::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Ахарей Мот

27-04-2012, 13:38 Разместил: jude Просмотров: 3271

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Ахарей Мот
Главы 16:1-18:30
«И говорил Вс-вышний с Моше после смерти двух сыновей Аарона…».
После смерти на иврите - ахарей мот

 

Арье Юдасин
Поиграем в лотерею
Говорят, не всем лотерейные выигрыши на пользу. Надо еще суметь распорядиться неожиданным богатством. Но одна лотерея совершенно беспроигрышная. Смотрите.
«И даст Аарон двум козлам жребии, один жребий Г-споду и один жребий Азазелю». В сегодняшнем иврите выражение «лех ле Азазель» соответствует русскому «иди к черту». Азазель - это скала на краю пустыни, откуда сбрасывали одного из козлов в Йом Кипур, День Искупления. В переносном значении Азазель - ангел-обвинитель.
Тур сравнивает «жребий» из нашего пасука со жребием, который бросали перед Аманом, выбирая день истребления еврейского народа. «Сказал Б-г Аману - бесполезным делом занимаешься! Бросал Я уже жребий, и выпало Израилю (претерпеть) страдания от всех 70 (основных) народов. (Но выжить!) Это жребий Б-гу, а жребий Азазелю - чтобы искупил, унес (второй козел в пустыню) грехи Израиля».
Далее Тур подмечает, что слово «Азазель» написано трижды - грехи нам прощаются в заслугу трех праотцов. И приводит любопытную гематрию. Числовое значение слов «поселюсь среди них (евреев)» равно гематрии длинной фразы: «Хотя они в нечистоте, Мое Присутствие среди них». Это обетование веками добавляет нам оптимизма!
Учителя подчеркивают, что оба козла Йом Кипура приносились в жертву Б-гу, просто разным манером. Один пробуждал милосердие небес, другой же искупал грехи, мешающие проявиться этому милосердию. Деталям «ритуального механизма» посвящен целый трактат Талмуда.
Но зададим вопрос: почему у нашего народа случались трагедии? Даже во времена Храма, тем более после. И отчего трагедии происходят у других народов, за благополучие которых мы приносили жертвы и за которых поныне молимся? Что в «каббалистически выверенной» машине не срабатывает?
Сегодня этот вопрос нарочит. Стихийные бедствия, войны, зачастую дурацкие; применять оружие политикам стало легко, как выпить чашечку кофе. Великолепная «мирная» техника в одних местах выручает, в других же именно ее сложность и проблемы контроля приводят к «техногенным» катастрофам. Не только на атомных станциях. Медицина научилась чуть ли не голову заменять, а болезни ширятся и «молодеют»; в развитых странах голод побежден - но изобилие дает кучу побочных эффектов. Что-то в духовном механизме явно не срабатывает...
Иначе говоря: хотя и в нашей нечистоте Б-г с нами и слышит нас, хотя есть у нас «методика» искупления грехов и пробуждения милосердия - учеба, раскаяние, молитва, денежные пожертвования, посты - этого не хватает, чтобы привести мир в достойное состояние. Почему? Какой из «козлов» нынче брыкается?
Думаю, тот, который «для Б-га». Ведь что собой символизирует сбрасываемый со скалы «козел для Азазеля»? Искупление гибелью, страданием, наказание в палящей пустыне греха. Это некий аналог «скилы», «побиения камнями» - самой тяжкой из предусмотренных Торой казней для преступников. Увы, «страданий во искупление» нашему народу и всему миру ох не занимать.
Зато «козел для Б-га» символически означает искупление через искреннюю самоотдачу ради Вс-вышнего. Настоящую молитву, бескорыстное служение, действительную веру, готовность отодвинуть свое «эго» перед Его Законом. В частности, молитва «Шма, Исраэль» требует (по закону!) внутренней готовности, если потребуется, отдать жизнь ради Славы Создателя. А мы не то что «отдать душу и тело» - зачастую обуздать язык в синагоге не удосуживаемся!
Каббала утверждает, что к бедам чаще всего приводит легкомыслие. Сразу за «каль» (легкость) в алфавите следует «рам» - вознесенность, гордыня Амалека (гематрия «рам» равна 240, как у его имени). Причина же легкомыслия к духовному - наша привычка к материальному, «маске Вселенной». Люди просто не ожидают, сознательно или неосознанно, влияния духовного поступка на знакомую им жизнь.
И они отчасти правы. Тому, кто не хочет о ней думать, кто «уснул» в событиях преходящего мира, Создатель редко показывает истинную картину реальности. Не ожидающий от молитвы «ответа» - его и не получит. Для него, говоря словами Рамбама, «мир по своему обычаю движется». Только разумно ли это - отказываться от Высшего Милосердия, от искупления? От жизни, достойной человека? Стоит ли доставать в беспроигрышной лотерее единственный никогда не выигрывающий билет?

 

О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. Эта глава начинается с законов Б-гослужения в Микдаше (Мишкане или Храме) в Йом Кипур - День Искупления. С самого начала дается предупреждение, что необходимо соблюдать эти законы именно так, как заповедал ХаШем, во избежание повторения трагедии, произошедшей при Освящении Мишкана. Тогда
Надав и Авиху, старшие сыновья Аарона, умерли, когда самонадеянно приблизились и начали выполнять службу так, как не велел ХаШем.
2. Помимо утреннего и вечернего приношений Корбан Тамид и дополнительного Кобран Мусаф по случаю Йом Кипура, Тора заповедует и другие Корбанот, которые следует приносить в этот святой день. Кохен Гадоль (Первосвященник) должен принести Корбан Хатат за себя и свою семью, а также Корбан Хатат за
всех Коханим. Еще один Корбан Хатат приносится за весь еврейский народ. Как и в случае всех Корбанот Хатат, перед их приношением следует исповедоваться Б-гу в содеянных грехах и попросить у Него прощения. Это проделывает за весь народ Кохен Гадоль, его представитель перед Б-гом. Помимо этих Корбанот приносится также Корбан Ола за Первосвященника и за весь народ, и совершается особое сожжение благовоний в самой Святой Святых - исключительный случай. Благовония, которые сжигаются без остатка, символизируют полное посвящение себя Б-гу. Только посредством этого облака воскурений, - постановляет ХаШем, - сможет Кохен Гадоль, представляющий весь еврейский народ, постичь все величие Б-га в Святой Святых. Самое святое место на земле, и самый святой день в году, в который мы отказываемся от всех физических удовольствий, потому что так повелел ХаШем (чтобы лучше прочувствовать характер этого великого и священного дня), и полны решимости отныне всегда исполнять Его волю. Так, в состоянии святости и смирения, можем мы надеяться стать ближе к нашему Святому Б-гу, Чье Присутствие проявляется с такой силой в Святой Святых Микдаша, находящегося среди нас.
3. Б-гослужение Первосвященника в Йом Кипур обременительно и трудно. Поэтому он должен изучить свои обязанности за несколько дней до наступления праздника и прорепетировать службу. При выполнении службы во Дворе Мишкана или в самом Мишкане он облачается в свои особые величественные одеяния. Для тех же этапов службы, которые необходимо проводить в Святой Святых, он одевает лишь четыре одеяния обычного Кохена, но эти одежды должны быть сделаны из белого льна высшего качества. При каждой смене одеяний он окунается в Микве (ритуальном бассейне), а перед проведением каждого этапа службы и после него омывает руки и ноги в Медном Умывальнике, установленном в Микдаше.
4. На определенных этапах службы в Микдаше, по повелению Торы, никто не должен находиться внутри, когда туда входит Кохен Гадоль. Нам трудно представить себе всю чистоту, благоговение, сосредоточенность, возвышенность и святость мыслей Первосвященника, когда этот праведнейший и святой человек, духовный лидер всего еврейского народа, его представитель перед Б-гом, исполнял все, что ему заповедовано. Человек наедине с Б-гом в величественном Святилище, а снаружи - огромная молчаливая масса людей, которые на него полагаются, стоит в искреннем раскаянии и волнующем ожидании. Каждый раз (их три), когда Кохен Гадоль исповедуется перед Б-гом за еврейский народ, он распевает Великое Непроизносимое Имя Б-га. Услышав это Имя, произнесенное в чистоте и святости, Коханим и весь народ, находящиеся во Дворе Микдаша, падают ниц и восхваляют Б-га, Который дарует прощение Своему кающемуся народу. А когда они своими собственными глазами видят знак, что ХаШем их действительно простил (алый лоскуток шерсти, выставленный на всеобщее обозрение, чудесным образом белел), их уверенность во всепрощении Б-га и его благосклонности переходила в радость и полноценное счастье. Воистину благословен святой народ, который испытывает подобную близость к Б-гу: счастье народу, которому выпал такой удел; счастье народу Б-жьему..
5. Корбан Хатат, который приносит Кохен Гадоль в Йом Кипур за весь народ, необычен тем, что состоит из двух составных Корбанот. Тора устанавливает, что для этого приношения нужно взять двух козлов, ибо природа этого животного напоминает такие качества, как упрямство, неуступчивость, а также способность
противостоять любым требованиям и внешнему давлению - эти качества приводят к совершенно разным результатам. Один козел приносится в жертву как Корбан Хатат на Алтаре Микдаша, таким образом, символизируя посвящение себя Б-гу и Его Торе. А другой, над которым исповедуются все грехи народа, отсылается в скалистую и опасную пустыню, и там, вдали от Святилища Б-га, он находит свой конец - его сбрасывают со скалы в обрыв. Так оно и с нами: если человек желает починиться Воле Б-га и упорно отказывается отклониться от своих обязанностей перед Ним, то он может подняться на такой высокий духовный уровень, что будет допущен до святого Мишкана и даже, так сказать, до Алтаря. Его жизнь становится постоянным движением вперед в служении Б-гу. Но тот, кто будет упорно отклоняться от исполнения Воли Б-га, упрямиться, как козел, и не даст Торе руководить своей жизнью, причинит себе зло и будет обречен на всевозможные неудачи и беды, пока не кончит полным и страшным крахом.
6. Глава продолжается описанием некоторых других, более общих законов Корбанот и устанавливает, что их можно приносить только в освященном Б-гом Месте - Микдаше. Более того, приношение Корбанот вне Микдаша рассматривается как некоего рода .духовное убийство. и карается одним из самых суровых наказаний - Карет.. Ибо подобное действие представляет собой отрицание самой концепции Корбанот. Одним из основных уроков Корбанот является то, что нам следует посвятить Б-гу всю свою жизнь (представленную различными частями Корбанот, которые приносятся на Алтарь) и прожить ее в рамках Торы, чтобы ее направляли и освящали заповеди Б-га, ключевые для самого нашего существования. Таким же образом, Микдаш - символ Б-жественного Присутствия - находится не где-то далеко, а среди нас, в центре еврейского народа. Поэтому Корбанот (нашу жизнь) следует приносить именно в центральный Микдаш (посвящать Торе).
7. Аналогично Тора строго воспрещает (опять же под страхом наказания .Карет.) любому из нас есть кровь, поскольку кровь символизирует саму жизнь (по этой причине кровь Корбанот на Алтаре, по повелению Б-га, служит искуплением для человека). Запрещается даже кровь животных, которые негодны для принесения в
качестве Корбанот. И когда таких животных или птиц забивают для употребления в пищу, Тора повелевает покрывать их кровь землей, и таким образом символически хоронить. Так Тора учит нас уважать кровь съедаемых нами животных - их жизненную силу, ибо любая жизнь священна.
8. Итак, Тора преподала законы Б-гослужения в Йом Кипур и учение о духовном подъеме, связанным с приношением Корбанот вообще. В следующей части этой главы Тора увещевает нас воздерживаться от низкого и постыдного поведения и обычаев, которые столь резко противоречат той святости и чистоте, которую ожидает ХаШем от нас, Своего Народа. Тора предостерегает нас не учиться у аморальных египтян, среди которых мы жили, и не подражать развращенным кнаанеям в Земле Израиля, с которыми нам предстоит столкнуться. Даже если их обычаи покажутся привлекательными, они все равно дозволяют всяческую непристойность, и нам ни в коем случае нельзя следовать их мерзостям, ибо это приведет к нашему моральному и физическому уничтожению, к чему в конечном счете неизбежно привел этот образ жизни и их самих. Тора же, напротив, является нашим гарантом против физического и морального краха, и только при соблюдении и исполнении заповедей сумеем мы выжить: .Следуйте Моим законам и соблюдайте Мои постановления, ибо Я ХаШем, Б-г ваш. Оберегайте Мои наставления и законы - только исполняя их, как следует, может человек жить полноценной жизнью - Я ХаШем..
9. Далее следует список запрещенных браков и отношений, а также дальнейшие предостережения против идолопоклонства и прочих мерзких обычаев языческих народов. Тора предупреждает, что Земля Израиля не потерпит от своих жителей подобных аморальностей; она изрыгает тех, кто оскверняют себя и ее, Святую
Землю Б-га. Ибо нельзя сравнить человека, который не соблюдает царские законы в отдаленной провинции с тем, кто нарушает их прямо в царском дворце.
10. Глава заканчивается призывом Б-га к нам .охранять все то, что Я вам дал для соблюдения (то есть, законы Торы), чтобы не допускать ничего из этих мерзостей, что совершали перед вами; так вы не осквернитесь ими - Я ХаШем, Б-г ваш.. Здесь содержится ясное указание установить .ограждения. вокруг законов Торы и держаться подальше от всего того, что может помешать нашему исполнению Законов
Б-жьих. Так наши мудрецы приняли различные постановления, чтобы охранить законы Торы от нарушения, и, со своей глубокой проницательностью и знанием сущности человеческой натуры, охранили нас даже от случайного осквернения Законов Б-га. Только благодаря этим раввинским постановлениям наших духовных лидеров (которые затрагивают все сферы нашей жизни) Тора - вместе с ее народом - так хорошо сохранились сквозь века до сего дня.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Ахарей Мот
В отношении Ѓафтары глав Ахарей Мот и Кдошим существуют различные обычаи. В не-високосный год эти главы всегда читают вместе. Обычно, когда читаются вместе две главы Торы, то с ними читается Ѓафтара второй. Но в случае совмещенных глав Ахарей Мот и Кдошим делается исключение, и читается Ѓафтара главы Ахарей Мот. Она взята из Книги Амоса, одной из более коротких книг Пророков, составляющих группу «Двенадцати»: глава 7, фразы 7 - 15. (Кстати, это один из самых коротких отрывков, используемых для Ѓафтары, в нем только девять фраз.) Таков обычай ашкеназов. Сефарды же не делают исключения из общего правила совмещения глав, поэтому, когда Ахарей Мот и Кдошим читаются вместе, сефарды читают Ѓафтару главы Кдошим, и по их обычаю она берется из книги Йехезкеля: глава 20, фразы 2 - 20.
В високосный год эти две главы читают раздельно, каждую в свою неделю, и тогда с главой Ахарей Мот, как уже говорилось, читают Ѓафтару из книги Амоса, а с главой Кдошим - Ѓафтару из книги Йехезкеля: глава 22, фразы 1 - 16. Но если на воскресенье за Шаббатом главы Ахарей Мот выпадает Рош Ходеш (Начало месяца), в каком случае на тот Шаббат читают Ѓафтару «Махар Ходеш» («Завтра Рош Ходеш», взятую из Первой книги Шмуэля, гл. 20, фр. 18 - 42), или если Шаббат главы Ахарей Мот является
последним перед Песахом и становится Шаббат ХаГадоль, в каком случае читается особоая Ѓафтара на Шаббат ХаГадоль (взятая из книги Малахи, гл. 3, фр. 4 - 24), то в обоих этих случаях Ѓафтару главы Ахарей Мот прочитают на следующий Шаббат с главой Кдошим.
Согласно другой традиции, ашкеназы берут Ѓафтару к главе Ахарей Мот из книги Йехезкеля, из главы 22: фразы 1 - 16, а Ѓафтару к главе Кдошим - из книги Амоса, главы 9: фразы 7 - 15 (описанная здесь как Ѓафтара главы Ахарей Мот), а сефарды читают с главой Ахарей Мот Ѓафтару из книги Амоса, а Ѓафтару к главе Кдошим берут из книги Йехезкеля, главы 22: фразы 1 - 16 (а по еще одному обычаю, из
главы 20: фразы 2 - 20).

1. Связь между этой недельной главой и Ѓафтарой заключается в том, что в обеих содержится предупреждение, что если еврейский народ не будет хранить верность Б-гу и соблюдать Его Тору, то будет изгнан из своей Земли.
2. Пророк Амос был старшим современником пророков Хошеа и Йоны. Они жили в эпоху царя Йеровама Второго (сына Йоаша), который правил в северном царстве Израиля. В этом пророчестве (которым завершается его книга) Амос провозглашает, что ХаШем положит конец этой прогнившей династии, которая эксплуатирует бедняков и слабых, и купается в роскоши (практически все цари отколовшегося Израильского царства были плохими, поклонялись идолам и уводили народ от соблюдения Торы), но пощадит праведных. Весь народ, так сказать, будет проверен, чтобы отсеять всю нечисть и сохранить все добро.
3. Царь и его министры не желают видеть Б-жью Десницу в мировых событиях, говорит Амос. Они предпочитают не замечать, как изгонялись, а потом вновь поучали свободу другие народы, как еврейский народ, которого ХаШем освободил из Египта. Но поскольку это Его народ, Он ожидает от него более высокого уровня праведности, и грешники, которые повели свой народ по такому плохому пути, будут уничтожены.
4. Но потом, когда весь народ возвратится к Б-гу и Торе, то будет восстановлен дом Давида, и народ вновь поселится на своей земле. Он вновь отстроит разрушенные города и вновь сможет наслаждаться, без всяких потрясений, превосходными и обильными плодами земли, дарованной им Б-гом.

Обзор Ѓафтары главы Ахарей Мот согласно обычаю сефардов, по которому она взята из Книги Йехезкеля, главы 22, от фразы 1 до фразы 16. (Ашкеназы, которые читают эту Ѓафтару, продолжают до фразы 19.)

1. Пророк Йехезкель бен Бузи, Кохен, жил в эпоху разрушения Первого Храма Навуходоносором, царем Вавилона, и последовавшего рассеяния еврейского народа - изгнания в Вавилон и в другие страны. Таким образом, он был современником пророка Ирмии (который был духовным лидером того поколения и главой Санхедрина), а также и других пророков, включая Хабакука, Цфанию и Хагая. В последние годы перед Разрушением он предупреждал о надвигающейся катастрофе, которая постигнет народ, если не раскается. Его крика была резкой, он пытался повергнуть неохотных слушателей в шок, чтобы раскаялись. К сожалению, это не помогло.
2. Когда Навуходоносор увел в плен духовных лидеров народа и представителей его правящих классов, то среди тех десятков тысяч людей был и Йехезкель. Эти первые изгнанники принялись строить в диаспоре еврейскую общину (следуя наставлениям Ирмии), и таким образом, когда восемнадцать лет спустя был
разрушен Храм, и большинство народа было изгнано в Вавилон, люди нашли на месте своего изгнания уже установившуюся общину с функционирующей инфраструктурой учебных заведений (хедеров и ешив), Микваот (ритуальных бассейнов) и синагог.
3. Следует также отметить, что, хотя это Разрушение и Изгнание было первым, которое мы испытали, и потому мы были весьма травмированы, тем не менее, нам разрешили и дали возможность построить в Вавилоне собственные общины. Да, еврейский народ был побежденным, а Навуходоносор был тираном. Но он обращался с еврейским народом уважительно и осознавал, что они - благородный народ, Народ Б-га. Евреи как народ не подвергались унижениям, и их не стали целенаправленно преследовать и обижать.
4. Связь между недельной главой и Ѓафтарой заключается в том, что в главе дан список запретов аморальных обычаев, которые мы видели в Египте, и с которыми нам предстояло столкнуться в земле Кнаан. А Ѓафтара - это укор Йехезкеля жителям Иерусалима за то, что нарушают запреты Торы, призыв немедленно прекратить эти грехи и предупреждение, что за их совершение последует суровое наказание.
5. Призванный Б-гом отчитывать людей за грехи, Йехезкель был весьма резок в своем осуждении виновных. Но его острая и всеобъемлющая критика была умерена любовью и заботой о своем народе. И когда все-таки пришло Разрушение, он наряду с другими пророками того времени стал народным утешителем. Йехезкель говорит народу, что эта опала - не вечная, и что ХаШем готов взять Своих сынов назад, если только раскаются в своем поведении и вернутся к Нему и Его Торе. Во мгле отчаяния и разрухи Йехезкель предстает, как луч надежды и воодушевления для своего народа, что они выживут это Рассеяние и что всегда останутся Народом Б-га.
6. Читая резкие высказывания Йехезкеля (а также и других пророков), следует помнить, что пророки часто использовали выражения, которые, на первый взгляд, преувеличивали степень совершенных на деле грехов. Так, (1) они часто осуждают весь народ за проступки отдельных индивидуумов. (2) Во многих
случаях совершенный грех был на самом деле гораздо менее тяжким, чем то кажется из их слов. (3) И во многих случаях, несмотря на то, что о грехе говорят так, как будто он повторялся много раз, на самом деле он совершался редко.
7. Но для этих преувеличений есть причины. (1) Когда индивидуум открыто неповинуется Торе и совершает грех, он поступает так только потому, что знает, что люди отнесутся к этому терпимо, и ему сойдет с рук, иначе не посмел бы. Поэтому ответственность за этот грех разделяют все. (2) Легкое нарушение почти всегда ведет к более серьезным формам греха, поэтому зло следует пресечь в корне. (3) Наконец, если грех повторяется, то его психологически начинают меньше воспринимать как нечто запретное, поэтому его следует пресечь при первом же нарушении.
8. Чтение этих предостережений Йехезкеля нашему народу в те далекие времена воистину помогает нам осознать, каким великим народом мы являемся, и какая лежит на нас ответственность. Ибо если пророк отчитывает наш народ за эти незначительные проступки, и так резко, то ведь это свидетельствует о том, какой высокий уровень ожидается от нас как от Избранного Б-гом народа. И этот урок остается актуальным сегодня в не меньшей степени, чем был тогда.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
После смерти двух сыновей Аарона Б-г велит ему и другим коэнам быть осторожными в храмовой службе. Описаны действия первосвященника в Йом-Кипур. После тщательной подготовки, облачившись в специальные одежды, коэн-гадоль вступает в Святая Святых Храма. Он приносит жертвы, включая двух козлов, одного из которых берут по жребию для жертвенника, а второго, “козла отпущения”, посылают с грехами всего народа в пустыню, “к Азазелю”. Тора требует от всех евреев: 10 тишрея (в Йом-Кипур) “смиряйте души свои и никакой работы не делайте”. Далее повторяется строгий запрет на употребление крови в пищу. Кровь мертвых птиц и диких животных надо покрывать песком или опилками. Тора запрещает евреям подражать аморальным обычаям египтян и ханаанеев. Перечисляются запрещенные половые связи между родственниками; резко осуждаются гомосексуализм, скотоложство и принесение в жертву детей.

 

Без нейтральной полосы
«И положит (первосвященник) смесь благовоний на огонь пред Б-гом...» (16:13).
Лет тридцать назад, когда Швейцария еще пользовалась репутацией нейтральной страны и ее тайное сотрудничество с нацистами не было достоянием гласности, рав Ицхак Хутнер сказал: «Между еврейским народом и Владыкой Вселенной нет Швейцарии». В жизненном пути еврея не существует нейтральной полосы, где бы он мог расслабиться или дать себе поблажку. Еврей постоянно находится на службе: 24 часа в сутки, семь дней в неделю и 365 дней в году. Иудаизм - это не религия, которая позволяет верить только сердцем и посещать храм раз в неделю, по воскресеньям, а в остальное время забыть о Б-ге и заниматься другими делами. Иудаизм требует напряжения всех сил и концентрации всех помыслов. Еврей всегда на службе.
В каждой сфере нашей жизни заложен потенциал святости. Иначе и быть не может. Ведь мир создан с одной-единственной целью: наделить человека свободой выбора, чтобы он мог по собственной воле приблизиться к Творцу и тем самым обрести высшее счастье. Поэтому каждый аспект Творения ведет к этой цели и, следовательно, несет в себе частичку святости.
Если допустить, что какой-то элемент не является средством достижения святости, значит, он лишний в структуре Творения. Предположить такое равносильно обвинению Б-га в «производственной халатности», в попытке впихнуть лишние детали в сложнейший механизм Вселенной, что, разумеется, невозможно.
В эпоху Второго Храма перед каждым Йом Кипуром мудрецы предупреждали первосвященника, чтобы он не отклонялся ни на йоту от порядка службы, ничего не добавлял и не убавлял. После этого они расставались в слезах. Коэн-гадоль плакал из-за того, что его подозревали в намерении исказить службу, а мудрецы плакали, потому что у них были основания для таких подозрений.
Некоторые храмовые священники были тайными саддукеями («цадоким»), «реформистами» библейской эпохи. Саддукеи предлагали, в частности, изменить порядок воскурения благовоний, главного элемента храмовой службы в Йом Кипур - чтобы первосвященник клал благовония на огонь до вступления в Святая Святых вопреки указанию Устной Торы, которая требовала зажигать их только внутри помещения, «пред Б-гом», и ни в коем случае не снаружи.
Обычай саддукеев отражал их отношение к Б-гослужению в целом. Они считали, что нельзя «готовить еду для Владыки у Него на глазах». Хороший слуга варит обед для хозяина на кухне и лишь затем приносит еду в гостиную и ставит на красиво сервированный обеденный стол. Вот почему, говорили они, воскурения надо готовить и зажигать заранее, перед входом в Святая Святых, а «не на глазах у Хозяина».
Однако Устный Закон отстаивает прямо противоположный принцип: все действия человека, даже самого интимного характера, должны совершаться в «Святая Святых», ибо Б-г видит все и ничто не ускользнет от его взгляда, где бы мы ни находились - перед завесой или за ней.
Ведь между нами и Владыкой Вселенной нет «Швейцарии».

Ури Линец
Жена и дети
После описания смерти Надава и Авиу, Тора в нынешнем разделе подробно описывает службу Главного Коэна (Первосвященника) в Йом Кипур. Структура службы такова. Главный Коэн (сегодня это Аарон, а в следующих поколениях - один из его потомков) искупает все ошибки и промахи народа Израиля, в том числе и совершённые неосознанно, отдельно искупает ошибки и промахи совершённые им самим и его семьёй. Только после этого он может войти в Кодэш Кодашим (Святая Святых) Мишкана к Ковчегу и там воскурить благовония и произнести имя Вс-вышнего. После этого он очищает кровью жертвенных животных сам Мишкан и жертвенник, искупая тем самым все ошибки, которые могли быть совершены в службе в течение года.
Тора приводит много важных подробностей, регламентирующих эти действия Главного Коэна и его помощников, указания об их специальной одежде, подготовке, соблюдении чистоты во время всех операций, но начинается с того, что: “с этим войдёт Аарон в Кодэш: с быком, сыном быка для хатат и бараном для ола. … И от общины сынов Исраэля возьмёт два козла коз для хатат и барана одного для ола. И приблизит Аарон быка хатат, который его, и искупит за себя и за дом свой” (Вайикра 16:3-6).
“Бык, сын быка” - молодой бык, предназначенный для искупления (“хатат”) ошибок совершенных Главным Коэном в течение года. Это искупление дополняется жертвой всесожжения - “ола”. Разумеется, оно сопровождается тшувой - внутренним исправлением. Наши мудрецы поясняют, что под словом “дом свой” имеется в виду жена Главного Коэна, а обязательность этой операции подразумевает, что Главный Коэн должен быть женат. Интересно, что это условие применимо только к Йом Кипуру: в остальную часть года Главный Коэн может выполнять свою службу неженатым. Также не требуется быть женатым рядовым коэнам, работавшим в Мишкане.
Йом Кипур - высочайшая духовная служба, когда наиболее выделенный из евреев - Главный Коэн, служит в наиболее выделенном месте - Кодэш Кодашим, в наиболее выделенный день года. Почему же так важно, чтобы он проводил эту службу будучи женатым, тогда как всю предшествовавшую этому дню неделю он не имел права приближаться к своей жене? Тора называет жену Главного Коэна его “домом”. Какие особые качества превращают “жену” в “дом”? Что здесь имеется в виду?
Великий мудрец эпохи Талмуда рабби Йоси однажды сказал: “Свою супругу я всегда называю не “женой”, а “домом”. Говоря так, рабби Йоси хотел указать, что он прекрасно осведомлен о высшей цели брака - исполнить заповедь “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и завоёвывайте её” (Берешит 1:28). То есть женится необходимо, чтобы построить еврейский дом и наполнить его детьми. Поэтому и супругу свою он воспринимал не только как “жену”, но и как “дом”.
Мнение это не являлось общепринятым, другие мудрецы называли своих супруг “женами” и не называли “мой дом”, потому что понимали - жена желанна сама по себе, даже без детей, которые делают её “домом”. Согласно Торе во время первого года женитьбы, когда детей еще нет, муж освобождается от воинской службы и иных государственных обязанностей, он “чистым будет для дома своего год один, и будет радовать Жену свою, которую взял” (Дварим 24:5) . Очевидно, что Тора признаёт ценность отношений между мужем и женой как таковых, независимо от наличия детей. Но степень святости рабби Йоси была столь велика, что его взгляд на супружескую жизнь прежде всего подразумевал: брак - это дети. Так, думая о жене, он видел идеальный результат своего брака - еврейский дом, наполненный детьми.
В Йом Кипур на Главном Коэне лежала огромная ответственность - ему надо было добиться искупления моральной нечистоты сынов Израиля. А для этого он должен был в первую очередь очистить себя, подняться на вершину вершин духовных высот, в частности, воспринимая свою жену так, как это делал рабби Йоси, то есть считая её исключительно своим “домом”.
Но когда Главный Коэн находится на таких ступенях выделенности, Тора принимает меры для ограничения его гордости. Вместо золототканых одежд их восьми предметов, он одевает четыре предмета одежды, как рядовой коэн: “Ктонэт льна выделенный (длинная, ниже колен, рубаха) оденет и михнасаим льна (короткие брюки до колен) будут на плоти его, и авнэтом льна (длинный пояс-кушак) опояшется, и мицнэфетом льна (шапка) покроет голову - одежды выделенности это - и омоет в воде плоть свою, и оденет их” (Вайикра 16:4). Выделенность Главного Коэна здесь не в сверкающих парадных одеждах, а в его моральной чистоте, символ которой - белоснежный лён.

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
О козлах и капусте
Наша недельная глава продолжает тему жертвоприношений. В разделе 17 мы читаем об особой заповеди, которая имела место только для пребывания сынов Израиля в пустыне: "И ГОВОРИЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: "ГОВОРИ АhАРОНУ И ВСЕМ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИ ИМ: ВОТ ЧТО ПОВЕЛЕЛ Б-Г СКАЗАТЬ: ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ДОМА ИЗРАИЛЯ, КОТОРЫЙ ЗАРЕЖЕТ БЫКА, ИЛИ ОВЦУ, ИЛИ КОЗУ В СТАНЕ, ИЛИ ЗАРЕЖЕТ ИХ ВНЕ СТАНА, А КО ВХОДУ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ НЕ ПРИНЕСЕТ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ Б-ГУ ПЕРЕД ШАТРОМ Б-ГА, - ТО КРОВЬ ВМЕНЕНА БУДЕТ ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ВИНУ: КРОВЬ ПРОЛИЛ ОН, И ОТТОРГНУТ БУДЕТ ЧЕЛОВЕК ТОТ ИЗ СРЕДЫ НАРОДА СВОЕГО."
Иными словами, в пустыне евреи имели право вкушать только жертвенное мясо, а не "хулин" (обычное, как сегодня). За нарушение этого запрета, т.е., если кто-либо резал животное, которое собирался съесть, не во дворе Скинии Завета, ему грозило исключительно строгое наказание – "карет", отторжение души от общей души народа Израиля. Более того, этот проступок приравнивается Торой к убийству человека, как сказано: "кровь он пролил". И строгость наказания, и сравнение с убийством требуют объяснения – ведь возможно, что человек не имел в виду ничего дурного, всего лишь хотел поесть мяса. Чтобы рассеять подобное недоумение, Тора сразу же за этими стихами приводит две причины подобной строгости: 1) "ДАБЫ ПРИНОСИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ЖЕРТВЫ СВОИ, КОТОРЫЕ ОНИ РЕЖУТ НА ПОЛЕ, И ПРИНОСИЛИ Б-ГУ КО ВХОДУ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, К КОhЕНУ, И ПРИНОСИЛИ БЫ ИХ В ЖЕРТВЫ МИРНЫЕ Б-ГУ. И ОКРОПИТ КОhЕН КРОВЬЮ ЖЕРТВЕННИК Б-ГА У ВХОДА В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, И ВОСКУРИТ ЖИР В БЛАГОУХАНИЕ, ПРИЯТНОЕ Б-ГУ. ….
2)… И ЧТОБЫ НЕ РЕЗАЛИ БОЛЕЕ ЖЕРТВ КОЗЛАМ (ДЕМОНАМ), ЗА КОТОРЫМИ ОНИ БЛУДНО ХОДЯТ…"
Итак, первая причина заключается в том, что все в мире принадлежит Вс-вышнему. Для осознания этого факта необходимо, чтобы человек ежедневно совершал некие действия, призванные напомнить ему об этом. В пустыне сыны Израиля питались в основном маном, который выпадал с неба. Тут не нужно было лишних телодвижений – любой человек осознавал, что это является чудом. Однако у многих из евреев был с собой скот, ведь сказано, что они "опустошили Египет" перед Исходом. И если бы Тора позволила им резать животных и есть мясо как обычно, то урок, который народ должен был усвоить в пустыне, был бы не полным – имея под рукой стадо, человек не будет полагаться на Вс-вышнего в той же степени, как тот, у кого нет ни куска пропитания на завтрашний день! А ведь в этом-то и состоял урок – ман нельзя было не то что накопить впрок, а даже оставить на следующий день – он сразу начинал гнить, наполнялся червями и становился ядом. Выход из положения: хочешь есть мясо – веди животное к Скинии Откровения и оформляй как жертву Вс-вышнему со всеми вытекающими, как то: ощущение трепета и радости при приближении к Творцу, раскаяние в грехах, и, само собой, отделение части жертвы для воскурения на жертвеннике и для когэнов. Хочешь-не хочешь, а вспомнишь, что все в мире, да и сам человек, принадлежит Вс-вышнему, Который, по милости своей, дал человеку возможность пользоваться этим миром.
Разобравшись с первой причиной, перейдем ко второй, тоже немаловажной. Тора говорит об опасности рецидивов идолопоклонства: "… и чтобы не резали жертв козлам…" Само слово "козлы" означает на иврите еще и "черти", "демоны". Не случайно в представлении многих народов чертей изображают козлоподобными. Для лучшего понимания этого момента нам придется обратиться к комментарию великого раввина и философа, жившего в Германии в XIX веке, рабби Шимшона бар Рафаэля Гирша, слова которого, ввиду их огромной важности, я привожу без купюр. Он утверждает, что "основополагающей мыслью предыдущей главы, говорящей о службе Йом Кипура, было предупредить нас об ошибке, в соответствии с которой мы, не распознавшие возвышенного идеала нравственного совершенства и, в то же самое время, наделенные на деле несовершенством, не замечаем пропасти, все еще отделяющей нас от того, чтобы заслужить близость Б-га. Эта ошибка неминуемо приведет нас к тому, что мы, подобно молодым когэнам Надаву и Авигу, будем приветствовать экзальтацию одного торжественного мига как доказательство достижения совершенства. И тогда нам не удастся осознать, что не мимолетные мгновения восторга, позволяющие забыть о земных заботах, а лишь благочестие в повседневной жизни, выражаемое посредством неослабного внимания к нашим обязанностям по отношению к Б-гу в каждой фазе нашей жизни, может привести нас к возвышенному уровню близости к Б-гу, как это символизирует гора Мория. По этой причине в главе 16 утверждается, что, если мы хотим переступить порог Святая Святых, мы должны, прежде всего, подвергнуть тщательному анализу свою прошлую жизнь. Когда мы стоим перед жизненным идеалом, который сияет из Святая Святых Закона, мы получаем приказ избавиться от заблуждения, что мы уже достигли определенной меры величия, и приближаться к Святилищу с единственным лишь чувством обновленной решимости стремиться к поставленной перед нами возвышенной цели. Смысл же этой главы, напротив, в том, чтобы предупредить нас о противоположной ошибке: о стремлении отделаться от благородства нравственного человеческого достоинства, о поворачивании спиной к тому нравственному идеалу человечности, о котором Сам Б-г свидетельствует в Своем Святилище, об отвержении этого идеала как притворной самонадеянности. Потому что если бы наша позиция была такова, мы рассматривали бы в качестве основы положения человека не его связь с Б-гом, а его родство с животным миром, и мы заботились бы не об исполнении нравственного закона Б-га, но только об удовлетворении животных вожделений как цели человеческого существования. Обе эти ошибки, чрезмерная самонадеянность, с одной стороны, и самоуничижение до животного уровня, с другой, лишают нас правильного понимания того, чем нам следует быть и как вести себя, не позволяют нам исполнить свое призвание."
Предыдущая глава рассказывает о козле, который символизирует чувственное животное начало, который не знает ограничений в удовлетворении своих инстинктов и который, поэтому, принадлежит дикой природе, а не человеческому обществу, основанному на Святилище нравственного Б-жественного Закона. В книге Йешайягу козлы также олицетворяют необузданность лесов и пустыни ("И козлы будут танцевать там"(13:21), "И козел будет кричать своему ближнему"(34:14)). (И у других народов, в частности, у греков, козлоподобные сатиры были неотъемлемой частью вакхической оргии.) Следовательно, нет большего контраста идеалу нравственного Закона, данного Б-гом человеку, Закона, храня верность которому человек может приблизиться к Б-гу, чем "козлы в открытом поле". Человек, который приносит свою жертву, символизирующую его личность, не "Б-гу, ко входу в Шатер Собрания к когэну", не для того чтобы приблизиться к Б-гу, к Святилищу Его Закона, в роли слуги Закона, установленного Б-гом для человека в качестве средства и условия достижения Его близости, а "козлам в открытом поле", заявляет, тем самым, что он сделал своим идеалом животное начало, которое без удержу удовлетворяет свои инстинкты. И этим он отрицает, что человек обладает Б-жественными чертами, которые специфически отличают его от животного. Вместе с материалистами нашего времени и материалистами других исторических эпох он считает животную чувственность тем, что объемлет и исчерпывает человеческое предназначение, порывая, тем самым, последние нити, которыми он был связан со своей принадлежащей Б-гу человечностью. Такой человек будет "искоренен из среды своего народа", так как он совершил акт духовного убийства. Поэтому: "Как кровь это засчитается тому человеку; кровь он пролил" (ст. 4). Ибо когда Слово Б-га разрешило убивать животных, но, напротив, заклеймило убийство человека как тягчайший изо всех грехов, оно обосновало это уважением к образу Б-га в человеке. Так как человек был создан по подобию Б-жьему, то его природа полностью отличается от природы животного и намного превосходит ее. Поэтому тот, кто берет жертву, долженствующую символизировать личность человека и, вместо этого, превращает ее в символ животного начала, виновен в столь серьезном нарушении Б-жественного образа, по которому был создан человек, что "как кровь это засчитается тому человеку; кровь он пролил"!
Как говорится, комментарии излишни! Возможно, что с первого прочтения, мой уважаемый читатель, тебе будет трудно осилить слегка тяжеловесный стиль рабби Гирша – не сочти за труд перечесть два последних абзаца еще раз. Тогда станет ясна величественная концепция, пролагающая путь человека, как служителя Вс-вышнего, между двумя крайностями, по пути "золотой середины".
Наш Шабат называется Шабат га-Гадоль (2011 год), Шабат великого (чуда), которое, согласно многим мнениям, заключалось в том, что сыны Израиля сумели преодолеть рабское в себе и взяли, по приказу Вс-вышенго, тех самых козлов, точнее, козлят, которым поклонялись египтяне, чтобы держать их в домах в течение трех дней, и затем принести в пасхальную жертву. Чудо состояло как в том, что египтяне не смогли им помешать это сделать, так и в том, что они вообще осмелились пойти на это. Ведь подобный поступок требовал недюжинной гражданской смелости и был равносилен тому, чтобы, скажем, в годы культа личности прийти на Красную площадь и спокойно колоть орехи бюстиком "вождя всех времен и народов". В этом их поступке они продемонстрировали свою готовность "выдавить из себя рабов", т.е. открыть в себе человека, сотворенного по образу и подобию Творца. Так наши предки стали на путь самосовершенствования, который спустя малое время привел их к подножию горы Синай.

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Ахарей Мот все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Статистика