::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Бехукотай (часть 1)

20-05-2012, 13:58 Разместил: jude Просмотров: 3246

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел
Бехукотай

Главы 26:3-27:34

«Если по Моим законам пойдете…».

Бе-Хукотай в переводе с иврита - по Моим законам.

 

Рав Лев Кацин

Ты можешь сказать что-то хорошее о своей жене? Праздник Лаг ба-Омер

«Однажды ко мне пришел молодой человек, вынул лист бумаги и зачитал длинный список жалоб на свою жену», - пишет рав Азриэль Таубер в книге «Thoughts for a Jewish Home» (c. 246).
– Ты можешь сказать что-то хорошее о своей жене? - спросил рав Таубер.
– Не могу.
– Тогда она невиновна! Ведь если все судьи Сангедрина решили, что обвиняемый виновен, он считался невиновным!
Решая вопросы жизни и смерти, Сангедрин выносил приговоры большинством голосов. Но что если из 71 судьи Сангедрина 35 считали подсудимого невиновным, а 36 - виновным? Он считался невиновным! В этом проявлялось милосердие: преимущество обвинения в один голос не считалось большинством. Но что если все судьи объявляли его виновным? Он считался невиновным! Судьи были обязаны обсудить все аргументы и лишь на следующий день вынести решение. Однако если никто не выступал в защиту подсудимого, то суд не мог вынести обвинительный приговор. В этом случае не состоялось обсуждение, а ведь каждый имеет право, чтобы аргументы в его защиту были приняты во внимание...
Тот факт, что молодой человек не видел ничего хорошего в своей жене, свидетельствовал не о ней, а о нем, о его слепоте, ведь у каждого есть какие-то положительные качества. И если любовь ослепляет, закрывая глаза на недостатки любимого, то и ненависть не позволяет видеть достоинств...
Любопытную параллель сказанному мы находим в комментарии рава Якова Эмдена (1698–1776) к сидуру: «Смысл праздника Лаг ба-Омер кроется в законе: когда все судьи считают подсудимого виновным - он невиновен!»
В преддверии изгнания евреев римлянами рабби Акива готовил
24 тысячи учеников к великой миссии передачи будущим поколениям духа еврейской традиции, устной Торы, Талмуда. Однако после праздника Песах ученики рабби Акивы начали умирать. В память о них мы соблюдаем траур, который прерывается в Лаг ба-Омер - 33-й день после Песаха, ибо в этот день «перестали умирать ученики рабби Акивы» (Талмуд, Йевамот, 62).
Почему умерли ученики рабби Акивы? Потому что «не оказывали уважения друг другу», утверждает Талмуд, указывая на духовную причину их гибели, из-за которой они не удостоились передать Тору будущим поколениям.
Чем выше человек, тем сложнее его испытание. Тонкое испытание учеников рабби Акивы состояло в том, что все они были мудрецами, и каждому из них было непросто найти более мудрого и потому более достойного уважения человека, чем он сам.
В письме своему сыну Рамбан наставлял его видеть достоинства и уважать каждого человека: «Если он мудр, оказывай ему уважение, если же ты мудрее, то считай, что он праведнее, ибо когда грешит он, то делает это по незнанию!»
Ученики рабби Акивы не оказывали уважения друг другу? Но ведь рабби Акива учил их, что основой Торы является любовь к ближнему!
«Именно потому спрос с учеников рабби Акивы и был так велик!» - говорил на своих уроках рабби Меир Ходош, духовный руководитель иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме. Для того чтобы уважать человека, нужно видеть в нем достоинства, а для этого нужно его любить. И если ненависть не позволяет видеть достоинств, то любовь открывает глаза!
Видеть достоинства - это великое искусство, секрет которого в любви к людям! Но тот, кто не видит достоинств, подобно судьям Сангедрина, не имеет права судить...
Глубокий символизм мы видим также в том, что, если все судьи считали подсудимого виновным, все переворачивалось в его пользу. Эта идея проявляется и в истории Лаг ба-Омер. Несмотря на то, что ученики рабби Акивы умерли, он не отчаялся, а нашел пять новых учеников, которые и передали нам все знания Торы! В этом великий урок: никогда не отчаиваться! Даже падая на дно, человек должен помнить, что сможет подняться! Да и пришедшему к раву Тауберу молодому человеку следовало не терять надежды, помня, что и он сможет начать все сначала, открыть глаза и увидеть достоинства своей жены.
 

 

Арье Юдасин

Три источника и три составные части

А вот и не угадали: не марксизма, а антисемитизма. Впрочем, вы не так уж промахнулись. Мой друг, русский историк, некогда пришел ко мне со словами: «Не зря крупнейшую психбольницу Питера назвали именем Скворцова-Степанова!» Прочтя его перевод Марксового «Капитала», где, в отличие от популярного плехановского, слова «международная буржуазия», «интернациональный капитал» заменены на «еврейская буржуазия», отправился изумленный интеллигент к лингвистам-«немцам», и те подтвердили: перевод Скворцова-Степанова буквальный. Это Плеханов нагло изменил пасквиль «великого учителя». Благо, они с Марксом в революционном движении фигуры одного калибра. А Скворцов - человек маленький, «библию коммунизма» коверкать не решился. К чему это я? А насчет странной смычки «сильно левых» с «сильно правыми» в борьбе против «пархатого засилья».
Вообще, в XIX веке с презрением относиться к еврейству (в том числе и собственному) было модно у многих «прогрессистов-интернационалистов». Музыку Баха дикари эти в кирхе не слушают, Фейербаха (антисемита) не читают. Застряли в пейсатом Средневековье. То ли дело наши паровозы и «Валькирии» Вагнера! Правда, друг Маркса Генрих Гейне, для кого поначалу «поп и раввин одинаково воняли», насморк подлечил и к старости вернулся к Традиции. Как и один из лидеров мировой социал-демократии Моше Гесс. Но это - единицы.
Откуда взялась самая распространенная людская фобия - антисемитизм? Почему так устойчива? Мне, несчастному журналисту, приходится всякую дрянь в Интернете просматривать. Например, недавний митинг американских «национал-социалистов» в Мичигане, на котором эти «мишигене» орали «Зиг хайль!» и материли евреев. Или интервью «профессора-каббалиста» Михаэля Лайтмана, где он, заплетаясь, воркует, что «антисемитизм - это в генах: у кого есть, у кого нет. Ну как рыжие или голубоглазые. Я из-за него хуже к человеку не отношусь. Антисемитизм, он помогает евреям в их духовной работе». Дьякон Кураев интеллигентно, благостно растолковывает, что от евреев все беды. А братушки попроще собрали «цитаты Талмуда про гоев» (с грамматическими ошибками даже в названиях трактатов) и под боевую музыку и фотки несчастных палестинчиков убеждают, что еврей обязан гоя: считать животным, обворовать и убить. Одно спасенье - замочить его первым!..
Тур показывает, что первые буквы слов «если по законам Моим пойдете» составляют слово «отцы». Идя по дороге праотцов, мы удостоимся благословений, приводимых в десяти пасуках начала главы. Которые соответствуют Десяти Заповедям и десяти благословениям в «И даст тебе Г-сподь...». Слово «шалом» (мир) состоит из тех же букв, что и «леШмо» (во Имя). А «их» («исполняйте их») - из букв слова «эмет» (правда). Будете честно и бескорыстно идти по Моим справедливым законам - будут вам мир, счастье, справедливое отношение человечества.
Но «возгнушаетесь законами Моими», «не желая жить в радости и изобилии всего» - «пожрут вас враги ваши», «станет в испуге брат преследовать брата, и споткнутся они друг о друга», «устрашит тебя шорох листа... убежишь, хотя нет (даже) преследующего»... Просто, как задачка в школьном учебнике.
Вот «три составные части» антисемитизма: животный-охотнорядский, «высоколобый» (Вагнеров - Кураевых - бин Ладенов - Солженицыных - Теодоракисов) и «братский». Этакий «дружеский огонь», как на войне. Еврейские «борцы с мракобесьем» умеют закрыть и иешивы-миквы, и телом - вольного Арафата от израильских пуль... А вот «три источника»: наше пренебрежение «законами», «свидетельствами» и «социальными установлениями» Торы.
Согласимся с «профессором» Лайтманом: антисемитизм выполняет в нашей жизни важную задачу. Только прибавим цитату из Талмуда: «кому положено, будет наказан. Но не ты будь орудием наказания». Иначе накажут следующим.
Часто пользу антисемитизма трактуют узко: как средство, которым Творец предохраняет нас от ассимиляции. Но она больше - это «острое» напоминание, что если «по правде с Б-гом своим пойдете», то и народы мира пойдут с тобою по правде. Куда-то вдруг улетучится «антисемитский ген»... Б-г обещал нам ненависть народов за отступничество - видите, слово сдержал. Что, Тот, чья «милость превосходит строгость в 500 раз», не сдержит доброе обетование?!
Закончим на ласковой ноте. После благословений и проклятий Тора почему-то переходит к стоимости человека, давшего обет пожертвовать «душу свою» в Храм. Тур суммирует все приводимые варианты «оценок» и получает 143 шекеля, что соответствует 45 проклятьям главы «Ки тиса» плюс 98 - нашей главы. Значит, человек, посвятивший себя духовной работе, «выкупает» себя, близких и свой народ из всех 143 проклятий. В частности, антисемитизма. Только так мы можем избавить себя и человечество от этой чумы.
 

 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина

 Приручение диких животных

В нашей недельной главе Б-г обещает евреям, что если они будут следовать его заповедям, то в награду "ИЗВЕДУ Я ХИЩНЫХ ЗВЕРЕЙ ИЗ СТРАНЫ, И МЕЧ НЕ ПРОЙДЕТ ПО СТРАНЕ ВАШЕЙ" (Ваикра, 26:8)

Что имеет в виду Тора, говоря, что Б-г изведет диких животных? Самое простое объяснение - процветающая Земля Израиля будет столь густо заселена, что все дикие животные покинут страну. Ибо хотя люди боятся некоторых диких животных - льва, тигра, волка, медведя - сами эти животные боятся человека еще больше, и избегают мест человеческого обитания. Поэтому обилие диких животных чаще всего свидетельствует о безлюдности данной местности.

В трактате Бааа Батра описывается, как вскоре после падения Иерусалима несколько мудрецов поднялись на гору Скопус, откуда открывается вид на Храмовую гору. Их взору предстали руины Храма, среди которых шныряли шакалы. Вид этих животных послужил дополнительным напоминанием, что евреи были изгнаны из разрушенного города.

Таким образом, Тора обещает нам, что если мы будем следовать воле Вс-вышнего, вся страна будет вновь заселена евреями, так что диким зверям в ней не останется места.

При сотворении мира все живые существа были вегетарианцами; мясо было запрещено и людям, и животным. После Потопа законы природы изменились - человек получил разрешение есть мясо, а многие животные стали хищниками. По мнению Рамбана, Тора обещает нам, что если евреи будут следовать воле Вс-вышнего, мир опять станет таким же, каким он был до Потопа, и все живые существа опять станут вегетарианцами.

Другое объяснение предложил Рамбан (Нахманид). По его мнению, это пророчество относится к мессианским временам, когда Б-г изменит природу диких животных, и сделает их совершенно безопасными для человека. Более того, в это время закончится вражда между животными и людьми, как это описано у пророка Исайи:

"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (Исайя 11:6-8)

Согласно Торе, Б-г также обещал, что в эти дни на Земле Израиля наступит мир: "И УСТАНОВЛЮ Я МИР В СТРАНЕ" (Ваикра, 26:8). Да исполнится это пророчество в скорости, в наши дни. Амен.

 

О. И. Баддиль

Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника

1. Один из тринадцати основных принципов веры еврейского народа гласит, что ХаШем награждает тех, кто живет праведно по заповедям Его Торы и наказывает тех, кто намеренно нарушает Его Волю. То, что наши мудрецы называют «Олам ХаБа», т.е. Грядущий Мир, это будущее награждение Б-гом заслуженных людей,

которые обрели великие заслуги за добродетель, но которые, по той или иной причине, не получили награду при жизни в этом мире. Таким образом, вера в Олам ХаБа представляет собой один из фундаментальных принципов еврейской веры. Однако в Торе нет ясного упоминания о великом и чудесном Грядущем Мире. В

ней, конечно, содержится много аллюзий и намеков, на которые указывают нам мудрецы, однако ХаШем нарочно опустил в Торе любые открытые упоминания об Олам ХаБа. И одной из причин тому является следующая: каждый может с легкостью обещать что угодно - в далеком будущем. Так, все шарлатаны и

обманщики устрашающих «религий» и культов мира грозятся всяческими «кругами ада» и чистилищами (после смерти) для тех, кто им не починяется, и обещают всевозможные райские наслаждения (опять же, после смерти) тем, кто достаточно глуп, чтобы следовать за ними. В конце концов, никто не может

вернуться назад и обличить их во лжи, так что они могут спокойно продолжать обещать. И только ХаШем, наш Б-г, Создатель Вселенной и ее Повелитель, может не только требовать повиновения, но и обещать за это мир и процветание, не в каком-то заоблачном, далеком будущем, но здесь и сейчас, в этом мире. Только

ХаШем, Властелин всего живого, может заповедовать нам, Своему Избранному народу, исполнять заповеди и обещать награду за выполнение и наказание за неповиновение, и исполнить Свои обещания, не позже, а здесь и сейчас.

2. С подобного обещания начинается эта глава: если изучение Торы и соблюдение заповедей Б-га становится нашим главным приоритетом, то будет мир, процветание, здоровье и счастье. Когда мы выполняем желания Б-га и живем и индивидуально, и как целый народ так, как Он нам повелел, то тогда и небо, и земля, которые Он создал и которыми Он управляет, действуют в такой гармонии и согласии, что вся наша личная жизнь и жизнь всего народа наполнятся счастьем и благословлением. Награда же Олам ХаБа представляет собой дополнение ко всему этому: Олам ХаБа – это место, где цадиким (праведники) наслаждаются

духовным блаженством, которое вряд ли можно себе представить, не испытывая физических неудобств и материальных нужд. Но поскольку Тора заботится в первую очередь о нашем существовании в физическом мире, то ХаШем не дает ясных упоминаний об Олам ХаБа.

3. И всё же благословение Б-га, которое на нас снисходит (здесь и сейчас), когда мы прилежно изучаем Его Тору и добросовестно исполняем заповеди, - это даже не столько награда, сколько прямой, «естественный» результат исполнения Его воли. Мы не всегда в состоянии понять, как работает эта причинно-следственная связь: ведь в «рациональном» мире причина и следствие должны быть как-то связаны. И как тогда может ношение Тфилин, соблюдение Шаббата или благотворительная деятельность (Цдака) привести к тому, что дожди пойдут вовремя, или враги будут бояться нападать на Святую Землю? Тем не менее, подобно «естественным» причинам и следствиям, действующим в природе, ХаШем установил в Своем мире особый «неестественный» принцип, что благосостояние и счастье Его Народа (да и всего мира) зависят от соблюдения им Торы.

4. Но если Народ Б-жий не сохраняет верность своему особому призванию, то тогда ХаШем предупреждает нас о наказании - в этом мире. Начинается неподчинение Воле Б-га тем, что ослабляется интенсивность изучения Торы еврейским народом, а из этого пренебрежения вытекают все ужасные последствия и бедствия, которые перечислены в разделе предостережений и укоров, содержащемся в этой недельной главе.

5. Тора перечисляет семь различных уровней непокорности, каждый из которых приводит к своему соответствующему наказанию – своему прямому результату: (1) Если евреи не сделают изучение Торы своим главным приоритетом и перестанут видеть необходимость в постоянном её изучении, согласно указаниям Б-га, то они будут обречены на неправильное понимание Его заповедей и (2) не смогут искренне исполнять заповеди Торы, теперь кажущиеся им бессмысленными. (3) Обременённые нечистой совестью, они начнут смотреть свысока и даже с ненавистью на тех евреев, которые Тору соблюдают. Но когда они поймут, что верность Б-гу и Его Заповедям охраняется и распространяется в каждом поколении духовными лидерами народа, они начнут видеть в них своих врагов и (4) возненавидят мудрецов и их преемников в каждом поколении. Не подчиняясь заповедям, но все же испытывая угрызения совести, они не смогут

переносить то, как евреи, остающиеся преданными Б-гу, продолжают жить по законам Торы. Движимые своим пороком, они придут к выводу, что и других религиозных евреев следует убедить отказаться от соблюдения Торы, и отныне (5) они будут препятствовать остальным в соблюдении заповедей Б-га.

(6) Заглушив в себе совесть, они убедят себя в том, что заповеди, которые преданные Торе евреи так свято соблюдают, не были даны Б-гом на горе Синай. Но, пока эти вероотступники всё ещё будут признавать существование Б-га, их будут продолжать тревожить мысли, что ХаШем всё-таки велел соблюдать заповеди - пока, наконец, (7) они не заставят себя отказаться от веры в существование Самого Б-га, тем отрицая саму основу существования еврейского народа.

6. Невероятно, но факт: за более чем 3000-летнюю историю еврейского народа этот принцип действовал снова и снова: всякое отступление от изучения законов Торы, к сожалению, непременно вело к духовному падению и вероотступничеству. И тут же следовало наказание, о котором нас предупреждает ХаШем в этой главе: Если наша преданность Б-гу не чистосердечна, если мы соблюдаем Тору только «случайно», «как хотим», рассматривая ее лишь как некую «традицию» или «еврейскую культуру», если мы не видим в соблюдении Торы и её заповедей основной цели нашей жизни, тогда ХаШем снимает с нас Свою особую защиту и бросает нас на произвол судьбы. Вместо того, чтобы быть ведомыми Самим Б-гом, наслаждаясь тем благословлением, которое Он нам дает, мы будем зависеть от милости и прихотей народов мира, которым будет дано распоряжаться нами, как хотят, и от всяческих трагических «случайностей».

7. И все же, при всем при том, ХаШем обещает, что все равно нас не оставит. Его наказание направлено исключительно на то, чтобы исправить наши поступки и улучшить нас, но ни в коем случае не уничтожить. Поэтому, хотя мы и находимся в Изгнании (в течение которого Святая Земля Израиля отдыхает, нагоняя все годы Шмиты и Йовеля, которых мы ее лишили, когда занимали ее), ХаШем по-прежнему помнит завет, который заключил с нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом. И Он всегда готов взять нас обратно под Свою защиту, если только мы искренне пожелаем вернуться к Нему.

8. После этого раздела главы следуют законы Определения стоимости. Если человек желает посвятить что-либо Б-гу (помимо Корбанот), то тогда осуществляется оценка этой вещи, недвижимого имущества и т.п., и её стоимость передается в сокровищницу Храма (Бейт ХаМикдаш). Если человек желает пожертвовать «стоимость» не предмета, а человека, эта оценка осуществляется не экспертами или оценщиками сокровищницы Храма, а сама Тора устанавливает необходимую сумму выплаты. По количеству эта сумма очень мала – чисто символична – и варьируется в зависимости от пола и возраста. Физический, духовный,

интеллектуальный, моральный, социальный и т. д. уровни оцениваемого человека в данном случае роли не играют. Здесь (как и в других местах) Тора учит нас тому, что истинную ценность любого человека невозможно измерить.

9. Глава заканчивается законами отделения десятины от сельскохозяйственной продукции (которая должна была быть съедена в пределах Микдаша), а также десятой части от крупного рогатого скота и овец (которая приносилась в качестве Корбанот). Таким образом мы признаем, что всё наше процветание исходит от Б-га, и что мы должны использовать всё наше материальное имущество и благосостояние в целях служения Ему.

10. Так, Книга Ваикра, состоящая преимущественно из законов Микдаша, Коханим и их обязанностей по отношению к еврейскому народу, заканчивается уроком для всех: Весь народ, - а не только Коханим, -должен посвятить свою жизнь и материальное благополучие служению Б-гу, чтобы исполнить свой долг избранного Б-гом народа, долг «царства князей и святого народа».

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик

Уровни духовного распада 

 «Если же послушаете Меня и будете исполнять все приказы эти. И если призреете Уставы Мои, и если Моими законами погнушается душа ваша, так, что вы не будете исполнять всех Моих приказов… То Я увеличу наказание ваше всемеро» Вайикра 26:14-15, 18

Ужасы, связанные с неисполнением Его Воли, особых вопросов не вызывают. Но рав Ґирш вслед за мудрецами объясняет постепенность, как самого духовного распада еврейской личности, так и результатов, точнее последствий оного. Обратим особое внимание на слово «всемеро», которое трактуется, конечно, не как гипербола, а как удар по всем семи нижним сфирам Б-жественного света.

1.  «И если Меня не будете слушать» - нет Учебы

2.  «И не будете исполнять» - нет Знания, не будет исполнения.

3. Незнание и неисполнение несут с собой ощущение измены Торе, в особенности, при виде тех, кто остался верным еврейским идеалам. Избавляясь от этих отрицательных эмоций, еврей станет убеждать себя в том, что он выше исполняющих хуким – законов, не имеющих прямого материального смысла – «Мои хуким презреете»

4. «И законами Моими погнушается душа ваша». Следующий этап духовного распада еврейской личности – это неприятие устройства еврейского сообщества, и, в особенности, стоящих на страже границ еврейской обособленности раввинов и общественных деятелей. «Всякий, кто не учится и не исполняет, пренебрегает исполняющими и в конце приходит к ненависти к мудрецам».

5 и 6. «Сделать неисполняемыми Мои приказы» - содержит в себе два уровня падения. Во-первых, переход от внутренней позиции неуважения и ненависти к … преследованию! Во-вторых, недопустимость еврейского, традиционного нигде, ведет к бескомпромиссной войне, ставящей целью полную победу над архаичным иудаизмом.

Идеологической опорой такой тотальной войны становится полное отрицание всех основ еврейской веры. Не только реконструкция и осовременивание, но признание лжи и мифологичности: Синай – миф, Моше и пророки – выдумка. Ими же развернутое знамя борьбы с еврейским мракобесием служит, естественно, всему прогрессивному человечеству и Высшей Цели!

7. Полное крушение еврейского содержания личности: «разорвете вы Союз Мой». Предатель совершает последний шаг – отрицание Сущего. Тьма, полностью овладевшая его сердцем, неминуемо приводит его к разрыву связи с божественной душой.

 

חזק

Этой главой заканчивается

ספר ויקרא

Третья из Пяти Книг Торы

 

 

О. И. Баддиль

Перевод Рава Меира Мучника

Ѓафтара недельного раздела Бехукотай

Ѓафтара этой недели взята из Книги Ирмии (16:16-17:14)

 

1. В недельной главе говорится о благословениях и счастье, которых удостоится еврейский народ в своей земле, если будет верно соблюдать Тору и заповеди Б-га. Затем проводится контраст между таким счастьем и трагедиями и горем, которые постигнут народ в случае, если он оставит Б-га и Тору. В Ѓафтаре пророк Ирмия вновь наделен миссией передать еврейскому народу подобное предупреждение: своим идолопоклонством, капризностью и пренебрежением Б-гом и Торой, как на индивидуальном, так и на национальном уровне, он напрашивается на беду.

2. Ирмия прекрасно понимает, что его слова не делают его особенно популярным в глазах народа и царя с придворными. Его жизнь даже часто подвергалась опасности, когда приходилось передавать не очень приятные для ушей слушателей послания или отповеди. Тем не менее, провозглашает Ирмия, его опора и защита – Хашем, Он хранит его и защищает от всяких обидчиков. В любом случае, его послание несет в себе истину, и нет смысла – да и несправедливо – винить в бедах посланника.

3. Но послание Ирмии адресовано не только еврейскому народу. Придет время, говорит Ирмия, когда даже нееврейские народы признают несостоятельность своего религиозного наследия и будут поражены своей собственной глупостью в прошлом, как они могли поклоняться дереву и камню, идолам, сделанным руками

человеческими. Но заблудший еврейский народ будет выглядеть еще глупее, чем неевреи. Ведь, в конце концов, неевреи, можно сказать, поклонялись идолам в порядке поисков духовности, тогда как еврейский народ знал, что ее надо искать у Б-га, и тем не менее променял Его на подделки и пустышки.

4. В большинстве случаев эту недельную главу читают вместе с предыдущей главой Бехар, и в определенных аспектах эти две главы составляют одно целое. Основной темой главы Бехар являются законы года Шмиты, в которые по велению Б-га земля не должна обрабатываться - .год Шаббата во имя Б-га. - с целью продемонстрировать, что мы являемся не более, чем его фермерами-арендаторами. Разумеется, в обычных условиях прекращение возделывания всей земли одновременно на целый год было бы безумием и равносильно национальному самоубийству. Но еврейский народ не является .обычным., и Святая Земля тоже не .обычная.. И эта заповедь – великая демонстрация Б-жественного провидения, ибо ХаШем обещает, что в год Шмиты будет изобилие еды, оставшейся с предыдущих лет. В свою очередь наше исполнение этой заповеди является в не меньшей степени демонстрацией нашего полного доверия Б-гу, за что Он и дарует

нам Свои благословения мира и процветания.

5. В главе Бехукотай предсказывается, что случится, если мы не будем как следует соблюдать законы Шмиты. Тора предупреждает, что народ будет изгнан из своей земли, чтобы за время нашего отсутствия запустевшая земля наверстала упущенный отдых всех тех лет, когда не соблюдали Шмиту. В Ѓафтаре Ирмия вновь повторяет это предсказание Торы, что когда мы будем находиться в изгнании, земля запустеет и получит, наконец, свой отдых, тогда как мы, вместо того, чтобы жить на ней в мире, будем вынуждены трудиться и обрабатывать поля своих врагов. (Говоря, что земля будет .брошена., Ирмия использует еврейское слово, однокоренное слову .Шмита., и в этом еще одно связующее звено с этой темой Торы.) Ирмия провозглашает, что человек, который полагается на сильных мира сего и отворачивается от Б-га, приходит к краху, но благословен тот, кто полагается на Б-га (в частности, исполняя заповедь Шмиты). Более того, одно зависит от другого: чем больше человек полагается на Б-га, тем больше Он и вправду заботится о нем и защищает его.

 

 

 

Рав Нахум Пурер

Содержание раздела

В этом завершающем разделе книги “Ваикра” Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти казни, цель которых - побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету “эрахин”, когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей “рыночной” стоимости, стоимости своего скота, дома или другой собственности.

 

Оплата наличными

«Если по установлениям Моим будете вы ходить, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их, то дам Я вам дожди вовремя» (26:3–4).
Разделим этот стих на две части. «Если по установлениям Моим будете вы ходить». Одни комментаторы говорят, что речь идет об изучении Торы; другие рассматривают эти слова в более широком смысле. Рашбац (рабби Шимон бен Цемах Дуран (1361–1444) говорил, что человек должен не только изучать Тору, но и вести себя в соответствии с ее законами, чем бы он ни занимался.
Если он - коммерсант, ему надо тщательно избегать обмана в сделках. Если же он занимается сельским хозяйством, то во время сева ему нельзя смешивать семена разных культур (запрет килаим), а при жатве надо оставлять неубранным край поля (пеа для бедных).
Во второй части стиха устанавливается, на первый взгляд, странная зависимость: «...то дам Я вам дожди вовремя».
Почему Тора говорит о награде в этом мире, а не в Мире грядущем? Ведь известно, что награда «за гробом» неизмеримо ценнее.
Чтобы понять смысл этих слов, приведем такую историю. Одним морозным зимним вечером в скромный дом ребе Михеля из Злочева заглянул проезжавший мимо еврейский купец. Дрожа от холода, он с удивлением взглянул на ребе, который, прижавшись к уютной теплой печке, изучал каббалистическую книгу «Зоар», и с некоторой завистью и досадой спросил хозяина: «Ребе уверен, что получит долю в Мире грядущем?»
«Конечно, получу, - невозмутимо ответил мудрец. - Если я пользуюсь благами этого мира, не ударив пальцем о палец, то уж олам а-ба, ради которого я так прилежно корплю над Торой, тем более раскроет мне свои объятия. С вами же происходит нечто прямо противоположное, - продолжил ребе Михель. - Вы так тяжко и с такими лишениями трудитесь в этом мире, нервничаете, мерзнете, недосыпаете, а благами его почти не пользуетесь. Что уж говорить о Мире грядущем, к духовным благам которого вы совершенно равнодушны и даже не пытаетесь их заработать?»
Теперь нам ясен ответ на поставленный вопрос, почему Б-г обещает оплатить нам дождями, а не духовными благами «хождение» по Его установлениям. Если в заслугу изучения Торы и следования ее законам мы получим столь большую материальную награду в виду благодатных дождей, не приложив никаких физических усилий, то можно быть уверенным, что награда в Мире грядущем (ради которой мы, собственно, и учим Тору) не заставит себя долго ждать.

Йосин гороскоп
«Если по установлениям Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их...» (26:3).
Йоси Коэну 42 с половиной года. Он на редкость щедрый человек; он не только скрупулезно выделяет десятую часть из своих отнюдь не безмерных доходов, но и без колебаний спешит помочь даже совершенно чужим людям. Его дом и сердце открыты для всех.
Если бы вы были звездочетом (по более современной терминологии астрологом), то, заглянув в Йосин гороскоп, с удивлением и ужасом обнаружили бы, что от рождения ему предначертана очень короткая жизнь. Надо прямо сказать: совсем плохой мазаль у Йоси. Он должен умереть в 43 года от сердечного приступа.
Однако, к счастью, личные гороскопы не печатаются в газетах, а выдающимся астрологам, занятым судьбой целых стран и цивилизаций, нет дела до Йоси. Поэтому ни он сам, ни его близкие не догадываются, что ему остается жить всего ничего.
И вот нашему герою исполняется 43. Идут месяц за месяцем. Никаких драматических событий в его жизни не происходит. Он продолжает выделять маасер, приглашает незнакомцев к себе на субботнюю трапезу, открывает дверь каждому сборщику цдаки, навещает заболевшего сослуживца, помогает слепому старику перейти через улицу, оказывает людям много других мелких услуг, о которых сам же забывает на следующий день... Йоси без приключений добирается до своего 44-го дня рождения, затем до 45-го, 46-го, 47-го... Жизнь продолжается, и только отметив свое 90-летие, он прощается с земным бытием и переходит в мир иной.
В отличие от Йоси, его сосед по дому Шимон Шмуцер - малоприятная личность. Он хамоват, любит перемывать косточки и совать нос в чужие дела. Искусство злословия доведено им до совершенства. Люди побаиваются и сторонятся его. А теперь заглянем в гороскоп Шимона. Совсем неплохое будущее у него: проживет бодрячком до 89 лет. Но что это? Еще задолго до пенсии у Шимона диагностируют рак гортани, и через три месяца его провожают в последний путь.
Так что же произошло с гороскопами Йоси и Шимона?
В начале раздела «Бехукотай» Тора детально рисует картину изобилия, которое уготовано нам, если мы будем выполнять волю Б-га: «Дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой... Когда ляжете, никто не будет вас тревожить; и изведу хищных зверей из страны, и меч не пройдет по стране вашей... И будете есть давно запасенное, и старое убирать будете ради нового урожая...»
Все эти блага уготованы нам в этом мире, еще при жизни. Никакие награды за исполнение заповедей в Мире грядущем не упомянуты.
Но почему? Ведь мы знаем, что мицвот - это духовная субстанция, значит, и главная награда за них тоже отнюдь не материальная.
Рамбан дает такое объяснение. Тора не рассматривает здесь награды и кары в Мире грядущем, потому что и так ясно, что в духовных мирах нам полагается духовное воздаяние. Сей факт не требует подтверждения и дополнительного напоминания.
Мы узнаем здесь нечто другое и весьма неожиданное. Оказывается, Б-г поощряет нас за духовный рост и наказывает за нищету духа не только там, за облаками, но и здесь, в нашем бренном физическом мире, как ни вульгарно это может выглядеть: положил в копилку цдаки сто шекелей - получи на работе премию; рассказал пошлую историю про знакомого - не удивляйся, что тебе нагрубили в автобусе.
По существу, в ранней кончине Шимона и бодрой старости Йоси нет ничего удивительного. В конце концов, миллионы людей умирают молодыми и миллионы доживают до правнуков. Однако в жизни Йоси и Шимона произошло скрытое чудо, о котором мы никогда бы не узнали, если бы нам не сообщила Тора.

 

Ури Линец
Границы защиты
Основное содержание раздела - награды и наказания. Награды за то, что народ будет жить “по установлениям” (Бе Хукотай), данным Ашем, и наказания за их нарушения. Основное наказание за нарушение заповедей - изгнание из Эрец Исраэль и рассеяние евреев между народами мира. Предсказаны жесточайшие беды и испытания, которые постигнут еврейский народ в этом случае, но одновременно и гарантировано, что и при этом Союз с Вс-вышним сохраняется: “Но также при этом, в пребывании их в стране врагов их не презрел Я их и не возгнушался Я ими, чтобы уничтожить их, нарушив Союз Мой с ними, потому что Я - Ашем, Эло’им их! И вспомню Я им Союз первых, которых вывел Я из страны Египет перед глазами народов, чтобы быть им Эло’им: Я - Ашем!” (Вайикра 26:44-45). Творец провозглашает: “Это Мой народ и Я их никогда не уничтожу!” “Союз первых” это Союз, заключенный с праотцами. Он - абсолютен.
Независимо от того, раскается ли еврейский народ, совершит ли он общенациональную тшуву - возвращение к исполнению законов Торы – Вс-вышний обещает: “И вспомню Я союз Мой с Яаковом, и также союз Мой с Ицхаком, и также союз Мой с Авраамом вспомню, и Страну вспомню” (Вайикра 26:42).
И тогда возникает вопрос, который уже семьдесят лет не даёт нам покоя: “Где был Б-г во время Катастрофы?” Почему обещание Торы оказалось невыполненным? Не претендуя на окончательную истину, попробуем обсудить.
Рассеяние евреев по миру может иметь разные причины. Это может быть галут, политическими признаками которого является принудительная невозможность выезда евреев из страны пребывания и/или невозможность их въезда в Эрец Исраэль, или существование в диаспоре, когда выбор места жительства в Стране или вне её - исключительно индивидуальное решение, продиктованное экономическими или иными причинами. Вс-вышний, во-первых гарантирует свою защиту в период галута, а во-вторых, неуничтожимость гарантируется народу на национальном уровне, что не означает индивидуальной защищенности каждого еврея. Творец гарантирует свою защиту “в пребывании их в стране врагов их”, но с окончанием галута, когда его признаки исчезают, защита уходит и Катастрофа становится возможной.
Поэтому не случайно здесь упомянут Исход евреев, “которых вывел Я из страны Египет перед глазами народов, чтобы быть им Эло’им: Я - Ашем!”. Тогда впервые в истории, разомкнулось кольцо галута. До тех пор, пока границы Египта были намертво закрыты, Вс-вышний оберегал еврейский народ, но в ситуации Исхода эта защита перешла на ту часть евреев, которые двинулись в пустыню. 4/5 потомков Авраама, Ицхака и Яакова остались в Египте и перестали существовать в качестве еврейского народа. Вместе со всей цивилизацией Древнего Египта они похоронены в песке пустыни.
Не раз и не два в истории у евреев возникала возможность завершить галут и вернуться в Эрец Исраэль.
Такая возможность вновь открылась с провозглашением Декларации Бальфура в ноябре 1917 года и просуществовала до издания правительством Великобритании “Белой книги” в мае 1939 года, по сути перекрывшей дорогу евреям на родину. Свыше двадцати лет въезд в Страну был открыт. Но евреи Польши, Румынии, Венгрии не прислушались к призывам Зева Жаботинского, который предупреждал их об опасности национал социализма.
Напротив, когда границы СССР были для евреев намертво закрыты, а Сталин полностью подготовил окончательное решение еврейского вопроса на одной шестой части суши, вмешательство Творца (можете назвать это судьбой или стечением обстоятельств) вызвало смерть злодея-диктатора буквально за несколько дней до развязки - в Пурим 1953 (5713) года.
Сегодня границы открыты. Нет страны в мире, из которой евреи не могут уехать в государство Израиля. И только в результате индивидуального выбора каждый решает, остаться ли ему под защитой Творца вместе с еврейским народом.

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Бехукотай (часть 1) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Статистика