::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Шлах

15-06-2012, 12:06 Разместил: jude Просмотров: 2222

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Шлах
Главы 13:1-15:41
«И сказал Вс-вышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».
Отправь (пошли) на иврите - шелах.

 

Рав Лев Кацин
Кому вы пожелали "доброе утро"?
- Доброе утро! - произнес однажды легендарный Алтер из Слободки, рав Носон Цви Финкель (1849-1927), проходя с учениками мимо дома одного мудреца Торы.
- Кому Вы пожелали «доброе утро»? - удивились ученики.
- Когда я встречаю человека, то не только говорю ему «доброе утро», но и желаю от всего сердца, чтобы утро у него было доброе. Проходя мимо дома моего друга, я вспомнил о нем и решил благословить его…
«Мы можем вынести из этой истории важный урок, - пишет рав Матитьягу Соломон, духовный руководитель иешивы «Лейквуд» (США) в своей книге «Матнат Хаим» (с. 243). - Здороваясь с людьми, человек может не только выполнять правила этикета, но и благословлять их от всей души. Тот, кто делает своим правилом желать добра людям, развивает в себе щедрость души - свойство «доброго глаза», и сам заслуживает благословения, как сказал царь Соломон: «Человек, обладающий добрым глазом, будет благословен, ибо дал бедняку от своего хлеба» (Теилим, 20:2).
Что греха таить, отнюдь не все люди, проходящие мимо домов своих соседей, благословляют их в своих сердцах. Англичане, например, говорят, что даже трава у дома соседа кажется более зеленой, чем у твоего собственного. Понимая природу человеческой зависти, Тора провозгласила в десятой заповеди: «Не возжелай дома ближнего твоего, не возжелай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего» (Шмот, 20:14).
Благополучие и слава друзей кажутся некоторым угрозой их собственному положению в обществе. И чем больше преуспевают их друзья, тем больше они испытывают чувство зависти, ощущая себя униженными неудачниками. Ученик великого каббалиста Аризаля рав Хаим Виталь писал в своей книге «Ворота святости» (2:4), что «зависть приводит к ненависти», которая вызывает желание нанести ближнему ущерб или унизить его словом.
Грех злословия разведчиков, приведший к сорокалетним скитаниям евреев в Синайской пустыне, был следствием «дурного глаза», утверждает духовный руководитель иешивы «Тора ва-Даат» в Бруклине рав Моше Вольфсон в своей книге «Эмунат Этеха».
Посылая разведчиков, Моисей сказал: «Осмотрите землю… хороша она или плоха?» (Бемидбар 13:18-19). Конечно, в любой земле может быть что-то хорошее и что-то плохое. Однако смысл указания Моисея заключался в том, чтобы разведчики увидели в Святой Земле хорошее, даже если что-то покажется им плохим. И именно в этом состоял их грех. Путешествуя по земле, разведчики видели, что местные жители были заняты похоронами. Этот факт сам по себе не являлся плохим или хорошим. У разведчиков был выбор увидеть в этом хорошее - Вс-вышний защищает нас от местных жителей, которые схватили бы нас, если бы не были заняты похоронами. Однако они предпочли увидеть в этом факте плохое, для того чтобы отговорить евреев входить в Израиль: «И оклеветали они землю, которую осмотрели, говоря: земля… поедает живущих на ней» (Шмот, 13:32).
«Почему история о разведчиках следует за историей Мирьям? - спрашивает Раши и приводит слова мудрецов Талмуда: - Потому что она была наказана за злословие против своего брата Моисея, а эти негодяи (разведчики) видели это, но не извлекли урока». Увидев, что Моисей не уделяет достаточного внимания своей жене, Мирьям осудила его. Мирьям увидела в этом недостаток Моисея, вместо того чтобы увидеть достоинство человека, который передал народу Тору Вс-вышнего.
«Плохим глазом» обладает человек, который, завидуя, видит в людях плохое, хороший же глаз - это доброжелательность, благодаря которой человек ищет и находит в людях хорошее.
И если корень злословия - в зависти дурного глаза, то преодолевать злословие следует, развивая в себе «добрый глаз» - доброжелательное отношение к людям. Добрый глаз является источником благословения. Ибо обладающий добрым глазом человек желает добра окружающим и искренне помогает им, за что сам удостаивается благословения, как сказано: «Человек, обладающий добрым глазом, будет благословен, ибо поделился хлебом своим с бедняком!» (Притчи, 20:2).

 

Рав Лев Кацин
«И говорил Вс-вышний Моисею: Скажи евреям… чтобы сделали цицит на краях своих одежд во всех поколениях и вставляли в цицит… синюю нить — техелес… Смотрите на нее и вспоминайте все заповеди Вс-вышнего и исполняйте их» (Шмот, 15:37–41).
То, что мы видим цицит, напоминает нам о заповедях и приводит к их исполнению, учили мудрецы Талмуда. Голубая нить техелес, окрашиваемая в древности морским моллюском, напоминала о синем море, о небесах и о Вс-вышнем. Со временем этот синий цвет был утерян, но и сегодня цицит напоминают нам о наших отцах и дедах, которые, несмотря на все опасности изгнания, облачались в талес, самоотверженно выражая свое еврейство. В заповеди цицит содержится важный урок: на нас влияет то, что мы видим (слышим или даже едим). Виленский Гаон советовал не смотреть на лицо негодяя, чтобы не подвергнуться его влиянию. Лица же праведников излучают внутренний свет, который оказывает благотворное влияние на наши души. Не случайно стены в доме еврея украшают портреты праведников, святые книги, картины Святой земли. Впрочем, каждый слышит и видит лишь то, что хочет слышать и видеть. Заповедь «смотреть на цицит и вспомнить заповеди Вс-вышнего» учит нас исправлению греха разведчиков, которые восстали против Вс-вышнего, увидев не святость Земли Израиля, а ее недостатки. Наша свобода выбора выражается не только в том, какое окружение мы себе создаем, но и в том, на чем мы концентрируем наше внимание. Нужно не только окружить себя хорошими людьми, но еще и стремиться увидеть в них хорошее. У того, кто видит в людях даже скрытые достоинства, будут замечены и его достоинства. Не только окружающие, но и, что самое главное, он сам удостоится выявить сокрытый в нем потенциал святости.

 


Арье Юдасин
Изратина, или Миру — мир!
Сегодня я вам предлагаю поиграть в загадки. Скажите, какая связь между Храмом и «Подвигом разведчика»? Не угадали! Согласно Туру, гематрия слова «пошли» («себе людей разведать Страну») равна 338. А 3338 — это год разрушения Первого Храма.
Вторая попытка: что объединяет ручей и иешиву? Ай-яй-яй, опять мимо! Пасук «К месту, названному “Ручей виноградной грозди”…» (пришли разведчики) начинается буквой «ламед» и ею же оканчивается. Во-первых, гематрия этой буквы 30, «в соответствии с 30 обычными днями незирута» — отшельничества, включающего, в частности, отказ от вина и всего, что связано с виноградом. «Но если пить вино как должно, без избытка, то оно умудряет человека и помогает учиться и обучать». Слова «учить» и «обучать» на иврите начинает буква «ламед». Снова Тур.
Но если Тора состоит из загадок и при этом она «чертеж мироздания», значит, события и символы нашей земной жизни тоже представляют собой загадки? Вот одна из новомодных. Назовите государственного деятеля, шахматного гроссмейстера, писателя и борца за права человека, вошедшего в десятку мировых лидеров в своей номинации, чья политическая карьера началась с Иерусалима.
Неужели и здесь промашка? Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи. Кодовое название операции, в результате которой группа молодых офицеров свергла короля Ливии — «Аль-Кудс» (Иерусалим по-арабски). Гроссмейстерский титул коллеге присвоили не за пешки, а за организацию в Ливии в 2004 году шахматной Олимпиады. Книгами Муаммара зачитываются анархисты и любители экзотики, а в 1988 году учреждена международная премия имени аль-Каддафи по правам человека. Правда, в отличие от бин Ладена, Каддафи не поэт, а прозаик. Видимо, этим вызвана его нелюбовь к «Аль-Каиде» и «Братьям-мусульманам». В 2003 году он признан журналом Parade восьмым в десятке «худших диктаторов современности».
Добавим кое-что к портрету этой любопытнейшей личности, вокруг которой ныне вращается международная политика. Причем не только в практическом, а, я бы сказал, метафизическом аспекте. Основатель Африканского союза, получивший в 2008 году от двухсот его царей, премьеров и шейхов звание «короля королей Африки». Создатель «третьей мировой теории», синтезировавшей идеи анархистов Бакунина и князя Кропоткина с исламом и панарабизмом. «Последний из могикан» — исламских социалистов середины XX века. Вспомнив наступивший после краткой вражды период его нежности к СССР, спонсировавшему и исламских активистов, и просто социалистов-террористов, мы легче поймем их нынешнее братство. Например, участие анархистов в традиционных беспорядках в Бильине. Еще мне нравится врученный ливийскому лидеру орден Богдана Хмельницкого 1-й степени». Если правда, что его мать, 18-летняя еврейка, сбежала с бедуином, и Каддафи — галахический еврей, это первый еврей, награжденный орденом погромщика! Победной точкой напомним венесуэльский орден Освободителя на цепи — конечно, большинство освободителей полезно сажать на цепь… Ту же мелочь, что Каддафи удалось сделать из нищей, подвластной Западу племенной колонии цитадель победившего анархо-социализма и богатейшую страну Африки, которую он раз десять пытался объединить с соседями на пути к всеарабскому халифату, опустим за избыточностью.
Так вот, этот колоритный «пархатый бедуин», разъезжавший по столицам с шатром и спонсировавший всех «национально-освободительных» террористов мира (одновременно с гуманитарными программами), давний противник Израиля и опора Освободительного движения Палестины, является, пожалуй, единственным мировым лидером, которого ведут по жизни идеи, а не текущие прагматические соображения. За это его справедливо ненавидят богатые арабы (панарабиста), Запад (социалиста), гуманисты (действительно «народного диктатора»).
Сей доморощенный философ предложил в 2003-м единственную разумную программу завершения арабо-израильского конфликта: создание арабо-еврейского демократического демилитаризованного государства Изратина (Израиль плюс Палестина).
Естественно, программа оная принята быть не может. Не согласен никто. Зато разгневанный (ею?) Запад гвоздит Ливию «Томагавками» и «Апачами» в яростной борьбе за мир. Напоминая, с одной стороны, старую советскую прибаутку: «Войны не будет — пойдет такая борьба за мир, что не останется камня на камне!». А с другой — книгу Даниэля, где сказано, что перед приходом Машиаха Четвертый зверь (символизирующий царство Эсава) «все крушит, дробит и подминает под себя».
Но упрямство крутого анархиста-исламиста, всю жизнь обожавшего «силовые приемы», делает ливийскую пластинку долгоиграющей. Успеешь полюбоваться и обдумать. Сильнейшие армии мира возятся с кучкой весьма средне вооруженных ополченцев. Дело не в одних «Томагавках»…
А еврейские «разведчики» все еще идут по всему миру и кричат: «Нам их не одолеть!», «Они такие великаны!», опять забывая, что нам, маленькому и миролюбивому народу, никого и одолевать-то не надо. Это — работа Вс-вышнего. И все, что мы можем сделать — это заключить с Ним союз, который в каждом поколении обновляется. Если, конечно, мы действительно хотим мира.

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Разведчики, хала и цицит
В этом разделе мы видим последовательность событий, которые, на первый взгляд, не связаны ни между собой, ни с главной темой книги "Бемидбар".
Вполне логично, что сначала описано главное событие раздела: трагедия разведчиков. Трагедия разведчиков - прямое следствие событий предыдущей главы. И события предыдущей главы, и история разведчиков объясняют, почему сыны Израиля остатись в пустыне на сорок лет. Вторая история - история "маапилим" - самовольных беглецов, которые оторвались от народа, чтобы самостоятельно завоевать Кнаан, после чего их разбили амалекитяне и кнаанеи. Истории разведчиков и беглецов имеют прямое отношение к главной теме книги "Бемидбар".
Но тут происходит неожиданный поворот в повествовании, и Тора сообщает нам следующее:
-законы исполнения клятв,
-законы приношения халы,
-искупление невольных грехов,
- история осквернителя субботы,
- законы о цицит
Тора возвращается к основному содержанию книги Бемидбар только в следующей главе - "Корах".
Почему событийное, хронологическое повествование нарушено? Две первые группы законов представляют двойную трудность, ибо начинаются так:
"И говорил Г-сподь Моше так: Говори сынам Исраэля и скажи им: Когда придете на землю поселения вашего, которую Я даю вам". (Бемидбар, 15:1-2)
Как же так? Ведь всему поколению только что было сказано, что оно вообще не войдет в страну? Начало 15-й главы звучит как издевательство.
Раши пишет, что таким образом Б-г хочет утешить сынов Израиля. Вс-вышний говорит, что сыны Израиля не должны отчаиваться - в страну Израиля они все же придут. Более того, речь идет о законах исполнения клятв. Вс-вышний сообщает здесь эти законы, чтобы подчеркнуть: Он исполнит данные Им клятвы. Поэтому сыны Израиля войдут в страну, несмотря на все, что случилось в ними.
Далее рассказывается о приношении халы - начатка теста. Это означает, что сыны Израиля не только придут в страну, но будут процветать в ней и собирать богатый урожай.
Но как сыны Израиля сумеют убедиться, что Б-г не отложит исполнение обещанного во второй раз ? Ведь они снова могут согрешить, а это означает дополнительное наказание. Как вырваться из порочного круга?
И Тора сообщает, что следует принести жертвоприношение, очищающее от греха. При этом она предупреждает, что это относится только к невольному греху. Если кто-то нарушает закон намеренно, так, как это сделал осквернитель субботы, искупления не будет. Нарушитель понесет наказание.

 


Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Разведчики
Еврейский народ расположился на Южной границе Ханаана. Мужчины были призваны в ополчение, и все ждали приказа к выступлению. В этот момент Моше отправляет разведчиков. Они доставили недобрые вести, в результате чего завоевание Ханаана было отложено на сорок лет.
Было ли решение Моше послать раведчиков принципиально неверным? Через сорок лет, когда Израиль наконец-то был готов войти в Землю Обетованную, Моше вновь начинает с разведки:
"И ПОСЛАЛ МОШЕ РАЗВЕДАТЬ ЯЗЕР, И ВЗЯЛИ ОНИ ПРИГОРОДЫ ЕГО, И ИЗГНАЛИ ЭМОРЕЕВ, БЫВШИХ ТАМ." (Бемидбар 21:32).
Аналогичным образом поступил впоследствии Иегошуа бин Нун, отправивший лазутчиков в осажденный Иерихон (Иегошуа 2:1 и 7:2).
Накануне любой военной кампании крайне важно узнать о врагах как можно больше: какие и них сильные и слабые стороны, каков дух войска и пр. Поэтому в любой войне военная разведка играет огромную роль. Почему же тогда Моше ошибся с отправкой своих лазутчиков?
Ответ на этот вопрос может показаться парадоксальным - никаких разведчиков Моше не посылал!
Описывая миссию посланцев Моше, Тора ни разу не называет их лазутчиками ("meraglim"). Их задача сводилась не к военной разведке - "leragel et haaretz" - но "latur et haaretz" - "ОСМОТРЕТЬ СТРАНУ КНААН" (Бемидбар 13:17).
Соответственно, миссия лазутчиков была военной лишь в незначительной степени. Моше поручил им разузнать,"КАКОВА СТРАНА, В КОТОРОЙ ОН ЖИВЕТ, ХОРОША ОНА ИЛИ ПЛОХА, И КАКОВЫ ГОРОДА, В КОТОРЫХ ОН ЖИВЕТ, ОТКРЫТЫЕ ОНИ ИЛИ УКРЕПЛЕННЫЕ; И КАКОВА ЗЕМЛЯ ЭТА, ТУЧНА ОНА ИЛИ ТОЩА, ЕСТЬ ЛИ НА НЕЙ ДЕРЕВЬЯ ИЛИ НЕТ(Бемидбар 13:19-20). С военной точки зрения от этой информации было мало проку.
Далее, Моше послал в Ханаан 12 лазутчиков, по одному от каждого колена. Это также свидетельствует о том, что Моше руководствовался не столько военными, сколько политическими соображениями - он боялся обидеть какое-либо из колен. В отличие от Иегошуа, который . "ПОСЛАЛ ИЗ ШИТИМА ДВУХ ЧЕЛОВЕК, РАЗВЕДЧИКОВ, ТАЙНО" (Иегошуа 2:1), Моше отправил своих лазутчиков совершенно открыто. Каждый из посланых был одним из "ГЛАВ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ " (Бемидбар 13:2), т.е. важным человеком, но никак не профессиональным шпионом. Именно поэтому имена участников других разведывательных миссий остались в секрете, и никто не знал, кто они и куда посланы, в то время как все "лазутчики", посланные Моше, были перечислены поименно. Не исключено, что их отбытие даже сопровождалось торжественным прощальным пиром.
Посылка 12 человек тоже была несомненной ошибкой - такая большая группа не могла остаться незамеченой.
Однако главная ошибка заключалась в том, что миссия была отправлена народом. Впоследствии Моше сам признал этот факт в книге Дварим (1:22-23). Поэтому отчет о результатах разведки был предъявлен не лично Моше, но всему Израилю:
"И ВОЗВРАТИЛИСЬ ОНИ С ОСМОТРА СТРАНЫ ЧЕРЕЗ СОРОК ДНЕЙ. И ПОШЛИ, И ПРИШЛИ К МОШЕ, И К АhАРОНУ, И КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ" (Бемидбар 13:25-26).
Разведка, организованная Моше, провалиласьь, поскольку он послал в Ханаан не разведчиков, а представителей колен, причем с непонятным заданием, не имеющим отношения к ближайшим целям. Для того, чтобы миссия увенчалась успехом, Моше следовало секретно послать несколько разведчиков-профессионалов.
Tак что неудивительно, что в конечном итоге Вс-вышний возложил ответственность за провал на Моше:
"ТАКЖЕ И НА МЕНЯ ПРОГНЕВАЛСЯ Б-Г ИЗ-ЗА ВАС, СКАЗАВ: "ТЫ ТОЖЕ НЕ ВОЙДЕШЬ ТУДА." (Дварим 1:37).


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Великаны и Нефилим - кто это и куда они делись
Когда разведчики, которых Моше послал в Кнаан, направились в Хеврон, они встретили там троих людей:
"И ПОШЛИ НА ЮГ страны, И ДОШЛИ ДО ХЕВРОНА, А ТАМ АХИМАН, ШЕШАЙ И ТАЛЬМАЙ, ДЕТИ АНАКА (великана) " (Бемидбар, 13:22).
По-видимому, на хевронском нагорье тогда обитало племя великанов.
Интересно отметить, что, когда лазутчики описывали евреям могущество ханаанских племен, они слегка исказили увиденные факты
"СТРАНА, КОТОРУЮ ПРОШЛИ МЫ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕТЬ ЕЕ, ЭТО СТРАНА, ГУБЯЩАЯ СВОИХ ЖИТЕЛЕЙ, И ВЕСЬ НАРОД, КОТОРЫЙ МЫ ВИДЕЛИ В НЕЙ, - ЛЮДИ-ВЕЛИКАНЫ. ТАМ ВИДЕЛИ МЫ ИСПОЛИНОВ (Нефилим), СЫНОВ АНАКА, ПОТОМКОВ ИСПОЛИНОВ, И БЫЛИ МЫ В ГЛАЗАХ СВОИХ, КАК САРАНЧА, И ТАКИМИ ЖЕ БЫЛИ МЫ В ИХ ГЛАЗАХ" (Бемидбар, 13:32-33).
Таким образом, жители Хеврона оказались, по словам разведчиков, не просто великанами, но и нефилим - "павшими".
Возникает вопрос: кто такие эти "павшие", какое отношение они имеют к великанам, и куда они делись сейчас?
Первое упоминание о нефелим мы находим в книге Берешит, где приводится не совсем понятная история о "сынах Б-га (другие возможные переводы -  "сыны богов" или "сыны знатных"), которые брали в жены человеческих женщин. Детей от подобных браков Тора называет "нефилим":
А СЫНЫ Б-ГА УВИДЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДОЧЕРЕЙ, ЧТО КРАСИВЫ ОНИ, И БРАЛИ СЕБЕ ЖЕН, КАКИХ ВЫБИРАЛИ...ИСПОЛИНЫ БЫЛИ НА ЗЕМЛЕ В ТЕ ВРЕМЕНА, И ТАКЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК СЫНЫ ТЕХ, КТО ОБЛАДАЛ МОГУЩЕСТВОМ, СТАЛИ ВХОДИТЬ К ДОЧЕРЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, И ОНИ РОЖДАЛИ ИМ; ЭТО БОГАТЫРИ, ИЗДРЕВЛЕ ЛЮДИ ИМЕНИТЫЕ. (Берешит,  6:2,4)
Этот рассказ служит прологом к истории о Потопе. Понять его непросто. Многие исследователи полагают, что перед нами - осколок древней мифологии об ангелах, соблазнившихся красотой человеческих женщин. Они спустились ("пали") на землю, превратившись в нефилим - падших ангелов. Их потомки, соответственно, обладали нечеловеческой силой, подобно греческим героям, которые были потомками богов-олимпийцев.
Тора, однако, пишет: "ИСПОЛИНЫ БЫЛИ НА ЗЕМЛЕ В ТЕ ВРЕМЕНА" (Берешит, 6:4) - т.е., во времена Моше и лазутчиков, их уже не было, поскольку все они погибли в водах потопа.
Однако легенда о гигантах  продолжала будоражить умы и после их гибели. Поэтому, после того, как Калев заявил: "НЕПРЕМЕННО ВЗОЙДЕМ И ОВЛАДЕЕМ ЕЮ, ИБО В НАШИХ СИЛАХ ЭТО!" (Бемидбар, 13:30), прочие лазутчики стали убеждать, что жители Kнаана - не просто люди исполинской силы, но потомки ангелов, обладающие сверхъестественной мощью, так что нельзя и помыслить о том, чтобы их  одолеть.
Таким образом, великаны, которых видели лазутчики, не имеют ничего общего с нефилим, о которых говорится в книге Берешит. Это было просто племя сильных и высокорослых людей.
Какова была судьба этого племени? В книге Иегошуа есть описание завоевания Хеврона: "В то же время пришел Иегошуа и поразил [всех] анаким (великанов) на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудейской и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иегошуа заклятию;не осталось [ни одного] из анаким в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гате и в Азоте" (Иегошуа, 11:21-22).
Как и предсказывал Калев, Иегошуа разгромил великанов, и изгнал их из Хеврона. Немногие уцелевшие бежали в Гат и другие города филистимлян. Поэтому неудивительно, что через несколько поколений мы встречаем филистимлянина из Гаты, который обладал огромной физической силой: "И выступил единоборец из станов филистимлян, Голиат - имя его, из Гата, высотой он в шесть локтей и пядь"(I Шмуэль, 17:3).
Голиат был очень высоким человеком, почти великаном. Однако Писание называет его "филистимлянином". Из этого можно сделать вывод, что уцелевшие анаким ассимилировались в Филистии.
Филистимляне исчезли как народ много веков назад. Вместе с ними исчезли и потомки племени великанов.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
1. Когда ХаШем впервые открылся Моше Рабейну в горящем кусту, он велел ему возвратиться в Египет, чтобы в конечном итоге вывести нас из-под египетского ига. Тогда ХаШем рассказал Моше, что на пути к Земле Обетованной нам предстояло получить Тору - конституцию нашего народа - и в считанные недели
мы были бы уже в Земле Израиля.
2. Семь недель спустя, на горе Синай, в грандиознейшем откровении Б-жьей Славы, когда-либо виданном народными массами, мы услышали Глас Б-жий, который изрек: «Я ХаШем, Г-сподь твой, Который вывел тебя из Египта…» - и другие заповеди, которые были потом выгравированы на скрижалях. Затем мы остались у подножия Синая, а Моше поднялся на гору, чтобы выучить у Б-га Тору во всей полноте и преподать ее нам, каждую заповедь в свое время, когда ХаШем даст соответствующее указание: «…обратись к еврейскому народу и скажи им…».
3. Но потом наше немедленное овладение Землей Израиля было задержано трагедией Золотого тельца. Пока Моше Рабейну молил Б-га о прощении нашей неверности, мы раскаялись, и ХаШем милостиво даровал нам прощение на десятом дне месяца Тишри (позже установленном Б-гом как Йом Кипур, День Искупления, на все времена). Для демонстрации того, что Он действительно вновь принял нас в качестве Своего народа, как просил Моше, ХаШем повелел, чтобы мы соорудили сравнительно небольшую, переносную копию Храма, который нам предстояло построить в Земле Израиля. Этот Мишкан, построенный нами в пустыне, продемонстрирует, что ХаШем действительно пребывает среди нас. Так, в течение целого года, пока мы оставались у горы Синай, мы построили Мишкан с его священной утварью, согласно указаниям Б-га. И в месяц Нисан 2449 года с Сотворения мира, через год после нашего Избавления из Египта, Мишкан был завершен.
4. Наконец, мы были готовы продолжить наш путь в Землю Израиля - она была в одиннадцати днях ходьбы от Синая. Но тогда народ столпился вокруг Моше и шумно потребовал, чтобы он послал вперед людей с целью разведать и сообщить им, что представляет собой Земля Израиля, а также определить, как лучше всего спланировать тактику отвоевания ее у незаконных поселенцев, что в ней находились. Но это требование проявило недостаток доверия к Б-гу, Который уже сказал нам (еще когда мы были в Египте), что это земля хорошая, «земля, истекающая молоком и медом». И Он сказал тогда, что нам действительно удастся завладеть ею, но не собственными усилиями, ибо ХаШем изгонит народы, которые там находились. Поэтому, попросив послать разведчиков, еврейский народ проявил явное недоверие к Б-гу. Тем не менее, ХаШем сказал Моше, что, если того хотят люди, пусть пошлют разведчиков, как просили, таким образом, давая Свое разрешение на это предприятие. Но ХаШем предупредил Моше, что ничего хорошего из этого не выйдет. И действительно, когда эти люди вернулись сорок дней спустя, они оклеветали Землю - что подразумевало клевету и на Самого Б-га. Не делая откровенно лживых заявлений, они, тем не менее, нарисовали неверную картину и предостерегли людей, что одолеть нынешних жителей, среди которых,
предупредили они, были и грозные воинственные амалекитяне, практически невозможно. Почти все мужчины (но не женщины) поверили этим злым доносам и принялись горько оплакивать свою судьбу. Они заявили, что ХаШем умышленно запланировал их смерть, «потому что не может одолеть жителей Земли». После различных других оплошностей, - которые ХаШем был готов простить, - это проявление неверности оказалось последней каплей, которая продемонстрировала, что это поколение не было более достойно милости Б-га. И Он постановил, что еврейский народ и вправду останется в пустыне до тех пор, пока не вымрет все то ненадежное поколение. Одиннадцать дней превратились в сорок лет. Этот эпизод «разведчиков» и составляет первую часть главы.
5. Двенадцать человек, которых послал Моше в путешествие по Земле Обетованной, были великими людьми: каждый был вождем своего колена. В этот список были включены также Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефуне - единственные двое, что остались верными Б-гу - и остальные были людьми подобного калибра. Каждое колено послало своего представителя исследовать Землю, чтобы сообщить о ее необыкновенно высоком качестве и чтобы заверить их в том, что Земля Израиля подходила их особым нуждам и наклонностям, ибо каждое колено обладало своим самобытным характером. Но вместо того, чтобы ограничить свой рапорт этими рамками, путешественники-исследователи стали разведчиками-шпионами. Они вернулись с устрашающими историями о могучих жителях земли, основывая свои сообщения на полуправде, и в конечном итоге подразумевали даже, что и Сам ХаШем не смог был завоевать эту страну. Что же случилось? Почему они так обманули народ? И каковы были их мотивы?
6. Когда разведчики увидели сверхъестественное изобилие Земли Израиля, они забеспокоились, что еврейский народ займется обработкой земли и полностью посвятит себя освоению ее огромного потенциала - а затем будет еще больше воодушевлен на дальнейшие усилия, когда станет получать ее обильные урожаи
(они принесли обратно с собой несколько образцов плодов). Они поняли, что окончится золотая пора, когда весь еврейский народ был посвящен ничему другому, кроме изучения Торы у ног Моше Рабейну, будучи обеспечен всем необходимым. Они почувствовали, что их священной обязанностью было повлиять на людей так, чтобы они расхотели завладеть Землей Израиля так быстро, дабы продолжилась их чудесная сверхъестественная жизнь в пустыне.
7. Но они совершили две больших ошибки. Во-первых, « עַל תְּהִי צַדִיק הַרְבֶּה » - «не будь слишком праведным», то есть, «не делай больше того, что желает Сам ХаШем». Хашем хочет, чтобы мы вышли из пустыни и отошли от нашей сверхъестественной жизни там, и вместо этого пришли в Землю Израиля и занялись земледелием, жили и развивались как народ, находящийся под Его защитой и руководством. А раз так, то не следует простым смертным - какими бы великими они ни были - пытаться быть святее, чем того желает ХаШем. Отдельные избранные личности, даже целое колено или часть народа может - и действительно должна - посвятить свою жизнь изучению Торы, ибо эти люди приносят Б-жье благословение Его народу и вообще всему миру. Но в конце концов ХаШем желает, чтобы Его избранный народ жил среди народов мира, да, раздельно, но в то же время поддерживая с ними контакты и таким образом оказывая на весь мир влияние, под которым мир признает Б-га и будет жить согласно Его желаниям. Он не хочет, чтобы Его народ был заперт в пустыне в полном одиночестве, в отключении от внешнего мира. А во-вторых, разведчики не достаточно проанализировали личные мотивы своих действий. Если бы они это сделали со всей честностью, то осознали бы, что их чрезмерная забота о том, чтобы еврейский народ развивался в пустыне без отвлечений, была вызвана их собственной гордыней и желанием сохранить свое высокое положение. Ибо после заселения Земли еврейским народом Тора рекомендует назначение царя, а значит,
власть уже не будет полностью в руках вождей колен. Да, они были великими людьми, но все же смертными и, хотя сами того не осознавали, не были свободны от человеческих слабостей. Так, если бы они более честно проанализировали свои мотивы, то увидели бы, что их собственная платформа для еврейского народа была неправильной, хотя бы и потому, что не так велел ХаШем. Эпизод разведчиков учит, что человек не смеет идти наперекор воле Б-га и полагаться на свою собственную оценку добра и зла. Ибо если не подчинить человеческий разум воле Б-га, то сам по себе он способен оправдать что угодно и подвести теоретическую основу под любую идею, даже неправильную.
8. Сразу за историей разведчиков ХаШем дает нам различные заповеди, которые нам предстоит соблюдать по приходу в Землю Израиля - ибо туда мы все-таки придем. Преподаются некоторые законы Корбанот (жертвоприношений), закон Халы (часть теста, выпекаемого в батон - хала - дается Кохену), закон, как поступать в случае ошибки суда, как в таком случае получает искупление сам суд, и как получает искупление тот, кто по ошибке совершил акт идолопоклонства.
9. Глава рассказывает о преступлении и наказании Цлофхада бен Хефера, который намеренно нарушил Шаббос. Согласно традиции, его поступок был мотивирован желанием показать, что, хотя люди того поколения были обречены на смерть в пустыне, законы Б-жьи все равно должны соблюдаться. Таким образом, он сознательно пожертвовал жизнью, чтобы преподать урок о строгости законов святого Шаббата.
10. Глава завершается заповедью Цицит: нам повелевается привязать особые кисти нитей к четырем углам одежды. Одежда - это наружная оболочка человека, и, быть может, больше, чем любой другой аспект его внешности, создает его портрет и имидж, показывает, как он хочет выглядеть. К этому фасаду и прикрепляется Цицит. Причина этой заповеди дана в Хумаше: чтобы мы видели Цицит и помнили обо всех заповедях Б-га и исполняли их, и не следовали бы нашим собственным желаниям, которые могут увести от Торы. Так мы будем помнить об исполнении заповедей Б-га и посвятим себя Ему, ибо в том была цель, ради которой Он вывел нас из Египта - быть нашим Б-гом. Эта заповедь демонстрирует, что мы на службе Б-га, и в этом плане она представляет все Его заповеди. (Сумма числового эквивалента букв слова ציצית вместе с восемью нитями и пятью двойными узлами - 613, общее число всех заповедей Торы.) Цицит - это как бы нагрудный знак еврейского народа, находящегося на службе Б-гу, и нам следует носить его с гордостью.

 


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Шлах
Ѓафтара этой недели взята из Книги Йеошуа (2:1-24)

1. Связь между недельной главой и Ѓафтарой очевидна. В недельной главе Моше Рабейну посылает людей разведать Землю Израиля, а в Ѓафтаре Йеошуа-бин-Нун, преемник Моше, тоже посылает разведчиков с целью выяснения обстановки в Земле. Но Ѓафтара предоставляет нам возможность провести контраст между теми людьми, которых послал Моше, и разведчиками, посланными Йеошуа.
2. Во-первых, Моше вовсе не имел в виду, чтобы люди, которых он послал, сыграли роль военных разведчиков. Он определил их миссию словом « לָתוּר », что означает «совершить путешествие» по Земле, «обойти» ее. Это были двенадцать вождей, посланных как представители своих Колен с целью удостовериться в том, что эта земля подходила характеру и нуждам каждого колена. Тогда как разведчики,
посланные Йеошуа, действительно должны были вернуться если не с чисто военным донесением, то, по крайней мере, с сообщением о состоянии умов и настроении жителей страны в тот момент, когда еврейский народ стоял на ее пороге и собирался вновь ею овладеть.
3. Во-вторых, Моше послал тех людей потому, что этого потребовал народ, тогда как Йеошуа, по всей видимости, принял такое решение сам и послал разведчиков секретно, не оповестив народ. То, что Йеошуа выбрал для миссии Пинхаса и Калева, понятно. Оба этих великих человека давно доказали, что достойны
доверия: Пинхас - когда бесстрашно пошел против всего общества и отомстил за честь Б-га в недавней позорной истории с моавитянками. А Калев был, помимо самого Йеошуа, единственным разведчиком из тех, что послал Моше, который остался верным Б-гу вопреки бунту остальных.
4. Из-за злобного отказа народа нашего брата Эйсава пропустить нас мирно через свою территорию к Земле Израиля, чтобы войти в нее с юга, нам пришлось пройти до конца ее южной границы и повернуть на север. Теперь мы стояли лагерем в степях Моава и планировали войти в Землю со стороны города Йерихо (Иерихона).
5. По сегодняшним меркам Йерихо был не очень большим городом (его население тогда насчитывало около восьми тысячи жителей), но он был одним из древнейших городов мира и стратегически важным объектом в этом регионе. Было известно, что тот, кто возьмет Йерихо, овладеет и всей страной. Жители Йерихо тоже это знали, и потому разведчики стремились выяснить их психологический настрой, ибо он послужил бы хорошим показателем состояния страны в целом.
6. Разведчики пришли к Рахав, хозяйке гостиницы, дом которой был встроен в городскую стену и практически был ее составной частью. Городские стены того времени были не только высокими, но и часто толстыми, чтобы по их верху могли разъезжать на лошадях патрули и следить за обстановкой. В случае Йерихо толщина стены почти равнялась ее высоте, чтобы ее невозможно было обрушить - даже стенобитной машиной - и в некоторых местах внутри стены помещались целые дома. (Конечно, окна в таких домах можно было делать только очень высоко.) Такого типа домом была гостиница Рахав. Поскольку через это место проходил постоянный поток путешественников, разведчики решили, что могут притвориться путешествующими купцами, не возбуждая к себе подозрения. В этом, конечно, они ошиблись, ибо тут сходу проявилась нервозность и обеспокоенность жителей Кнаана: как только они пришли в дом Рахав, местному
кнаанскому царю сразу было донесено, что появились два чужака, и он немедленно послал солдат с целью выяснить, кто они такие - так боялись надвигающегося вторжения евреев.
7. Равах сходу поняла, кто такие эти люди, и зачем они пришли. И как только она увидела, что идут солдаты, она упрятала разведчиков на чердаке. Когда солдаты постучались, она не стала отрицать, что у нее были чужеземцы (это было бы глупо, ибо их явно многие видели), но сказала, что не знала, что они приходили за
чем-то особенным, они были просто странниками, и она оказала им стандартные услуги. Она сказала солдатам, что эти люди уже ушли, в направлении реки Иордан, и так заставила их пуститься в бесполезное преследование. А разведчикам велела лежать тихо, пока не стихнет переполох. Ее храбрость и решительные
действия спасли жизнь этим людям, и в награду Рахав попросила их обещать, чтобы, когда вторжение произойдет, ее с семьей и друзьями тоже пощадили. Они договорились о тайном знаке, по которому евреи смогут распознать дом Рахав (она вывесит алую нить из того же окна, через которое вылезли разведчики), и таким образом добро было оплачено добром.
8. Вернувшись в еврейский лагерь, двое разведчиков направились прямо к Йеошуа и подтвердили, что все население Кнаана трепетало в страхе от надвигающегося вторжения еврейского народа. Как сказала им Рахав (и как видели и они сами), чудесные события Десяти Египетских казней и рассечение Красного моря
продемонстрировали всем народам всемогущество Б-га, и как Он творил чудеса для Своего Избранного народа, и даже сорок лет спустя они по-прежнему боялись евреев. Недавний разгром еврейским народом царей Сихона и Ога, могучих защитников Амона и Моава, только усилил ужас перед его предстоящим
вторжением.
9. Из этой истории можно также извлечь урок о том, до какой степени нам следует прилагать собственные усилия, а в какой полагаться на Б-га. А именно: Моше послал людей посмотреть на землю, но это было в ответ на требования людей, которые усомнились и недостаточно уверили в способность Б-га изгнать жителей страны, а также попыткой развеять их подозрения относительно этой земли. Йеошуа же послал разведчиков вовсе не потому, что сколько-либо сомневался или не верил в способность Б-га одолеть жителей страны, а просто потому, что всегда надо прилагать собственные усилия. Ибо даже если ХаШем обещал, что поможет нам завоевать Землю Израиля, все равно надо пройти через процесс, в котором надо действовать самим. В такой ситуации вполне логично, что надо выслать вперед разведчиков с целью выяснить уровень морального духа жителей. В конце концов, на чудо полагаться нельзя. Надо делать то, чего по логике требует ситуация, - но, сделав это, помнить, что, независимо от наших собственных усилий, все свершается Б-гом.
10. Мудрецы говорят, что сама Рахав отказалась от язычества и стала еврейской прозелиткой. Поскольку она была важной личностью - ее близко знали почти все правители и большие вояки того времени - это было великим прославлением Имени Б-га (Кидуш ХаШем), и в награду она удостоилась того, что от нее произошли многие великие люди, в частности, пророк Йехезкель.

 

Рав Яков Доктор
О том, в чём состояло испытание, как и об ошибке разведчиков, мы судить не можем. Они, как и всё то поколение -- поколение Исхода и Дарования Торы, поколение знания, были гигантами духа, праведниками такого уровня, который неизмеримо выше нашего понимания. Но поскольку их история – это Тора, которую необходимо понимать, мы можем извлечь из неё уроки, необходимые нам на нашем уровне.
От  имени рабби Менахема Менделя из Коцка, זצק''ל זי''ע , передают следующее объяснение причин падения разведчиков. «И мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах», - рассказывают они. Какая им разница как они выглядели в их глазах? Слова «такими же были мы в их глазах» выдают всю суть дела. Важнейшей основой, на которой стоит мир, и в том числе и служение человека, является правда. Еврей учит Тору, молится, занимается добрыми делами и мицвот, исправляет и улучшает свои привычки и черты характера ради Б-га, потому что это  Истина. И совершенно не важно, что на это скажут и как посмотрят другие. Но если всё хорошее еврей делает с оглядкой на мнение окружающих, таким способом стараясь понравиться людям, это делает его служение лицемерным, наполняет его показухой и ложью. А ложь, как известно, неустойчива и со временем проявляется на поверхности. Как говорил Коцкер Ребе: «Если я это я, и ты это ты, то я это я, а ты это ты. Но если я это ты, и ты это я, то я не я и ты не ты». Знания и умения, которыми обладали разведчики были пропитаны ложью. Поэтому они  не выдержали испытания пребывания в Земле Израиля.
 «И  сошли амалекитяне и кнаанцы, жившие на горе той, и разбили их, и громили их вплоть до Хормы. И Г-сподь сказал Моше, говоря: «Говори сынам Израиля и скажи им, когда вы войдёте в землю поселения вашего…». Этот  отрывок является поучительным уроком для нас. Сразу после описания величайшей трагедии нашего народа, приговора всему поколению, бессмысленной войны и гибели людей, Тора переходит к очередной мицве. Это учит нас, как относиться к собственным падениям и ошибкам. У каждого случаются периоды слабости, бывают падения и неудачи. Самое главное, что происходит потом. Нужно вовремя встать и вернуться к Торе и служению, с новыми силами – так, словно ничего не произошло. Как говорит пасук: «Семь раз падёт праведник, но встанет». В войне со своим ецер-ара, то есть, как нам кажется, с самим собой, происходит то же, что и в любой другой борьбе: иногда удар наносишь ты, а иногда он достается тебе. Самое главное -- кто ударит последним.
Наша  глава говорит о заповеди цицит. Из текста Торы мы можем видеть, что в цицит должна присутствовать нить голубого цвета «тхелет», секрет изготовления которой мы потеряли. Существует правило, сформулированное Мишной в Трактате Менахот о том, что отсутствие тхелет не мешает выполнению мицвы с кистями белого цвета. Так что сегодня наши цицит, безусловно, кошерны, несмотря на отсутствие в них нитей голубого цвета. С приходом Мошиаха к нам вернется множество заповедей Торы, в том числе и мицва голубой нити. Интересно, что около ста лет тому назад жил еврей, адмор из Радзян זצ''ל , который утверждал, что нашёл секрет изготовления цвета тхелет. На морском побережье Италии он нашёл моллюск, кровь которого при обработке даёт голубой цвет. Этот моллюск, по утверждению адмора, и является тем хилазоном, о котором говорят наши книги. Радзянер Ребе написал целую книгу о своём открытии, которая наделала много шума в еврейском мире. Но большинство алахических авторитетов с ним не согласились, так что и сегодня большинство евреев ходят без голубых нитей.
Ор  Ахаим приводит несколько интересных комментариев к отрывку о цицит. «…Чтобы они делали себе цицит  на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в  цицит края (одежды)   голубую нить». Здесь перечислены три детали  заповеди: цицит, на краях одежд и голубая нить. Условия «во всех поколениях своих» стоит между второй и третью деталью, перед голубой нитью. Тора намекает нам, что первые две детали навечно, а третья, голубая нить, не будет всегда, «в поколениях своих», а со временем исчезнет.
Цицит – это знак того, что еврей  на службе у Б-га, это герб Вс-вышнего, который носят на себе Его слуги. Как и у земных владык, герб в  символической форме выражает Своего Хозяина. Цицит носят только на одежде из четырёх правильных углов, что намекает на Вс-вышнего, Творца четырёх сторон света. Это четыре нити, согнутые вдвое и образующие восемь, что говорит о тайне Имён Вс-вышнего. В нашем сотворённом мире мы воспринимаем Его непроизносимое Четырёхбуквенное Имя только через призму другого -- Его Четырёхбуквенного Имени Ад-нут. Целью нашего служения является соединение аспекта Кадош Барух и аспекта Его Шхины, то есть соединение Имени Непроизносимого с Именем Ад-нут.
Белый цвет нитей показывает Хесед Творца, нить голубого цвета -- качество Милосердия, компромиссное между Хеседом и Судом, качество Тиферет. Хесед является внутренним содержанием по отношению к Милосердию, которая играет роль внешней формы Хеседа. Поэтому в цицит голубая нить является  внешней по сравнению с белыми нитями.

 


Рав Менахем-Михаэль Гитик
Сила желания
 «Пошли себе людей…» Бемидбар 13:2
Если соединить сказанное Торой с мидрашем: «Если бы не попросили евреи послать разведчиков, то  приказал бы Вс-вышний послать их», получается вопрос: что значит «пошли себе»  и чем отличается повеление  «пошли себе» от «простого» приказа Творца?
Объясняет автор «Сфат Эмет», что желание Израиля, чьим выразителем явились десять разведчиков, не было аннулировано, что и привело в конечном итоге к промаху. Акцент на слове «себе» как раз и позволяет поставить духовный диагноз – неотмененное собственное желание как побудительная причина действия (мицвы!).
Собственное (пусть и альтруистическое) видение ситуации приводит миньян разведчиков к ошибке. «Простота»  приказа Создателя подразумевает отсутствие примеси нашего себялюбия и. как следствие, незыблемость правила «посланник мицвы не терпит ущерба». Практически, получается, что разведчики, не имевшие «спецзащиты» (в виде молитвы Калева в пещере Махпела, или молитвы Моше о Йеґошуа) были обречены на провал. Ведь в фундаменте их миссии лежала «инициатива снизу» - воля народа, а трещина в фундаменте обрекает НЕБОскреб.
Переходя к нам, любимым, заметим, что «мицвот ло лишма» - «мицвот, совершаемые в рамках эгоизма» обречены на «невысокость». И наши ошибки тому свидетельство. Ведь в случае аннулирования собственных желаний (убирание эго), мы были бы в этом мире Его посланцами (разведчиками) и не попадали бы в лапы (так и хочется сказать гестапо!) ситра ахра.

 

Ури Линец

Свобода ошибиться

Главное событие раздела - разведка Эрец Кнаан. О событии этом Тора рассказывает дважды. Первый раз - сегодня: “И говорил Ашем Моше, сказав: Пошли себе Мужей - и разведают Страну Кнаан, которую Я даю сынам Исраэля: Мужа одного - Мужа одного для колена отцов их пошлите, всякого Наси среди них. И послал их Моше из пустыни Паран согласно Ашем, все Мужи - главы сынов Исраэля они!” (Бемидбар 13:1-3). А второй раз - в книге Дварим, когда Моше конспективно повторяет историю еврейского народа для тех, кто родился в пустыне и не был очевидцем событий Исхода: “И я сказал вам: пришли вы к горе Эмори, которую Ашем, Эло’им наш даёт нам. Смотри: дал Ашем, Эло’им твой перед тобой Страну - поднимись, наследуй, как говорил Ашем, Эло’им отцов твоих тебе - не трепещи и не страшись! И приблизились ко мне вы все, и сказали: пошлём Мужей перед нами, и разведают нам Страну, и вернут нам слово: дорогу, по которой поднимемся и города, в которые придём. И было хорошо в глазах моих слово, и я взял из вас двенадцать Мужей - Мужа одного для колена” (Дварим 1:20-23).
Событие одно и тоже, на память Моше никогда не жаловался, почему тогда описания столь различны? В первом случае инициатива разведки исходит как будто от Ашем. Во втором случае разведка - инициатива народа. Объяснить кажущееся различие можно так: первое описание рассчитано на очевидцев события, для которых многие факты известны и очевидны, а второе на тех, для кого это древняя история (“это было зодолго до моего рождения…”). И именно для потомков описание подробней. С другой стороны для потомков личность Моше настолько выделена сама по себе, его поступки не могут быть подвергнуты критике и нет необходимости повторять каждый раз, что всё, что делает Моше, он делает по указанию Ашем.
Объединив оба описания, получим следующее. Моше объявляет народу, что цель похода достигнута (Дварим 1:20). “Дал Ашем, Эло’им твой перед тобой Страну” - уже дал. “Поднимись” - вступление в Эрец Исраэль означает подъём - как в физическом, так и в духовном плане. “Наследуй” - завоёвывай. “Как говорил Ашем, Эло’им отцов твоих” - “пришло время осуществления обещания Ашем, данного праотцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову ради чего мы и выходили из Египта” (см. Шмот 6:2-8). Сыны Израиля относятся к делу весьма серьезно, понимают, что завоевание Земли возможно только при их личном участии и предлагают совершить тактическую разведку: “и разведают нам Страну, и вернут нам слово: дорогу, по которой поднимемся и города, в которые придём”. Вопрос о возможности или невозможности завоевания Страны не ставится даже теоретически: “Враг будет разбит, победа будет за нами!”, нужно только принять оптимальные решения. Моше спрашивает у Ашем, как поступить. “И говорил Ашем Моше, сказав: Пошли себе Мужей - и разведают Страну Кнаан, которую Я даю сынам Исраэля” (Бемидбар 13:1-2). Конечно, если ты сам этого хочешь, то “пошли себе”, но имей в виду, что “Страну Кнаан … Я” уже “даю”! То есть необходимости в разведке нет, Страна ваша в любом случае, но ты, Моше, можешь поступить, как тебе нравится. А если ты, Моше, решишь послать разведку, то посылай ответственных людей - “всякого Наси (главу колена)”. Множественное число “пошлите” указывает на то, что Вс-вышний понимает, что Моше действует по желанию народа.
Впервые Ашем не даёт конкретных указаний (делай так, скажи это и т.п.), а описав ситуацию предоставляет Моше самому принять решение. Причина в том, что мы - на пороге Эрец Исраэль. Нам предстоит строить государственную жизнь, экономическую, социальную, политическую, принимать самостоятельно множество решений, основанных на Торе, но не на конкретных советах Вс-вышнего.
Знал ли Ащем, что разведчики совершат предательство Эрец Исраэль? Сомнений нет: порождающий знание - знает! Так почему не запретил Моше посылать разведку?
Ситуация напоминает историю в Ган Эдене (книга Берешит). Знал Творец, что человек нарушит заповедь? Конечно знал. Почему не построил забор вокруг дерева знания? Дело в том, что Вс-вышний не создает театр марионеток. Величайший подарок первому человеку - свобода воли. Заповедь существует только потому, что её можно выполнить, а можно и не выполнить. Только тогда проявляется ценность правильного выбора. Поэтому заповедь “Дышать!” - бессмысленна, ведь человек не может не дышать.
Выходя из пустыни в Эрец Исраэль, предстоит выбирать и отвечать за свой выбор, ошибаться и исправлять ошибки.
После восемнадцати веков странствий по пустыне галута появилась реальная возможность войти в Эрец Исраэль. В начале и середине тридцатых годов прошлого века Зеев Жаботинский ездил по Польше и умолял евреев уезжать в Палестину. Над ним смеялись богатые, образованные, довольные жизнью польские евреи. Оставалось несколько лет до издания британским правительством “Белой книги”, практически запретившей въезд евреям в Палестину. Правду надо сказать, несколько тысяч из пяти миллионов уехали. Каждый имел свободу выбора.
Такая же свобода сегодня у каждого из нас.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Шлах все ссылки были рабочие.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика