от декларируемых.
Однажды рав Йосеф Зисл Горовиц, глава иешивы «Новардок», задумался, должен ли он навестить одного человека, рассказывается в книге «Хаим шейеш баем…». Понимая, что на процесс принятия решения могут оказать влияние любые подспудные чувства, даже лень, рав Горовиц решил надеть пальто, выйти на улицу и принять решение недалеко от дома этого человека. Его ученик, рав Исар Залман Мельцер, рассказывал моему учителю раву Миру Ходошу, что, когда его просили дать рекомендательное письмо, он сначала писал и лишь потом решал, достоин ли проситель этого письма…
Восстав против Моисея, Корах убеждал всех, что Моисей несправедливо наделяет властью своих родственников, забывая о том, что «все евреи святы». Корах говорил обо всех, но думал только о себе. «Он позавидовал Элицафану, которого Моисей по слову Вс-вышнего назначил главой семейства Кегата», — объясняет Раши.
«Корах был так умен, что толкнуло его на такое безумие? — спрашивают мудрецы Талмуда. — Его подвел глаз: он увидел среди своих потомков пророка Шмуэля».
Обладая пророческим даром, Корах увидел своих великих потомков и слишком много возомнил о себе. Одолеваемый гордыней, Корах поднял восстание против Моисея и погиб. Так развитый ум, пророческий дар и ораторское искусство сыграли с Корахом злую шутку…
Корах начал свой бунт с того, что «собрал двести пятьдесят судей народа… надел на них талит из техелес (синей шерсти) и начал высмеивать Моисея и заповедь цицит.
Однако заповедь цицит была дана народу перед бунтом Кораха, для того чтобы спасти его от гибели. Тора указывает «смотреть на цицит, вспоминать все заповеди Вс-вышнего и исполнять их, и не следовать блудно сердцу и глазам вашим…» (Шмот, 15:37–41).
То, что мы видим, оказывает влияние на наши души и поступки, как сказано: «…смотрите, вспоминайте и исполняйте». Почему же затем Тора указывает в обратном порядке: «…не следуйте сердцу и глазам вашим»? Для того чтобы мы помнили, что наше сердце, наши желания окрашивают видимую нами картину реальности. Осознание того, что человек не всегда объективно оценивает реальность, может стать первым шагом на пути обретения гармонии с этой реальностью.

 

Рав Реувен Пятигорский
Содержание главы.

Бунт Кораха и его сообщников против Моше и Аарона: Корах, двоюродный брат Моше, протестует против законов по наследованию священничества и распределению ролей при работе Храма; он считает себя обойденным (Бемидбар 16:1-11). Моше призывает к себе Датана и Авирама, присоединившихся к бунту Кораха; те отказываются прийти (16:12-15). 250 бунтующих евреев готовятся принести воскурения в Храме (16:16-22). Народ отступает от бунтовщиков; раскалывается земля и пожирает Кораха с сообщниками; возникший пожар сжигает восставших, которые держат в руках совки для воскурения (16:23-35). Предупреждение будущим поколениям не восставать против священничества; в память о том событии совки бунтовщиков идут на покрытие жертвенника (17:1-5). Новый ропот недовольства в среде евреев; мгновенная эпидемия уносит жизни 14700 человек; Аарон спасает народ (17:6-15). Руководителям колен приказано принести к Храму свои посохи; вместе с посохом Аарона их кладут в Соборном шатре; чудо с посохом Аарона указывает, что только он достоин стать главой рода священников-коэнов (17:16-24). Посох Аарона кладется на сохранение - в память потомкам (17:25-27). Права и функции коэнов и левитов (18:1-7). Доли коэнов и левитов:24 приношения для коэнов (18:8-20); вместо земельного надела в Стране левиты получают от остальных колен право на десятину с каждого урожая (18:21-24); от полученной доли левиты обязаны отделять «труму» для коэнов (18:25-32).
Главная тема главы - восстание Кораха. Для многих русскоязычных читателей это имя ничего не говорит. Но те, кто свободно пользуется ивритом, знают, насколько распространены идиомы «богат как Корах», «богатства как у Кораха». В каждом народе есть свои выражения, призванные показать удивительное богатство человека; в России говорят «богат как Крез» (почему-то ссылаясь на легендарного царя древней Лидии, разбитого персами, тоже древними). В народе Израиля вошла в обиход поговорка про Кораха. Мидраш рассказывает, что он в самом деле был фантастически богат. Все у него было. Кроме власти. Купить он ее не мог, поэтому попытался захватить. Не силой, а демагогией. Он, правда, считал последнюю «легитимной политической борьбой». Апеллировал к народу, призывал к реформам, показал себя способным популистом. Кто-то за ним пошел, у кого-то его лозунги вызывали отвращение. Сила его была, по крайней мере в начальный период, в том, что он якобы защищал народные интересы. Но ничего, кроме власти как таковой, его не интересовало. Чем он кончил, мы знаем. И все же ¬почему именно его имя вошло в поговорку? Почему в память народную он вошел именно как богач, а не как бунтовщик? Отвечает знаменитый раби Барух Мордехай Лифшиц из Шедлица, крупный авторитет Торы второй половины прошлого века: судьба многих баснословных богатств и капиталов печальна; живет богач, все думают, что у него миллионы; он умирает, и вдруг оказывается - не настолько он был богат. Но не таким было состояние Кораха. Мидраш рассказывает, что ни до него, ни после никто не обладал такими сокровищами, как он. Лидийскому Крезу ничего подобного и не снилось. Тора пишет (16:33): «И сошли они живыми (спустились) со всем, что им принадлежало, в преисподнюю». Это было настоящее богатство, о котором свидетельствует сама Тора. Потому и вошел Корах в поговорку, как богатый человек, а не как бунтовщик и смутьян, ибо смутьянов после Кораха среди евреев всегда хватало. Нам же надо заметить, насколько призрачным оказывается обладание даже настоящим, великим богатством, если оно не может удержать человека от опрометчивых поступков. Уж насколько, кажется, мы привыкли считать, что деньги дают человеку независимость. Но независимость оказывается кажущейся, не спасает она человека от рабства перед своими собственными страстями. Пример? - Корах! Выступил он против Торы и потерял все: богатство, жизнь и доброе имя. Все, что осталось ¬поговорка в народе. Скажите, для этого он собирал свое богатство?
Есть у евреев такое умение - составлять капиталы, делать деньги, уметь работать и зарабатывать. Богатыми были наши праотцы. Написано,
что земля не могла нести все стада Авраама. Ицхак сеял зерно и получал урожаи сам-сто. Яаков тоже не бедствовал. И у царя Шломо богатств хватало, чтобы войти в поговорку. Много было у нас магнатов, настоящих капиталистов, ротшильдов и прочих «сильных мира сего». Но никогда
ни одно богатство не принесло счастье своему обладателю, если он собирал его для того, чтобы только собрать! Богатство - тяжелое испытание. Многие полагают: дайте мне выиграть в Лото, и уж я-то сумею правильно распорядиться деньгами. Простая статистика показывает, что не все нашли счастье на этом пути. Нищета унизительна, она пригибает человека к земле; но богатство иногда хуже: оно подчас ломает человека, уничтожает его. Что надо делать с деньгами, как ими распорядиться? Согласно иудаизму, деньги, попавшие в руки богачу, ¬это канал (цинор), по которому Вс-вышний помогает бедным. Если богач не хочет помогать бедным евреям, он будет тем же самым богатством разбит. Но если он помогает неимущим, обильно жертвует на разные начинания, позволяющие евреям соблюдать Тору, учить ее, тогда благословение, которое на него снизошло, не иссякнет. Были такие богатые люди в России, есть они и сейчас в Израиле, Америке, Канаде. В той же новой России поднимается новый класс еврейских магнатов. Их будущее - в их руках. Не забудут, что они евреи, будет им благословение в любом начинании. Забудут - пропадут как Корах, которого от падения не удержала слава самого богатого человека земли.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Вся община выделена?
 «И взял Корах, сын Йицґара, сын Кеґата, сына Леви » Бемидбар 16:1
Мидраш говорит, что «Корах был не согласен с категориями Шалом и Шабат». Если мы учтем, что обе эти категории есть источник духовной энергии этого мира, то станет очевидным, по мнению мудрецов, покушение Кораха на основы Мироздания. Но более того, этот мидраш позволяет ответить на вопрос вопросов: что плохого в лозунге Кораха «Вся община – все выделены (святы)», а следовательно, нет надобности в выделенности среди выделенных – Кодеш аКодашим?
Ответ автора «Сфат Эмет» начинается с цитаты из книги Зоґар: «Коґэн Кадош (выделен), леви – таґор (чист)». Объясняет Гурский Ребе: Кадош – от рождения, а чистота – результат работы по отталкиванию нечистоты! Вся святость (кдуша) коґэнов целиком дана им Творцом, а не достигнутая. И потому претензия Кораха к Моше содержит убийственный (для Цели) элемент причинности.
В лозунге, выдвинутом Корахом, неявно звучит «каждому по заслугам». Близость к Создателю – это успешность действий самого человека. Непобежденный эгоизм, на который намекает «и взял», дал Кораху ощущение собственной успешности и привел его к идее «равенства», где он будет «самым равным» (шаве йотер).
Несовместимость идеи Кораха с категориями Шабат и Шалом означает, что идея личных заслуг противоречит идее Израиля, которая исключает любую иерархию. Любой недостаток в обеих категориях означает их несуществование: «почти мир», «почти шабат». Опасность причинности (наших заслуг) в базисе отношений Вс-вышний – Израиль очевидна. Отсюда мера за меру – отрезанность.
Коэны, чья избранность целиком и полностью от Творца, выполняли роль кровеносной системы организма Израиля. И как и полагается в организме его неполнота вызывается не только отсутствием жизненно важных органов – их роли выполняли полностью лишенные эго Моше и Аґарон – но важность любого еврея в том, что он часть, и без него нет целого – Шабата и Шалом. 


Арье Юдасин
Спор за корону
Коллега мой, маэстро Илюмжинов, сыграл партийку с Каддафи и описал жизнь в Ливии как вполне мирную, хотя и прерываемую дружелюбными натовскими ракетами. По словам шахматного президента, шумиха вокруг «гор мяса, луж крови» — брехня. Информационная война, прикрывающая пушечную. «Видите этот тихий городок? А Би-би-си передает, что он вчера захвачен повстанцами и там идет упорный бой». Предположим в задаче, что он не лукавит. А учитывая опыт общения Кирсана с инопланетянами и, ужаснее того, с гроссмейстерами, на его источники, несомненно, можно полагаться.
Тур подскажет причину подобного обращения с информацией. Когда Моше отрезал Кораху: «Мало вам близости к Создателю, так вы и священства требуете?!» — это имело скрытый контекст. Вы, евреи, отправитесь в галут, где на вас не будет короны «священников народов». И главное качество вашего праотца Яакова-Израиля — правдивость, ответственность за сказанное слово, понимание того, что «слушает Б-г» — земляне отнюдь не поставят в основу жизни и морали.
Теперь предупреждение Моше общине Израиля: «Отойдите от шатров этих злодеев, чтобы не присоединиться ко всем их грехам» — отсветит еще одной гранью. «В рассеянии народы не захотят у вас учиться. И вы держитесь в сторонке от их «шатров» — театров, домов правительства и говорунов-идеологов. Иначе присоединитесь ко ВСЕМ их грехам сразу. А что сами не натворите, то вам с радостью припишут».
Но как же «культурное богатство цивилизации»? Тут отыщется другая гематрия. Подсчет «И взял Корах» даст одно число с «было богатство Кораха во вред». Тур припоминает Экклезиаста — про «богатство, хранимое во зло его обладателю»…
Неожиданно заиграет слово «нилву» («сопроводите», «поддержите»), которое в тексте относится к храмовой службе левитов. Приведя несколько сходных пасуков Писания, Тур высвечивает, что вначале «народы будут ссориться с вами, и “просвещенные (из народов) споткнутся”». Зато под конец они с радостью станут «сопровождать» евреев, учиться у них и поддерживать их — подобно тому, как члены духовных общин поддерживают своих лидеров. Тогда-то и станет культурное богатство, очищенное от лжи и пошлости, подспорьем в исполнении Б-жественной Воли. Тогда, но не раньше.
Однако что-то у меня не складывается. Хорошо, увидев прогуливающихся под ручку носатых гроссмейстера с профессором, специальное благословение на мудрость мы не произнесем. Но мы же говорим его рядом с выдающимися учеными-неевреями! С другой стороны, немало иноплеменников поучилось у еврейских мудрецов. И диссидентов, ратующих супротив общественной бессовестности и норовящих очистить культуру, хватает. Да и что, все автомобили раввины придумали? Или хорошая музыка, стихи о любви и благородстве не возвышают душу? Быть может, Бетховен, Дворжак, Пушкин, Высоцкий, Бальзак, Пуанкаре — замаскированные евреи?
Боюсь, что нет. Но ключиком вижу словечко «всем». Как может вся община, только стоя около шатров безбожников, присоединиться «ко ВСЕМ их грехам»?!
Вот как. Через единство мировоззрения. Ученые полагают, что одним из факторов, определяющих национальный характер народа, являются почва, вода, пища, воздух страны. Постепенно ими насыщаясь, люди впитывают и некие специфические «флюиды». Тем более это относится к психологическим «пище, воде и воздуху». То, что в культуре именуется важным, почтенным — постепенно окажется более существенным и для ее обитателей.
Но я-то, мужики, независимый мыслитель!.. Проведем тест. Скажите, вам важно, точно ли описывают христианские источники биографию мистера Джизуса? А как вы полагаете, президент Америки — тайный мусульманин или просто сочувствующий исламу либерал? Аль гордый патриот? Сколько вы, кстати, готовы заплатить или потратить сил для выяснения?
Боюсь, немного. А ведь вопросы не праздные, практические. Какой путь на земле прям, чего ожидать в ближайшем будущем? Видите, насколько в воздухе разлито безразличие к точной истине? Через него-то и лежит прилепление «ко всем грехам» мира. И пока правда не откроется народам — с их культурным богатством еврею (да и любому умному человеку) надо обращаться очень избирательно. Из-за неизбежной примеси лжи, тенденциозности, манипуляций.
О нас же… Лично для меня наиболее неприятной особенностью страны Израиль оказалась дешевизна слова в ней. И людей Торы она отчасти коснулась. Научились в галутах.
Ну, так и будем таскать галут в себе? Ведь сейчас корона на голове Эсава, для которого слово — лишь одно из орудий в битве за власть.


Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Цветущий посох Аарона
Б-г уже предупреждал Моше о том, что пребывание Его среди сынов Израиля может быть гибельным для них. "Ибо Я не пойду в твоей среде - ибо народ жестоковыйный ты, - чтобы Я не истребил тебя в пути." (Шемот, 33:3)
Услышав это, народ возопил, и Вс-вышний пощадил его. Была построена Скиния, а в ней постоянно находилось Б-жественное Присутствие - Шехина. И вот теперь сыны Израиля ощутили, чем грозит им постоянная близость к месту пребывания Шехины.
Во-первых, в стане не допускалась нечистота. Нечистый сын Израиля должен был немедленно покинуть пределы стана. То же касалось заболевших болезнью "цараат".
И вот теперь они гибнут. Пламя выходит от Б-га и пожирает людей. Это началось еще в разделе "Беhалотха", когда на краю стана погибли люди, чья вина казалась совершенно незначительной (Бемидбар, 11:1). В этой главе гибнет Корах и с ним 250 знатных людей (там же, 16:35), и множество народа от мора, охватившего стан (17:14). Были также люди, которых поглотила земля (16:33), и ранее - те, кто погиб от мора, наевшись мяса перепелов (11:33). Даже пророчица Мирьям - и та страдает от наказания, вызванного одним лишь неосторожным словом.
Наказание каждый раз приходит немедленно и внезапно, и даже Моше поражен его неотвратимостью и суровостью, не знающей снисхождения к духовным рууоводителям народа. "Удалитесь из среды этой общины, и Я истреблю их мгновенно." (17:10) Если бы Моше не удалился, как ему было приказано, он разделил бы судьбу погибших.
Вполне понятен ужас, охвативший народ: "И сказали сыны Исраэля Моше так: Вот мы погибаем, пропадаем, все мы пропадаем! Всякий приближающийся, кто приблизится к скинии Г-сподней, умрет, - неужели всем нам погибнуть?" (17:27-28)
Теперь всем понятна опасность, связанная со Скинией. Приходится срочно оградить ее от случайных нарушений чистоты и святости, несущих гибель нарушителю. Аhарону и всем священникам поручается охранять Скинию от вторжений извне. Стражи охраняют Скпнию днем и ночью. Каждого стража обучают, как беречься от оскверненпя Скинии. (гл. 18)
Может быть, лучше попросить Вс-вышнего оставить стан? Удалить опасность вместо того, чтобы беречься от нее?
Но Шехина остается в среде сынов Израиля, потому что Она несет не только опасность, но и необыкновенные духовные возможности:
"И было на следующий день, и пришел Моше в шатер свидетельства, и вот расцвел посох Аарона от дома Леви. И дал цвет, и образовал завязь, и дал созреть миндалю." (17:23)
Посох Аарона был мертвой ветвью дерева. Когда-то его срезали со ствола и превратили в знак отличия. Он уже не мог расти, давая завязи и новые плоды. Однако Б-жественное присутствие оживило его, снова превратив в цветущее дерево.
Сына Израиля поняли, что Б-жественное Присутствие не только несет гибель. Оно способно возрождать и оживлять. Поэтому мы молимся о восстановлении Храма и о том, чтобы Шехина снова вернулась к нам. Несмотря на то, что мы рассеяны и удалены от Вс-вышнего, мы молимся, чтобы Он дал нам возможность осуществить нашу миссию в этом мире. Однако прежде всего следует очистить себя, чтобы Присутствие Б-га не стало для нас гибельным.

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Невиновность и вина
Вопрос "почему злодеи благоденствуют?" волнует человечество с древнейших времен, и я не буду даже пытаться на него ответить. Однако в нашей недельной главе эта проблема затрагивается несколько раз.
За мгновение до того, как уничтожить 250 мятежников, Б-г предушреждает Моше и Аарона: "ОТДЕЛИТЕСЬ ОТ ЭТОГО ОБЩЕСТВА, И Я УНИЧТОЖУ ИХ ВМИГ!". (Бемидбар 16:21). Вывод из этих слов очевиден: хотя Моше и Аарон и являются правой стороной в этом конфликте, если они останутся вместе с мятежниками, то тоже погибнут.
То же предупреждение раздается перед тем, как земля поглотила Датана и Авирама:"ОТОЙДИТЕ ОТ ШАТРОВ НЕЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ ЭТИХ И НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ НИ К ЧЕМУ, ЧТО У НИХ, А ТО ПОГИБНЕТЕ ИЗ-ЗА ВСЕХ ГРЕХОВ ИХ" (Бемидбар 16:26), а так же во время дальнейшего ропота: "ОТСТРАНИТЕСЬ ОТ ОБЩЕСТВА ЭТОГО, И Я УНИЧТОЖУ ИХ ВМИГ!" (Бемидбар 17:10).
Таким образом, Б-г ясно дает понять, что когда Он (или даже его посланник, как объясняли мудрецы) творит наказание, то Он не различает между правым и виноватым. Моше был озабочен подобной "политикой", и даже обратился с протестом:
"ВС-СИЛЬНЫЙ! ВС-СИЛЬНЫЙ ДУШ ВСЯКОЙ ПЛОТИ! ОДИН ЧЕЛОВЕК СОГРЕШИЛ, А ТЫ НА ВСЕ ОБЩЕСТВО ГНЕВАЕШЬСЯ?" (Бемидбар 16:22).
Эта теологическая проблема не была чем-то новым. В аналогичной ситуации побывал еще праотец Авраам, который спорил с Б-гом по поводу судьбы Содома:
"НЕУЖЕЛИ ПОГУБИШЬ ТЫ ПРАВЕДНОГО С НЕЧЕСТИВЫМ?"(Берешит 18:23).
Тем не менее, нередко мы видим, что праведник гибнет только потому, что оказася в неправильное время в неправильном месте: например, Уза (II Шмуэль, 6:6-7) или новорожденый сын Давида и Бар-Шевы(ibid 12:14-19). В обоих случаях Давид, как и его предшественники, также был озабочен несправедливостью этих смертей.
( Моше даже призвал Аарона предпринять что-нибудь, дабы остановить губительнуюю эпидеми. После этого Аарон взял угольник с курениями и "СТАЛ МЕЖДУ МЕРТВЫМИ И ЖИВЫМИ, И ПРЕКРАТИЛСЯ МОР" (Бемидбар, 17:13).)
Важно заметить, что во всех подобных случаях Б-г ничего не объясняет и не возражает. Видимо, Он тоже согласен со справедливостью подобных возражений.
Поэтому совершенно справедливо возмущаться подобным положением дел, как это делали Моше, Аарон, Авраам и Давид. Еще важнее - чтобы мы, подобно нашим предкам, делали все возможмое, чтобы спасти тех невиновных, которым достается "за компанию". Однако подобно тому, как Давид, который несколько дней молился и постился, чтобы спасти своего ребенка, снял власяницу, омылся и вернулся к нормальной жизни, так и мы должны принимать Б-жественный приговор и возвращаться к нормальной жизни после того, как он был "приведен в исполнение".
В соответствии с приведенными текстами правильный вопрос заключается не в том, почему праведники страдают, а в том, как надлежит вести себя человеку, столкнувшемуся с чужими страданиями. Не нужно задавать Б-гу вопросов о причине этих страданий - нужно сделать все, что в наших силал, чтобы помочь самим страждущим.


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Одно сборище или два? А может - целых три?
В нашей недельной главе описан мятеж, поднятый Корахом и его сообщниками против Моше. При этом описание этого мятежа весьма запутано: Моше несколько раз повторяет одни и те же доводы, неясно, чего именно добивались мятежники, и даже с наказанием бунтовщиков не все так просто.
Для начала перечислим участников мятежа
1.  Отвечая левитам, поддержавшим Кораха, Моше говорит: "И ПРИБЛИЗИЛ ТЕБЯ И ВСЕХ БРАТЬЕВ ТВОИХ, СЫНОВ ЛЕВИ, С ТОБОЙ, - А ВЫ ПРОСИТЕ ЕЩЕ И СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ?" (Бемидбар,  16:10). Т.е. левиты, судя по всему, желали стать также и священниками
2: Датан и Авирам заявили Моше: "НЕ ПРИВЕЛ ТЫ НАС В СТРАНУ, ТЕКУЩУЮ МОЛОКОМ И МЕДОМ, И НЕ ДАЛ НАМ даже ПО УЧАСТКУ ПОЛЯ И ВИНОГРАДНИКА! НЕУЖЕЛИ ГЛАЗА ТЕМ ЛЮДЯМ ВЫКОЛЕШЬ? НЕ ПОЙДЕМ!" (Бемидбар 16:14).
Т.е., по мнению этой пары, Моше оказался политическим банкротом, поскольку не сумел выполнить свое "предвыборное обещание" - привести народ в страну Кнаан.
3."ВЕДЬ ВСЕ ОБЩЕСТВО, ВСЕ СВЯТЫ, И СРЕДИ НИХ Б-Г! ОТЧЕГО ЖЕ ВОЗНОСИТЕСЬ ВЫ НАД СОБРАНИЕМ Б-ГА?!"( Бемидбар 16:3).
Т.е., по мнению этих ораторов, каждый еврей должен иметь право быть священником.
Теперь поговорим о переговорах Моше с мятежниками. Моше начинал их несколько раз, каждый раз обращаясь к другим людям:
1. " ГОВОРИЛ ОН КОРАХУ И ВСЕМ СООБЩНИКАМ ЕГО ТАК…" (Бемидбар 16:5).
2. "И СКАЗАЛ МОШЕ КОРАХУ: "СЛУШАЙТЕ ЖЕ, СЫНЫ ЛЕВИ!..." (Бемидбар 16:8).
3. " ПОСЛАЛ МОШЕ ПОЗВАТЬ ДАТАНА И АВИРАМА, СЫНОВ ЭЛИАВА" (Бемидбар 16:12).
Наконец, разные группы мятежников понесли разное наказание:
1. " РАСКРЫЛА ЗЕМЛЯ УСТА СВОИ, И ПОГЛОТИЛА ИХ, И ДОМА ИХ, И ВСЕХ ЛЮДЕЙ КОРАХА, И ВСЕ ИМУЩЕСТВО" (Бемидбар 16:32).
2."И ОГОНЬ ВЫШЕЛ ОТ Б-ГА, И ПОЖРАЛ ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕЛОВЕК, ПРИНЕСШИХ СМЕСЬ БЛАГОВОНИЙ" (Бемидбар 16:35).
Теперь попробуем понять, что все это может означать.
Судя по всему, против Моше была создана широкая коалиция различных "партий", имевших различные цели и выражавших различные интересы. Едва ли не единственным, что объедуняло этих союзников, было желание сместить Моше.
Первая партия: 250 старейшин. Судя по тому, какой вызов они бросили Моше - принесли угольницы с курениями - эти люди добивались священства. По Ибн-Эзре, это были первенцы, которые исполняли роль священников, пока эти функции не были переданы потомкам Аарона.
Вторая партия: Корах и левиты. Судя по всему, они также хотели быть священниками. Кроме того, Раши полагал, что Корах был обижен тем, что не удостоился никакой руководящей должности.
Третья партия: Датан, Авирам и колено Реувена. Эти люди были недовольны политическим руководством Моше. Кроме того, реувениты могли быть недовольны, что их колено лишилось привилегий, положенных ему по праву первородства (предположение Ибн-Эзры).
Впрочем, всю эту разношерстную коалицию объединил один общий лозунг: долой Моше и его депотизм!
Корах был человеком, который смог объединить оппозицию в единый кулак. "И ОТДЕЛИЛСЯ КОРАХ, СЫН ИЦhАРА, СЫН КЕГАТА, СЫН ЛЕВИ, И ДАТАН И АВИРАМ, СЫНЫ ЭЛИАВА, И ОН, СЫН ПЕЛЕТА, СЫНЫ РЕУВЕНА, И ПРЕДСТАЛИ они ПЕРЕД МОШЕ вместе С ЛЮДЬМИ ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ - ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ человек, ВОЖДИ ОБЩЕСТВА, ПРИЗЫВАЕМЫЕ НА СОБРАНИЯ, ЛЮДИ ИМЕНИТ" (Бемидбар 16:1-2).
Однако у каждой партии были свои претензии и требования. Поэтому Моше вел отдельные переговоры с каждой из них. По той же причине представители разных партий удостоили разных наказаний: 250 старейшин погибли от огня, тогда как Датана и Авирама поглотила земля. Что же до Кораха, то он разделил судьбу и тех, и других.
1: "И РАСКРЫЛА ЗЕМЛЯ УСТА СВОИ, И ПОГЛОТИЛА ИХ, И ДОМА ИХ, И ВСЕХ ЛЮДЕЙ КОРАХА" (Бемидбар 16:32).
2: " ВЗЯЛ ЭЛЬАЗАР-КОЭН МЕДНЫЕ СОВКИ, КОТОРЫЕ ПРИНЕСЛИ ТЕ, ЧТО БЫЛИ СОЖЖЕНЫ, И РАСПЛЮЩИЛИ ИХ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ЖЕРТВЕННИКА. В ПАМЯТЬ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ НЕ ПРИБЛИЖАЛСЯ ЧЕЛОВЕК ПОСТОРОННИЙ, КОТОРЫЙ НЕ ИЗ ПОТОМКОВ АhАРОНА, ВОСКУРИВАТЬ СМЕСЬ БЛАГОВОНИЙ ПРЕД Б-ГОМ И НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЫ С НИМ ТО ЖЕ, ЧТО С КОРАХОМ И СООБЩНИКАМИ ЕГО, КАК ГОВОРИЛ Б-Г ЧЕРЕЗ МОШЕ О НЕМ" (Бемидбар 17:4-5).
 


Ури Линец
Геометрия букв
Анализируя пасук “Это родословная неба и земли при создании их” (Берешит 2:4), мудрецы заметили, что он может быть переведен и так: “Это родословная неба и земли, посредством ה (хэй) сотворил Он их”, т.е. Вс-вышний сотворил мир при помощи буквы “хэй” и именно в ней заключена суть сотворенной реальности. Три линии буквы ה олицетворяют три области реальности, в которых протекает наша жизнь: верхняя - мир мысли, правая - мир речи, левая - мир действия.
Речь берет свое начало в мире идеала и формирует реальность слов, которая является непосредственным продолжением реальности мысли. Когда же мы пытаемся приложить наши идеалы к сфере действия, мы сталкиваемся с зазором - изначальной несовместимостью идеала и реальности. Этот зазор между мыслью и действием - неотъемлемая часть реальности сотворенного мира. Это не иллюзия. Предусмотрено Творцом, чтобы граница между мыслью и действием была реальной и неотъемлемой чертой нашего существования. Именно эта дихотомия между идеалом и реальностью, этот разрыв заставляет нас прикладывать силы, чтобы его преодолевать, побуждает нас творить, придает нашей жизни полноту, смысл и гармонию.
Имя “Корах” состоит из трех букв: ח - хет ר - рэйш ק - куф. Каждая из них напоминает букву ה , и в каждой есть сущностное отличие. На первый взгляд эти буквы более гармоничны. Несоответствие между мыслью и высказыванием с одной стороны и действием - с другой, находит в каждой из них некоторое разрешение: у “хет” отсутствует зазор, “рейш” - обходится без действия, а у “куф” - мысль и речь лишь приложение к доминанте действия.
Мир, где господствует ק - куф - мир реалистов. “Несомненно, у меня есть идеалы и я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Я обсуждаю эти идеалы с единомышленниками, стараюсь передать их детям”, - заявляет сторонник такого отношения к жизни. “Но я не настолько наивен, чтобы полагать, что эта истина может относиться к миру действия. То, что уместно в субботней молитве, неприемлемо в бизнесе”.
Иное - сверхидеалист. Вся его энергия направлена на размышления и рассуждения. Он принципиально устраняется от практических действий и подобен а этом смысле букве ר - рэйш.
Другой вариант идеалиста символизирует буква ח - хет. Этот идеалист не абсолютизирует действие и не отрицает его. Он отрицает наличие “зазора”. В его понимании материальное ничуть не менее свято, чем духовное, действие столь же чисто, как и высказывание. Обе “ножки” соединены с верхней чертой и в равной мере могут служить для трансляции идеального в реальное, тем самым отрицая любую иерархию выделенности.
Мы не видим Кораха при подготовке Исхода. Как реалист (из мира “куф”) он прекрасно понимает всю бессмысленность сопротивления фараонам во имя неясных идеалов и необходимость разумного поведения в египетской данности. Сейчас в пустыне Корах отрицает особость коэнов, отрицает иерархию выделенности, установленную Творцом, отрицает “зазор”, т.е. проявляет себя идеалистом из мира “хет”. С другой стороны не случайно бунт Кораха происходит сразу после истории с разведкой земли Кнаан. Подобно большинству разведчиков, Корах хочет остаться в идеальном мире пустыни, не требующем материальных действий - мире “рейш”.
Не желая иметь дела с миром в том виде, в котором он создан Творцом, все три типа людей, олицетворяемых именем Корах, порождают вокруг себя хаос и конфликты.
С другой стороны, отношение к жизни, заданное структурой буквы “хэй”, есть путь к истинной гармонии. Область действия обособлена от области, где существует высказывание и мысль, однако последние определяют границы, в которых разворачивается действие. Разрыв между идеалами и реальностью не означает, что наши действия не способны менять мир и приближать его к нашим идеалам. Разрыв - источник дисгармонии и напряжения, но это конструктивное напряжение и оно заставляет нас бросать миру вызов и бороться, изменяя мир и себя в лучшую сторону. Признание разрыва между тем, что мы есть, и тем, чем нам следует быть, превращает нас в сознательно сопричастных деятельности Создателя.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Основная часть этой главы посвящена бунту Кораха и его компании против Моше Рабейну. Одна из целей, в которых ХаШем включил в Тору описание этого восстания, заключается в предостережении последующим поколениям. Ибо иные могут подумать, что в свое время никто не бросил вызов авторитету Моше  потому, что тогда люди были слишком запуганы им, или потому, что чувствовали свою задолженность ему за то, что вывел их из египетского рабства. По этой причине, мол, люди того времени и принимали безоговорочно все, что он им говорил. Поэтому ХаШем сообщает в Торе, что бунт против
Моше действительно произошел – и бунтовщики были важными людьми – и что он был подавлен, а зачинщики наказаны так эффектно, что их участь останется предостережением для других на все времена.
2. Корах, сын Ицхара, сына Кехата, сына Леви, двоюродный брат Моше, движимый гордыней и завистью (и чрезмерным богатством) бунтует против власти Моше Рабейну. Он подстрекает на присоединение к своему бунту большое число видных людей, главным образом из располагающегося с ним по соседству колена Реувена (которых он убедил заявить теперь о претензиях на руководство народом как наследников первенца Яакова). И они заявляют, что «вся нация святая, и нет надобности в руководстве Моше». (А если и следует назначить вождя всех семейств наследников Кехата, то им должен стать Корах, а не Эльцафан бен Узиэль, его младший двоюродный брат, которого назначил Моше.)
3. Следует помнить о том, что бунт Кораха произошел вскоре после инцидента с разведчиками. Ибо если бы Корах попытался поднять свой бунт против Моше Рабейну в любое другое время, евреи не только сходу отвергли бы его претензии, но и, скорей всего, с негодованием казнили бы его даже за попытку отрицать Б-
жественную власть, которую представлял Моше. Единственной причиной, по которой этот бунт привлек поддержку и сочувствие некоторых людей, было то, что Корах цинично использовал состояние безнадежности и уныния, в котором пребывал тогда еврейский народ. Ибо в результате греха разведчиков людям было сказано, что им самим не будет разрешено войти в Землю Обетованную. Из-за неверности этого поколения ХаШем постановил, что оно умрет в пустыне, а Землей овладеют только их дети. (См. недельную главу Шлах-Леха.) В результате этого декрета Кораху удалось создать себе базу поддержки среди удрученных и разочарованных людей. Ибо всякая революция зиждется на неудовлетворенности народа: когда люди довольны порядком вещей, они не поддержат революцию – каким бы правым ни было ее дело.
4. Изначально Корах не ставил открыто под сомнения законы, которые преподавал нам Моше. Он якобы был озабочен лишь назначением людей на руководящие посты. Согласно его заявлениям, его, во-первых, беспокоила сосредоточенная в руках Моше Рабейну власть, которую он считал чрезмерной. Во-вторых,
назначение Аарона (брата Моше) на пост Первосвященника (Кох8ен Гадоль), что Корах расценил как кумовство. И, наконец (что было для Кораха главным предметом спора и явилось последней каплей, толкнувшей его на бунт), назначение Эльцафана, сына Узиэля вождем семейств Кех8ата, тогда как ему,
Кораху, не дали ни одного высокого поста, несмотря на его огромное богатство и не последнее положение в обществе. Он отрицал, что эти назначения были сделаны по указанию Б-га. Но из этого логически вытекало также, что все, что  повелел нам Моше от имени Б-га, было выдумкой самого Моше. Заявления Кораха
подразумевали, что вся Тора – помимо Десяти заповедей, которые были провозглашены Самим Б-гом при всем народе – была не от Б-га, а от Моше. Корах намекал на то, что столь частые в Торе слова «и обратился ХаШем к Моше…» были неправдой.
5. И в ответ на это возмутительное и опасное обвинение, которое било по самым основам Торы, Моше Рабейну, истинный слуга Б-га и самый преданный вождь, которого когда-либо удостоился наш народ, был вынужден попросить Б-га продемонстрировать наиболее драматичным образом, что все, что он преподавал, было не от него самого, как подразумевал Корах, а действительно от Б-га. Как бы Моше Рабейну, самый скромный человек в истории, ни избегал утверждения своей власти, здесь он увидел, что на нем лежала обязанность, пусть и неприятная, попросить Б-га продемонстрировать раз и навсегда, что תֹּורָה מִן הַשָׁמַיִם – Тора происходит с Небес. Ибо если Корах останется безнаказанным в своем ложном обвинении, что Моше говорил только от себя, даже в одном этом деле назначений на важные посты, то останется лишь один
шаг до дальнейшего утверждения, что любая часть Торы – или даже вся Тора, которую также преподавал нам Моше, – исходила не от Б-га, а от самого Моше. Обвинения Кораха по поводу этих назначений были равносильны отрицанию Б-жественного авторитета во всем, чему учил Моше. В будущих поколениях
придут другие и, следуя дурному примеру Кораха, тоже начнут заявлять, что могут отменять законы Торы, данные через Моше, «ибо это не от Б-га, а закон Моисея».
6. Только ради будущего еврейского народа, само существование которого зависит на абсолютной преданности Торе во всей ее полноте и не на чем другом, Моше был вынужден попросить Б-га, чтобы Он продемонстрировал ярко, что тот, кто отрицает учения мудрецов в каждом поколении (и Моше в своем), тем самым отрицает Б-жью Тору.
7. Бунт Кораха и его компании против Моше был равносилен бунту против Б-га, и наказание Кораха служит предостережением для всех, кто будет ставить под сомнение авторитет Торы и наших великих учителей, наших хахамим, преемников Моше Рабейну. Ибо « כָּל הַחֹולֵק עַל רַבֹּו כְּאִילוּ חֹולֵק עַל הַשְׁכִינָה » - «кто смеет оспаривать авторитет своего учителя Торы, тот как бы оспаривает и авторитет Самого Б-га».
8. Несмотря на попытки Моше объяснить, что назначения на руководящие посты делаются не им, а по повелению Б-га, Корах упорно продолжает разжигать свой бунт. И его предупреждают о неминуемых последствиях.
9. Моше умоляет Б-га пощадить тех евреев, кто пошел за Корахом и его командой по простодушию, но на примере главарей показать на все времена, что все действия и речи Моше сделаны исключительно по прямым указаниям Б-га.
10. На следующее утро происходит ужасное противостояние Кораха и команды с Моше и Аароном. И тут, как и предсказывал Моше, земля раскрывается и поглощает в себе толпу бунтовщиков и все их имущество. А огонь, посланный Б-гом с Небес, пожирает 250 главарей (за исключением Она, сына Пелета, жена
которого после первой манифестации протеста спасла его от дальнейшего участия в бунте). Сыновья Кораха тоже чудесным образом избежали участи отца, когда в последнюю минуту раскаялись и выказали уважение Моше Рабейну, таким образом отмежевавшись от бунта, возглавляемого их отцом. От бунтовщиков остались только освященные сковороды ладана, которыми они были испытаны. Позже ХаШем повелел прибить эти сковороды к большому медному алтарю как напоминание об опасностях, которыми чреват любой бунт против Слова Б-жьего, данного через Его избранных пророков. (Много веков спустя, рассказывает Гемара, из-под земли по-прежнему доносятся возгласы поглощенных ею людей:
« מֹשֶׁה אֱמֶת וְתוֹרָתֹו אֱמֶת » - «Истинен Моше, и истинна его Тора!»)
11. По лагерю еврейского народа проходит ужасный мор от Б-га, в котором гибнут те, кто продолжал ворчать и как-то симпатизировал бунту Кораха, - до тех пор, пока Аарон, Первосвященник (Кохен Гадоль), не спешит к ним по указанию Моше с тем самым ладаном, который оказался столь смертоносным для бунтовщиков, и мор немедленно прекращается.
12. По указанию Б-га в Мишкан кладут посохи вождей колен вместе с посохом колена Аарона – Леви. Из всех этих посохов один только посох Аарона распускает цветы с почками и плодами. Так демонстрируется, что Колену Леви надлежит быть особым «легионом Б-га».
13. В главе описывается деятельность колена Леви и его обязанности по отношению к еврейскому народу. А также особые приношения, которые ХаШем повелевает давать колену Леви и Коханим - מַתְּנֹות כְּהוּנָה וּלְוִיָה . Это включает: для Коханим - Труму, определенные части мяса жертвоприношений, Первые плоды (бикурим), первенцы животных (бхорот) и т.д., а для Левиим – Маасер (десятину).

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Корах
Ѓафтара этой недели взята из Первой Книги Шмуэля (11:14 – 12:22)

1. Можно смело утверждать, что самым драгоценным и ключевым качеством, которым ХаШем наделил Свое величайшее творение - человека, является дух свободы. В сочетании с интеллектом и вечной склонностью к поиску свободолюбивый дух человека делает его венцом творения, ради которого был
создан весь мир. ХаШем желает, чтобы человек был свободен, ибо только на свободе может он полностью развить данный ему Небесами потенциал.
2. Но свобода не означает жизнь без обязанностей или предназначения. Напротив, без чувства долга и цели человеческая жизнь становится бессмысленной и мало чем отличается от существования животного, за исключением той разницы, что благодаря своему интеллекту и уму человек способен сделать это животное
существование еще более низменным, развращенным и упадочным, чем у обычного животного. Можно привести такой пример: мощный мотор, если его как следует не прикрепить к машине, чтобы ее толкал, будет в процессе работы так трястись, что разнесет себя и ее в щепки. Так и человеческий дух, если его не
направить в нужное русло обязанностями и заданной целью, растратится в пустом животном существовании и распаде. (Достаточно посмотреть на трагедию сегодняшнего помешавшегося на наркотиках общества, чтобы воочию убедиться, как низко можно погрязнуть без ограничений и цели.) По этой причине ХаШем
дал нам Тору, ибо она является Его руководством по использованию нашего «мотора». Она контролирует и направляет свободный человеческий дух, и помогает ему максимально развить свой великий потенциал. Тора не только держит под контролем заложенную в человеке грозную силу, но и разрешает и даже поощряет развитие, процветание и реализацию человеческого духа. Только в Торе можно обрести истинную свободу, ибо в жизни по Торе человеческий дух одновременно и свободен, и дисциплинирован, и вместо того, чтобы причинять самому себе вред, он сохраняется и обогащается.
3. Тора и заповеди созданы так, что они одновременно и контролируют, и формируют еврейский характер, сохраняя свободу человеческого духа и поощряя энергичное развитие его потенциала. Так мы стали народом, который постоянно рвется к духовным и интеллектуальным достижениям, и который в то же время
трудно сдерживать. Более того, мы всегда были и останемся верными прежде всего Б-гу, Который для нас превыше любого смертного царя или правителя. Поэтому евреями никогда не было легко управлять.
4. Недельная глава и Ѓафтара обе посвящены одной теме – управлению еврейским народом. Первая часть главы повествует о том, как Корах и его компания взбунтовались и бросили вызов лидерству Моше Рабейну, что закончилось плохо и послужило весьма важным уроком. А Ѓафтара рассказывает о событиях, произошедших на более позднем этапе, когда еврейский народ практически отверг лидерство пророка Шмуэля потому, что хотел царя, «как все окружающие нас народы».
5. Монархия – это не плохая вещь. ХаШем Сам повелевает, что «когда придете в Землю, Которую Я вам даю», то должны поставить над собой царя. Но идея монархии по Торе заключается в том, что царь должен быть не столько воином- защитником, как у окружающих нас народов (чего как раз потребовали люди от
Шмуэля), сколько духовным лидером, подающим народу пример высоконравственности и направляющим его на исполнение своего долга как Народа Б-га.
6. Методы управления, идеально подходящие для каждого народа, будут неминуемо отличаться друг от друга, ибо каждый народ и национальная группа обладает своим особым характером. Одни функционируют лучше всего под твердой властью, а другие – при более мягком правителе. Одни процветают при диктатуре,
другие – в теократии, третьи – при демократии. Практически нет такой системы, которая одинаково хорошо подошла бы всем народам и национальностям. Но лучшей системой, которая будет благотворна для большинства и даст человеку свободу и поощрение развиваться, и в то же время проследит, чтобы эта свобода не заходила слишком далеко, - это благая, просвещенная диктатура. Этот тип власти и предлагает Тора еврейскому народу – монархию, ограниченную вездесущей властью всевидящего Б-га, Высшего Царя всех царей. Еврейский царь с одной стороны наделен властью от Б-га и представляет Его власть (что является причиной закона « מֶלֶךְ שֶׁמָחַל עַל כְּבֹודֹו, אֵין כְּבֹודֹו מָחוּל » - даже если царь поступился своей честью, ее надо блюсти, ибо она принадлежит не ему, а Б-гу), но с другой стороны предан народу Б-га и никогда не обращается с ним по-барски.
7. Шмуэлю было ясно, что народ имел в виду совсем другого царя, нежели такого, какого провозглашает идеалом Тора, и он чувствовал, что этим требованием люди не столько выражали желание поставить над собой царя, сколько отвергали его собственное лидерство. В любом случае Шмуэль знал, что еврейский народ еще не созрел для монархии. Он еще был на предыдущем этапе развития, на котором ему лучше всего подходил вождь-пророк. Помимо этого он подозревал, что в их требовании царя, даже если они, может быть, и сами этого не осознавали, крылась попытка контролировать своего вождя, как это было у других народов. Шмуэль такое боялся, что любая радикальная реформа власти – это возможность создания
нестабильности и неопределенности, которой могут воспользоваться внешние враги еврейского народа и предпринять интервенцию. Он не понимал, почему лидерство не может перейти к его сыновьям. Ведь они имели возможность наблюдать за тем, как управлял их отец, и научиться у него азам этого дела. Но народ знал, что, хотя сыновья Шмуэля и были великими людьми, они все же были на целый уровень ниже своего отца, и потому настаивал на своем. Он хотел царя.
8. Хотя Тора и рекомендует установление монархии, Шмуэль все же боялся, что едва можно найти человека, которому воистину можно было бы доверить такую абсолютную власть. Пытаясь разубедить народ в целесообразности этой идеи, Шмуэль описал им власть, которой наделен царь, и как он неизбежно будут ею
злоупотреблять. Он опасался, что, как известно, «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно», К сожалению, большинство царей в нашей истории доказали правоту этих опасений Шмуэля, не обязательно в плане развращения и коррумпированности власти (ни один еврейский царь не пал так
низко, как иные тираны в нееврейском мире), но чаще в плане злоупотребления своим положением и подавания дурного примера неверности Б-гу и Торе.
9. Так ХаШем избрал первого царя для Своего народа, праведного Шаула. Когда Шмуэль представил Шаула собравшемуся народу, поднялось ликование. Но были и скептики, которые выразили сомнения по поводу избрания царем этого скромного и непритязательного человека. Только после того, как Шаулу удалось
подчинить себе народ и успешно повести его в битву против врага, народ единодушно признал, что он достоин быть царем.
10. Ѓафтара описывает дальнейшее собрание народа, на котором уже единогласно решили, что Шаул будет царем. Шмуэль напоминает народу, как он всю жизнь с самоотверженностью служил ему (что народ с готовностью подтвердил), и как под бременем лидерства он рано состарился. (Он умер, когда ему было только 52 года.) На этом собрании Шмуэль дает народу отповедь и грозное предостережение, что он вместе со своим царем будет жить в мире и безопасности, на индивидуальном и национальном уровне, лишь в том случае, если останется верным Б-гу и Его Торе.

Рав Яков Доктор
"И  отделился Корах, сын Ицгара сын Кегата сын Леви…"  Говорит Раши, что имя "сын Якова" здесь специально не упомянуто, потому что Яков молится, чтобы его имя не упоминалось в связи с бунтом Кораха. Святой Ор Ахаим объясняет, что в этом заложена важнейшая тайна Торы. Все святые души еврейского народа находятся в Торе, в её буквах, законах и принципах. Если человек пытается что-либо менять в законах и порядках Торы, он отрывает тем самым корень своей души от её святости, и этот корень меняет свою природу, становится нечистым. Человека наказывают последствия того дурного, что он совершил. Сам этот корень, вырванный из святости и изменивший свою природу, становится силой, приносящей беду и этому человеку, и другим. Например, мы видим, что жертва  приносит человеку благословение, приближает его к Б-гу. Но если "вырвать" её с предназначенного ей места, решив принести её вне времени и места, указанного Законом, сама эта жертва не просто становится негодной и нечистой, но и является "пигуль"- причиной карета. В Адаме, первом человеке были заложены все души, все ветви святости, посвящённости Б-гу. С его грехом пострадали и все эти души. Этот ущерб сказывался долго на протяжении многих поколений – до той поры, пока наши праотцы Авраам, Ицхак и Яков начали отстраивать здание святости заново. Испытания и отделение Ишмаэля и Эйсава очистили их души,  и в результате Яков родился совершенным, без примеси зла в своей природе, как первый человек до греха. Это имели в виду наши мудрецы, когда говорили, что облик Якова похож на облик Адама. Когда Корах восстал против Вс-вышнего, попытался изменить и нарушить законы Торы, это оторвало корень его души от святости и стало причиной беды для него, членов его семьи и других евреев. Но эта болезнь распространилась ещё глубже, поразив отцовскую ветвь Ицгара и души, с ней связанные, и даже центральные ветви Кегата и Леви. Яков  специально молился, чтобы этот ущерб не дошёл и до него, до его центрального ствола святости, и Б-г принял  эту молитву. В Талмуде мы  находим спор, есть ли у Кораха и его сообщников доля в Грядущем Мире. Согласно мнению, что этого доли у них нет, Якову удалось добиться, во всяком случае, что не пострадали другие. По мнению, что эта доля у них есть, сохранившаяся основа: корень, центральный ствол и здоровые ветви -- помогут выздороветь всему дереву, и Корах и его сообщники тоже смогут подняться.
Знатоки Кабалы говорят, что бунт Кораха грозил страшными последствиями. "Беер маим хаим" объясняет, что три группы в нашем народе: коены, левиты и исроэлим соответствуют трём силам: Хеседу , Гвуре   и синтезу этих качеств -- Тиферет . Природа Аарона и коенов, его потомков, была связана с Хеседом, они реализуют и олицетворяют эту силу в нашем мире. Природа левитов в Суде. Необходимо, чтобы левиты были подчинены в своей службе коенам. Так будет происходить "амтакат адиним", нейтрализация Судов Хеседом. Будучи связанными, подчинёнными, суды нужны миру -- и так появляется место и для Милосердия, Тиферет. Коены выражают правую сторону, левиты левую, а исроэлим -- золотую середину. В этом же смысл трёх мацот Пасхального Сейдера, а также трёх условий в Шма Исроэль: "всем сердцем, и всей душой, и всем достоянием твоим". Корах, добиваясь священства себе и левитам, привёл бы тем самым к преобладанию левитов над коенами, то есть к преобладанию Суда над Хеседом. Наш мир не в состоянии выдержать строгого экзамена Суда, без присоединения снисхождения и Милосердия, поэтому мир «по Кораху» не мог бы существовать. Его неизбежно бы затопили беды и несчастья, закономерная реакция на  Суд в чистом виде. Слава Б-гу, что замысел Кораха не удался. В связи с этим можно задать вопрос. Мы видим, что коены обладали качествами, Хеседу вроде бы совершенно не присущими. Талмуд сообщает, что они были людьми очень пунктуальными, по которым можно было сверять часы. Не случайно первая Мишна в трактате Брахот, указывая  признак начала времени произнесения "Шма", называет момент, когда коены отправлялись есть труму. Во времена Храма, это было всем понятным, абсолютно точным признаком. Коены ревниво относились к деталям своей службы. Они были в состоянии убить коена, который посмел работать в Храме будучи нечистым. Их стремление удостоиться чести служить иногда могло быть небезопасным. В Храме после случая, когда, соревнуясь, кто первый забежит на жертвенник и так удостоится чести работать, коен упал с высоты жертвенника, даже вынуждены были ввести специальную жеребьёвку. Всё это не признаки Хеседа, а наоборот, свойства Суда – дисциплина и самоотречение ради принципа. Ответ здесь в следующем. У каждого качества есть свой закономерный недостаток, как продолжение его достоинств. Тора позаботилась дать каждому тот вид службы, который поможет ему приобрести качества, прежде ему не свойственные, и так приблизить его к совершенству. Природа коенов в Хеседе, открытости, стремлении одарить всех добром и благом. Но у этой природы есть недостаток – стремление к смыванию границ и преград, вплоть до отсутствия внутренней дисциплины, порядка и воли. Поэтому им дана работа, которая и приучает их к этим качествам. Описанные в Талмуде явления – это проявление свойств, приобретённых благодаря службе. Левиты, в противоположность коенам, это люди Суда. Поэтому их служба в Храме связана с музыкой и пением -- тем, что развивает любовь и широту души, свойства Хеседа.
Из  этого мы можем выучить, как мы сами должны работать над собой. В большинстве случаев можно ясно видеть, когда человек обладает склонностью к Хеседу, а когда к Суду. Необходимо, во-первых, использовать эти силы в положительную сторону, а во-вторых, понимая неизбежные недостатки своего характера, понемногу прививать себе те свойства, которые естественно нам не присущи. Для святости характерно внутреннее единство всех качеств. Обычно человек может быть или добрым и снисходительным, либо требовательным и волевым. Но мы, находясь на службе Б-гу,  Его воинство, обязаны учиться обладать одновременно и тем, и другим. В святости это возможно, Дай Б-г нам в этом помощи!

 

Вопрос:
- Если не привлекать мидраши, а читать текст as is, то Корах требовал не привилегий для себя, а всеобщего равенства, и, по-моему, этот вариант гораздо интересней, чем «вешать на него всех собак». Ни один нормальный человек не сочтет себя злобным завистником и демагогом, т. е. не сможет «примерить Кораха на себя», а следовательно, скорректировать свои взгляды или поведение. А вот идея демократического равенства близка многим - и мне далеко не в последнюю очередь. Я не буду оспаривать решения Вс-вышнего (себе дороже!), но Вам не кажется, что очень многие принимают иерархию служения в Храме достаточным основанием для установления иерархии ценности мнений? Кстати, если опираться только на то, что написано в Торе, подобные рассуждения о Корахе - не что иное, как клевета - лашон ара. Вы так не считаете?
Рут, Израиль

 

Отвечает Рав Лев Кацин:
- Уважаемая Рут!
Вы задали замечательный вопрос о том, можно ли интерпретировать текст Торы, «не привлекая мидраши, а читать текст as is». Дело в том, что тогда каждый сможет вкладывать в текст Торы тот смысл, который ему вздумается. Тогда не будет ни Торы, ни еврейских ценностей, а у каждого человека будет свой Б-г, идол, своя правда… Естественным следствием явится относительность морали и исчезновение монотеизма как идеи единого Б-га, перед законом которого все равны. В этом смысле понимание ценности слов мудрецов Торы, выраженных в Мишне, Талмуде, мидрашах, классических комментариях, чрезвычайно важно для еврея. Непонимание этой центральной идеи оборачивалось трагедией для нашего народа. Достаточно упомянуть христианство, караимов, сабатианство… Что касается Вашего вопроса о Корахе, то мне кажется, что величие Торы проявляется в том, что этот рассказ не упрощается в ее тексте. Действительно Корах прикрывался призывами к всеобщему равенству, точно так же, как это делали большевики и другие грабители, ставившие целью привлечь сторонников лишь для того, чтобы добиться своих корыстных целей. Однако цели эти совсем не очевидны как в тексте Торы, так и в жизни. Потому тот факт, что мидраши учат нас вскрывать подспудное, понимать скрытые, не очевидные намерения - большое искусство жизни.
То, что Корах обвинял Моисея - «самого скромного человека на земле» в гордыне, захвате власти, является важным уроком. Когда человек судит других, он судит себя! Он в действительности проецирует себя на этих людей, и, осуждая их, он осуждает себя. Если хотите узнать человека, послушайте, что он говорит о других. То, что он гневно осуждает, зачастую присутствует в нем самом, то, что он прославляет, также является частью его. Равенство и всеобщая святость - не уравниловка, у каждого человека своя уникальная миссия в жизни, у каждого колена были свои уникальные задачи. Иерархия храмовой службы, да и всего еврейского народа, отражала эту идею. Кстати, важно упомянуть, что как бы ни были важны передаваемые по наследству привилегии и обязанности (коганим, левиты, царство), Кетер Шем Тов, корона доброго имени, которую заслуживает человек собственными усилиями, ВЫШЕ всего!
И последнее: некоторые комментаторы утверждают, что ошибка Кораха заключалась в том, что он не пришел к Моисею выразить свое мнение, задать вопрос, а поднял бунт. Но сам факт того, что у него был вопрос и свое мнение, не ставится ему в упрек, а наоборот, проблема в том, что свое мнение он не выразил и не инициировал обсуждение.
Если бы Корах действительно стремился познать истину, то он инициировал бы откровенный и честный спор с Моисеем, который мог бы превратиться в спор во имя Небес, подобный спору Шамая и Гилеля.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Корах (часть 1) все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика