::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Беѓар (часть 1)

10-05-2012, 19:02 Разместил: jude Просмотров: 2061

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Беѓар
Главы 25:1-26:2

«И говорил Вс-вышний с Моше на горе Синай…».
Бе-ѓар в переводе с иврита — на горе.

 

Рав Лев Кацин
Где твое пальто?
Когда доктор Цацкис закончил обрезание нового репатрианта в иерусалимской больнице «Бикур Холим», оказалось, что никто из его семьи не принес угощение. Тогда рав Ицхак Зильбер исчез и вскоре вернулся с вином и едой, но без пальто, хотя было холодно и шел дождь. «Где твое пальто?» — спросил доктор Цацкис, но не получил вразумительного ответа. Через несколько дней он встретил рава Зильбера — и вновь без пальто. «Где твое пальто?» — на этот раз настоял он, и рав Зильбер признался, что у него не было денег, и он попросил в магазине дать ему еду в долг, оставив в залог свое единственное пальто.
Эта история, которую я прочитал в книге рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем», не явилась для меня неожиданностью. В начале восьмидесятых годов я был на семинаре по иудаизму в Иерусалиме. Бывший москвич рав Моше Понтелят, рассказывая о раве Зильбере, говорил о том, как он помогает людям, несмотря на свою бедность.
– Кто самый бедный человек в Иерусалиме? Рав Ицхак Зильбер! — говорил рав Понтелят. — А кто самый богатый? Рав Ицхак Зильбер! К кому люди обращаются, когда им нужно одолжить деньги? К раву Зильберу!
В дальнейшем я узнал, что рав Зильбер соглашался подписывать ссуды даже незнакомым людям, становясь гарантом их долгов...
Обычный человек не должен жертвовать более 20% своего имущества, чтобы самому не обнищать, говорится в Талмуде. Однако многие праведники раздавали бедным все, что у них было. Например, ребе из Цанз, автор «Диврей Хаим», не ложился спасть, если у него в доме еще оставались деньги, раздавая нуждающимся все, до последней копейки. Многие еврейский школы, синагоги и благо¬творительные организации существуют благодаря людям, которые творят добро, не зная, как они будут за это платить, но при этом твердо веря, что Вс-вышний благословит их, поможет им помогать людям...
Раби Элазар бен Йеуда прославился своей щедростью, рассказывает Талмуд (Таанит, 24). Служители общины, собиравшие пожертвования для бедных, прятались от него, опасаясь, что он разорится. Однажды раби Элазар отправился на рынок покупать приданое для своей дочери и увидел человека, собиравшего пожертвования. Узнав раби Элазара, тот бросился бежать, но раби его догнал и попросил рассказать, на что он собирает деньги. «На приданое сиротам, жениху и невесте», — ответил он. Тогда раби Элазар убедил его взять приданое своей дочери, а на последнюю монету купил немного пшеницы, положил ее в пустой амбар, а сам пошел изучать Тору. Вскоре его дочь с удивлением рассказала ему о чуде — амбар полон пшеницей! «Эту пшеницу я жертвую бедным!» — тут же сказал он.
Рав Элазар не хотел, чтобы его дочь взяла эту пшеницу в приданое, потому что тот, кто использует плоды чудес в материальном мире, делает это за счет своих заслуг в мире грядущем, поясняет Раши.
Если бы его дочь не удивилась чуду, то рав Элазар позволил бы ей взять эту пшеницу в приданое, пишет рав Моше Вольфсон в книге «Эмунат Итеха». Обычному человеку нельзя, полагаясь на чудеса, жертвовать все свои деньги бедным, ведь Вс-вышний заповедовал нам жить в рамках законов природы. Но это можно праведнику, который верит, что все в мире является проявлением воли Творца и для него нет разницы между естественным и чудесным. Однако когда дочь рава Элазара удивилась, что за щедрый поступок Вс-вышний благословил ее отца, то показала, что она еще не обрела достаточно веры, чтобы пользоваться плодами чудес...
Почему людям трудно жертвовать деньги? Потому что они думают, что у них останется меньше денег, если они поделятся с нуждающимися, утверждает Рабман. Помогающий ближнему должен не только верить, но и знать, что, в соответствии с духовными законами мироздания, за свою щедрость человек удостоится благословения, станет не беднее, а богаче. «А если спросите: «Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая?» — приводит Тора этот вопрос с пониманием скептической природы человека, — то Я пошлю вам благословение Мое» (Ваикра, 25:20). Соблюдение законов шаббата и седьмого года шмиты — это не отказ от заработка, а источник благословения. Постепенно укрепляясь в вере, человек начинает с радостью соблюдать заповеди и помогать людям!

 

Арье Юдасин
"...Но не под седлом и без узды"
Мне, выросшему в полицейской стране, свобода представлялась сладкой грезой. Сегодня, когда ее экспортируют на «Томагавках» и выражают насилием над журналистками, восторг слегка охладел. Но, согласитесь, кладбища жертв ГУЛАГа и Саддама тоже как-то не вдохновляют. Там ли проходит «линия фронта»? Между тиранией и демократией ли? Нет ли здесь «третьего игрока»?
Тур объясняет, отчего Тора поставила рядом казнь проклинавшего Б-га и слова «на горе Синай»: «Ведь слышали на Синае запрет произносить Имя Б-га понапрасну, весь мир вострепетал, а он пренебрег. Даже мудрецы упоминают Имя перед своими учениками не чаще одного раза в неделю!» А дальше комментирует Тур статус Земли Израиля. Он приводит подсчет, по которому 70 лет вавилонского плена соответствуют 70 годам, в которые недостаточно скрупулезно выполнялись законы отдыха земли в субботний и юбилейный годы. Подтверждает грустной гематрией: в Книге Эйха («Плач Иеремии») община Израиля описана словом «отторгнутая» (нида), гематрия которого 70. Кстати, срок нашего, последнего, галута в трактате Сангедрин Талмуда тоже сопоставлен с числом неисполненных «отдыхов земли». Следом мудрец утверждает, что заповеди надо выполнять «ради Давшего их». И утешает тем, что «во всех местах изгнания Б-жественное Присутствие с нами». Согласитесь, демократией тут и не пахнет. Дали уставы еще до твоего рождения — исполняй. Не хочешь — война, голод, изгнание... Причем следит за порядком не Насралла, от которого можно спрятаться, не КГБ, а Всесильный Б-г. Не убежишь. Вот это, я вам скажу, самая тоталитарная диктатура и есть. Куда «Талибану»! Кстати, вы знаете, что талибан означает «ученик»? Во время полного развала после войны с СССР один афганский генерал нехорошо обошелся со школьницей. Опросил учитель ее соучеников, объединились ребятушки и прикончили нахала. А там и порядок по всей стране наводить принялись. Поначалу успешно, покуда бедность, коррупция и давление Запада не настроили на черномырдинский лад: «Думали, как лучше, а получилось, как всегда». Так вот, в отличие от них, у всемирного Диктатора как задумал — так и выходит. Войск у Него немерено и все снабжение в руках... Да еще пообещал Он быть с нами во всех изгнаниях. В смысле — законы соблюдайте, «следить Я буду строго, ты так и знай!»... Что меня примиряет с этой жуткой «тоталитарщиной» — законы даны не только Всемогущим, но и абсолютно добрым Б-гом. И лишь ради блага созданных. А строгость наказаний... Так и малыша надо иногда шлепнуть по рукам: «Не лезь пальцем в розетку!» Другое утешение — свобода человеку таки предоставлена. «Жизнь и добро положил Я перед тобой, смерть и зло. Прошу тебя, выбери жизнь!» Большую «демократию» едва ли можно вообразить.
Рекламный шум вокруг системы правления — это всего лишь на тему «Как?». А вот более важные «Что?» и «Ради чего?» горлопаны муссируют реже. Сказать большинству ораторов нечего...
Только Б-жественный Закон определяет, каковы жизненные цели и подходящие для них условия. Или вы, читатель, думаете, что вы умнее вечного и всевидящего Б-га? Закон же этот, Тора, сам себя называет «оль» — «хомут», иго небес. Но может ли безыдейный Запад и отсталый Восток предложить что-то легче и добрее этого «ига»? Я сейчас не о сказках и айфонах. Главная тенденция сегодняшней, подчиняющей мир западной культуры — сбрось с себя всяческое «иго». Потому и поддержали лидеры богатых стран арабские революции. Учителю небезопасно возражать ученикам, авторитет родителей заметен только под микроскопом, раввина слушают «по настроению», кумиры «информации» состязаются в том, кто обслюнявит больше лидеров и развенчает больше кумиров... Долой цензуру! Пулемет и блог в каждые руки! Секретные документы и разговоры в спальне — в Интернет! Долой юбки, брюки и тотальную слежку! Свободу волеизъявлению граждан!..
Несомненно, странные секты, растущие из такой бесцельной вседозволенности, и сопротивление ей дикого фундаментализма настолько неаппетитны, что только «подпирают» всемирную статую Свободы. Людям кажется, что альтернативы нет. Но она есть. Добровольно и сознательно принятое на себя «иго» Б-жественного Закона. Тем более что это «иго» устроено подобно Ковчегу Завета, который сам нес своих «носильщиков».
Все социополитические споры теперь выглядят иначе: помогает или препятствует данная тирания или данная демократия жить по Закону? Тирания навешивает на тебя свой собственный «хомут», современный «либерализм» отучает от всяческих хомутов. Но настоящую игру ведет — против наших лени и бездуховности — только «Третий Игрок».


Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Юбилей и свобода
В нашей недельной главе среди прочего рассказывается об уникальном общественном институте Йовель (Юбилей).
"И ОТСЧИТАЙ СЕБЕ СЕМЬ СУББОТНИХ ЛЕТ, СЕМЬ РАЗ ПО СЕМИ ЛЕТ, И ВЫЙДЕТ У ТЕБЯ ВРЕМЕНИ СЕМИ ЭТИХ СУББОТНИХ ЛЕТ СОРОК ДЕВЯТЬ ЛЕТ. И ТРУБИ В ШОФАР В СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ, В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА; В ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ ТРУБИ В ШОФАР ПО ВСЕЙ СТРАНЕ ВАШЕЙ. И ОСВЯТИТЕ ПЯТИДЕСЯТЫЙ ГОД, И ОБЯВИТЕ СВОБОДУ НА ЗЕМЛЕ ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ ЕЕ; ЮБИЛЕЕМ БУДЕТ ЭТО У ВАС; И ВОЗВРАТИТЕСЬ КАЖДЫЙ ВО ВЛАДЕНИЕ СВОЕ, И КАЖДЫЙ К СЕМЕЙСТВУ СВОЕМУ ВОЗВРАТИТЕСЬ" (Вайикра, 25:8-10).
Каждый пятидесятый год считается юбилейным - все сельскохозяйственные земли, купленные между юбилейными годами, должны быть возвращены первоначальным владельцам. Кроме того, в юбилейный год все рабы получали вольную.
Основная идея юбилейных годов заключалась в том, чтобы люди осознали, что подлинным Хозяином мира является Б-г, а не человек.
Поэтому земля не может перейти в постоянную собственность покупателя, а раб не может вечно оставаться в рабстве у своего хозяина. Если бы не Юбилей, человек мог бы решить, что он в этом мире главный, и может распоряжаться всем подобно тому, как хозяин распоряжается в своей вотчине.
В нашей главе подчеркивается, что принцип, лежащий в основе идеи Юбилея, прямо противоположен принципам, по которым была организована жизнь в Египте. В то время, когда евреи пребывали в египетском рабстве, скончался царствующий фараон: "И БЫЛО, СПУСТЯ МНОГО ВРЕМЕНИ: УМЕР ЦАРЬ ЕГИПТА, И ЗАСТОНАЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ОТ РАБОТЫ, И ВОЗОПИЛИ - И ВОЗНЕССЯ ЭТОТ ВОПЛЬ ОТ РАБОТЫ ИХ КО ВСЕСИЛЬНОМУ" (Шемот, 2:23).
Обычно новый правитель начинает свое царство амнистией заключенным и дарованием свободы рабам. Так что евреи могли надеяться, что со смертью фараона их рабство закончится. Однако никаких изменений к лучшему не произошло: они так и остались рабами.
Кроме того, египетское рабство Тора называет аводат парех - "ТЯЖКАЯ РАБОТА"(Шемот, 1:13). Наша недельная глава категорически запрещает подобный вид рабства: "КАК НАЕМНИК ОН (раб) ДОЛЖЕН БЫТЬ У НЕГО ВО ВСЕ ГОДЫ; ДА НЕ ВЛАСТВУЕТ ТОТ НАД НИМ С ЖЕСТОКОСТЬЮ НА ГЛАЗАХ У ТЕБЯ" (Вайикра, 25:53).
Центральной идеей египетской цивилизации было господство человека над всей вселенной. Фараон считался богом, все прочие - его вечными рабами.
В глазах Б-га подобная цивилизация является злом. Поэтому каждые 50 лет все рабы должны обретать свободу, и ни один человек не может быть вечным хозяином другого.


О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. Предполагая, что мы овладеем Землей Израиля сразу же после получения Торы на горе Синай (за что нам и дарована эта земля), Моше Рабейну рассказывает нам о заповеди года Шмиты (Седьмого года): После шести лет обработки земли мы должны дать ей отдых на целый год, и не столько потому, что земля должна
восстановить свою силу, сколько потому, что этот год является «годом Шаббата» для Б-га. Так мы показываем, что истинным Хозяином земли является ХаШем, мы же – только Его фермеры-арендаторы, которым разрешено использовать её плоды и урожай, но которые должны постоянно помнить о том, что все принадлежит Ему. Во время года Шмиты запрещено обрабатывать землю и обращаться с её урожаем как с исключительно нашей, частной собственностью (хотя мы и можем свободно использовать его наравне с другими людьми) или торговать им, поскольку он не принадлежит нам. Разрешены только минимальные работы, например, с целью предохранить деревья от высыхания. Освобождаясь, таким образом, от труда и забот, связанных с землей, а так же в целом от значительной части бизнеса и торговли, еврейский народ в этом году получает великолепную возможность посвятить себя изучению Торы и обратить взор к более
возвышенным темам, нежели забота о хлебе насущном. А на очевидный вопрос, что будем есть, пока земля не обрабатывается, ХаШем отвечает обещанием, что Он даст земле Свое благословление, и ее урожая в шестой год (последний перед Шмитой) хватит и на несколько последующих лет.
2. У законов Шмиты есть одно отличие от остальных заповедей Торы. Другие заповеди Моше Рабейну повторил и объяснил еще раз в степях Моава прямо перед нашим входом в Землю Израиля (как описано в книге Дварим). Эти же законы отдыха земли он не повторил. Из этого вытекает, что о законах года Шмиты
все было полностью сказано у горы Синай, и там Моше передал еврейскому народу все в точности так, как заповедовал ему ХаШем, - ибо другой возможности обучить нас подробностям и нюансам этой заповеди ему не представилось. Поэтому эта заповедь служит примером для всех остальных и показывает, что, как все её подробности и нюансы были даны Самим Б-гом на горе Синай (и больше нигде и никогда), так и подробности и нюансы всех заповедей Торы исходят от самого Б-га, Который обучил им Моше на Синае.
3. Более того, законы Шмиты в большей степени, нежели другие, демонстрируют, что все заповеди, которым обучил нас Моше, исходят от Б-га. Ибо только ХаШем, Создатель и Повелитель всего живого на земле, может, давая эту заповедь Шмиты, обещать и исполнить Свое обещание, что в предшествующий ей год земля произведет изобильный урожай, которого хватит и на этот год, и далее. Именно поскольку эта заповедь так ярко демонстрирует власть Б-га над этим миром, она избрана в качестве примера, чтобы показать, как уже говорилось, что все заповеди со всеми их подробностями и нюансами получены от Б-га на Синае. Таким образом, хотя Моше повторил и даже разъяснил заповеди более подробно, когда мы стояли лагерем в степях Моава, чтобы лучше подготовить нас к входу в Землю Израиля, а многие подробности были даже пояснены нам впервые только тогда, тем не менее, все детали и все нюансы всех заповедей исходят от Самого Б-га и были изначально даны Моше на горе Синай, как заповедь Шмиты.
4. В дополнение к году Шмиты Тора заповедует нам соблюдать Йовель (Юбилейный год): После семи циклов, каждый из шести обычных лет и года Шмиты (другими словами, после 49 лет), 50-й год должен быть освящен как Юбилейный. Все законы года Шмиты действуют и в Юбилейный год, но со следующим
добавлением: с его наступлением все проданное недвижимое имущество (за некоторыми исключениями) возвращается своему первоначальному владельцу. К тому же, еврейские слуги, которые ранее решили остаться у своих господ более, чем на 6 лет, в Юбилейный год могут вернуться в свои семьи.
5. Раздел главы, повествующий об этих законах, заканчивается обещанием Б-га (как уже упоминалось) даровать Нам особое благословление: если мы будем свято соблюдать заповеди Седьмого и Юбилейного годов, то на шестой год нам выпадет достаточно обильный урожай, которого хватит и на год Шмиты, и на следующий за ним год (поскольку в год Шмиты землю обрабатывать нельзя). А в конце седьмого семилетнего цикла, когда за седьмой Шмитой следует Юбилейный год, земля произведёт в шестой год урожай, которого хватит и на последующие 4 года. Таково благословление, которое дарует ХаШем Своему верному народу.
6. Далее следует список законов, касающихся торговли, а также различных других, казалось бы, не связанных между собой постановлений. Однако, вместе с законами Шмиты и Йовеля (Юбилея), с которых начинается эта глава, они явно образуют определенную логическую последовательность. Ибо сам порядок, в котором представлены законы в этой главе, содержит намек на то, что не стоит пренебрегать должным соблюдением законов Шмиты и Йовеля: Вначале Тора повелевает нам осуществлять сделки честно и справедливо, не обманывать друг друга и не использовать для своей выгоды тяжелую ситуацию человека,
вынужденного продавать свое имущество. (Если человек не соблюдает законы Шмиты, он в конечном итоге будет вынужден продавать свое движимое имущество.) Затем Тора объясняет, как близкий родственник может выкупить землю (или даже дом), которую вынужден продать ещё более обедневший человек. (Его обнищание – это наказание за то, что не раскаялся, а упорствовал в нарушении законов Шмиты и торговал урожаем этого года.)
7. Затем следуют законы денежных ссуд. (Если он отказывается изменить свое поведение и подчиниться власти Закона Б-жьего, то будет вынужден занимать деньги, так как будет неуспешен в бизнесе). Хотя Тора не видит ничего плохого в том, чтобы брать плату за сдачу собственности в наем или напрокат, она строго
запрещает евреям брать подобную плату за денежные ссуды – то есть, проценты.
8. После законов займа денег следуют законы, касающиеся еврея, проданного в услужение другому еврею. (Если нарушитель законов Шмиты продолжает отказываться следовать законам Торы в своих делах, он будет вынужден продать себя другому еврею). Тора призывает покупателя обращаться со своим работником милосердно и с уважением (она называет его «твоим братом») и освободить его, когда закончится его контракт или даже до этого, если наступит Юбилейный год. А вот нееврейский раб считается частью хозяйства и не освобождается в Йовель, но и к нему всегда необходимо относиться с заботой и вниманием.
9. Заключительная часть законов в этом списке неблагоприятных происшествий, вызванных неподчинением Торе, учит нас законам выкупа еврея, у которого дела пошли настолько плохо, что он был вынужден продать себя в услужение нееврею. Тора призывает нас организовать освобождение «нашего брата» путем выкупа его у хозяина за честную и справедливую цену при первой же возможности, дабы не оставлять его в чуждом нееврейском окружении. Тора запрещает нам сооружать различные образы идолов или памятники им. (Хотя он и видел такое, когда был на службе у нееврея, все равно он не должен подражать своему хозяину - ведь именно неповиновение Торе привело его к краху.) В Земле Израиля, которую ХаШем объявил Своей Собственностью, нет места для идолопоклонства.
10. Глава заканчивается призывом соблюдать Шаббат Б-га и почитать Б-жьи Святыни. (Но Тора указывает, что, хотя Храм свят, святость Шаббата выше). Шаббат – это Святыня Б-га во времени, которая преподает нам еженедельный урок о том, что вся наша деятельность и успех, и все человеческие достижения даются нам по милости Б-га, в мире Которого мы живем. Прерывая в этот день наше правление миром и деятельность, направленную на его изменение, мы свидетельствуем, что этот мир и всё в нем создано Б-гом, - таким же образом, как, соблюдая законы Шмиты и Йовеля, мы демонстрируем, правда уже в другом ракурсе, что земля принадлежит Б-гу. Мы почитаем Микдаш как Святыню Б-га в пространстве, то есть место, посвященное исключительно служению и поклонению Б-гу. Так и наше соблюдение Шмиты и Йовеля приучает нас помнить, что вся Земля Израиля – святая, и к ней нужно относиться как к священному месту, принадлежащему Б-гу, дарованному Им еврейскому народу для того, чтобы проживал в ней по законам Торы. Таким образом, последняя фраза главы, по сути дела, закрепляет урок года Шмиты. И наше верное соблюдение этих законов подтверждает то, что мы достойны быть святым Народом Б-га, живущим на Его святой земле в мире с Его благословлением.

  

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Беѓар
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ирмии (32:6-27)
(Когда глава Беѓар совмещена с главой Бехукотай, то читают только Ѓафтару последней)

1. Существуют различные типы пророчеств. Всем известны пророческие речи, когда человек приходит к нам с посланием от Б-га, которое передает от Его имени. Но есть также понятие «пророчества действием» - когда пророку повелевается совершить какой-то символический акт, в котором заключается послание от
Б-га, то есть, это действие предзнаменует какое-то будущее событие. Здесь речь идет не о драматической манере, в которой некоторые пророки специально давали свои речи, таким образом пытаясь привлечь к себе внимание и заставить себя слушать, а о тех случаях, когда ХаШем буквально повелевает пророку совершить какое-то действие как символ своего послания. Примером такого пророчества служит эта Ѓафтара.
2. Несколько иной тип «пророчества действием» встречается в деяниях праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова (и, возможно, сыновей последнего) – и только у них. Как мы пояснили в главах книги Брейшит (см., например, главу Ваишлах) определенные произошедшие с ними в жизни события является предзнаменованием того, что случится с еврейским народом в будущем. То есть, в отличие от обычного «пророчества действием», когда пророк получает указание специально что-то сделать в качестве предзнаменования будущего события, здесь сами события в жизни наших праотцов указывали на то, что произойдет потом с их потомками, еврейским народом.
3. Эпоха пророков продолжалась более тысячи лет, и естественно, что пророки, жившие в разные времена и при разных обстоятельствах, весьма отличались друг от друга по манере передачи пророчества. Как уже говорилось (см. Ѓафтару главы Ваейце для сефардских общин), хотя само послание пророк получал от Б-
га, выбор слов и выражений для его передачи предоставлялся ему самому. (В отличие от Пятикнижия Торы, в котором каждое слово и каждая буква была продиктована Моше Рабейну Самим Б-гом.)
4. Тем не менее, слова, которые пророк произносил, и которые были записаны на все времена, обладают особым свойством пророчества: их значение не ограничено буквальным смыслом слов, касающихся одного конкретного времени. Ибо все пророчества исходят от Б-га, Который не ограничен в пространстве и во времени. Поэтому в них содержится много разных значений, и даже в одних и тех же словах можно находить любое количество намеков. Так что не следует удивляться, если мудрецы раскрывают весьма разные – а то и вовсе противоречащие друг другу – значения в словах книг Пророков и Писаний. Не следует приходить в замешательство даже когда на первый взгляд пророчество не сбылось, ибо далеко не всегда простое значение его слов является единственным – а то и вовсе правильным.
5. В виду всего сказанного, возможно, стоит сформулировать несколько принципов о разных типах пророчества и о том, как они сбываются. Если ХаШем передает пророку предсказание о чем-то хорошем в будущем, то, пока пророк не провозгласил его всенародно, или пока ему не было велено его провозгласить, то подразумевается, что это добро придет только при условии, что люди будут его заслуживать. Но если пророку было велено провозгласить о грядущем добре, то оно придет в любом случае, заслуживают того люди или нет. А вот предсказания о недобрых событиях никогда не бывают окончательными. Даже если о них провозглашают всенародно, это не предсказания, а только угрозы, и их исполнения всегда можно избежать путем искреннего возвращения к Б-гу.
6. Святой миссией пророка Ирмии было провозгласить заблудшему еврейскому народу о страшной угрозе разрушения и попытаться вернуть его к исполнению Торы и заповедей. Пророки были духовными лидерами еврейского народа (Ирмия был главой Санхедрина своего времени), и они должны были подвергать резкой
критике сбившееся с истинного пути общество того времени и пытаться исправлять его недостатки. Слова Ирмии задевали власть имущих (включая царя - можно сказать, особенно царя), которые обычно больше всех грешили против Торы, и жизнь Ирмии часто подвергалась опасности. Но он должен был продолжать исполнение своей миссии и постоянно предупреждал народ о надвигающейся угрозе со стороны могучего вавилонского царя Навуходоносора, видя в нем орудие наказания, которое ХаШем обрушит на Свой народ за то, что оставил Его и Тору. Когда Ирмия подвергал критике союзнические договоры, которые пытался заключать еврейский царь, как шаткие и бесполезные, он был осужден за «пораженческую пропаганду» и «антиправительственную агитацию», и заключен в тюрьму. По словам властей, «он представлял угрозу для режима» и был «врагом народа». Тем не менее, когда катастрофа, о которой он предупреждал, действительно произошла, нигде не зафиксировано, чтобы он с горечью бросил: «Говорил же я вам!» Нет, он страдал вместе с народом и был его главным утешителем, как и другие пророки и духовные лидеры.
7. В недельной главе даются законы купли и продажи недвижимости, домов и полей, а также законы выкупа дома или поля, которые вынужден был продать человек, попавший в трудную финансовую ситуацию. А в Ѓафтаре Ирмия рассказывает о том, как ХаШем велел ему публично организовать выкуп поля, принадлежавшего его двоюродному брату, которое тот вынужден был продать. Как раз тогда Ирмия сидел в тюрьме за призывы к народу раскаяться и не полагаться на союзный договор со старыми врагами египтянами. Невзирая на трудности, Ирмия назначает свидетелей, и при собравшихся там людях он провозглашает Именем Б-га, что его акт служит предзнаменованием будущего: придет время, когда врейский народ возвратится из изгнания и вновь обретет свою землю, «текущую молоком и медом». Вновь будут люди покупать дома, поля и виноградники в этой земле, обещанной Б-гом их праотцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову, ибо ХаШем никогда не бросит Свой народ. Даже если еврейское государство падет, то это не навсегда. Как только евреи вернутся к Б-гу, Он вновь приведет их в свою землю, чтобы
жили в ней по Торе, спокойно и счастливо.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль каждый седьмой год (“шмита”). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает “йовель”, юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В этот год тоже нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун “шмиты” и “йовеля”, чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются к прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец-Исраэль среди колен. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом оставшихся до “йовеля” лет, рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.

Суббота земли
«Когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу Б-га» (25:2).
Классического атеиста сегодня редко встретишь. Мало кто отрицает существование Б-га. Большинство наших современников готовы признать хотя бы вероятность того, что Он есть и управляет миром.
Однако их отношение к Вс-вышнему отнюдь не трепетное. Скорее деловое: «О’кей, Г-сподь, Ты наш главный босс. Тебе все подчиняются. Но, сделай милость, оставь мне немножко свободного пространства, где бы я мог делать то, что хочу, без указаний свыше».
Но о каком свободном пространстве можно говорить, если «слава Его наполняет мир»? Если Он — один и единственный босс, и нет у Него заместителей? Мы, евреи, должны служить Ему двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, от колыбели до могилы. Потому что Он сам избрал нас для служения.
Служение, избранность. Какая тоска! Неужели я всего лишь пешка? Безмозглый робот, призванный выполнять указания Свыше? Без индивидуальности, без личной жизни и личного пространства?
На самом деле это пространство есть. Еврей — не робот, а младший партнер Б-га в деле Творения. Но это партнерство постоянное и очень обязывающее. Мы не можем улизнуть со службы «на минутку»; у нас нет даже обеденного перерыва. Потому что мы вместе с Б-гом создаем само время.
При сотворении мира Вс-вышний наделил его временем, содержащим два вида святости. Одна святость выражена в шаббате, а другая — в праздниках.
Святость шаббата неизменна. Раз в неделю, через каждый шесть дней, мы вступаем в пространство, называемое шаббатом. Причем наша роль совершенна пассивна. Шаббат спускается к нам из верхних миров без нашего участия и независимо от нашего желания. Совсем по-другому обстоит дело с праздниками Песах, Шавуот и Суккот. Б-г уполномочил людей в лице «бейт дина», раввинского суда, устанавливать первый день месяцев и тем самым определять даты праздников. (К сожалению, после разрушения Храма пришлось ввести фиксированный календарь, заменивший постановления бейт- дина.)
В разделе «Бехар» Тора знакомит нас с понятием «шмиты», субботнего года покоя: «Земля должна покоиться в субботу Б-га (шаббат ле-Ашем)». То же самое выражение «шаббат ле-Ашем» употребляется и в той части Торы, где говорится о создании субботнего дня.
Два вида святости существуют не только применительно к дням и месяцам, субботам и праздникам, но и к годам. Седьмой год, «шмита», — это суббота земли. Его святость «зафиксирована», как святость шаббата, седьмого дня отдыха. В отличие от шмиты, святость «йовеля», пятидесятого «юбилейного» года, подобна святости праздников. Ибо йовель символизирует партнерство Б-га и человека: «Это йовель; священным будет он для вас» (25:12).
Если не протрубили в шофар с наступлением йовеля, этот год — не йовель. Если рабы не были отпущены на свободу — это не йовель. Если поля не возвращены первоначальным владельцам, наступивший год не имеет статуса юбилейного и можно продолжать полевые работы: сеять, жать, как в обычные годы.
Другое дело шмита. Святость седьмого года неизменна и не зависит от воли людей. Даже если они не вели счет годам, если бейт-дин не освятил год шмиты и люди продолжают сельскохозяйственные работы, шмита не отменяется.

Рабство свободных людей
«Ибо Мне рабы сыны Израиля: они — Мои рабы, которых Я вывел из страны Египетской...» (25:55).
Рабство — это хорошо или плохо? Конечно, плохо. В нашем сознании рабство ассоциируется с каторжным трудом, унижением, издевательствами, голодом и прочими сугубо отрицательными явлениями.
Рабовладельческий строй прекратил свое существование, по крайней мере официально, еще в середине позапрошлого века, после отмены крепостного права в России и победы аболиционистов (сторонников упразднения негритянского рабства) в Гражданской войне в США. Любопытно, что американские чернокожие до сих пор пользуются библейскими образами Исхода для сохранения памяти о страданиях перенесенного рабства. Эти образы увековечены в их популярных духовных гимнах, спиричуэл: «Иди, Мозес, спустись в страну Египетскую, скажи фараону, чтобы он отпустил Мой народ».
Так уж исторически сложилось у многих угнетенных народов и социальных групп, что для них прототип всякого рабства — еврейское рабство в Древнем Египте, а архетип избавления от рабства — Исход из Египта.
Девиз: «Отпусти народ Мой» использовался американскими борцами за гражданские права в 60-х годах и в международной кампании за свободный выезд советских евреев в 70–80-х годах. К сожалению, эта фраза приводится почти всегда в усеченном виде, и потому смысл ее искажается. В книге Шмот Б-г неоднократно требовал устами Моше, чтобы фараон отпустил еврейских рабов не просто так на все четыре стороны, а с определенной целью: «Отпусти народ Мой, и послужит он Мне». Короче, сама цель освобождения евреев из рабства состояла в их закабалении новым Хозяином.
Ну не абсурд ли?! Сменить рабство на рабство, попасть из огня да в полымя.
Если понимать рабство только как унизительную зависимость, то именно так и получается. Однако рабство не всегда имеет отрицательную коннотацию. Иногда это состояние бывает даже желанным, например, когда влюбленный юноша говорит девушке: «Я — твой раб!» Подлинная суть рабства состоит не в угнетении и издевательствах, а в том, что раб не может проявлять свою индивидуальность. Его индивидуальность растворяется в воле и желаниях хозяина. Раб отчужден от самого себя; у него нет возможности выразить себя, быть самостоятельной личностью. Его личность — это личность хозяина.
Тут как раз и проявляется разница между двумя рабствами: неволей в Египте и добровольным подчинением Высшей силе у горы Синай. Если твой хозяин — фараон, ты обязан следовать его указаниям и выражать его волю. Если же твой хозяин — Вс-вышний, ты беспрекословно следуешь Его указаниям: Его желания становятся твоими желаниями. Короче, вся разница в том, чьим рабом ты являешься.
Когда мы говорим в молитве «Шма, Исраэль»: «Ашем эхад» — «Б-г Един» — речь идет не о том, что на свете есть только один Б-г и нет других богов. Имеется в виду совсем другая идея: единственность Б-га проявляется в том, что нет никакого иного существования, кроме Б-га, как поется в одной хасидской песне: «Нет, нет никого, кроме Б-га Одного!»
Другими словами, каждый элемент Вселенной существует лишь ради одной конечной цели: выражать волю Творца. Если бы какой-то элемент существовал только для раскрытия самого себя, это означало бы, что он не является частью Б-жественного замысла, что он существует вопреки воле Б-га. Такое невозможно по определению. Б-г избрал еврейский народ для того, чтобы научить человечество краеугольному принципу бытия: все сущее создано лишь для одной цели — раскрывать и выражать Его волю, стать частью этой воли, слиться с ней. Да, такое слияние — рабство в чистом виде. Но это рабство и есть высшая свобода, свобода служить не иллюзорным, а истинным ценностям.

 

Рав Яков Доктор
Тора  рассказывает нам о законах субботнего, седьмого года, которые мы должны соблюдать в Земле Израиля. В чём смысл этой мицвы? "Меор ваШемеш" объясняет следующее. Вс-вышний сотворил миры для того, чтобы все творения знали своего Творца и не нарушали Его воли, не изменяли своему предназначению. Мы видим, что уже в момент Сотворения мира появился первый нарушитель. Им оказалась земля, вернее ангел -- духовная сила земли. Ей было сказано взрастить дерево, которое само является плодом и в дополнение к тому приносит плоды. А земля нарушила волю Творца и создала дерево, которое само плодом не является, а только даёт плоды. Аптер Ребе, рабби Аврум Иошиа Эшел זצק''ל זי''ע говорил, что земля совершила это нарушение во Имя Небес. Ей было открыто, что в будущем человек тоже нарушит волю Б-га, и если он окажется первым согрешившим в мире, у него не будет никакой надежды, не дай Б-г. Поэтому земля изменила своей задаче --  чтобы у человека был прецедент, который поможет оправдаться. Можно сказать, говорит "Меор ваШемеш», и наоборот: что именно этот грех земли послужил причиной греха человека. Ведь Хава так жаждала съесть от запретного дерева, потому что оно было единственным деревом в саду, которое само было плодом и давало плоды. Это вызывало особое желание. Если бы земля не изменила приказу Творца, дерево Добра и зла ничем бы не отличалось от других и не вызывало бы такого желания. Так или иначе, чтобы ни послужило первопричиной, а что -- следствием, но основной тикун, исправление должен сделать именно человек.  Мы знаем, что вначале земля давала свои плоды без пахоты и засева. Когда Адам осознал пользу дождей и начал просить их у Вс-вышнего, дожди пошли, и земля начала давать свои плоды сама.  Лишь позже, когда люди продолжали грешить, земля испортилась и начала выращивать сорняки и колючки, так что пришлось человеку во времена Ноаха научиться пахать и сеять. Но до греха людей земля давала плоды по желанию Творца без усилий со стороны человека. И так же будет и в будущем, когда человечество очистится. Как говорит Талмуд: "Земля Израиля будет выращивать готовые хлеба".  Если человек делает полную тшуву и исправляет своё поведение, полностью доверяет Б-гу и полагается на Него, тогда и земля начинает сожалеть о своём непослушании и давать обильные плоды по воле Творца, без всякой пахоты и сева. Когда евреи стояли на горе Синай, исчезла в них нечистота – последствие греха первого человека. Они сделали полную тшуву за недели счёта дней Омера, и земля тоже раскаялась в своём проступке. Позже, войдя в Землю Израиля, сама атмосфера которой делает человека мудрее, они получили дополнительные силы для того, чтобы исправить своё поведение и облагородить свою природу. Ведь даже материальность здесь менее груба, чем в других странах. Поэтому только здесь, в таких условиях появилась возможность начать исправлять человека и грех земли. Если шесть лет еврей сеет в этой стране в святости, то есть ровно столько, сколько необходимо для тела, для того, чтобы были силы для занятий мудростью Торы и для служения, а не занят удовлетворением своих инстинктов и страстей или накопительством, тогда он освящает эту землю. Освятившись, она начинает сожалеть о своём давнем проступке и давать в седьмой год в изобилии свои плоды, без пахоты и сева.
Кстати, о грехе первого человека. "Ор Ахаим" учит, что грех Адама был, безусловно, ошибкой, а не сознательным преступлением. Одно из доказательств этому в том, что, согласно Мидрашу, Адам принёс за свой грех жертву. В Торе не существует жертв, искупающих сознательные грехи. Все грехоочистительные жертвы призваны  исправлять только ошибки.
"А  если скажете: "Что же будем  есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?" – «Я пошлю вам благословение Моё в шестой год, и он доставит урожай на три года". Почему обещание тройного урожая зависит от нашего вопроса «что будем есть»? Известно, что помощь человеку Свыше зависит от уровня его веры: чем больше он доверяет Б-гу, тем больше, легче, в более открытой форме Творец помогает ему. А здесь мы видим как бы наоборот -- человек проявляет маловерие, и получает особое благословение? "Беер маим хаим" объясняет, что ключ к пониманию этого места лежит в словах "а если скажете". На святом языке есть два слова, выражающие человеческую речь: "ледабер" и "леемор". "Ледабер" – означает сказать твёрдо, утвердительно, жёстко. "Леемор" – означает слова мягкие по форме и содержанию, высказывание просьбы. "А если скажете (ве ки томру) что же будем есть" – это не означает претензию, наоборот, человек абсолютно уверен, что Б-г, запретивший ему заниматься сельским хозяйством в седьмой год, позаботится о его пропитании. Ему просто интересно, а что же мы будем есть, каким образом Вс-вышний будет его обеспечивать, упадёт ли ему еда прямо с Небес, как ман, или каким-то другим образом. На это отвечает Тора, что за такой уровень веры ему положена особая браха. Она будет состоять в тройном урожае в шестой год. Именно так Вс-вышний будет обеспечивать выполняющих Его волю.
Рабе  рабби Элимелех זצק''ל זי''ע приводит объяснение своего брата рабби Зуси זצק''ל זי''ע, которое противоположно этому. Вс-вышний, сотворивший мир, создал каналы, по которым Его жизненная сила приходит к людям и удовлетворяет все их потребности. Эта жизненная сила никогда не иссякает и исправно проходит по назначенным каналам. Но если человек падает со своей ступени и теряет веру в Творца, Который беспрерывно питает все Свои творения, эта нечистая мысль производит разрушение в высших мирах, и поток жизненной силы прерывается. Это приводит к тому, что Вс-вышний опять должен выстраивать эти каналы как при сотворении мира. "А если скажете: "что же будем есть" – Тора учит человека полностью доверять Б-гу, полагаться на Него и так не говорить. Потому что, если вы так скажете, то "И Я пошлю вам благословение" – вы вынудите Меня создавать новое творение, построить каналы жизненной силы заново. А если вы будете доверять Мне, жизненная сила будет приходить к вам беспрерывно, и у вас всё будет.
Изучая нашу главу, невольно задаёшь вопрос, а что же происходит с этой мицвой сегодня. Чтобы правильно это понять, нужно знать, что мы находимся в глубочайшем галуте. С момента разрушения Первого Храма и начала вавилонского изгнания евреи не живут все в Земле Израиля. Поэтому обязанность соблюдать седьмой год в наши дни относится к повелениям "дерабанан".

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Возвращение
 «И говорил Вс-ий Моше на горе Синай сказать» Вайикра 25:1
Недельная глава «На горе Синай» не балует разнообразием тем. Рабство, земля, свобода. Вот разве что привязка к Синаю и РаШИ этот заголовок объясняющий…
Третий Гурский Ребе в своем объяснении ссылается на мидраш, который на первый взгляд все усложняет: «Жизнь и смерть в руке языка. Уголек раздул в нем пламя, плюнул в него – загасил. Буханка, пока не отделили от нее десятину… отделили – жизнь!»
Несомненно, говорит «Сфат Эмет», всякий объект нашего мира черпает свою энергию существования из Торы, «под» которую сделал Творец наш мир. Только этот питающий все огонь Торы скрыт и уподоблен угольку. И требуются усилия по раскрытию – дух (Основное дух – руах, именно его вдохнул Создатель в живое – «руах хаим – дух жизни»), духовность, позволяющая из угля разгореться пламени.
Отделение десятины Вс-му равносильно убиранию клипы (кожуры, препоны), препятствующей раскрытию внутренней энергии. И в этом объединяющий смысл всей недельной главы «Бе-ґар». Связь с Синаем возвращает все объекты Творения на свои («Его») места. Принадлежность всего сотворенного к Создателю и есть внутренний смысл всех законов нашей главы. А наплевательство, не готовность искать – работа прилепленной к нам клипы!
 
Ури Линец
Еврейский банк
Знакомая бытовая ситуация: “Не найдется ли у тебя десятки до зарплаты?”. А если это не разовая случайность? Если просителей много? Если ссуда на долгое время?
Став премьер-министром Египта, наш патриарх Йосэф заложил основы финансового капитала, в будущем превратившегося в важную отрасль экономики. В средневековой Европе банковское дело стало “еврейским промыслом”. Для добропорядочных христиан это занятие было практически запрещено (Йешуа изгонял менял и торгующих из Храма, “Не войдёт богач в царство небесное…” и т.д.). При этом основная часть финансового бизнеса - выдача ссуд (кредитов). Общепринято, что деньги, полученные в кредит, надо возвращать с надбавкой - кредитным процентом, платой за пользование деньгами в течение определённого времени. Эта плата компенсирует владельцу денег и его трудовые затраты (хранение, учёт, действия по возврату), и его риск потери кредита, например, в случае смерти должника, и его потери возможной прибыли от собственных денег, запущенных в другой бизнес, торговлю и т.д. В средние века размер годовой платы за пользование кредитом доходил до 100% (!). И сегодня, взяв кредит на приобретение квартиры, например на 20-25 лет, мы выплачиваем банку в итоге стоимость 3-4 квартир.
Ситуация эта подробно описывается в сегодняшнем разделе, где сказано о порядке денежных отношений между евреями: “Не бери с него укуса и роста, и трепещи перед Эло’им твоим, и будет жить брат твой с тобой. Серебро своё не давай ему с укусом, и в рост не давай еду свою” (Вайикра 25:36-37). “Укус” и “рост” - ссудные проценты, которые больно “кусают” должника. Это не запрет давать в долг, напротив Тора подчеркивает: “не закрывай руку от брата твоего”. Просто в отличие от обязанности помочь бедному, которая касается всех, на евреев распространяется братская уступка беспроцентной ссуды - “брат твой с тобой”. Мало того, Тора требует: “В конце семи лет делай Шмиту. Это слово Шмиты: отпусти всякий кредитор руку свою, которой ссудит ближнего своего - не будет давить на ближнего своего и брата своего, потому что объявлена Шмита для Ашем! На чужого дави, а что будет у тебя с братом твоим - отпусти руку свою” (Дварим 15:1-3). Исполнение этих заповедей диктует трепет “перед Эло’им твоим”. Он напоминает: “Я привёл вас сюда для того, чтобы вы показали всему миру образец моральной жизни”.
Применение заповеди прощения долгов создало уже в древние времена ситуацию, когда богачи отказывались давать в долг перед наступлением седьмого года. Узнав, что люди не одалживают деньги нуждающимся из опасения, что все долги будут списаны в год шмиты Гилель ввел прузбул. В этом документе, который составлял кредитор, говорилось, что он передает свой долг в раввинский суд для его взимания. При наличии прузбула долги не подлежали отмене в год шмиты.
Запрет взимания процентов относился к тому времени, когда ссуда была, по сути, дружеской взаимопомощью. В средние века, когда эксплуатация финансового капитала стала для некоторых евреев, живших в инородном окружении, единственным источником дохода, была пересмотрена и ситуация с процентами за кредит. Предоставление ссуды стало рассматриваться, как создание “совместного предприятия” кредитором и кредитуемым на определённый срок. Затем происходит “раздел прибыли” между партнерами, а доля “прибыли” кредитора заранее, по договору, заменяет ссудный процент.
 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Беѓар (часть 1) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Статистика