::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Кедошим часть 1

27-04-2012, 13:41 Разместил: jude Просмотров: 2077

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Кедошим
Главы 19:1-20:27
“И говорил Вс-вышний Моше: “Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Вс-вышний...” (Ваикра, 19:1).

Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — “святой”. Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.

 

Арье Юдасин
Давайте о приятном
Сколько можно о трудностях? Прислали мне друзья любопытный материал. Российский ученый Владимир Яковлев собирает истории активных немолодых людей. Больше всех, конечно, в его списке мне понравился англичанин Мартин Бустер, который в свои 104 года работает мойщиком автомобилей. В 101 он пробежал Лондонский марафон, а в 100 «попробовал играть на барабане и, увидев, что получается, стал барабанщиком ансамбля». Почтенный Мартин всю жизнь соблюдает «строжайший спортивный режим», то есть выкуривает дюжину сигарет и выпивает 7–8 пинт пива ежедневно. Разбавляя их, однако, физической активностью.
Есть там и 78-летняя балерина-певица, и 95-летняя альпинистка, и 90-летний танцор, и 95-летний актер-горнолыжник, и 100-летний марафонец... Я бы еще добавил своего хорошего знакомого (далеко за 90), человека интеллигентного, доброго и спокойного, с которым мы еженедельно встречаемся на субботней утренней молитве. И 93-летнюю российскую учительницу, вместе со своей 67-летней дочуркой (тоже училкой) обычно выбиравшую меня из ведущих «групп медитативного бега» — им нравилось, что с красивыми мыслеобразами мы скачем часа по два.
Яковлев обобщает «рецепт счастливой старости»: «Я заметил, что все мои герои — очень-очень добрые, очень хорошие люди». Я же, читая его истории, прибавил для себя, что все они — люди, принимающие жизнь с радостью. Как подарок.
Тур в комментариях к нашей главе обращает много внимания на связи между рядом стоящими фразами. Так, с одной стороны повеление «Перед сединой вставай» соседствует с «Я Г-сподь...», с другой — «Если будет жить у тебя пришелец...». Сперва Тур выводит отсюда, что Б-г «Сам почитает убеленных сединой». Приводит пасук из пророка Исайи: «Перед старыми слава (уважение)». А из второго сочетания делает вывод, что почитать еврей обязан и стариков-неевреев.
Говорят учителя, что богатство, в том числе и богатство долгой и плодотворной жизни, может доставаться человеку по разным причинам. Наиболее пессимистичный вариант: злодею, который будет стерт без остатка из вечности, из духовного мира, «оплачивают во временном мире немногие добрые дела», ибо «Творец не пренебрегает заслугами никого из Своих созданий».
Так вот, ни одного из тех, о ком я писал в начале статьи, нельзя даже с натяжкой заподозрить в «проедании будущего мира». Хотя бы потому, что никто не богат, не занимал и не занимает важных постов. (Уже поэтому я не хотел бы рядом упоминать известных политиков и бизнесменов.) Скорее, здесь долгое «задание» — научить «человеков» не сдаваться и не унывать. И — награда за оптимизм и душевную щедрость. И — воздаяние за благодарность. Ибо каждый, принимающий свою жизнь с радостью, по сути, благодарен Создателю.
Что означает фраза Танаха: «Перед старыми слава»? Человек всегда «стоит» перед Славой Создателя. Вс-вышний «работает» над ним постоянно. Тот, кто больше прожил, дольше подвергался этой «обработке». И если он не утратил интерес к жизни, желание творить и открывать, не занялся копированием себя вчерашнего — значит, он продолжает плыть «в реке Высшего внимания» к своей драгоценной персоне.
Не как щепка, как лодка с парусом и веслами. И те крупицы Славы, что накопились в нем за долгое «общение» с Б-гом, делают человека достойным уважения и симпатии. Случайно ли одно из имен, которые Писание дает Создателю — «Древний днями»?
Разумеется, мудрецу-еврею, посвятившему жизнь прямому постижению и исполнению Б-жественной воли, уважения причитается больше. Но и 95-летняя англичанка Дорис Лонг, 2–3 раза в год спускающаяся с 70-метровых стен, чтобы собрать деньги на благотворительные проекты, несомненно заслуживает, чтобы перед ней с почтением вставал молодой еврей. Тем более что этого требует Тора.
Скажу больше: перед такими людьми с любовью и почтением «встает» Сам Творец. И хотя не каждому причитается столетнее здоровье — просто у всех нас разные «тикуны», пути исправления и совершенствования души, но уж точно каждому по силам уподобиться праотцу Аврааму. Наполнить свои дни, без скидок на «слишком старый» или «слишком молодой» возраст, внутренним творчеством и благодарностью Б-гу за жизнь.

 

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Собрание
Обычно Вс-вышний говорит Моше так: "Скажи сынам Израиля..." Однако в данном разделе мы читаем: "Говори всей общине сынов Израиля..." (Ваикра, 19:2)
Комментарии поясняют, что Моше обычно не передавал волю Б-жью непосредственно сынам Израиля. Он поручал это старейшинам, чтобы те доносили слова Вс-вышнего до людей, собранных в небольшие, управляемые группы. Однако в данном случае вся община сынов Израиля - мужчины, женщины, дети и даже грудные младенцы - должны были присутствовать при передаче Моше новых законов. Это называется "hакhель" - собрание всех сынов Израиля.
Что здесь происходит? Ибн Эзра объясняет, что перечисление Десяти заповедей напоминает Дарование Торы на горе Синай и требует присутствия всего народа. В самом деле, мы подошли к кульминационной точке всего Пятикнижия. Важность момента подчеркивается собранием всех сынов Израиля.
Но это не единственный случай, когда Моше говорил, обращаясь ко всей общине. Вот другие подобные случаи:
Заповедь субботы (Шемот, 35:1-2) Строительство Скинии (там же, 4:5)
Обратите внимание: также и в этой главе весь народ обязан был присутствовать, когда провозглашалась "святость народа Б-жьего".
Каждое из этих собраний означает тот или иной аспект святости:
Суббота - святость времени
Скиния - святость места
Народ Израиля - святость человека
Каждая из этих святынь становится таковой в результате отделения ее от общего, целого:
Суббота отделена от шести дней недели,
Материалы, из которых строилась Скиния были отделены от другой собственности, Народ Израиля был отделен от других народов тем, что ему было предписано особое поведение.
Собравшись вместе, сыны Израиля должны были осознать, что они становятся святыми, изменив повседневную рутину, изменив свои жилища и свой образ жизни.

 

О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. Хотя ХаШем обучил Моше всей Торе, когда он был на горе Синай, Моше Рабейну в свою очередь не обучал нас заповедям до тех пор, пока ХаШем не повелевал ему: «говори с Сынами Израиля и скажи им…» Процесс обучения был обычно такой: сначала Моше обучал заповедям Аарона, затем двух его сыновей – Элазара и Итамара. Затем, в присутствии Аарона и сыновей, Моше обучал им 70 старейшин (которые образовали первый Санхедрин, т.е. высший еврейский суд). И, наконец, он обучал заповедям собрание народных представителей, которые, в свою очередь, обучали уже весь народ. Если возникали какие-либо вопросы, то они задавались в первую очередь тем людям, которые присутствовали на лекциях самого Моше. Если эти люди не могли ответить на вопрос, то он ставился на рассмотрение Санхедрина (члены которого прослушивали каждую лекцию Моше дважды). Если никто из членов Санхедрина не мог ответить, то вопрос
задавался Элазару и Итамару (которые слышали объяснение закона три раза). Если и они не могли ответить, то спрашивали Аарона, который слышал объяснение закона от Моше четыре раза. Если и он не знал, то вопрос задавался самому Моше Рабейну. И только в исключительных случаях (таких в Торе упомянуто только четыре), самому Моше приходилось обращаться за дальнейшими указаниями или разъяснениями к Б-гу.
2. Обычно, если мудрецы не поясняют иначе, можно считать, что нас впервые обучили заповедям Б-га в том же порядке, в каком они представлены в Торе. К концу нашего сорокалетнего странствия по пустыне Моше записал Тору в точности так, как продиктовал ему ХаШем на горе Синай. Поскольку Тора вплоть до единой буквы и точки записана под диктовку Б-га, то мудрецы способны выявлять особое значение в каждом ее штрихе и нюансе. В частности, многие уроки можно извлечь из того, что определенные заповеди и события
записаны, казалось бы, непоследовательно или не в хронологическом порядке.
3. В этой главе представлено много фундаментальных принципов, по которым ХаШем желает жить Своему народу. И поэтому ХаШем повелел Моше поведать нам об этих заповедях не обычным образом, а огласить их при всем народе, специально собранном вместе. Первый из этих принципов – это заповедь быть святыми. Это значит, что мы должны постоянно контролировать себя во всем, что мы делаем, даже в том, что нам разрешено, чтобы всегда оставаться дисциплинированными и сдержанными. Так Тора подготавливает нас к тому, чтобы мы были способны повиноваться Б-гу и были достойны стать его слугами. Ибо кто является рабом своих желаний, эмоций и страстей, тот не может быть преданным служителем своего Господина: только тот, кто может подчинить себе свои желания и эмоции, обладает свободой, дающей ему возможность посвятить жизнь высоким и благородным идеалам Б-га. Поэтому даже тем, что Тора нам разрешает, следует наслаждаться со сдержанностью и самоконтролем, поскольку без этого очень легко стать «мерзким с разрешения Торы», то есть, человеком, который технически не нарушает ее законы, но по сути является личностью, противоположной ее идеалам.
4. Тора дает нам заповеди, являющиеся ступенями на пути к святости. Во-первых, заповедь бояться и почитать родителей: так в каждом из нас укоренится привычка не потакать собственным желаниям, а подчиняться высшему авторитету. Во- вторых, призыв соблюдать Шаббат, в соответствии с заповедью Б-га, обращенный здесь как к родителям, так и к детям - это огромный урок повиновения всего народа Закону Б-жьему. И, в-третьих, нам следует исключить из наших мыслей все идеи о любой власти или авторитете, помимо Б-га, и служить Ему так, как Он заповедал.
5. Высокого уровня святости может достичь только такой человек - и только такой народ, - который не забывает о менее удачливых. Тора не благоволит к тем, кто стремится добиться святости, но игнорирует чувства и нужды других людей. Поэтому следуют законы заботы о бедных – это наш священный долг по
отношению к ним. Именно соблюдение этих законов Б-га ведет к обретению святости, и только следуя путями милосердия Б-га, мы можем стать ближе к Нему. Ибо невозможно стать святым в глазах Б-га, пренебрегая товарищами и игнорируя их нужды. Такое поведение - вовсе не святость, говорит Тора, а осквернение идеалов Б-га. Ибо ХаШем желает, чтобы Его народ жил в мире и гармонии, и чтобы люди заботились друг о друге и относились друг к другу с уважением. Только такой народ может считаться святым.
6. Таким образом, первая часть этой главы, начиная с заповеди «быть святыми», включает в себя весь спектр законов социальной справедливости, кульминацией которых является один, ставший, так сказать, Золотым правилом человечества – «Возлюби ближнего, как самого себя». Тора не признает того искусственного
различия, которое проводят между религиозным законом и гражданским: все законы Б-га имеют одну общую цель: воспитать, облагородить и возвысить человека. В том же абзаце, что начинается с воззвания Б-га к нам «быть святыми», ХаШем заповедует нам бояться своих родителей и соблюдать Шаббат. Представлен один из законов приношений Корбанот, а за ним - законы о правах бедных и наших обязанностях по отношению к ним. Далее – заповедь честности в торговле и предпринимательстве, а перед ней - заповедь заботиться об инвалидах. Вместе расположены закон о беспристрастности в суде, запрет сплетен и запрет пассивного поведения, когда другому нужна помощь. Тоже вместе - предостережение не таить в сердце злобу на другого человека, долг мягко упрекать человека, совершившего ошибку, запрет мстить и затаивать обиду. Законы, запрещающие скрещивание различных видов животных и растений,
законы, запрещающие ношение одежды из льна и шерсти - смеси волокон, полученных из животного и растительного мира («Шаатнез») – расположены рядом с процедурой получения искупления за нарушение законов женитьбы, запрещающих нежелательные «примеси» в еврейском народе. Все эти законы кажутся столь различными и не связанными друг с другом, но все они заповедованы Б-гом в целях обеспечения социальной гармонии в Народе Торы и гармонии между Народом Торы и большим миром природы, созданным Б-гом. Только соблюдая все эти законы, можно приблизиться к исполнению повеления Б-га – «быть святыми».
7. Тему самодисциплины и святости продолжают и дальнейшие законы. Тора повелевает нам исполнять заповедь посвящения вновь посаженных фруктовых деревьев: первые три года запрещается использовать их плоды («Орла»), а плоды четвертого года считаются священными, их надо съесть в Иерусалиме, вознося
хвалу и благодарность Б-гу. Используя общий термин для одновременного обозначения многих понятий, Тора убеждает нас в целом быть сдержанными в еде. Да и вообще, во всех наших делах и начинаниях мы должны постоянно помнить о том, что миром управляет ХаШем, и не следовать слепо различным суевериям и пустым знамениям. В нашем внешнем облике мы должны соблюдать закон Б-га и не срезать Пейот («углы») как волос на голове (любым образом) так и бороды (при помощи бритвы) - так мы освящаем свою внешность, и становимся легко опознаваемыми как Его Народ. Как Народ Б-га мы не должны наносить на наши тела раны - языческие символы траура и скорби, поскольку, эти действия означают покорение слепому року и воображаемой силе смерти. Наши тела принадлежат Б-гу всего живого, и должны быть всецело посвящены Служению Ему, а Он не желает, чтобы мы становились памятниками смерти или преисподни. Подобная безнадежная покорность темным силам, которая начинается с глупых суеверий и знамений, является абсолютной противоположностью полноценной и здоровой жизни народа, который следует Закону Б-га. Те же, кто отвернется от Торы, будут падать все ниже и ниже в поганое болото языческой порочности. Поэтому Тора предупреждает нас, что не следует обращать внимание на различные знамения и суеверия: так Земля наполнится мерзостью и скверной. Относиться серьезно и с уважением следует только к тем временам, которые провозгласил особыми ХаШем и велел нам соблюдать - в частности, Шаббат - и только к тем объектам, что Он приказал чтить, - в частности, Его Микдаш (Святилище). Их мы должны почитать, поскольку они от Б-га и являются символами Его присутствия на Земле. Вместо того, чтобы обращать внимание на оккультные науки и предсказания, которые слепо ведут по дороге морального разложения, нам предлагается уважать здравый смысл опытных старцев и мудрость ученого Торы: так мы почитаем Б-га, от Которого исходит вся мудрость и интеллект.
8. Для того чтобы достигнуть состояния святости не достаточно держаться подальше от нечестивых вещей и даже почитать святыни. Если мы стремимся выполнить заповедь Б-га «быть святыми», то, по словам Торы, наши ежедневные дела друг с другом должны вестись честно и по справедливости, и мы должны выказывать почет и истинное дружелюбие к чужаку, живущему среди нас. Тора учит, что для достижения святости необходимо соблюдать не только законы Святынь, но и в равной мере законы общественной справедливости.
9. Снова и снова Тора предостерегает нас не увлекаться языческими обычаями и аморальным поведением других народов, поскольку эти мерзости ведут к разрушению. Даже если обстоятельства помешают суду наложить наказание за эти грехи, Тора возлагает ответственность за поддержание высоких моральных норм
на сам народ. И снова Тора повторяет долг уважения родителей как хранителей и традиций Торы, которые передают ее следующему поколению. И вновь предупреждает нас остерегаться всех форм аморальных отношений, перечисляя некоторые из них.
10. Нам дарованы праведные и справедливые законы Б-га, и мы должны хранить и соблюдать их. Обычаи других народов не для нас, говорит Тора. Мы не должны радоваться их праздникам и принимать участие в их развлечениях, ибо языческие обычаи противны Б-гу. «Я отделил вас от народов, - говорит ХаШем, - и не
оскверняйтесь подражанием их поведению». Только держась отдельно, сможем мы оставаться Народом Торы, Народом Б-га. Только выполняя Его заповеди – даже те, причины которых не пояснены, как, например, законы Кашрута – исключительно потому, что их заповедовал ХаШем, сможем мы выполнить наше высокое предназначение. ХаШем говорит: «Вы должны оставаться святыми в Моих глазах, ибо свят Я, ХаШем, и отделил вас от других народов, чтобы были Моими».


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Кедошим
Ѓафтара этой недели взята из Книги Йехезкеля (20:2-22)
Как мы уже пояснили во вступлении к Ѓафтаре главы Ахарей Мот, существуют различные обычаи в том,
какие отрывки берутся для Ѓафтары глав Ахарей Мот и Кдошим. Здесь дается обзор Ѓафтары главы Кдошим согласно одному из обычаев ашкеназов. (Интересно, что согласно другому обычаю, эта самая Ѓафтара читается сефардами с главой Кдошим, а также когда эти две главы, Ахарей Мот и Кдошим, совмещены.)

1. В главе Кдошим даются суровые предостережения против аморальности, и Ѓафтара тоже продолжает эту тему. В этом пророчестве Йехезкель также призывает людей как следует соблюдать Шаббат, что тоже является темой начала недельной главы.
2. Как уже говорилось (см. обзор Ѓафтары главы Ахарей Мот), пророк Йехезкель бен Бузи, Кохен, был в числе первых десяти тысяч людей, которых увел в изгнание Навуходоносор (Невухаднецар), царь Вавилона. Среди них были преподаватели Торы и лидеры еврейского народа. Это случилось за несколько лет до разрушения Первого Храма и святого города Иерусалима. Таким образом, Йехезкель был современником пророка Ирмии (который был духовным лидером того поколения и главой Санхедрина), а также и других пророков, включая Хабакука, Цфанию и Хагая. В последние годы перед Разрушением он предупреждал о надвигающейся катастрофе, которая постигнет народ, если не раскается. И когда она действительно произошла, именно Йехезкель наряду с другими духовными лидерами утешал, поддерживал и наставлял народ в его горе и печали.
3. Когда Навуходоносор увел в плен духовных лидеров народа и представителей его правящих классов, то эти первые изгнанники, следуя наставлениям Ирмии, принялись строить в диаспоре еврейскую общину. Таким образом, когда восемнадцать лет спустя был разрушен Храм, и большинство народа было изгнано
в Вавилон, люди нашли на месте своего изгнания уже установившуюся общину с функционирующей инфраструктурой учебных заведений (хедеров и ешив), микваот (ритуальных бассейнов) и синагог.
4. Следует также отметить, что, хотя это Разрушение и Изгнание было первым, которое мы испытали, и потому мы были весьма травмированы, тем не менее, нам разрешили и дали возможность построить в Вавилоне собственные общины. Да, еврейский народ был побежденным, а Навуходоносор был тираном. Но он обращался с еврейским народом уважительно и осознавал, что они – благородный народ, Народ Б-га. Евреи как народ не подвергались унижениям, и их не стали целенаправленно преследовать и обижать. (Это началось только с появлением великой христианской религии любви.)
5. Эта Ѓафтара повествует о том, как на каком-то этапе старейшины еврейского народа пришли к Йехезкелю с вопросом, что же будет с еврейским народом. Ведь какие дела: он изгнан в чужую страну, а ситуация собратьев в Земле Израиля не намного лучше (хотя Храм будет разрушен, и оставшиеся в Земле Израиля евреи тоже будут изгнаны еще только через года четыре), и похоже на то, что ХаШем оставил Свой народ. Но Йехезкель почувствовал, что сам вопрос – .Почему ХаШем нас оставил?. - был не столько вопросом, сколько претензией и демонстрировал, что они не чувствовали за еврейским народом никакой виды в постигнувшей его катастрофе. Они отказывались признать, что народ навел ее на себя тем, что оставил Б-га и Его Тору. В ответ ХаШем передает через Йехезкеля послание резкой отповеди этим старейшинам.
6. С той самой поры, как Он взял нас в качестве Своего народа, говорит ХаШем через Йехезкеля, были люди, неверные Ему и заповедям. И вообще-то, из-за этой неверности (которая, возможно, является результатом не столько намеренного бунта против Б-га и Торы, сколько свойственного евреям независимого духа) ХаШем дал бы нам погибнуть или пропасть. Но ради выполнения нашей миссии нести всему человечеству б-жественность, ХаШем нас сохранил и продолжит хранить нас всегда. А что касается вопроса., почему ХаШем нас оставил, - это не Он отвернулся, а еврейский народ пытается оставить Его и пойти за чужими богами и идеологиями. .Я поднял вас из развращенности Египта и Кнаана и дал вам возможность стать святыми путем исполнения заповедей Моей Торы, заповедей, выполняя которые вы могли жить столь счастливо. Но вы взбунтовались и отвергли Меня и Тору! Я благословил вас Шаббатом, особым знаком между нами. Но вы осквернили Мой Шаббат! Даже в пустыне, на пути к той заветной земле, которую Я вам обещал, вы проявляли неверность, и Я бы всех вас уничтожил, если бы это не привело к опозориванию Моего Имени в глазах народов мира! Я спас вас от многочисленных врагов в вашей земле. Но даже теперь вы ищете повод оставить Меня и Тору! Так знайте же: вы Мой Народ. Я взял вас к Себе потому, что знаю, что в вас заложено великое добро и огромный потенциал. Я также выбрал вас в качестве носителей Моих идей и распространения их всему миру потому, что знаю, что вы народ крепкий и чрезвычайно упрямый. Но вы должны использовать эти сильные стороны своего характера для успешного выполнения своей миссии в Моем мире, а не для того, чтобы пренебрегать своим священным долгом. И даже если вы попытаетесь Меня оставить, знайте, что Я буду вами править, если понадобиться, даже против вашей воли, сильной рукой и у всех на глазах, и даже с гневом – но Я всегда останусь вашим Царем, и вы всегда будете Моим народом.
7. Эти сильные слова Йехезкеля одновременно устрашают и воодушевляют. Бывали времена, когда мы не справлялись со своим высоким призванием, и в результате этого наши враги весьма нам досаждали, творили с нами жестокости и угрожали самому нашему существованию. Но ХаШем нас спасал, и мы продолжали свой путь сквозь века и тысячелетия во всех странах и среди всех народов, неся идеи Б-га всему человечеству.
8. Интересным и любопытным образом это заявление Б-га, что Он всегда будет нашим Царем, - нравится нам то или нет! – придало нам такого же рода решимость всегда быть Его народом. Хотя некоторые и могут предпочесть отколоться от нашего народа, всегда останется ядро настоящих евреев, преданных Б-гу настолько, чтобы даже упрямо пренебрегать тем, что Он скрывает от нас Свое лицо. Чудесный и воодушевляющий пример этого еврейского упрямства был найден после Второй мировой войны в одном из подвалов разрушенного Варшавского гетто. Когда немцы систематически убивали людей в гетто, группа евреев, спрятавшихся в подвале в попытке избежать депортации на убой, собрались в Миньян из десяти человек для того, чтобы молиться, изучать Тору, как только было возможно в тех жутких условиях. После войны на стенах того подвала были найдены следующие надписи: .Вс-вышний Б-г! Отец наш Небесный! Ты, похоже, сердит на нас и отверг нас за наши грехи. Пусть так. Но что бы Ты с нами ни делал и как бы ни пытался нас стряхнуть, мы всегда будем Твоим народом и никогда Тебя не оставим!.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Б-г призывает евреев: “Будьте святы!” - и сообщает заповеди, ведущие к этой цели. Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных после установленного срока; воровать и грабить; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (особенно, своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым - в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; держать зло на ближнего. Нельзя скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки в Эрец-Исраэль; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак траура и делать татуировки. Даны также повелительные заповеди: Б-г призывает евреев “бояться” своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить “ближних” - евреев и “пришельцев” (новообращенных); почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы. Перечислены наказания за разврат. Евреи должны вести себя “свято” в семейной жизни; им запрещено подражать другим народам - иначе Б-г изгонит их из Эрец-Исраэль. Тора призывает сынов Израиля соблюдать кашрут в еде в знак их отделенности от других народов.

Все нормально, старик, все в порядке...
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Говори со всем обществом сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Г-сподь Б-г ваш» (19:1–2).
В облике выдающихся знатоков Торы меня больше всего поражал их будничный, я бы даже сказал, заурядный внешний вид. Это абсолютно нормальные люди, исключительно доброжелательные, скромные и простые в общении.
Рабби Моше Альших (1508–1600) так объяснял приведенный стих из раздела «Кдошим». Б-г велел Моше собрать всех евреев для передачи им заповеди «святости», чтобы был ясен непреложный факт: святость не есть привилегия кучки избранных.
Каждый еврей несет в себе потенциал святости, и, следовательно, быть святым — не пожелание, не далекий идеал, а наша повседневная обязанность.
Святость — это не умерщвление плоти и не крайнее ограничение своих естественных нужд. Императив святости не требует от нас спать на гвоздях и ходить босиком по льду.
Наоборот, святость означает быть нормальным человеком, как можно более нормальным. Святые евреи ведут нормальный образ жизни; они не дают обет безбрачия — у них хорошие семьи. Они едят, спят и дышат, как все люди. Но они все делают с чувством меры и пропорции.
Святость означает быть нормальным даже в самых ненормальных ситуациях. Это значит никогда не идти на поводу у своих инстинктов и побуждений и в то же время считаться со своей физической природой.
Святой человек не съест лишней порции лакомства, даже если у этого лакомства высший знак кошерности. И, главное, он не ограничивает себя техническими рамками исполнения заповедей.
Святость — это освящение разрешенного. Ведь от явно запретного гораздо легче отказаться, чем преодолеть соблазн побаловать себя в рамках дозволенного. Заповедь «святы будьте» требует от нас соблюдать не только букву, но и дух закона, сбалансировать дух и букву, чтобы приблизиться к нормальному состоянию. Такое приближение и есть цель Творения.

 

Простить и забыть
«Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему» (19:17).
Обида, неприязнь и злоба — три схожих чувства, которые очень трудно подавить в себе. Они возникают по самым разным причинам. Причиной обиды и озлобления могут быть действия или слова, нанесшие ущерб. Иногда этот ущерб бывает лишь кажущимся, и посторонний наблюдатель скажет вам, что ничего ужасного не произошло и вы просто излишне ранимы.
Что касается неприязни, она часто бывает следствием самой обычной зависти, например, если кто-то умнее, способнее вас, если его карьера складывается успешнее вашей или если ему просто легче живется, чем вам. Но случается также, что человек антипатичен вам без всякой видимой причины. Вас раздражают его манеры, речь или одежда. В подобных случаях иногда говорят: «Мне не нравится его физиономия».
Еврейская традиция учит, что такая неприязнь — худший вариант. На святом языке она называется «синат-хинам», буквально: «бесплатная», точнее, «беспричинная ненависть». Эта ненависть не имеет под собой никакого разумного основания. Ее нельзя оправдать ни реальным, ни кажущимся ущербом.
В разделе «Кдошим» Тора категорически запрещает культивировать в себе гложущее чувство злобы и неприязни к ближнему: «Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему».
Легко сказать «не питай». А как на практике следовать этому запрету? Ведь сердцу не прикажешь. Известно, что ненависть, как и любовь, стихийное, не поддающееся трезвому контролю чувство.
Начнем с того, что человек может управлять только теми своими чувствами, которые понятны ему. Чтобы узнать природу неприязни, надо тщательно разобраться в ней. Для этого требуются объективность и помощь со стороны. Нужен беспристрастный наблюдатель, который поможет нам разложить наши эмоции по полочкам. И лишь поняв свои чувства, мы научимся управлять ими.
Если анализ показывает, что некто действительно нанес нам ущерб, обидел или унизил нас, правильная реакция будет зависеть от целого ряда обстоятельств. Ситуация может потребовать прямой конфронтации, вмешательства третьей стороны или обращения в суд. Если мы научимся позитивно реагировать одним из трех перечисленных способов на действия обидчиков, разрушительный яд ненависти будет нейтрализован и перестанет отравлять нам душу.
Бывает, однако, что вполне обоснованную обиду или нанесенный ущерб невозможно компенсировать. Что ж, такова жизнь. Справедливость далеко не всегда торжествует. В таком случае нам остается лишь одно: встать выше обиды, простить и забыть. Как бы ни сложились обстоятельства, мы должны помнить главное: всем, что происходит в мире, управляет Б-г. Нет ничего случайного, и за каждой неприятностью скрывается причина. Нам лишь остается проанализировать, почему Вс-вышний поставил нас в такую ситуацию, за что наказал.
Что касается зависти, надо всегда помнить, что у каждого человека свой «монорельсовый» путь в жизни, своя судьба. Похищение чужой судьбы исключено. Если у кого-то есть то, чего нет у меня, будь-то талантливые мозги, деньги или красивые черты лица, не надо думать, что они приобретены за мой счет.
Корень зависти — недостаток веры в Б-жественное Провидение. Каждый из нас от рождения наделен уникальным сочетанием свойств, которые помогают нам реализовать свой потенциал в этом мире. Поэтому, если Б-г обделил нас каким-то свойством, то лишь потому, что мы можем обойтись без этого свойства при выполнении своей жизненной миссии; оно нам просто не нужно.
Если же вы испытываете уколы «синат-хинам», беспричинной ненависти, самое лучшее лекарство — почаще вспоминать, что все люди созданы по образу Б-га. Если мне что-то не нравится в другом человеке без всякой объективной причины, если один его вид вызывает у меня приступ злобы, это значит, что я презираю его Б-жественный образ.
Проведите маленький эксперимент: взгляните на объект вашей неприязни внимательно и по-доброму, постарайтесь отыскать в его облике что-то хорошее, помня, что он такой же «венец творения», как и вы. Постарайтесь освободиться от немотивированных эмоций. И тогда вы наверняка разглядите в нем положительные черточки. Надо только постараться. Ведь все зависит от угла зрения.

 

Рав Реувен Пятигорский
По содержанию глава во многом близка к предыдущей, которую мы читали на прошлой неделе и в которой сыновьям Израиля было сказано (Ваикра 18:3): «Поступков, подобных делам египтян… и делам кенаанцев… не делайте». Это приказ, предупреждение. Теперь Тора подчеркивает, что недостаточно отвратить себя от плохих дел. Надо стремиться к жизни святой и чистой, что достижимо выполнением заповедей и свершением хороших поступков. Не только уклоняйся от плохого, но и стремись к хорошему. Поэтому неслучайно глава Кдошим, маленькая по объему, но очень емкая в смысле содержания, приводит 51 заповедь, в то время как шесть предыдущих недельных глав книги Ваикра содержат в общей сложности 97 заповедей.
У нас сейчас «високосный» еврейский год, когда к двенадцати обычным месяцам добавляется тринадцатый. Делается это для того, чтобы сократить накопившийся «дефицит», образовавшийся из-за разницы в днях между «солнечным» годом и тем, что состоит из лунных месяцев. (В «солнечном» году 365 дней, в «лунном» примерно на 11 дней меньше.) Еще мы знаем, что в обычную субботу, если она не выпала на праздник, читается своя недельная глава Торы. Всего в Торе таких недельных глав 54. Всю Тору прочитывают ровно за год. В простой год, чтобы чтение Торы завершилось во время, иногда читают сдвоенные главы, но в «високосный», как сейчас, сдвоенных глав не бывает или их очень мало. Глава Кдошим почти всегда читается вместе с главой Ахарей. И лишь теперь, в нашем году, мы читаем их порознь. Тем не менее глубокая связь между этими главами остается: глава Ахарей начиналась с описания работы первосвященника в Храме в самый святой день в году, в Йом Кипур, а заканчивалась требованием соблюдать чистоту отношений между мужчиной и женщиной; глава Кдошим содержит большую группу заповедей, соблюдение которых способно привести еврейский народ к святой и чистой жизни. Так что обе они — о святости. Слово кдошим означает «святые»: «Святыми будьте». Эти слова Торы обращены ко всему еврейскому народу. Всему народу и каждому из нас.
Содержание главы. Еще раз перечисляются заповеди, приведенные ранее в других главах; на этот раз подчеркнуто, что их выполнение является необходимым условием для святости и чистоты народа (19:1—22). Среди них: уважайте своих родителей, соблюдайте субботы, не крадите, не обманывайте, не обирайте ближнего, не лгите в суде, не сплетничайте, не мстите; люби ближнего, как себя; и многое другое. Очень богатая на заповеди глава. Дальше идут запреты, связанные с плодами деревьев, выращенных в Эрец Исраэль (19:23—25). И снова несколько заповедей-предупреждений (19:26—37). Среди них: не ешьте с кровью, не гадайте, не обращайтесь к вызывающим мертвых и знахарям, перед сединой вставай и многое другое. Далее — наказание за идолопоклонство и за нарушение чистоты семейных отношений (20:1—21). Завершение главы — повторение требования быть святым народом…
Мы все время повторяем — святой, святость, святые. Но что имеется в виду? Русское слово ничего о самой святости не говорит. Мы догадываемся, что разговор идет о чем-то возвышенном, неземном, но сказать что-либо конкретнее не можем. Святой человек — «не от мира сего». Однако корень еврейского слова — кадош, святой, — имеет четкое значение: отделенный, отдельный. Т.е. святой — значит отделенный от… От чего? От несвятого? Первое, что приходит в голову — от плохого, от греха, от того, что запрещено Торой. Отделитесь от греха — и станете святым народом. Получается, что нет в мире ничего, кроме греха и святости, злодеев и праведников, черного и белого. Никаких промежуточных тонов. В таком случае, к какому из этих двух противоположных лагерей принадлежим мы? Ясно, что мир меньше всего похож на шахматную доску, а раз так, то святым, возвышенным можно назвать не то, что отделено от черного, запрещенного, а то, что отделено даже от полутонов, от серого цвета. Короче говоря, святость — это отделение от того, что, будучи не запрещенным Торой, все же считается предосудительным, нежелательным. Например, Тора запрещает присвоение чужого имущества (запрет на воровство, грабежи и т.д.). Но святостью она наделяет не того, кто просто не крадет, а того, кто с ревнивой осторожностью относится к чужой собственности.
Вот, что рассказывают о раве Элияу Левинзоне, ученике раби Исраэля Салантера. Он был выдающийся ученый, но на жизнь зарабатывал, занимая пост директора маленького банка в литовском городе Ковна. Однажды обанкротился один из клиентов банка, которому ранее, по рекомендации директора, была выдана огромная ссуда. Рав Левинзон, взяв вину на себя, обещал вернуть в кассу весь убыток. Уволившись, он открыл собственную контору и в течение многих лет регулярно выплачивал месячный взнос из своего кармана, — пока не вернул все деньги. Об этом узнали журналисты. Бывшего директора банка пригласили на работу сразу в несколько крупнейших финансовых фирм. Его дела резко пошли в гору, он стал госсоветником, его подпись под бумагами считалась лучшей гарантией для любой сделки на самом высоком уровне. Но главное — все увидали, что такое Тора и кем является еврей, ее соблюдающий. Раввины поколения говорили: если кто может представлять наш народ в глазах всего мира, то это рав Элияу Левинзон, святой человек!

 

Ури Линец
Мы - как Он
Раздел начинается указанием: “Говори всей общине сынов Исраэля, и скажешь им: выделенными будьте, потому что выделен Я - Ашем Эло’им ваш” (Вайикра 19:2). Указание это необычайно важно. Если раньше Ашем просил Моше говорить Аарону и его сыновьям или старейшинам, или сынам Исраэля, то сейчас особо указано, что это важно для всей общины. Само указание, при этом, носит какой-то не очень ясный смысл: быть выделенными. Понятно, когда давались вполне конкретные правила соблюдения субботы и праздников, семейных и социальных отношений, экономические законы и т.д., но что означает быть выделенным?
В традиционном (христианском) русском переводе слово “выделенный” - “кадош” переводится как “святой”. Получается ничего не объясняющее сочетание: “святы будьте, потому что свят Я…”. А святыми в христианстве принято называть людей, совершавших особые подвиги во имя веры, в большинстве своём жертвовавших ради этого жизнью. Но Вс-вышний не требует подвигов от “всей общины” и призывает к жизни, а не к смерти за веру.
Начнём с неочевидного парадокса: быть выделенным - значит прежде всего принадлежать к некоторому общему ряду. Часто говорят, что евреи выделяются из всех народов тем, что соблюдают шаббат, кашрут и другие заповеди. Но это не критерий выделенности: для народов мира шаббат и кашрут заповедями не являются и поэтому они их не соблюдают. Шаббат и кашрут могут быть критериями отличия евреев от других народов, но не критерием выделенности. Выделенность следует искать в общности. Пример. Человек отличается от животного наличием интеллекта, речью и т.д. Но выделенность человека из мира животных можно искать только в том, что есть общего у животных и человека. Животное пожирает пишу, человек её ест, у животного морда, у человека лицо и т.д.
Другой пример. И немцы, и французы принадлежат к одной общности: люди, европейцы. Но у каждого народа есть “выделенность”: язык, темперамент, кулинарные пристрастия, историческая память и т.д.
Рамбан кратко сформулировал закон еврейской выделенности: быть выделенными через то, что разрешено. В рамках соблюдения заповедей, во всем, что касается обычного, повседневного еврей обязан резко выделяться, внося в повседневное - Божественное.
Итак, нам предстоит стать выделенными из всех народов. Раздел указывает на ряд аспектов такой выделенности.
У всех народов мира существуют традиции подчинения младших старшим - трепет перед родителями. А мы выделены: этот трепет ограничен законами Творца, например, даже приказ родителей не является основанием для нарушения шаббата.
Почти все народы мира занимаются земледелием. А мы выделены: мы должны оставлять неубранным край поля, не должны подбирать упавшие колосья или возвращаться за забытым снопом.
Повсеместно осуждаются плохие поступки по отношению к другим людям. А мы выделены: нам запрещены даже плохие мысли - “не ненавидь брата твоего в сердце твоем”.
Все садоводы с нетерпением ждут первых плодов у саженца. А мы выделены: плоды трёх лет не употребляем в пищу, а плоды четвёртого года съедает в Иерусалиме.
В силу ряда причин люди, оказавшись далеко от своей страны, вынуждены жить среди других народов. Для таких случаев придуманы были и черта оседлости, и запрет на владение недвижимостью, и запрет на определённые профессии, и иные ограничения. А мы выделены: “как коренной житель из вас будет для вас гер (пришелец) проживающий с вами, и люби его, как себя, потому что герами были вы в стране Египет: Я - Ашем, Эло’им ваш!” (Вайикра 19:34).
Но этого мало. Вс-вышний говорит про себя: “выделен Я…”. Но, в силу предыдущих рассуждений, это значит, что Он находится в одном ряду, в общности с людьми! Как можно сказать такое о Творце? Абсолютно невозможно, за исключением единственного случая: когда Он Сам про Себя это говорит. А раз так, то следование этому принципу приводит к тому, что, хотя Творец и выделен, но составляет с нами общность. Круг замыкается. Когда Творец создавал человека (см. Берешит ), то делал его по “образу Своему” (по замыслу) и по “подобию Своему” (обладающим качествами, подобными качествам Творца, например - способностью к творчеству). А здесь, стараясь быть выделенным, благодаря своим действиям, человек поднимается до общности с Творцом.

 


Рав Менахем-Михаэль Гитик
Весна души
Весенние праздники – Песах, Сфират ґа-Омер и Шавуот – связаны не только внутренне, подобно осенним Рош ґа-Шана, Йом Кипуру и Сукот, но являют собой пятидесятидневную целостность. Их суть – рождение и становление Израиля – характеризует их как начало, что полностью соответствует идее Весны.
Авив – אביב – весна – по определению мудрецов – этоאב .י''ב  – причина двенадцати (месяцев; числовое значение י''ב – йуд-бет – двенадцать). Задача комментариев, с которыми вы вскоре познакомитесь, пробудить в нашей душе скрытые (зимние) энергетические слои, вызвать бурный духовный рост.
Рав Шимшон Рефаэль Ґирш утверждает, что единственный смысл весны на улице – вызвать весеннее обновление в нашем внутреннем мире. А если у нас в душе не воцарилась весна, то зачем она снаружи?!

Как нелюбовь превращается в ненависть
Если дни сфират а-омер являются днями радости, каковыми и были изначально задуманы, то  нереализованность этих дней, причина траура, в чем она?
С чего мы начнем? С того очевидного намека, который дают нам мудрецы, когда говорят о гибели не двадцати четырех тысяч учеников раби Акивы, а двенадцати тысяч пар. И слово «пара», очевидно, ассоциируется со  словом  хеврута. Следовательно, мы таким способом – без привлечения тяжелой артиллерии, которой мы пользовались до сих пор, можем сказать, что неуважение учеников раби Акивы друг к другу, коль скоро речь идет о хевруте, очевидно, связано с их недостаточно трепетным отношением к Торе друг друга. И мы попробуем объяснить, как это может быть, что они с недостаточным трепетом относились к Торе друг друга.
На фоне сегодня происходящего, где все активно не признают никакой точки зрения, кроме своей, это понятно. Т.е. это болезнь нашего поколения. И уже в «Цельности частного», мы сказали, что все, что начинается с маленькой трещинки, заканчивается большим обвалом. И если у учеников раби Акивы не хватило сил трепетно относиться к Торе друг друга, то понятно, почему у нас здесь никто не признает никакого мнения кроме своего, да и своего зачастую не имеет.
Изначальная сила этих дней – это сила соединения. Гибель учеников раби Акивы теперь получается видимым рубежом, за которым (от него и далее) уже нет, к сожалению, возможности для соединения. И идея траурности, как мы всегда учим, это, по крайней мере, помнить, не забывать, делать у себя знак на лбу (Хасидская притча о сумасшедших, вспоминающих о собственной ненормальности, видя знак у своих близких) и, глядя друг на друга, вспоминать о собственном несовершенстве, о собственной несоединенности.
Вопрос: «Если Тора другого еврея не нравится, как же может быть соединение?» Понимаете, если у меня запачкалась рука, это же не причина ее отрубать. Мне не нравится грязная рука, но извините, лучше грязная рука, чем вообще без руки. Но сияние при таком раскладе не получится. Когда рука грязная, сияния не получится. Но уже в том заключается работа этого поколения, чтобы не отрезать. То, что началось у учеников раби Акивы с недостаточного трепета, у нас заканчивается неприятием, отторжением. Наша задача проявлять минимум терпения, терпеть других евреев (иные мнения).

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Кедошим часть 1 все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Статистика